Доклад "Роль мастера производственного обучения в подготовке квалифицированных водителей"
Submitted by Василий Николаевич Моисеев on Wed, 25/01/2012 - 08:51
РОЛЬ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ВОДИТЕЛЕЙ.
Исходя из анализа состояния безопасности дорожного движения, в России сложилась
очень серьезная ситуация, которая на фоне быстро растущей автомобилизации с каждым годом все больше выходит из под контроля. Наблюдается значительный ежегодный прирост числа ДТП, смертных случаев и увечий.
Наряду с человеческими трагедиями и страданиями, высокие социально-экономические
Издержки ДТП, официально оцениваемые в 2,5% ВВП, становятся значительным препятствием на пути к созданию здоровой российской экономики. В этих условиях особенно понятна озабоченность руководства страны подготовкой квалифицированных водителей. Вполне естественно, что вся ответственность за подготовку водителей ложится на профессиональные учебные заведения, на коллективы преподавателей и мастеров производственного обучения, роль и место которых в подготовительном процессе нельзя переоценить. Одним из основных элементов подготовки водителей является практическое обучение вождению автомобиля, где главным действующим лицом ответственным за передачу знаний и навыков профессионального мастерства является мастер производственного обучения. От него в значительной степени зависит осуществление межпредметных связей в реальных условиях дороги, применение видов средств и методов работы, обеспечивающих благоприятные условия для овладения профессией, правильная оценка уровня готовности обучаемых к самостоятельной эксплуатации автомобилей. В процессе обучения самым важным и первостепенным представляется неукоснительное соблюдение обучаемым требований и мер техники безопасности и правил дорожного движения, от которых зависит жизнь и здоровье всех участников движения. Необходимо также увязывать теоретические знания ПДД с практическим применением их в реальных условиях обучаемыми. Научить прогнозировать развитие сложных дорожных ситуаций и выбирать правильные и безопасные приемы вождения в соответствии с условиями и характером движения. Развивать логику мышления обучаемого и соблюдение необходимого алгоритма действий в различных нестандартных ситуациях.возникающих в процессеобучения.Формирование у обучаемых устойчивых знаний путем неоднократного повторения пройденного материала. Применение передового опыта с использованием инновационных технологий и системного подхода к процессу обучения. Помимо этого необходимо правильно оценивать действия обучаемого, обращать внимание на ошибки, фиксировать нарушения Правил дорожного движения и техники безопасности, добиваться их устранения при последующих повторах выполнения упражнений. Мастер должен научить обучаемого, анализировать собственные действия и развивать способность в дальнейшем самостоятельно исправлять допущенные ошибки и нарушения техники безопасности и Правил дорожного движения. Подготовка квалифицированных и конкурентно способных кадров в значительной степени зависит от подготовки к проведению занятий самих преподавателей и мастеров производственного обучения. Тщательно спланированный и проведенный урок производственного обучения, где детально продуман и подробно изложен весь процесс обучения, с настойчивостью донесенный до сознания каждого обучаемого, является необходимым условием подготовки профессиональных кадров. Поэтому методическая разработка урока производственного обучения должна включать в себя:
1.Подробное изложение процесса обучения на основе современной методической литературы;
2.Постановку реально выполнимых целей и задач упражнения с сочетанием образовательных, воспитательных и развивающих аспектов;
3.Технику безопасности перед началом занятия и в процессе выполнения упражнения;
4.Приемы и алгоритмы действий при выполнении упражнения;
5.Проверку усвоения пройденного материала;
6.Критерии контроля и оценки действий;
7.Анализ самостоятельного выполнения упражненияобучаемым;
8.Домашнее задание с учетом темы упражнения и допущенных ошибок при выполнении упражнения.
При организации процесса обучения основными методами реализации программы действий являются объяснение и демонстрация:
1.Алгоритма действий;
2.Безопасных приемов вождения;
3.Техники безопасности и Правил дорожного движения;
4.Рационального использования ресурса автомобиля и ГСМ.
Мастеру практического обучения вождению автомобиля необходимо каждое практическое действие сопровождать комментариями, увязывать их с уже освоенными навыками и умениями, обеспечить соблюдение логической последовательности отдельных действий. Путем постановки дополнительных вопросов добиваться от обучаемых понимания и выполнения задания. Практическое занятие по вождению автомобиля это непосредственное участие обучаемого в сложном процессе дорожного движения. Поэтому обучение необходимо строить с учетом дорожных и климатических условий, состояния дорожного полотна и интенсивности движения. Реализация этого процесса сочетает в себе ответственность за управление средством повышенной опасности, знания устройства автомобиля, техники безопасности и Правил дорожного движения, навыки контроля технического состояния и умения действовать органами управления автомобиля. Мастеру необходимо анализировать происходящие изменения в Правилах дорожного движения и методике обучения с тем, чтобы корректировать процесс обучения с учетом этих изменений. Необходимо создавать новые формы и методы обучения и постоянно совершенствовать их с учетом изменений научно-технического прогресса, требований общества, перспективу их развития. Одним из основных современных требований к подготовке водительских кадров сегодня является повышение культуры вождения, формирование стереотипов законопослушного водителя. Для улучшения качества подготовки водителей в своей работе использую рассмотрение наиболее часто совершаемых видов нарушений в нашей стране.
Такими нарушениями являются:
1.Превышение скорости движения;
2.Несоответствие скорости движения дорожным условиям;
3.Выезд на полосу встречного движения;
4.Несоблюдение очередности проезда перекрестков;
5.Нарушение правил движения на подъемах и спусках;
Создаю проблемные ситуации на дорогах с учетом таких нарушений и предлагаю обучаемым самим найти выход из них. Например: приближаясь к перекрестку неравнозначных дорог по второстепенной дороге, предлагаю обучаемому изложить план действий с учетом изменения направления движения других участников дорожного движения. Прогнозируя развитие дорожной ситуации, обучаемый постепенно сам приходит к правильному решению, учится быть терпимым к пешеходам, применять технику безопасности и безопасные приемы вождения, выбирать скорость движения и способ торможения в зависимости от условий и характера движения. Передавая обучаемым технические знания и опыт вождения автомобиля, мастер обязан прививать добросовестное отношение к труду, чувство ответственности за сохранность и техническую готовность автомобиля, желание приобретения профессии. Воспитывать у обучаемых чувство собственного достоинства, соблюдения взаимной вежливости и терпимости к другим участникам дорожного движения. Выполнение этих целей и задач на должном уровне будет способствовать подготовке квалифицированных кадров, успешной реализации программ производственного обучения.