Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методика выполнения учащимися задания С6 ЕГЭ по истории.

    Выберите действие:

Методика подготовки учащихся к выполнению задания С6 ЕГЭ по истории (исторический портрет) 

 

1)Пример задания (из Демоверсии ЕГЭ по истории 2012 г.)

 

Ниже названы три исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГОи выполните задания:

 

  1) Дмитрий Донской;      2) М.М. Сперанский;     3) Н.С. Хрущёв.

 

Укажите время жизни исторического деятеля (точное указание лет жизни не требуется). Дайте краткую характеристику основных направлений и результатовего деятельности (событий, достижений и т.п.).

 

2) Особенности задания:

 

1.Задание является альтернативным, т.е. на выбор предлагается три исторических деятеля, давать характеристику необходимо только одному из них на выбор ученика.

2.Задание состоит из двух частей:

 

1)Указание времени жизни (дат правления) = 1 балл. (К1)

2)Характеристика основных направлений деятельности и ее результатов(событий, достижений и т.п.) = 4 балла. (К2)

    *если время жизни указано верно, но при характеристике деятельности допущены существенные ошибки, ответ          оценивается 0 баллов.

 

3. В К2 (характеристика направлений и результатов деятельности) отсутствует указание на необходимый                                   минимум направлений деятельности для получения высшего балла. В критерии указано:

А) охарактеризованы основные направления и результаты = 4 балла.

Б) Правильно указаны основные направления и результаты деятельности, при их характеристике допущены                            фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла.

ИЛИ Правильно указаны несколько направлений деятельности, без фактических ошибок дана характеристика                      только одного из них и результатов деятельности = 3 балла.

 В) Правильно указано и охарактеризовано только одно из нескольких направлений деятельности, без                                      фактических ошибок дана характеристика результатов деятельности.

 ИЛИ Правильно указаны и охарактеризованы только основные направления деятельности личности.

 ИЛИ Правильно указаны без характеристики основные направления деятельности личности, без фактических                        ошибок дана характеристика результатов деятельности = 2 балла.

Г)Правильно указаны только одно или несколько основных направлений деятельности, при его/их                                              характеристике допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла.

ИЛИ Правильно указано без характеристики одно или несколько направлений деятельности личности, при                              характеристике результатов допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению                                    смысла.

ИЛИ Правильно указано одно или несколько направлений деятельности исторической личности. Без                                        фактических ошибок приведены только частные исторические факты, относящиеся к жизни личности, но не                              характеризующие её деятельность. Правильно дана характеристика результатов деятельности.

ИЛИ  Правильно дана только характеристика результатов деятельности = 1 балл.

Д) Правильно указаны(-о) только направления(-е) деятельности исторической личности, характеристика не                            дана.

ИЛИ Основные направления и результаты деятельности исторической личности не указаны, приведены только                      факты, относящиеся к жизни и/или деятельности личности.

ИЛИ Все основные исторические факты приведены с фактическими ошибками, существенно искажающими                              смысл ответа = 0 баллов.

 

3)Основные сложности в подготовке: 

 

 

1)Непонятно, что подразумевается под «основными направлениями и результатами деятельности».
2)Непонятно, что из себя представляет «краткая характеристика основных направлений и результатов деятельности исторической личности».

                   Причина:

                 Отсутствие примера ответа на задание С6 в Демоверсии ЕГЭ.

 

 

4) Примерный вариант ответа на С6:

                   

 

С6. Ниже названы три исторических деятеля различных эпох. Выберете из них одного  и выполните задания.

  1. Иван Грозный          2) П.А. Столыпин                3)Н.С. Хрущев

Укажите время жизни исторического деятеля (точное указание лет жизни не требуется). Дайте краткую характеристику основных направлений и результатов его деятельности (событий, достижений и т.п.)

Ответ:

  1. Иван Грозный. Время жизни – XVI век (даты правления 1533-1584 гг.)
  2. Основные направления и результаты деятельности:
    1. Внутренняя политика:
      1. Направление: кодификация права. Результат: 1550г. принят новый Судебник – общегосударственный свод законов.
      2. Направление: кодификация церковных правил. Результат: 1551г. – принят Стоглав – общегосударственный свод церковных правил.
      3. Направление: укрепление системы центрального управления. Результат: окончательное оформление приказной системы управления государством.
      4. Направление: реформирование системы местного управления. Результат: 1556г. – отмена кормлений, власть передавалась выборным лицам на местах, чья должность не оплачивалась.
      5. Направление: реформирование армии. Результат: создание стрелецкого войска, состоящего из служилых людей, получающих жалование от государя; ограничено местничество на время походов; принято Уложение по службе, упорядочивающее порядок ее несения; изменен порядок комплектования дворянского ополчения.
      6. Направление: изменение порядка замещения должностей. Результат: частичное ограничение местничества – молодые люди должны были сначала набираться опыта на низких должностях и только после этого получать положенное место в соответствие со своим происхождением. 
      7. Направление: стремление к абсолютизации власти. Результат: политика опричнины – выделение части государства в личный удел царя (опричнина, остальная часть земщина), формирование опричного войска, лично подчиненного царю, проведение политики террора, в ходе которой была подавлена  вся оппозиция (казнены представители многих древних боярских родов, разгромлен Новгород и т.д.). Данная политика привела к разорению страны, росту социального напряжения и царь был вынужден от нее отказаться, однако своей главной цели она достигла – была укреплена абсолютная власть монарха.
    2. Внешняя политика:
      1. Направление: западное (Ливонская война 1558-1584), основная цель – получение выхода к Балтийскому морю. Результат: разгром Ливонского ордена, но из-за вмешательства в войну Швеции и Польши были утеряны все завоевания в Прибалтике, выход к Балтийскому морю так и не получен.
      2. Направление: восточное, цель - расширение государства на восток. Результат: Были завоеваны и включены в состав России  Казанское ханство (1552г.), Астраханское ханство (1556г.), Сибирское ханство (1581-1585). В результате чего, Московское государство окончательно овладело волжским торговым путем, вышло к берегам Каспийского моря, получило возможность торговать с Индией, Китаем, Ираном (Персией), начало освоение Южного Урала и Западной Сибири.
      3. Направление: южное, цель - обеспечение безопасности на границах с Крымским ханством. Результат: Строительство Засечной черты – линии оборонительных сооружений недалеко от Тулы и Рязани.

 

ПРИМЕЧАНИЕ: прикреплена презентация с оснонвым содержанием темы, файл с историческим портретом И. Грозного, Демоверсия ЕГЭ по истории 2012г.

 

 

 

Приобрёл сборник (Гевуркова Е.А. История: Россия с древности до начала XVII века: Новый экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ / Е.А. Гевуркова. - М.: Астрель. 2012. - 126.) В ответах, стр. 118-119, дан пример С6 (исторический портрет) А. Невский. Целесообразно будет его выложить в данном разделе. предлагаю коллегам ознакомиться и выразить свое мнение. 

 

 

Пример варианта ответа.

Александр Невский.

     Время деятельности - ХIIIв.

     Александр Ярославич Невский - внук князя Всеволода Юрьевича (Большое Гнездо), крупнейший русский, военный деятель XIIIв. Был князем нов­городским (1236-1251), тверским (1247-1251), великим князем владимирским (с 1252 г).         Почти четверть века мечом и дипломатией защищал Русь от смертельных угроз с запада и с востока. Александром одержана блестящая победа в устье Невы над шведским военным отрядом в 1240 г. за что и стал именоваться Невским. 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера разгромил войска Ливонского ордена. Попытки навязать Руси католичество были пресечены. Его победы предопределили путь развития северо-западных русских земель. Александр Невский умелыми действиями предотвращал разорительные набеги монголо-татар на Русь. Несколько раз ездил в Орду и добился освобождения русских от обязаннос­ти выступать с войском на стороне ордынских ханов в их войнах, против других народов. При нём началось вытеснение представителей ханской власти на Руси и передача их функций великому князю. Считая гибельным открытое противодействие монголам, Александр Невский надеялся ис­пользовать их мощь в борьбе с западной католической опасностью, которую рассматривал как более серьёзную угрозу православной вере и существованию самой Руси. С помощью ордынцев подавил народное восстание в Новгороде, вызванное переписью населения, чтобы сохранить мирные отношения ханами. Пресекал выступления, направленные против сбора дани в пользу Орды. Александр был канонизирован Русской православной церковью как воин-избавитель(Александр Благоверный.).

 


 

 

 

 

 


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Людмила Николаевна Семёнова

На: Методика выполнения учащимися задания С6 ЕГЭ по истории.


   Иван Иванович, Вы обратили внимание на "болевые точки", с которыми могут столкнуться старшеклассники и начинающие учителя.  Очевидно, что разработчики заданий находятся в затруднительном положении в определении характера задания С6. На мой взгляд, здесь надо обратиться к основам методики характеристики исторической личности. Это, во-первых. Во-вторых, памятка-алгоритм для учащихся должен быть лаконичным и универсальным для характеристики разноплановых личностей. Приведу пример примерного плана- памятки для учащихся.

   1. Годы жизни/правления исторической личности. 

   2. Исторические условия (эпоха), в которую жил исторический деятель. 

   3. Задачи, проблемы, которые надо было решить.

   4. Основные направления деятельности. Цели. Результаты.

   5. Роль (значение) в истории.

   Таким образом выстраивается и предложенный вами вариант характеристики Ивана Грозного, т.е. тезисный план на основе развёрнутого (сложного) плана.

   Я бы рекомендовала завершить Вашу презентацию ещё двумя слайдами (раз речь идёт о методике): Памятка для учащихся или рекомендации учителя  в текстовой форме и образец (с изменениями) характеристики Ивана Грозного.

    Желаю успеха!

 

 

   




Фото пользователя Людмила Николаевна Семёнова

На: Методика выполнения учащимися задания С6 ЕГЭ по истории.


       Иван Иванович. Сегодня была видеоконференция с разработчиками КИМов. Уточняю по заданию С6  ЕГЭ по истории. Оцениваются годы правления  личности  - 1б. Направления деятельности, их характеристика (понятия, даты, мероприятия и т.п.) без ошибок - 2 б. ВНИМАНИЕ: ОШИБКИ могут привести к нулю! Результаты деятельности, значение личности - 2 б.

      Успехов, дерзайте.




Фото пользователя Наталья Алексеевна Львова

На: Методика выполнения учащимися задания С6 ЕГЭ по истории.


Людмила Николаевна. Прочитала ваши уточнения к заданию С6. Большое спасибо за комментарии. Есть вопрос: т.е. если дату не помнишь, например, когда проводилась та или другая реформа Грозного , то об этой реформе  не писать или писать без даты?

 

Комментарий был изменен с момента создания (Львова Наталья, сб, 04/02/2012 - 23:16).



Фото пользователя Людмила Николаевна Семёнова

На: Методика выполнения учащимися задания С6 ЕГЭ по истории.


     Если ребёнок выберет исторический портрет государственного деятеля, то без реформ не обойтись. Что касается дат, то по условиям нужны годы жизни (даты правления). Я думаю, что даты важнейших реформ надо знать. Но в случае, если вдруг  какая-то дата "вылетела", реформу следует указать, но, естественно, без даты. То есть рассматривать это незнание как чрезвычайное событие.

Комментарий был изменен с момента создания (Семенова Людмила, пн, 06/02/2012 - 00:31).



Фото пользователя Иван Иванович Хеорхе

На: Методика выполнения учащимися задания С6 ЕГЭ по истории.


Большое спасибо Людмиле Николаевне за ценные советы данные в коментариях к теме. Людмила николаевна разработала мини-методичку по выполнению данного задания. Ее обсуждение ведется здесь. Призываю коллег посетить страничку и прокомментировать данные материалы. Кроме того, обращаю внимание, что выложил вариант выполнения данного задания, который приводится в сборнике Гевурковой Е.А. 




На: Методика выполнения учащимися задания С6 ЕГЭ по истории.


Спасибо за методичку! 




Фото пользователя Ирина Анатольевна Агапова

На: Методика выполнения учащимися задания С6 ЕГЭ по истории.


 

С6

Задание С6 - сочинение (свободный развернутый ответ) на историческую тему, предполагающее анализ деятельности какой-либо исторической личности. Оно является альтернативным: выпускник имеет возможность выбрать одного из трех предлагаемых деятелей различных эпох и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале. Формулировка этого задания включает своеобразный пан, который является основой для ответа экзаменуемого: «Укажите время жизни исторического деятеля (точное указание лет жизни не требуется). Дайте краткую характеристику основных направлений и результатов его деятельности (событий, достижений и т.п.)».

Проверка задания осуществляется по двум критериям: К1 - указание времени жизни исторического деятеля, К2 - характеристика основных направлений деятельности и ее результатов (событий, достижений и т.п.). Максимальный балл по первому критерию – 1, по второму – 4.

При оценивании выполнения задания по первому критерию, нужно учитывать, что ответ может быть признан верным в том случае, если указаны годы жизни с точностью до части века или десятилетий (например, «первая половина XIX в.», «30-80-е гг. XVI в.»). Указание точных годов жизни от выпускников не требуется. Ошибка выпускника в определении одной из хронологических рамок не повлияет на оценку. Возможны также ситуации, когда время жизни исторического деятеля в явном виде не указано. Если при этом выпускником правильно приведены даты событий, связанных с выбранным деятелем, что свидетельствует о знании его времени жизни, то такой ответ засчитывается как правильный по данному критерию. Также возможна ситуация, когда вместо лет жизни выпускник указал годы (или период) правления, активной государственной (военной и т.п.) деятельности. Если эти даты указаны верно, то такой ответ также может быть засчитан как правильный по критерию 1.

По второму критерию оценивается характеристика основных направлений деятельности и ее результатов (событий, достижений и т.п.).

В первую очередь следует обратить внимание на формулировку основных направлений деятельности, которые в дальнейшем будут характеризоваться. Эти направления могут быть сформулированы с различной степенью детализации. Например, речь может идти как о внутренней и внешней политике государя, так и о реформах государственного управления, реформах просвещения, крестьянской реформе, дипломатии, войнах и т.п. Важно отметить, что направления деятельности необходимо отличать от конкретных событий (например, «борьба против монголо-татарского ига» – это направление деятельности, в рамках которого произошло событие «Стояние на р. Угре»)

В зависимости от того, какого исторического деятеля выбрал выпускник, количество направлений деятельности, достаточных для её полной характеристики, может быть различным, но оно всегда превышает одно. Ответ, в котором дана характеристика только одного направления деятельности из нескольких, также предусмотрен критериями оценивания (2-0 баллов).

Под характеристикой основных направлений деятельности следует понимать изложение и раскрытие содержания основных фактов, связанных с каждым из направлений деятельности (этими фактами могут быть войны, сражения, реформы, государственные документы, произведения искусства, научные открытия и др.), использование необходимых терминов, раскрытие причинно-следственных, пространственных, временных связей.

Согласно критериям, на оценку задания влияют фактические ошибки, сделанные выпускником. Ошибки могут существенно искажать смысл ответа и свидетельствовать о непонимании выпускником эпохи, в которую жил исторический деятель. В этом случае за выполнение всей работы, по обоим критериям ставится 0 баллов (даже при формальном наличии правильной датировки лет жизни исторического деятеля). Но другие ошибки, неточности могут не привести к существенному искажению смысла. Данное обстоятельство предусмотрено критериями оценивания.

Если изложенных выпускником фактов недостаточно для характеристики какого-либо направления деятельности исторической личности или выпускник привел частные факты, не затронув наиболее важные, не раскрыл важнейшие понятия, причинно-следственные связи и т.п., то эксперт, при выставлении баллов, может учесть верное указание самого направления деятельности, но не засчитывать его характеристику. Если же приведённых фактов, терминов, причинно-следственных связей, по мнению эксперта, достаточно, но некоторые существенные характеристики всё же были упущены, то эксперт может приравнять этот отрицательный момент к «фактическим ошибкам, не приведшим к существенному искажению смысла».

Под характеристикой результатов деятельности понимаются изложение итогов и (или) раскрытие исторического значения деятельности личности для определённой эпохи, истории страны в целом. Возможна ситуация, когда выпускник не выделил характеристику результатов как отдельную часть ответа, а раскрыл результаты при характеристике деятельности. Задача эксперта в данном случае – увидеть в работе характеристику результатов (отличить от характеристики деятельности) и верно её оценить. Если выпускник из нескольких направлений деятельности исторической личности охарактеризовал только одно и правильно охарактеризовал результаты деятельности только по этому направлению, то по линии оценивания «характеристика результатов деятельности» данный ответ засчитывается.

Обратите внимание, что орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные выпускником, не являются основанием для снижения оценки. Не является обязательным требованием литературное оформление ответа.

 

 

Критерии оценивания

Баллы

К1

Время жизни исторического деятеля

1

Правильно указано время жизни исторического деятеля (век и часть или десятилетия века; точное указание лет жизни не требуется).

ИЛИ Время жизни исторического деятеля в явном виде не указано, но приведенные выпускником даты событий, связанных с ним, свидетельствуют о знании времени жизни данного деятеля.

ИЛИ Правильно указан век, допущена неточность при указании одного из десятилетий века (или одной из дат лет жизни), когда жил исторический деятель.

В качестве правильного ответа может быть также засчитано верное указание лет (или периода) правления, активной государственной (военной и т.п.) деятельности.

1

Указан только век, когда жил исторический деятель.

ИЛИ Допущены неточности при указании обеих хронологических рамок жизни исторического деятеля (в случае, если выпускник указал век и десятилетия века).

ИЛИ Время жизни исторического деятеля указано неправильно или не указано.

0

К2

Характеристика основных направлений деятельности и ее результатов (событий, достижений и т.п.)

4

Правильно указаны и охарактеризованы основные направления и результаты деятельности исторической личности (события, достижения и т.п.).

4

Правильно указаны основные направления и результаты деятельности исторической личности, при их характеристике допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла.

ИЛИ Правильно указаны несколько направлений деятельности, без фактических ошибок дана характеристика только одного из них и результатов деятельности.

3

 

Правильно указано и охарактеризовано только одно из нескольких направлений деятельности исторической личности, без фактических ошибок дана характеристика результатов деятельности.

ИЛИ Правильно указаны и охарактеризованы только основные направления деятельности личности.

ИЛИ Правильно указаны без характеристики основные направления деятельности личности, без фактических ошибок дана характеристика результатов деятельности.

ИЛИ Направления деятельности личности в явном виде не указаны, без фактических ошибок дана характеристика нескольких направлений и результатов деятельности.

2

Правильно указаны только одно или несколько основных направлений деятельности исторической личности, при его/их характеристике допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла.

ИЛИ Правильно указано без характеристики одно или несколько направлений деятельности личности, при характеристике результатов допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла.

ИЛИ Направления деятельности личности в явном виде не указаны, без фактических ошибок дана характеристика одного направления и результатов деятельности.

ИЛИ Направления деятельности личности в явном виде не указаны, дана характеристика нескольких направлений и результатов деятельности, при характеристике направлений (результатов) деятельности допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла.

ИЛИ Правильно указано одно или несколько направлений деятельности исторической личности. Без фактических ошибок приведены только частные исторические факты, относящиеся к жизни личности, но не характеризующие её деятельность. Правильно дана характеристика результатов деятельности.

ИЛИ Правильно дана только характеристика результатов деятельности.

1

Правильно указаны(-о) только направления(-е) деятельности исторической личности, характеристика не дана.

ИЛИ Основные направления и результаты деятельности исторической личности не указаны, приведены только факты, относящиеся к жизни и/или деятельности личности.

ИЛИ Все основные исторические факты приведены с фактическими ошибками, существенно искажающими смысл ответа.

0

Максимальный балл

5

 

Ирина Агапова



Поиск

Loading
Сообщество учителей Гатчинского муниципального района
Глобальная школьная лаборатория