Официальный сайт morning-news 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Арттерапевтические методики в ДОУ

Фото пользователя Нонна Павловна Клементьева
Размещено: Нонна Павловна Клементьева - ср, 25/03/2009 - 13:48
Данные об авторе
Автор(ы): 
Клементьева Нонна Павловна
Место работы, должность: 
НТФ ИРРО, зав. отделом
Регион: 
Свердловская область
Характеристики урока (занятия)
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Иная категория
Класс(ы): 
1 класс
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
Музыка
Предмет(ы): 
Другое
Цель урока: 
Выявление особенностей и определение эффективности использования арттерапии в психокоррекционной работе с детьми в образовательном учреждении.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

 

 

 

Используемая методическая литература: 

 

 
Блинов О.А. Процесс музыкальной психотерапии: Систематизация и описание основных форм работы // Психол. журнал. – 1998. – №3.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
Брусиловский Л.С. Музыкотерапия: Руководство по психотера­пии / Под ред. В. Е. Рожнова. – М., 1985.
Бурно М.Е. О клинической психотерапии творчеством // 7-й Всесо­юзный съезд невропатологов и психиатров. – М., 1981. – Т. 3.
Власова Т.М., Пфапфенрод Л.Н. Фонетическая ритмика. – М., 1996.
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 1985.
Вольиер И.Е. Психотерапия. – Л., 1972.
Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1983. – Т. 5.
Гройсман А.Л., Росляков А. Ф. Теория и практика театрализован­ной и ролевой психокоррекции. – М., 1993.
Гройсман А.Л. Психотерапия для всех. – М., 1981.
Драпкин Б.З. Терапия радостью – сущность детско-подростковой психотерапии // 7-м Всесоюзный съездневропатологов и психиатров. – М., 1981. – Т. 3.
Дубровина И.В. и др. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина. – М., 1998.
Зарицкая Р.И., Невинская A.M. Влияние музыки на процесс ды­хания у детей и взрослых // Вопросы изучения и воспитания личности. – 1929. – №1-2.
Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб., 1998.
Казарисова А.С. Музыка в системе психопрофилактики // Тр. Ленингр. НИИ психоневр. ин-та. – 1976. – Т. 70.
Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребен­ка. – М., 1997.
Копытин А.И. Основы Арт-терапии. – СПб., 1999.
 
Кох И. Основы сценического движения. – М., 1970.
Матейнова 3., Машура С. Музыкальная терапия при заикании / Пер. с чешск. – Киев, 1984.
Медведева Е.А. К вопросу о диагностике воображения и творчества у дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. – 1998. – №4.
Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Психологические особен­ности среднего школьного возраста и руководство художественным творчеством подростков // Эстетическое воспитание и экология культуры. – М, 1988.
Миллер A.M. Некоторые принципы психотерапевтического исполь­зования средств искусства в комплексе санкурлечения / Тезисы докл. Всесоюз. науч. - практ. конф. – Харьков, 1979.
Мировская Н.П., Проколова Н.В., Горянин Л.А. Музыка и пе­ние в лечении заикания у детей // Диагностика и лечение заболеваний нервной системы и вопросы организации психоневрологической помощи па железнодорожном транспорте. – Харьков, 1977.
Петрушин В.И. Теоретические основы музыкальной психотерапии // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 1991. – № 3.
Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. – М., 1999.
Рожнов В.Е. Руководство но психотерапии. – Ташкент, 1979.
Руднев А. Пантомима и ее возможности. – М., 1966.
Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. – М., 1990.
Ткаченко В.Я. О значении музыки в психотерапии. – М., 1966.
Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – М., 1995.
Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду: Психология развития. – М., 2000.
Шипулин Г.П. Лечебное влияние музыки / Тр. Ленингр. науч. - исслед. института. – 1966. – Т. 38.
Шушарджан С.В. Здоровье по нотам. – М., 1994.
Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. – М., 1998.
Краткое описание: 
Основываясь на коррекционно-личностном и деятельностном подходах в развитии, артпедагогика и арттерапия преследуют единую цель – гармоническое развитие ребенка с проблемами; расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде.

 

КИНЕЗИТЕРАПИЯ
Составитель Л.И. Анискина
Тема: «В гостях у морского царя» в форме игры-рассказа
«Волшебный сон».
 
Занятие проводит психолог, используя музыкальные аудиозаписи, подобранные по сюжету занятия. Специального обучения детей движениям на занятии не проводится, а используется двигательная импровизация или движения по подражанию действиям взрослого.
Предварительно у детей формируется представление о том, кто такой морской царь, где он живет, показываются иллюстрации, проводится беседа о морских обитателях (крабах, морских звездах, русалочках, раковинах и т.д.). Дети изображают их в рисунках, аппликации.
Цель занятия: коррекция психоэмоционального состояния, снятие мышечных зажимов, эмоционального напряжения, создание радостного настроения средствами свободного движения и воображения.
Первая часть. Игровые задания на регуляцию мышечного тонуса и релаксацию. Музыка «Морской бриз» из серии «Звуки живой природы».
«На берегу моря» (сидя на полу на коленях). Детям предлагается закрыть глаза и представить, что они сидят на берегу моря и слушают шум волн, крики чаек.
 
Занятие проводит психолог, используя музыкальные аудиозаписи, подобранные по сюжету занятия. Специального обучения детей движениям на занятии не проводится, а используется двигательная импровизация или движения по подражанию действиям взрослого.
Предварительно у детей формируется представление о том, кто такой морской царь, где он живет, показываются иллюстрации, проводится беседа о морских обитателях (крабах, морских звездах, русалочках, раковинах и т.д.). Дети изображают их в рисунках, аппликации.
Цель занятия: коррекция психоэмоционального состояния, снятие мышечных зажимов, эмоционального напряжения, создание радостного настроения средствами свободного движения и воображения.
Первая часть. Игровые задания на регуляцию мышечного тонуса и релаксацию. Музыка «Морской бриз» из серии «Звуки живой природы».
«На берегу моря» (сидя на полу на коленях). Детям предлагается закрыть глаза и представить, что они сидят на берегу моря и слушают шум волн, крики чаек.
 
 «Игра с волной» (сидя на полу). Психолог, продолжая свой рассказ, просит детей «поиграть» с волнами, наклоняясь вперед и возвращаясь назад, мягкими движениями рук «поласкать» волны.
«Отдыхаем на берегу» (лежа на спине). Дети ложатся на берегу, закрывают глаза, свободно раскинув руки. Психолог дает установку на снятие напряжения, релаксацию и под мягкое звучание музыки вербально рисует образ детей, лежащих на берегу моря и расслабляющихся под лучами солнца, которое пронизывает каждую клеточку тела ребенка.
Вторая часть. Игровые задания на развитие целостного образа тела и воображения «Сон». Музыка «Прибой», «Шторм» из серии «Наедине с природой».
Дети лежат на спине. Психолог рассказывает историю о том, что детям приснился сон. Морской царь вышел на берег моря и пригласил их ксебе в подводное царство на веселый праздник, а для того, чтобы они могли там находиться, превратил их на некоторое время в разных морских обитателей.
«Морские звезды». Аудиозапись, «Вальс», музыка И. Штрауса.
а)         Дети сидят на полу, расставив ноги и руки в стороны. Им предлагают собрать тело в комочек, а затем вернуться в исходное положение.
б)         Дети лежат на животе, раздвинув руки и ноги в стороны. Они должны одновременно соединить руки над головой и ноги вместе. Упражнение повторяется несколько раз.
 
Третья часть. Игровые упражнения на овладение «языком выразительных движений» и снятие мышечных зажимов.
«Русалки и крабы» (образно-танцевальные движения). Аудиозапись, музыка «Пасадена», «Босанова» из серии «Танцы для детей». Дети вместе с психологом по очереди импровизируют движения образов танцующих «русалок» (девочки) и «крабов» (мальчики). Во время танца психолог акцентирует внимание детей на чувствовании тела, понимании телесной экспрессии окружающих, возможности снятия мышечных зажимов в свободном танце.
Четвертая часть. Игровое задание на развитие ориентировки в пространстве (реальном и воображаемом).
«Катание на раковинах». Аудиозапись, «Вальс», музыка И. Штрауса. Дети стоят врассыпную, представляя себя в «раковинах», держа в руках воображаемые весла. Отталкиваясь то справа, то слева, они «плывут на раковинах» и оказываются на берегу моря.
«На морском берегу». Аудиокассета, «Морской бриз» из серии «Звуки живой природы». Дети лежат на спине и, закрыв глаза, слушают музыку, расслабляясь под мягкие звуки голоса психолога, который постепенно возвращает их из «волшебного сна» в реальность.
После музыкального фрагмента психолог говорит, что сон закончился, все проснулись, и предлагает детям рассказать о своих ощущениях и мыслях, которые они испытывали в этом «сказочном путешествии».
 
 
ИЗОТЕРАПИЯ
План-конспект
Составитель О.Ю. Соколова
 
«Создаем образ из пятен» (рисунок на влажной бумаге).
Цель: стимулировать потребность в изобразительной деятельности, развитие познавательных интересов, снятие эмоционального напряжения, формирование чувства личной безопасности, уверенности в себе.
Подгруппе детей (3-4 чел.) предлагается поиграть с красками. Они «волшебные»: с их помощью можно изобразить на бумаге необычные картинки. Для этого надо поверхность бумаги с помощью кисточки сделать влажной, а затем разбрызгать на ней капли акварельными красками или сделать легкие движения кончиком мокрой кисти.
Во время экспериментирования с красками, их смешения арттерапевт общается с детьми, акцентируя внимание на их ощущениях, выясняя, что они испытывают, когда краски, как живые, «бегают» по мокрой бумаге, создавая фантастические образы.
После того, как рисунок высохнет, психолог помогает ребенку разглядеть образы, которые получились на листе. Затем предлагает аккуратно обвести их контуры гелевой ручкой. Полученные изображения обсуждаются с детьми. Затем из детских работ делается выставка.
 
 
 
 
ВОКАЛОТЕРАПИЯ
Индивидуальное занятие
Составитель Т.В. Антонова
 
Цель занятия: коррекция психоэмоционального состояния средствами пения, создание положительного эмоционального фона, активизация работы внутренних органов за счет активных движений грудной клетки, диафрагмы, дыхания.
1. Пропедевтический этап.
Организация, установление эмоционального контакта с ребенком.
Релаксационная часть. Ребенку предлагается принять удобное положение, сидя в удобном кресле, расслабиться и послушать в музыкальной записи композицию современных спокойных мелодий в исполнении на духовых инструментах (саксофоне, флейте и др.). Обращается внимание ребенка на то, что звучание этих инструментов достигается за счет хорошего дыхания.
2. Основной этап.
Разогрев вокального аппарата.
Дыхательные упражнения. Упражнения с закрытым ртом на ом-м-м-м-м, затем на ми-а-а, по полутонам в восходящем и нисходящем движении в пределах квинты. Создание вибрационного эффекта. Чтобы ее ощущать ребенок кладет руку на часть грудной клетки. Дыхание берется после каждого такта.
Небольшие попевки в пределах квинты на гласный «О», «А».
Работа над вокальным формированием звука.
Пение на одной ноте различных слогов «ми», «ма», «мо», «му» для сглаживания разницы в произношении гласных.
Упражнение на активизацию диафрагмы. Пение стаккато.
Оптимизация настроения:
исполнение вокального произведения, знакомой песни, создающей положительный эмоциональный настрой.
3. Заключительный этап: релаксация, слушание радостной, ритмичной мелодии, усиливающей приподнятое настроение.

»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Екатерина Аркадьевна Уткина

На: Арттерапевтические методики в ДОУ


Познакомилась с конспектами занятий!

Провела занятие по Изотерапии. Очень довольна результатом! Большое спасибо!!!




Фото пользователя Елена Вадимовна Коточигова

На: Арттерапевтические методики в ДОУ


Практики будут рады представленному материалу!

Елена Коточигова



Фото пользователя Наталья Туманова

На: Арттерапевтические методики в ДОУ


что такое занятие даёт детям, как отдельно взятое?



Поиск

Loading
Предшкола: вопросы и ответы

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн