Официальный сайт physbook 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Человек

Фото пользователя Наталия Григорьевна Романова
Submitted by Наталия Григорьевна Романова on вс, 29/01/2012 - 15:34
Данные об авторе
Автор(ы): 
Романова Наталия
Место работы, должность: 
Учитель истории и обществознания МБОУ "Сятракасинская СОШ" Моргаушского района Чувашской Республики
Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Обществознание
Цель урока: 

Цели:

  1. Образовательные – конкретизировать, расширить, систематизировать знания учащихся по изучен-

ной теме; продолжить знакомство учащихся с некоторыми достижениями человековедения.

  1. Развивающие – развить интерес к одному из основных вопросов философии, составляющих ядро

мировоззрения; углубить представления учащихся о ключевых понятиях темы: деятельность, личность, свобода, ответственность, познание.

  1. Воспитывающие – продолжить формирование моральных, мировоззренческих ориентиров жизни,

являющихся основой социализации, воспитания в духе гражданственности.

 

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник «Обществознание» 10 класс под редакцией

Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой.

 

Краткое описание: 
Урок повторения по обществознанию в 10 классе.

Повторительно–обобщающий урок по обществознанию в 10 классе

«Человек»

 

«Из того, что человек – животное, еще вовсе не следует, что для него обязательно было бы быть скотом». (Николай Михайловский)

 

Задачи: уметь аргументировано, с гуманистических позиций давать моральную оценку событий и делать моральный выбор; уметь в споре отстаивать собственную позицию.

Форма урока: беседа, работа в группах, тестирование.

Ход урока.

Добрый день! Дорогие ребята, сегодня мы с вами будем работать в необычной обстановке, но думаю, это не помешает нам плодотворно трудиться в течение урока.

Мы завершили изучение темы «Человек». Сегодня мы с вами будем систематизировать полученные знания, поделимся своими взглядами на некоторые проблемы темы. Сначала будем работать в группах, а затем будете выполнять тесты по теме «Человек». Сегодня у каждого есть возможность получить сразу две отличные оценки в течение урока. Ни пуха, ни пера!

Перед вами схема, которая раскрывает основные вопросы изученной темы. Она содержит в себе 6 блоков вопросов и заданий. Каждая группа выполняла задания по одному из блоков. Сейчас мы внимательно выслушаем все ответы, и может быть, даже поспорим с одноклассниками.

Ответы будут оцениваться по следующей шкале:

умение аргументировать свой ответ,

умение сотрудничать в группе,

умение выражать свое мнение.

I.Работа в группах.

I.Первая группа «Природа человека».

Прочитайте текст.

«Когда мы осмыслим свою роль на земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы сможем жить и умирать спокойно, ибо то, что дает смысл жизни, дает смысл и смерти.

Человек отходит с миром. Когда смерть его естественна, когда где-нибудь в Провансе старый крестьянин в конце своего царствования отдает сыновьям на хранение своих коз и свои оливы, чтобы сыновья в должный срок предали их сыновьям своих сыновей. В крестьянском роду человек умирает лишь наполовину. В урочный час жизнь распадется, как стручок, отдавая зерна. Так от поколения к поколению предается жизнь – медленно, как растет дерево, - а с нею предается и сознание. Какое поразительное восхождение! Из расплавленной лавы, из того теста, из которого слеплены звезды, из чудом зародившейся живой клетки мы – люди – и поднимались все выше, ступень за ступенью, и вот мы пишем кантаты и измеряем созвездия.

Старая крестьянка передала детям не только жизнь, она их научила родному языку, доверила им богатство, копившееся медленно, веками: духовное наследство, что доставалось ей на сохранение, скромный запас преданий, понятий и верований, все, что отличает Ньютона и Шекспира от первобытного дикаря». (Антуан де Сент-Экзюпери, французский писатель)

Ответьте на вопросы:

1. В чем автор видит роль человека на земле?

2. Что, по мнению автора, дает смысл и жизни, и смерти?

3. Какой смысл вложен в слова: «Человек умирает лишь наполовину»? Разделяете ли вы точку зрения автора? Объясните свою позицию.

