Официальный сайт oriflame100 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Семейная беседка", Сопровождение замещающих семей

Размещено: Татьяна Анатольевна Лабутина - чт, 26/01/2012 - 13:22
Данные об авторе
Автор(ы): 
Лабутина Татьяна Анатольевна
Место работы, должность: 
МОУ Центр "Стимул", педагог-психолог
Регион: 
Ярославская область
Характеристики урока (занятия)
Целевая аудитория: 
Родитель
Предмет(ы): 
Психология
Краткое описание: 
Тренинговое занятие для приемных родителей/опекунов.

 

Семейная беседка

(приёмные родители)

«Знакомство»

Добрый  день уважаемые родители: мамы и папы! Мы очень рады  видеть вас в нашем центре!  Сегодня мы попробуем поближе познакомиться, пообщаться,  познакомить вас с планами на будущее и просто получить удовольствие оттого, что на улице золотая осень, наши дети самые замечательные, вы самые умные и добрые родители,  и … жизнь так прекрасна!

Итак, начинаем!

 

«Мы прекращаем играть не потому, что старые; мы стареем, потому что прекращаем играть»

                                                                                                 Бернард Шоу

Упражнение  «Психогеометрия»

Перед вами на столе лежат геометрические фигуры, выберите ту, которая нравится, и напишите свое имя.

Каждая геометрическая фигура обладает определенными качествами, давайте посмотрим, как работает ваша интуиция.

Квадрат– трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, методичность делают квадрата высококлассным специалистом в своей области. Идеал квадрата – распланированная, предсказуемая жизнь.

Прямоугольник – лучшие качества: любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления к жизни, легко усваивают все новое.

Треугольник – эта фигура символизирует лидерство. Это энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели, как правило, достигают их.

Зигзаг –самый восторженный из пяти фигур, фигура, символизирующая творчество, комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального – вот что нравится зигзагам.

Круг – самый доброжелательный из пяти фигур. Он обладает высокой чувствительностью, развитой эмпатией – способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживание чужого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Он счастлив тогда, когда все люди ладят друг с другом. Поэтому, когда возникает с кем-нибудь конфликт, наиболее вероятно, что круг уступит первым. Он стремится найти общее даже в противоположных точках зрения.

 

Упражнение «Назови свое имя и настроение»

Каждый по кругу называет свое имя, и то настроение, которое характерно на данный момент.

 

Упражнение «Расшифруй слово»

Работа  в командах (3 - 4 команды  по 5 – 6 человек).

С – согласие, споры, сомнения и т.д.

Е – единство, единомышленники и т.д.

М – мир, мудрость, милосердие и т.д.

Я – язык  взаимопонимания.

 

Упражнение – разминка «Поменяйтесь местами, все те кто…»

 

 

 

Упражнение «Я люблю...»

Инструкция:«Давайте разобьемся на пары и по­пробуем отточить наше мастерство «безусловного принятия» в конфликт­ной ситуации. Сначала определитесь, кто в вашей паре будет ребенком, кто родителем.

Сейчас я подойду к каждой паре и предложу какую-нибудь ситуацию, в которой родитель безусловно прини­мает своего ребенка, но должен выра­зить свое недовольство по поводу его проступка».

Характеристика: Участники занятия разбиваются на пары,распределяют роли                             и по инструк­ции ведущего пытаются смоделировать ту или иную ситуацию, в результате чего должен состояться диалог между ребенком и родителем.

Примечание: Первая фраза родителя должна начинаться со слов: «Я люблю тебя...»

Обсуждение:В  конце   упражнения   обязательно проводится обсуждение.

Ведущий предлагает поделиться своими впечатлениями каждой паре. Сначала тому, кто был родителем, потомтому, кто был ребенком.

Вопросы участникам в роли родителей:

•    Над чем выработали в данном упражнении?

•    Легко ли было выполнить упражнение?

•    В чем состояла основная сложность в выполнении упражнения?

•    Каких успехов вы добились при выполнении упражнения?

•    На сколько процентов из 100, по вашему мнению, вы выполнили задание ведущего?

 

 

Вопросы участникам в роли детей:

•    Как вы чувствовали себя в роли ребенка в вашей паре?

•    Что по отношению к вам как к ре­бенку было сделано неправильно?

•    Смог ли ваш родитель продемонстрировать умение «безусловно при­нимать» ?

 

Примеры:

1.   Мать встречает на пороге дома дочь, которая вернулась с дискотеки в три часа утра.

2.   Сын на глазах у матери ударил свою младшую сестру.

3.   Маленькая девочка расшалилась,разбила любимую вазу матери.

4.   Отец видит, как  его сын во дворе привязывает к хвосту соседской собаки веревку.

5.   Мать входит в комнату и видит, что ее сын, вместо того чтобы учить уро­ки, играет в 

      компьютерную игру.

6.   Ребенок, вместо того чтобы убирать в комнате, раскидал все игрушки.

7.   Мать третий раз за день просит свою дочь помыть посуду.

8.   Отец узнал, что его дочь, несмотря на запрет,  брала в поход дорогой магнитофон.

9.   Мать узнала, что дочь пользовалась ее косметикой.

10.   Мальчик грубо отказывается выпол­нять просьбу отца.

 

Анкетирование «Взаимодействие родителей с детьми»

 

АНКЕТА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ

 

Фамилия, имя ________________________________________________________________________________

 

В своём общении с ребенком я использую

Язык принятия

3

2

1

0

1

2

3

Язык непринятия

Оценку уступку ребенка

3

2

1

0

1

2

3

Оценку его личности

Поощрения

3

2

1

0

1

2

3

Наказания

Говорю о своих чувствах

3

2

1

0

1

2

3

Говорю о своих мыслях

Говорю о его чувствах

3

2

1

0

1

2

3

Говорю о его мыслях

Авторитарные методы

3

2

1

0

1

2

3

Демократические методы

 

Оцените в баллах степень использования следующих методов воздействия на ребенка:

 

Всегда – 1 б.; часто – 2 б.; редко – 3б.; в исключительных случаях – 4 б.; никогда – 5 б.

 

 

Методы воздействия на ребенка

баллы

  1.  

Приказ, команда.

 

  1.  

Предупреждение, угроза.

 

  1.  

Увещевание, пристыжение.

 

  1.  

Советы, готовые решения.

 

  1.  

Нотации, поучения.

 

  1.  

Критика, несогласие.

 

  1.  

Похвала, согласие.

 

  1.  

Насмешка, обзывание.

 

  1.  

Анализ поведения, интерпретация.

 

  1.  

Утешение, поддержка.

 

 

Совместное обсуждение результатов анкетирование.

 

Каталог негативных эффектов типичных родительских реакций (по Т. Гордону)

 

1. Приказ,  директива, команда.

Эти сообщения говорят ребенку, что его чувства или нужды не важны; он должен действовать в соответст­вии с тем, что его родитель чувствует или хочет сделать («Мне не важно, что ты собираешься делать: немедлен­но иди домой»). Они сообщают о неприятии ребенка таким, какой он есть в этот момент («Перестань кру­титься вокруг меня»), и вызывают страх перед роди­тельской властью. Они могут создавать чувство обиды, злости, сопротивления и сообщать ребенку, что роди­тель не доверяет суждениям или способностям ребенка («Не трогай это блюдо, отойди от малыша»).

 

2.  Предостережение, предупреждение, угроза.

Эти реакции родителей создают у детей чувство боязни и покорности («Если ты это не сделаешь, то пожалеешь»). Они также могут вызвать сопротивле­ние и враждебность, как и приказания, директивы, ко­манды. Эти сообщения говорят о том, родитель не ува­жает желания и чувства ребенка («Если не прекра­тишь игру, я все это выброшу»). Эти сообщения также вызывают у ребенка желание «испытать» родитель­скую угрозу, для того чтобы увидеть, произойдут ли обещанные последствия.

 

3.  Увещевание, морализирование, пристыжение.

Эти сообщения возлагают на ребенка груз внешнего авторитета, долга обязанности. Дети могут отвечать на все эти «должен», «нужно», «следует» сопротивлени­ем и еще более сильным отстаиванием своей позиции («Ты должен всегда уважать своих учителей»). Они могут заставить ребенка чувствовать недоверие со сто­роны родителей или вызвать у ребенка чувство вины — «я плохой» («Тебе не следует думать так»).

 

4.  Советы, готовые решения.

Такие сообщения часто ощущаются детьми как сви­детельство того, что родители не доверяют способно­сти ребенка самому принять решение. Они могут по­влиять на формирование у ребенка чувства зависимо­сти и прекращение развития самостоятельности («Что мне нужно сделать, папа?»). Советы часто передают чувство превосходства родителей над ребенком («Мы с мамой лучше знаем, как надо»). У ребенка также мо­жет выработаться чувство, что родители его совершен­но не понимают. Советы могут привести к тому, что ребенок перестанет развивать свои собственные идеи.

 

5.  Нотации, поучения.

Дети обычно ненавидят нотации («Разошелся, а я сиди и слушай»). Поучения делают из ребенка учени­ка, создают чувство подчиненности, неполноценности. Дети часто отметают родительские аргументы («Твои идеи устарели») и, как и взрослые, не любят, когда им доказывают, что они не правы. Иногда дети предпочи­тают игнорировать факты («Ну и что»; «Наплевать»; «Со мной этого не случится»).

 

6.  Критика, несогласие.

Эти сообщения, пожалуй, более других вызывают у детей чувство неадекватности, тупости, никчемности, «я плох». Оценки и суждения родителей очень влияют на «образ Я» у ребенка. Как родитель судит о ребенке, так и ребенок будет судить о самом себе. Критика также часто вызывает контркритику («На себя бы посмотрел»; «Сами так делаете»). Оценивание заставляет детей скры­вать свои чувства от родителей («Если я им скажу, меня будут ругать»). Частая оценка и критицизм приводят к тому, что многие дети чувствуют, что они плохи и что родители не любят их. Часто они сердятся на все это, и может возникнуть ненависть к родителям.

 

7. Похвала, согласие.

Вопреки распространенному мнению, что похвала всегда хорошо влияет на ребенка, она часто дает нега­тивные эффекты. Позитивная оценка, которая не со­ответствует образу «Я» ребенка, может вызвать враж­дебность («Я ненавижу свои волосы»; «Я плохо иг­рал, неуклюже»). Отсутствие похвалы          в семье, где обыч­но часто хвалят, может быть понято ребенком как кри­тика(«Ты ничего не сказала                    о моей прическе, значит, она тебе не нравится»).

Похвала часто воспринимается ребенком как ма­нипуляция — как способ мягко заставить ребенка де­лать то, что хочется родителям («Ты говоришь это только для того, чтобы я хорошо     учился »). Дети часто чувствуют неудобство,  смущаются,  когда их хвалят публично, перед друзьями. Иногда дети обнаружива­ют, что родители их не понимают, когда хвалят («Ты не сказала бы этого, если бы знала, как я действитель­но себя чувствовал»). Дети, которых часто хвалят, могут привыкнуть                     к похвале, стать зависимыми от нее и даже требовать ее («Правда, я хорошо это сделал?»;                     «Как я выгляжу? »).

 

8.  Обзывание, насмешка.

Могут иметь разрушающее влияние на образ «Я». Наиболее частый ответ на эти сообщения — послать их обратно («Ты сам лентяй»). Если такое сообщение исходит от родителя с целью повлиять на ребенка, то это уменьшает вероятность того, что ребенок изменит­ся с помощью реалистического взгляда на себя. Вмес­то этого он обесценит родительское сообщение («Мне не идет моя косметика. Это же смешно и неправда»).

 

9.  Интерпретация, анализ, диагноз.

Эти сообщения создают у ребенка ощущение, что его «вычислили», что родители знают мотивы его по­ведения. Этот родительский психоанализ может фрустрировать ребенка, действовать на него угрожающее. Если этот анализ или интерпретации верны, то ребе­нок очень смущается, так как он — «на виду», если неверны — раздражение за то, что его обвинили не­справедливо. Слишком частый анализ сообщает ребен­ку, что родители умнее, мудрее, ребенок чувствует от­ношение превосходства со стороны родителей. Сооб­щения типа «Я знаю почему» и «Я тебя вижу наск­возь» часто прерывают общение и учат ребенка не об­ращаться к родителям со своими проблемами.

 

10. Утешение, поддержка.

Эти сообщения не так помогают, как кажется. Уте­шение может дать ребенку почувствовать, что его не понимают («Ты бы так не говорила, если бы знала, как я напуган»).Родители утешают, так как они расстрое­ны оттого, что ребенку плохо. Такие сообщения гово­рят ребенку, что вы хотите, чтобы он перестал чувст­вовать то, что он чувствует (огорчение, обиду и т. п.). Дети могут рассматривать попытки утешения как по­пытки изменить их и часто перестают доверять роди­телям («Ты говоришь это просто потому, что хочешь ободрить меня»). Эти реакции часто могут остановить дальнейшую коммуникацию, так как ребенок чувствует, что родитель не принимает его переживаний таки­ми, какие они есть, и хочет, чтобы они поскорее пре­кратились.

 

11.  Вопросы, допытывание.

Вопросы могут означать для ребенка, что вы ему не доверяете, подозреваете в чем-то, сомневаетесь («Ты вымыл руки, как я сказала?»). Дети чувствуют за во­просами угрозу, особенно если не понимают, зачем их спрашивают (« К чему ты клонишь? »). Если вы задаете вопросы ребенку, который хочет разделить с вами свою проблему, он может заподозрить, что вы хотите со­брать информацию, чтобы решить за него эту пробле­му, а не предоставить ему возможность самому найти нужное решение. В этой ситуации вопросы ограничи­вают свободу человека говорить о том, о чем он хо­чет, — в том смысле, что вопрос диктует последующее сообщение. Ограничение свободы высказывания затруд­няет коммуникацию.

 

12.  Отвлечение, обращение в шутку.

Ребенок считает, что он не интересует родителя, который не уважает его чувства и отвергает его. Дети очень серьезны, когда хотят поговорить о чем-то. Под­дразнивание, шутка могут заставить их почувствовать себя отверженными, обиженными. Отвлечение детей от тяжелых чувств может дать временный эффект, но чувства не проходят. Отложенные проблемы редко оказываются решенными. Дети, как и взрослые, хотят быть выслушаны с уважением.

 

Упражнение «Неожиданный гость»

Участники делятся на два концентрических круга лицом друг к другу. Внутренний круг – хозяева – неожиданные гости. Внешний круг по мере выполнения упражнения передвигается. Когда, внешний образуются пары, ведущий сообщает, кто именно пришел. Участники должны изобразить встречу гостя и хозяина. Варианты: пришел участковый, приехала дальняя родственница, заглянула соседка, пришел человек, который ошибся адресом, зашла подруга и т.п. Обсудить с помощью, каких средств удалось передать свое состояние, какие эмоции были труднее для воспроизведения.

 

Упражнение «Рисунок по точкам»

Участники получают  по одному листу бумаги формата А 4 и изображают на нем 20 точек, расположив их произвольно, но более или менее равномерно. Потом участники обмениваются этими листами со своими соседями. Задача каждого – на том листе, который ему достался, соединить все точки прямыми линиями, дугами таким образом, чтобы  получилось целостное, осмысленное изображение (5 – 8 минут). Потом проводится публичная презентация изображения получившихся работ – каждый выходит со своими рисунком перед другими участниками, показывает его и рассказывает, что именно там изображено.

 

Обсуждение

Какие эмоции возникали в процессе рисования и при публичной презентации своих рисунков? Чьи рисунки больше всего запомнились участникам, показались самыми интересными, чем именно? Когда в жизни возникают ситуации, в которых нужно публично представить результаты соей работы? Какие качества в себе надо развивать, чтобы уверенно вести себя в подобных обстоятельствах?

 

Рецепт счастья

Возьмите чашу терпения, влейте в неё полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошенько перемешайте, намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути.


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн