Вводное слово учителя: несколько уроков назад, мы с вами начали изучать тему, знакомую нам с 4 класса. Мы знаем, что такое вода, о значении воды для организмов, о распространении в природе.
На сегодняшнем уроке мы должны подвести итоги нашей работы, рассмотреть, как работает вода в природе, выяснить как происходит круговорот и в чем его значение.
3 этап – Проверка знаний.
Работа у доски с дидактическим материалом: 2 человека
Задания: а) заполнить схему: свойства воды
б) в каких состояниях встречается вода в природе?
2. Учитель задает учащимся (фронтальные) вопросы:
а) Какую оболочку Земли образует вода?
б) Какие водные объекты земного шара составляют гидросферу?
в) При какой температуре вода кипит, а при какой замерзает?
г) Туман, водяной пар, причина их образования.
4 этап – Объяснение нового материала.
Работа воды в природе (рассказ с элементами беседы) просмотр картин с изображением оврагов, пещер (откуда они взялись?)
Самостоятельная работа с учебником по заданию:
по рисунку в учебнике, выписать в тетрадь круговорот воды в природе.
Круговорот воды и образ Святой Троицы (рассказ учителя с демонстрацией иконы)
Бережное отношение к воде (сообщения учащихся)
Круговорот воды может навести нас на интересное сравнение.
Мы знаем, что Бог наш есть Троица – Отец, Сын и Святой Дух – Единый Бог, а не три бога, но единый в трех Лицах. Вы уже слышали, вероятно, что творение мира, и спасение человека – дело всей Святой Троицы. Все три Божественных Лица участвуют в спасении человека, но Каждое – по – своему. Солнце испаряет воду с поверхности моря. Солнце – главный источник энергии, действия в круговороте воды. Оно пусть напомнит тебе о Боге Отце.
Вода испаряется и переносится на сушу, оставаясь водою. Вспомни, что Сын Божий для нашего спасения пришел на землю и сделался человеком, родившись от Пречистой Девы Марии. Вода – образ Сына Божия.
А теперь вспомните, что вода сама собою не переносится на сушу. Переносит ее воздух, приводимый в движение тем же солнцем. Вот тебе и образ Третьего Лица Святой Троицы – Духа Святого.
Вывод: в круговороте воды солнце - есть образ Отца, вода – образ Сына Божия, воздух – образ Святого духа. (записать в тетрадь)
Прослушав сообщения, учащиеся вместе с учителем делают вывод:
С водой нужно обращаться бережно. Недаром народная мудрость говорит: «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться».
5 этап - Закрепление знаний
На каждом столе рисунок.
Задание: проследите по рисунку движение капельки воды, выпавшей из облаков.