Официальный сайт mkad14 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



цифровой образовательный

Фото пользователя Ольга Александровна Линькова
Submitted by Ольга Александровна Линькова on Sat, 21/01/2012 - 20:18
Данные об авторе
Автор(ы): 
Линькова Ольга Александровна
Место работы, должность: 

МБОУ ООШ №5 г. Петровск Саратовская обл., учитель истории

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
История
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p> Причины, состав , центры российской эмиграции послереволюционного периода</p>

 

Тема«Российское зарубежье: вчера, сегодня, завтра».

11 класс

 

Цель:изучение послереволюционной эмиграции.

Задачи:

·        воспитание чувства патриотизма у молодого поколения

·        развитие навыков самостоятельной работы

·        изучение причин, состава, основных центров и главных задач эмиграции.

Оборудование:мультимедийный проектор, рабочий материал «русская эмиграция 20-х гг XXвека», «листья» (описание судьбы), документы, ситуации.

 

Ход урока.

IОрганизационный момент.

II. Изучение новой темы.

Тема нашего урока «Российское зарубежье: вчера, сегодня, завтра». Сегодня мы погрузимся в атмосферу 20-х г.г. XXв.  И прежде чем приступить к изучению новой темы послушаем музыкальный фрагмент, а вы подумаете над вопросом: Какие чувства вызывает у вас эта музыка?

Это полонез М. Огинского «Прощание с Родиной», за многие десятилетия является символом незабываемой печали и ностальгии. Теперь обратим свое внимание на слайд. На фоне русских городов и русских пейзажей стоит огромное дерево. На ветвях листья. И каждый лист – это чья-то судьба. В разные периоды истории наши соотечественники покидали Родину. Но только в 20-е годы XXвека это явление стало массовым. Вихри Октябрьской революции и Гражданской войны сорвали людей с их родных мест и словно листья разметали по свету.

Зачитаем на листьях имена наших соотечественников, а вы подумайте над вопросом: что их объединяет?В какие годы они покинули нашу страну?

Итак, предметом нашего изучения будет послереволюционная эмиграция. История русской эмиграции вызывает значительный интерес в современной российской исторической науке. За последние несколько лет вышло из печати значительное количество сборников материалов, полностью или частично посвященных истории русской эмиграции.  

Нашими задачами будет рассмотрение следующих вопросов:

Ø  Причины

Ø  Состав

Ø  Основные центры

Ø  Главные задачи эмиграции

У вас на столах лежат рабочие материалы, которые в течение урока необходимо заполнить. Ознакомимся с ними. Для начала подпишем их, фамилию и имя пишем внутри круга. На развороте – карта русской эмиграции 20-х г.г. Здесь вы письменно ответите на поставленные вопросы.

Для начала обратимся к термину «эмиграция». Вам знакомо это понятие? Как вы можете его объяснить.

Толковый словарь Ожегова дает следующую формулировку: Эмиграция – это вынужденное или добровольное переселение из своего отечества в другую страну по политическим, экономическим и иным причинам.

 Запишем определение эмиграции в легенду карты.

Давайте выясним состав выехавших (обратимся еще раз к листьям). Какой социальный статус имели эмигранты? Запишем состав эмигрантов.

Как вы думаете, по каким причинам люди покидали страну в 20-е годы? Для этого вспомним какие события произошли в России в 20-г.г. и накануне.

Причины записываем в рабочие материалы.

Теперь знакомимся с основными центрами эмиграции. Обратимся к листьям и назовем страны, города, в которые уехали наши соотечественники.

В рабочих материалах выделите центры эмиграции условным  значком.

(Париж, Берлин, Прага, Белград, София, Константинополь (Стамбул), США). Политическим центром русских эмигрантов стал Париж, литературной столицей – Берлин, главным университетским городом – Прага.

Итак, мы выяснили причины, состав и центры эмиграции. С какими трудностями сталкивались наши соотечественники вдали от Родины? Это можно узнать, изучив документы.

РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ.

У каждого ряда свой документ с индивидуальными вопросами.

Общий вопрос – С какими трудностями сталкивались наши соотечественники в эмиграции?

(Трудности с трудоустройством, продовольствием, жильем, правовая защита)Бежавшие из России после революции были лишены гражданства и оказа­лись людьми без родины (в официальных документах Лиги Наций они назывались «апатридами»). Образо­ванная после Первой мировой войны Лига Наций ока­зала поддержку эмигрантам. Комитет по делам бежен­цев возглавил известный полярный исследователь Ф. Нансен. Его стараниями был введен так называе­мый «нансеновский паспорт». Решения европейских правительств постепенно узаконили пребывание рус­ских в их странах. Так определилось юридическое пре­вращение «беженцев» в «эмигрантов» (на доске запи­сываем еще один термин — «беженцы»). Русская по­слереволюционная эмиграция была представлена по подсчетам бывшего лидера кадетов П. Н. Милюкова в 25 странах мира.

А как вы думаете, считали ли они себя изгнанными из России?

Теперь выясним психологическое состояние наших соотечественников за рубежом.

РАБОТА С ЦИТАТАМИ

Цитатный ряд

 

Мы не в изгнании.

Мы — в послании.

Д. С. Мережковский

Наша цель — твердо сказать: по­дымите голову! Миссия, именно миссия тяжкая, но и высокая, возложена судьбой на нас.

И. А. Бунин

Мы не покинули Россию, мы унесли ее с собой.

Р. Гуль

Ни одна эмиграция... не получала столь повелительного наказа про­должать и развивать дело родной культуры, как зарубежная Русь.

В. Абданк-Коссовский

 

Какая цель стояла перед эмигрантами 20-х г.г.?

Уехав из страны, прервали ли  они духовную связь с Россией?

Что помогало им преодолевать трудности, проживая за границей?

Итак, главная задача эмигрантов – сохранение русской культуры в инокультурном окружении.

РАБОТА ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ СИТУАЦИЙ

Зачитайте 3 ситуации и ответим на вопрос - Как вы думаете, вернулся ли данный человек на Родину?

1.                     Она вернулась в 1939г. в Россию. По возвращению арестовали её сына и дочь. Не было постоянного жилья, душевное напряжение достигло апогея в 1941г. Она покончила с собой. (Цветаева М.)

2.                     Он не уехал из Парижа. Но так и не принял иностранного подданства. До конца жизни оставался русским гражданином (Шаляпин)

3.                     Он не покинул США. Во время ВОВ он передал крупную сумму денег на покупку медицинского оборудования для посылки на Родину. Он верил в победу русского народа, но не дождался её. В 1943г. умер. Похоронен в США. (Рахманинов)

 Возвратимся еще раз к слайду с деревом, листья улетели, а что осталось?(Корни). Русская интеллигенция, оторванная от родной земли, тосковала по Родине.

В русле сменовеховского подхода к новой жизни в России развивалось возвращенческое движение. Тыся­чи эмигрантов были захвачены волной «возвращенства» в Советскую Россию в начале 20-х годов. Этому спо­собствовала и объявленная в 1921 и в 1924 годах Совет­ским   правительством   амнистия   значительной  части лиц, участвовавших в качестве рядовых солдат и каза­ков в белогвардейских военных организациях. 10% от общего числа эмигрантов (около 200 тыс. человек) вер­нулись на родину в довоенные годы. Не только нос­тальгия гнала их на родину. Возвращаясь, они делали и политический выбор.

Судьбы вернувшихся сложились по-разному. Писа­тели А. И. Куприн, И. Г. Эренбург, А. Н. Толстой, ком­позитор С. Прокофьев, художники И. Я. Билибин и Н. К. Рерих получили известность как деятели совет­ской культуры. Бывший военный атташе во Франции, кавалергард А. Игнатьев вернулся в СССР перед вой­ной. Полученные им в свое время от французского пра­вительства крупные суммы за вклады, сделанные Рос­сией в оборонное строительство Франции, он вернул русскому народу. "В военные годы он работал по специальности, в его обязанности входило инспектирование военных училищ. О своей судьбе он написал ставшую известной книгу «50 лет в строю». Поэтесса М. И. Цве­таева, вернувшись на родину, покончила жизнь само­убийством. В 1938 г. был расстрелян как «враг народа» сменовеховец Н. Устрялов, призывавший в 20-е годы эмигрантов возвращаться в Советскую Россию и сам вернувшийся в 1935-м.

Но на этом история русской эмиграции не заканчивается. Она распадается на три главных потока, называемые обычно "первой" (1917-1938; примерно 4 миллиона человек), "второй" (1939-1947; около 10 миллионов) и "третьей" (1948-1990; около миллиона) эмиграцией. "Первый" и "второй" потоки - это в основном вынужденные "волны" эмиграции периодов Первой мировой, Гражданской и Второй мировой войн, "третий" поток - добровольная, преимущественно "этническая" эмиграция времен холодной войны.

III. Закрепление.

Есть ли такое явление как эмиграция сейчас?

По каким причинам уезжают из современной России?

Есть ли разница между современной эмиграцией и эмиграцией 20-х годов?

Нынешнюю волну эмиграции можно назвать эмиграцией только условно, потому что из России люди едут по собственному желанию и по собственной воле. И возвращаются тоже в зависимости от своего желания. Разные могут быть мотивы. Одним не нравится жить в России, одним давно хотелось уехать на Запад и приобщиться к западной жизни; другие отправляются на Запад чтобы поправить свои финансовые дела и снова вернуться в Россию. Ясно то, что политической эмиграции сейчас нет. Если она и есть, то имеет столь мизерное значение что не заслуживает того, чтобы о ней говорить.

Люди каких профессий покидают страну?Кто едет?

В эмиграцию постепенно вовлекаются все жители России. Если в 1992 году резко преобладали Москва и Санкт-Петербург, давшие около 40% эмигрантов, то в 1997 году их доля упала до 18%, в 1998 - до 12,2%, в 1999 - до 10,6%.

 

Эмиграция из России носит явные черты утечки умов. Каждый пятый эмигрант имел высшее образование, в том числе среди выбывших в Израиль - 30%, в США - более 40% (в населении страны - 13,3%). Становятся эмигрантами многие студенты и стажеры, обучающиеся на Западе.

Каких эмигрантов сегодняшнего дня вы знаете?

Можно ли покинув страну, остаться патриотом?

Вы уже взрослые, скоро окончите среднюю школу. Если бы перед вами был выбор – уехать или остаться в России, как бы вы поступили? В ваших рабочих материалах вы писали фамилию и имя внутри круга. Подумайте и поставьте значок внутри круга, если бы вы решили остаться и вне круга, если бы вы решили уехать. Поднимите ваши буклеты для вывода.

Домашнее задание – написать эссе на тему «Можно ли покинув страну, остаться патриотом?»

Закончить урок я хотела  словами сына царского адмирала, протоиерея Бориса Старка, который в 1925г. эмигрировал в Париж, а в 1952г. вернулся в Россию « У человека должна быть Родина. Когда я узнаю о людях, добровольно покидающих ее, мне всегда их искренне жаль, потому что я знаю, какую страшную ошибку они совершают. Может быть там они преуспеют материально, но счастливыми не будут никогда. Счастье дает только Родина».

 

IV. Подведение итогов, рефлексия.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ
Справка  о положении русских беженцев в Константинополе, подготовленная представителем Всероссийского земского союза в Константинополе А.Л.Глазовым.

2 апреля 1926г.

 

Общее число русских беженцев в Турции не превышает ныне 4000-5000 человек. Не меньше 90% этого числа проживает в Константинополе, а остальные 10% рассеяны по различным местностям Анатолии.

Одной из характерных особенностей русской беженской колонии в Константинополе является довольно значительное число инвалидов и нетрудового элемента. До настоящего времени помощь такому нетрудоспособному элементу оказывается известными американскими благотворительницами Митчел и  Регльс.

С осени 1925г. политика турецкого правительства в отношении иностранцев, а в т.ч. и русских беженцев, принимает определенно агрессивный характер. Турецкое правительство под видом защиты интересов турок от конкуренции иностранного труда начинает издавать ряд декретов, лишающих иностранных подданных права заниматься известными ремеслами и промыслами, а также состоять служащими в целом ряде предприятий, не только государственных и общественных, но и частных. В первую очередь и очень болезненно отразилось это и на русских беженцах, лишенных и консульской и иной авторитетной защиты, и потому предоставленных всецело самим себе.

 

Вопросы:

1. Общее число русских беженцев?

2. Каков характер политики турецкого правительства в отношении иностранцев?

 

 

 

 


Письмо главы делегации по делам русских беженцев в Королевстве Сербов, Хорватов, Словенцев В.Н.Штрандтмана.

7 апреля 1926г., Белград.

 

Сербы в деле помощи русским и в вопросах приема беженцев всегда руководствовались мыслью  о недопустимости подвергать русских людей бедственной жизни на территории королевства, а потому и прием беженцев должен быть в строгом соответствии с теми средствами, которые могут быть отпущены на эту надобность. Рассчитывать на увеличение таковых средств в настоящее время совершенно нельзя. Заработок приискивается здесь все с большим трудом, а вследствие принятых правительством резких мер к сокращению государственного бюджета многие служащие подверглись увольнению, и надеяться на поступление новых количеств беженцев на государственную службу не приходится.

Экономический кризис в стране вызвал целый ряд финансовых крахов, и мне известны многие случаи, когда русские, служившие ранее на государственной и ушедшие для поступления ради большего заработка на частную службу, ныне стремятся обратно либо по причине уже состоявшегося краха фирмы, либо вследствие неминуемого краха в ближайшем будущем. Но поступить назад на государственную службу теперь никому не удается.

Мы можем рассчитывать на прием некоторого количества детей от10 до 12 лет в школы. Немаловажным затруднением при этом являются родители детей, которые, естественно, пожелают следовать за последними в королевство. Ни на какую денежную помощь, на получение службы или заработка они рассчитывать не должны.

 

Вопросы:

1. Каково отношение сербов к русским эмигрантам?

2. Как экономический кризис в стране повлиял на положение русских эмигрантов в королевстве?


Записка российского посланника в Берне И.Н. Ефремова.

3 марта 1921г., Берн.

 

Ко мне не поступало жалоб на отказ швейцарских судебных властей в защите прав русских граждан. Но зато я знаю общую систему ограничений права въезда и пребывания в Швейцарии русских граждан, являющуюся следствием непризнания полной силы русских паспортов. Такое отрицание швейцарские власти основывают на том, что Русское правительство, которое было признано Швейцарией, фактически более не существует, и нет такого русского правительства, которое было бы признано Швейцарией.

Эти «беспаспортные» иностранцы подпадают под действие закона, дающего права высылать их из Швейцарии или лишь терпеть их пребывание под условием залога или поручительства.

Наряду с этими полицейскими стеснениями я должен отметить и положительное отношение швейцарских властей к тяжелому положению русских. Федеральное правительство обязалось выдавать кантонам и коммунам, которые примут на себя содержание неимущих русских, в виде доплаты к их расходам, по пять франков на человека в день. Федеральное правительство поручило Швейцарскому Красному Кресту озаботиться содержанием больных и дряхлых русских граждан, ассигновав на это дело 250 000 франков. В Женеве, Лозанне чисто швейцарские и смешанные благотворительные общества предоставляют русским квартиру и стол и оказывают иные пособия.

 

Вопросы:

1. В чем заключалась главная причина «непризнания полной силы русских паспортов» властями Швейцарии?

2. Из каких источников финансировалось оказание материальной помощи российским эмигрантам в Швейцарии?

 

 


 

 

Ситуация №1.

 

Гражданская война разлучила ее с супругом, который оказался в Константинополе, затем в Чехословакии. Она осталась одна в Москве с детьми в тяжелых бытовых и морально-психологических условиях. После смерти одной из дочерей она уехала из России. На чужбине она продолжала писать стихи и прозу, издавать книги, но трудности издательского дела коснулись и ее: тиражи были небольшие, книги плохо раскупались, кроме того, получали нелестные отзывы и нападки цензуры. Постоянная нужда и неустроенность угнетали ее. В письме к своей подруге в 1925г. из Парижа она писала: «Квартал, где мы живем, ужасен, - точно из бульварного романа «Лондонские трущобы». Члены ее семьи стремились к возвращению в СССР. Она же не решалась ехать, считая, что за рубежом она не нужна, а в России – невозможна.

 

Вопросы:

1. Профессия эмигрировавшей.

2. По каким причинам уехала из России?

3. Как вы думаете, вернулась ли она на Родину?

 

 

 


Ситуация №2.

 

В 1922г. он не вернулся из зарубежных гастролей, хотя долго считал свое невозвращение временным. Не последнюю роль в бесконечных гастролях артиста сыграла его забота о материальном благополучии детей (вместе с ним в Париже жили его семеро детей от двух браков и двое детей второй жены). На чужбине он пользовался неизменным успехом, гастролируя почти во всех странах мира. Оказавшись в эмиграции на склоне лет, певец тосковал по России, он потерял жизнерадостность и оптимизм. Обстановка достатка, поток долларов, неизменный успех не спасали на чужбине от осознания духовного одиночества.

 

Вопросы:

1. Профессия эмигрировавшего.

2. Причины бесконечных гастролей.

3. Как вы думаете, вернулся ли он на Родину?

 

 

 

 


Ситуация №3.

 

Он не принял Октябрьскую революцию и с семьей уехал в конце 1917г. из России сначала в Швецию, а затем в Америку. В 1918-1926г.г. он переживал творческий кризис: ничего не сочинял, занимался только концертно-пианистической деятельностью. Причины своего творческого молчания он объяснял так: «Уехав из России, я потерял желание сочинять, Лишившись родины, я потерял самого себя… Как же сочинять, если нет мелодии! если я давно не слышал, как шелестит рожь, как шумят березы…»  Мировая слава пианиста способствовала благополучному материальному положению – его семья ни в чем не нуждалась. Кроме одного, но самого главного: он был вдали от родины. Душевная печаль, тоска, поэтизм, верность традициям русской классики нашли отражение в его музыкальных произведениях.

 

Вопросы

1. Профессия эмигрировавшего.

2. Причины эмиграции.

3. Как вы думаете, вернулся ли он на Родину?

 

 

 

 

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн