Краткое описание ресурса:
<p> <strong> Цветообозначения в художественном произведении, являясь элементами лексического уровня языковой системы, выполняют в тексте значительную смысловую нагрузку. Изучение этого смыслового потенциала слов со значением цвета очень актуально для лингвистики, так как помогает выявить особенности преломления мышления, психологии в конкретных языковых единицах.<br /> Изучение особенностей использования цветообозначений на примере поэтических текстов Сергея Есенина явилось целью исследования, предметом которого предстала группа слов, называющих цвет, которые наряду с главным своим назначением – наименованием цвета – в поэтической речи способны развивать переносное значение, становиться экспрессивно значимыми и эмоционально наполненными.<br /> В процессе исследования, используя метод сплошной выборки цветообозначений из текстов, метод семантико – стилистического анализа, описательный метод, метод обобщения, рассмотрен текст как объект лингвистического исследования, цветообозначения как компонент структуры текста, символические значения основных цветов поэзии Есенина. Проведён анализ колоративной лексики в творчестве поэта на основе методики лингвиста Р.Г.Почхуа, который делил цветообозначения на микросистемы ахроматических и хроматических цветов (спектральных) с соответствующими доминантами, рассматривая лексико – семантическую систему цвета. Почхуа предлагает определять цветовое число по формуле: число упоминаний цвета делить на число строк стиха. Нами было проработано всего 3780 строк. Основываясь на данные исследования, мы пришли к выводу, что наиболее распространённым цветообозначением в поэзии Есенина являются голубой и синий.<br /> Анализ колоративной лексики с точки зрения морфологической принадлежности показал богатство и разнообразие лексических единиц, используемых для обозначения цвета. Были выявлены основные принципы употребления цветообозначений в поэзии Есенина. Анализ также показал, что цветообозначения выступают в прямом и переносном значении. Цветонаименования в языке писателя рассмотрены как образная реализация цветовых обозначений, которые вошли в состав перифраз, сравнений, метафор.<br /> Выбрав в качестве объекта элемент лексического уровня языковой системы – цветообозначения, мы столкнулись с тем, что понятие цвета не является локализованным, а издавна связано с целым рядом наук и видов искусств. Проведённый нами количественный анализ показал, что в поэзии Сергея Есенина преобладают яркие цвета, которые создают романтическую направленность, она занимает в стилистике автора значительное место. Использование ярких цветов символизирует у поэта жизнь, юность, любовь, чистоту, божественность.<br /> При опоре на цветообозначения автор создаёт оригинальные образы, в которых важную роль играет метафорическая семантика.<br /> Таким образом, конкретное значение оказывается неразрывно связанным с символическим, а слово, выступающее в номинативном значении, часто бывает обогащено дополнительным индивидуально – авторским содержанием. Все эти факты говорят о богатстве разнообразия цветовой картины мира Сергея Есенина.</strong></p>