Выводы: Человек – продукт биологической, социальной, культурной эволюции. Поиски смысла жизни каждым отдельным человеком связаны с общечеловеческой историей. Победа над конечностью и смертностью отдельного индивида обретается бессмертием человечества, причастностью каждого человека к этой категории через реальный вклад в культуру.

II. Вторая группа «Человек как духовное существо».

Прочитайте текст.

В принятой ООН (1995 г.) Декларации принципов толерантности она рассматривается как ключевое понятие человеческих взаимоотношений. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войн культурой мира.

Ответьте на вопросы:

1. Какое определение толерантности дали бы вы?

2. Почему в наше время возрастает значение толерантности?

3. Раскройте связь гражданственности, патриотизма с толерантностью.

4. Охарактеризуйте качества толерантного человека.

Выводы: Духовная жизнь людей охватывает все богатство чувств и достижений разума, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых. Духовная сфера деятельности человека, общества является самой возвышенной, так как здесь рождается то, что отличает человека о других живых существ. Человек, узнавая о моральных установках, стремится руководствоваться ими в своих повседневных поступках.

III. Третья группа «Свобода».

Прочитайте текст.

Свобода – это, несомненно, одно из наиболее ценимых человеком благ. На протяжении столетий человечество приносило самые большие жертвы для того, чтобы завоевать или защитить свободу. В юности проявляются инстинктивная тяга к свободе. Преступления наказываются лишением свободы.

Фактически «быть свободным» - значит иметь свободу выбора. Но нельзя оставаться без выбора, и с момента, как выбор сделан, человек теряет часть своей свободы. Свобода летуча и неуловима.

Если свобода является первостепенным условием достоинства человека, она ничто без воспитания, не того воспитания, которое навязано извне и связывает, а того, которое приобретается на основе опыта, размышления или сознания.

Реализация свободы достаточно трудна: необходимо делать выбор, а разные выборы дают неодинаковые результаты. По существу, природа человека такова, что некоторые варианты для него пагубны. другие безразличны или полезны. В этом нет ничего удивительного: сидя в автомобиле, мы вольны включить третью скорость, чтобы тронуться с места; мы, возможно, так и сделаем, но мотор при этом пострадает. Наша «механика» не выносит вольного обращения: некоторые выборы катастрофичны, в чем рано или поздно убеждается каждый на собственном опыте. Обучение свободе, таким образом, еще более важно, чем свобода сама по себе. Очень часто верят в нейтральность или безразличие выбора – нет ничего более опасного. Один способ прожить жизнь позволяет каждому из нас избежать большого количества неприятностей, но есть и такие, что ведут нас к отупению, закабалению или саморазрушению. Человек тем более свободен, чем полнее осуществляемый им выбор соответствует его природе. (Адаптировано по книге М. Малерба)

Ответьте на вопросы:

1. Какие обстоятельства, по мнению автора текста, позволяют рассматривать свободу в качестве одного из наиболее ценимых человеком благ? Назовите три обстоятельства.

2. Какой смысл автор вкладывает в словосочетание «быть свободным»? Объясните, почему свобода важна для счастья человека.

3. Проиллюстрируйте тремя примерами содержащиеся в тексте утверждение, что после того, как «выбор сделан, человек теряет часть соей свободы».

Выводы: Свобода – необходимое условие реализации социальных связей. Именно в становлении способности ответственно делать выбор и обретать, таким образом, свободу состоит социальное взросление. Ответственность личности гарантирует ей возможности самореализации в рамках социальных норм.

1. 1) человечество приносило самые большие жертвы для того, чтобы завоевать или защитить свободу;

2) в юности проявляется инстинктивная тяга к свободе;

3) преступления наказываются лишением свободы.

2. 1)авторское понимание словосочетания «быть свободным»: иметь свободу выбора.

2) объяснение, например: человек, свободно выбирая профессию, исходит из собственных интересов и способностей, что помогает получить удовлетворение от своих занятий и в определенной мере быть счастливым.

3. 1) человек самостоятельно выбирает место работы, он должен соблюдать правила трудового распорядка, таким образом, в определенной мере теряет часть своей свободы;

2) молодые супруги, заключив брак по обоюдному согласию и любви, приобретают не только новые права, но и обязанности, в определенной мере ограничивающее свободу каждого из них;

3) в соответствии со своими убеждениями человек может вступить в политическую партию, но ему придется считаться с партийными требованиями.

IV. Четвертая группа «Деятельность».

1) А.И. Герцен писал: «Животное полагает, что все его дело – жить, а человек жизнь воспринимает только как возможность что-нибудь делать». Согласны ли вы с этим утверждением? Аргументируйте свой ответ.

2) О каком виде деятельности идет речь в высказывании академика И.П. Павлова: «Всю мою жизнь я любил и люблю умственный труд и физический и, пожалуй, даже больше второй. Я особенно чувствовал себя удовлетворенным, когда в последний вносил какую-нибудь хорошую догадку, тем самым соединял «голову с руками». Свой ответ аргументируйте.

Выводы: Именно деятельности люди обязаны своим существованием. Без деятельности не было бы ни человека, ни человеческого общества, так как только в процессе деятельности человек познает мир и самого себя, создает все необходимое для жизни.

V. Пятая группа «Познание».

Прочитайте текст.

«Ум» («мудрость») – это не «знание» само по себе, не совокупность сведений, заложенных образованием в память, не информация и не совокупность правил сочетания слов со словами, терминов с терминами. Это – умение правильно знаниями распоряжаться, умение соотносить эти знания с фактами и событиями реальной жизни, объективной реальности, и главное – самостоятельно эти знания добывать, пополнять – так издавна определяет «ум» всякая действительно умная философия. И обязательно ведет к образованию ума, мышления. В состязании на простое заучивание сведений самый умный человек не сможет тягаться с самой глупой и несовершенной электронно-вычислительной машиной. Однако именно в этом его преимущество перед нею – преимущество наличия ума…Умный человек – в отличие от глупого – даже при небольшом запасе усвоенных в школе знаний умеет применять этот запас к решению вопросов, встающих перед каждым из нас ежеминутно и ежечасно в жизни. Пусть даже эти вопросы несложные. И наоборот, глупый человек даже при огромном запасе хранящихся в его памяти знаний то и дело попадает впросак в самых несложных жизненных ситуациях, требующих самостоятельного, заранее (т.е. априори) не предусмотренного, не предписанного решения…» (Э.В. Ильенков, российский философ)

Ответьте на вопросы:

1. Как вы понимаете основную идею приведенного текста?

2. Противоречат ли рассуждения автора известному философскому утверждению «Знание – сила»?

3. На основе приведенного текста определите основные признаки понятия «ум».

4. Приведите примеры того, как усвоенные знания помогают решать проблемы, возникающие в жизни.

Выводы: Знания сами по себе никакой ценности не имеют. Труден и противоречив путь человека к истинному знанию. Этот путь в истории человечества наполнен не только великими открытиями, но и заблуждениями. Человек к началу третьего тысячелетия значительно расширил границы области познания, тем не менее, многие вопросы гносеологии по-прежнему имеют дискуссионный характер.

VI. Шестая группа «Личность».

1) А. Пьерон говорил: «Ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека». Каковы ваши мысли по поводу поднятой автором проблемы? В ответе используйте соответствующие понятия. Свой ответ аргументируйте.

2) Какие существенные свойства человека отражены в суждении о человеке: «Это животное, отлучающееся от обезьяны терпением, от попугая – инициативой, от бегемота – беспокойством, а от муравья – размерами». Свой ответ аргументируйте.

Выводы: Человек – двуединое существо, принадлежащее миру природы и миру социальных связей и отношений. Только связь с обществом, активное проявление сущностных свойств человека как социального существа способствуют формированию личности.

 

II. Тестирование.

1. Выберите верный ответ.

1. Природными свойствами человека обусловлены его потребности

 

А) в служебном росте

Б) в творчестве

В) в утолении голода

Г) в самореализации

2. Совокупность черт, отличающих данного человека от всех других, присуща:

 

А) личности

Б) индивидуальности

В) индивиду

Г) физическому телу

3. Истинное знание в отличие от ложного:

 

А) создается в результате познавательной деятельности

В) соответствует предмету познания

Б) требует усилий для понимания

Г) является результатом наблюдений

2. Напишите понятие:

Совокупность представлений людей о добре и зле, справедливости - …

3. Закончите фразу:

Научное познание осуществляется на двух уровнях: эмпирическом и …

4. Верны ли следующие суждения о жизни человека в обществе?

А. В человеке самой природой заложено умение жить в обществе.

Б. Личность может сформироваться только в человеческом обществе.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Истина – это объективное отражение в сознании человека предметов и явлений.

Б. Истина – это результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6. Установите соответствие между характеристиками знаний и видами истины: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца.

 

ХАРКТЕРИСТИКА ЗНАНИЯ

ВИД ИСТИНЫ

1. Достоверное знание, не зависящее от мнений и пристрастий людей

А. Объективная истина

2. Исчерпывающее, полнее и достоверное знание об объективном мире

Б. Относительная истина

3. Знание, дающее приблизительное и неполное отражение действительности

В. Абсолютная истина

4. Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент

 

5. Информация, соответствующая действительному положению вещей

 

Ответ:

 

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

Ответы.

1.1-В, 2-Б, 3-В; 2-мораль; 3-рационального; 4-2; 5-1; 6-13221

 

III. «Я – философ».

Ответьте на вопросы.

 

Что трудно?

Что самое приятное?

Что утомительно?

Что вредно?

Что невыносимо?

Что легко?

Что слаще всего?

Что прекрасно?

Что опасно?

Что страшно?

Что безопасно?

Что надежно?

Что ненадежно?

Что сладко?

Что в человеке хорошо и дурно сразу?

Что такое люди?

Что есть разум?

Что самое прекрасное?

Что такое друг?

Что считать счастьем?

Познать себя (Фалес)

Достичь того, что желаешь (Фалес)

Праздность (Фалес)

Невоздержанность (Фалес)

Невоспитанность (Фалес)

Наставлять другого (Фалес)

Успех (Фалес)

Спокойствие (Периандр)

Опрометчивость (Периандр)

Будущее (Питтак)

Прошлое (Питтак)

Земля (Питтак)

Море (Питтак)

Надежда (Биант)

Язык (Анахарсис)

Смертные боги (Геракл)

Здравый смысл (Эпихрам)

Гармония (Пифагорейцы)

Второй Я (Зенон Китийский)

Свободу (Перикл)

 

IV. Живи так, чтобы о тебя никто не ушибался.

Мы выяснили, что человек – существо, наиболее известное самому себе с точки зрения эмпирических фактов.

Блезу Паскалю принадлежат слова:

«Человек – всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он – тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не надо всей Вселенной: достаточно дуновения ветерка, капли воды. Но пусть даже его уничтожит Вселенная, человек все равно возвышеннее, чем она, ибо сознает, что расстается с жизнью и что слабее Вселенной, а она ничего не осознает.

…Все наше достоинство в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы – ничто. Постараемся же мыслить достойно…»

 

V. Домашнее задание. Написать эссе с вашим отношением к высказыванию Б. Паскаля.

Подготовиться к проверочному тестированию по теме «Человек».

 

У природы нет другого мозга, корме того, что она с таким трудом втиснула человеку в голову.

(Бернард Шоу)

Человек – это знание, которое познает самое себя. (В. Гумбольдт)

Человек – это существо, способное на деятельность, на которое не способно никакое другое существо. (Восточный философ)

Человек – единственное животное, поведение которого в значительной степени определяет мысль. (Дж. Каллингвуд)

Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность. (Махатма Ганди)

Слабовольные люди – это легкая кавалерия армии дурных людей. (Николай Шамфор)

Есть две морали: одна пассивная, запрещающая зло, другая активная, которая повелевает делать добро. (Пьер Буаст – французский лексикограф)

Сознание того, что что-нибудь ложно, есть уже сознание истины. (Артур Шопенгауэр – немецкий философ)

Никто не может судить о других, пока не научиться судить о самом себе. (Иоганн Вольфганг Гете – немецкий поэт)

Личность всегда главное. Человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней все строится. (Иван Тургенев)

Индивидуальность гибнет, личность спасается. (Владимир Микушевич – российский философ)

Свобода не в том, чтоб сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой. (Ф. М. Достоевский, русский писатель)

 

 

Прикрепленный файл Size
Человек.ppt 116.5 KB

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн