Официальный сайт maxceiling 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Календарно-тематическое планирование Музыка 4 класс по программе Е.Д. Критской

Submitted by Светлана Владимировна Ульянова on пн, 30/01/2012 - 17:16
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ульянова Светлана Владимировна
Место работы, должность: 

Учитель музыки основной общеобразовательной школы № 3 г. Волжска РМЭ

Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Музыка
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
учебно-тематический план
Краткое описание ресурса: 
<p> Календарно-тематическое планирование 4 класс по предмету &quot;Музыка&quot;</p>

 

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию

1-4 класс

Предмет: Музыка

Учебная программа:  авторская.

Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

Учебно-методический комплект: 

·         Учебник «Музыка. 1-4 класс»;

·         Рабочая тетрадь;

·         Хрестоматия музыкального материала;

·         Фонохрестоматия музыкального материала;

·         Методическое пособие.

Авторы учебно-методического комплекта: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

Выпуск учебно-методического комплекта осуществляется издательством «Просвещение» с 1998 года

Количество часов в неделю в каждом классе: 1 час.

Общее количество часов в год в каждом классе: 34 часа.

 

Цель программы– формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части                      духовной культуры школьников.

Задачи:

ü  Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

ü  Развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребёнка в сложном мире музыкального искусства.

 

Содержание программы

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов. Приоритетным в данной программе является введение ребёнка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира (в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей) предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций, и изустных и письменных форм бытования музыки, как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который даёт возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, её жанрово-стилистические особенности.

 

Структура программы

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года.

Занятия в Iклассе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном конспекте. В программе данного класса два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты»

В программе  II-  IVклассов семь разделов: «Россия – Родина моя», «День полный событий», «О России петь - что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

 

Содержание разделов

Раздел I«Россия – Родина моя»

Первый раздел раскрывает мысль о мелодии как песенном начале, которое находит воплощение в различных музыкальных жанрах и формах русской музыки. Вокальное начало, русский мелос проходит через творчество всех выдающихся отечественных композиторов – композиторов разных школ, направлений, эпох. От детской песни, исполняемой всем классом, через главную песню нашей Родины, к петровским кантам, лирическим романсам, кантате, увертюре, симфонии, концерту и синтетическому жанру – опере – такой путь развития проходят учащиеся II– IVклассов, изучая раздел «Россия – Родина моя».

Раздел II«День, полный событий»

Задача данного раздела – раскрыть перед учащимися самые разные направления связи музыки с жизнью, помочь им глубже и тоньше почувствовать и познать внутренний мир человека, ярче ощутить красоту природы, целенаправленно формировать способность воспринимать музыку как искусство, выразительное по своей природе, как интонационно-образную речь, обращённую тем или иным композитором к сердцу, уму и душе человека.

Содержание данного раздела во IIклассе – это день двух непохожих детей, запечатленных в музыкальных образах. Существенно то, что музыка этого раздела представлена преимущественно произведениями двух композиторов – П. Чайковского и С. Прокофьева. Это позволяет привлечь внимание учащихся к стилевым особенностям музыкальной речи каждого из них.

В IIIклассе состоятся встречи с разными персонажами – музыкальными образами («Портрет в музыке», «В каждой интонации спрятан человек», «В детской», «На прогулке»).

В IV  классе день, полный событий, мы отслеживаем на примере определённого периода жизни Александра Сергеевича Пушкина. Музыкальные впечатления А. Пушкина, музыкально-поэтические образы, связанные с его творчеством, позволят учащимся продолжить знакомство с лучшими образцами народной и классической музыки, углубить свои познания в области её интонационной выразительности.

Раздел III«О России петь – что стремиться в храм»

Этот раздел учебника назван поэтической строкой Игоря Северянина из его стихотворения «Запевка». Раздел является абсолютно новым в содержании предмета «Музыка» в общеобразовательной            школе. Он посвящён постепенному и очень бережному введению учащихся I-IVклассов в художественные образы духовной музыки. На начальном этапе это пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского («Утренняя молитва» и «В церкви»), народные песнопения о Рождестве, Сергии Радонежском, колокольные звоны. Иначе говоря, первые музыкальные впечатления связанные с музыкой религиозной традиции, представлены сочинениями композиторов- классиков, духовным фольклором и только постепенно, по мере накопления музыкально-слуховых впечатлений, вводятся интонации молитв, звучащих в православном храме.

Не случайно на страницах данного раздела большое количество иллюстраций. Как органично сливаются в храме все виды искусства, так и на уроке музыки привлечение образов архитектуры, иконописи, живописи усилит, умножит музыкальные впечатления детей. Внутри раздела прослеживаются две линии: святые земли русской и значимые праздники православной церкви.

Раздел IV«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

Музыкальный фольклор представлен в учебно-методическом комплекте как синкретичный вид искусства, который тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями. Поэтому жанры песенного и инструментального творчества, праздники русского народа рассматривается в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского человека.

Освоение образцов русского музыкального фольклора, так же как и фольклоры других народов мира, включает в себя различные формы его воплощения: пение, инструментальное музицирование, движение под музыку и использование элементов танцев, имитацию среды бытования, декоративное оформление слушаемой и исполняемой музыки (костюм), инсценирование, «разыгрывание» песен, народные игры.

Первостепенная роль отводиться освоению жанров русской народной песни: детский фольклор, колыбельные, лирические, солдатские, трудовые, исторические, былины.

Постижение народной музыкальной культуры начальной школе идёт по двум направлениям: во-первых, это изучение подлинных или стилизованных образцов народного фольклора; во-вторых, это знакомство с музыкальными произведениями композиторов, в которых ярко выражено фольклорное начало или использованы подлинные народные мелодии.

Раздел V«В музыкальном театре»

Названия разделов «В музыкальном театре» и «В концертном зале» говорят сами за себя. В этих разделах предлагаются различные способы привлечения внимания учащихся к произведениям крупных форм. Это знакомство и с музыкально-сценическими жанрами (опера, балет, мюзикл, оперетта и др.), и с жанрами инструментально-симфоническими (сюита, концерт, увертюра, симфоническая сказка,  симфония). Можно смело сказать, что цель этих разделов – заинтересовать детей этими жанрами, научить глубоко воспринимать музыку самой разной сложности, разбираться в музыкальной драматургии произведений на основе принципов музыкально-симфонического развития.

Раздел VI. «В концертном зале»

Сквозной линией содержания всех учебников является мысль о триединстве «композитор - исполнитель – слушатель», которое предполагает накопление слухового опыта детей при восприятии различных музыкальных произведений, сочиненных русскими и зарубежными композиторами. Раздел «В концертном зале» помогает закрепить представления детей о таких музыкальных жанрах, как симфоническая сказка, фортепианная сюита, увертюра к опере, симфония, инструментальный концерт, камерные сочинения (песня, романс, инструментальная пьеса, соната).

Восприятие и исполнение произведений этого раздела направлено на то, чтобы осмыслить различные музыкальные формы (вариации, двухчастные и трёхчастные композиции), приёмы развития музыки (повтор, контраст, вариативность), особенности языка сочинений. Дети знакомятся не только с произведениями, написанными для симфонического оркестра и отдельных инструментов (фортепиано, флейта, скрипка, виолончель и др.), но и с известными исполнителями, концертными залами, исполнительскими конкурсами.

Раздел VII. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

Смысл данного раздела заключается в том, чтобы учащиеся осознали триединство деятельности композитора-исполнителя-слушателя, поняли их роль в жизни музыки и оценили значение самой музыки в жизни человека. В этом разделе обобщается предшествующий опыт общения детей с музыкой в каждом из классов: что они узнали о композиторах, исполнителях слушателями, исполнителями, «композиторами» стали сами.

 

Отличительная особенность данной программы

Отличительная особенность данной программы и всего УМК в целом – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства.

 Виды организации учебной деятельности:

- экскурсия

- конкурс

- викторина

- самостоятельная работа

- творческая работа

- путешествие

  Основные виды контроля при организации контроля работы:

- вводный

- текущий

- итоговый

- индивидуальный

  Формы контроля:

- наблюдение

- самостоятельная работа

- тест

 

Урок

Датапроведенияурока

Коррекция

 

Тема урока

 

Количество уроков по теме

 

Примечания

План

Факти-чески

1.

 

 

Раздел 1 «Россия – Родина моя»

Мелодия. Ты запой мне эту песню

 

 

1 час

 

В. Локтёв «Песня о России»

Русская народная песня «Ты река ль моя реченька»

«Россия»

2.

 

 

Чего не выразишь словами. Как сложили песню.

 

1 час

 

С.Рахманинов «Вокализ»

3.

 

 

Ты откуда, русская, зародилась музыка.

 

1 час

 

Фрагменты русских народных песен разных жанров.

4.

 

 

Патриотическая тема в русской песне.

 

1 час

 

С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский»

5.  

 

 

Патриотическая тема в русской классике.

 

1 час

 

С.Прокофьев. Сцены из кантаты «Александр Невский»: «Вставайте, люди русские!», «Мёртвое поле», «Ледовое побоище»

6.

 

 

Раздел 2 «День полный событий»

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья

 

1 час

 

Г.Свиридов «Осень», «Пастораль»

П.Чайковский «Времена года»: «Осенняя песнь»

7.

 

 

Один день с  А.С. Пушкиным. Зимнее утро

 

1 час

 

П.Чайковский «Зимнее утро»

В.Шебалин «Зимняя дорога»

П.Чайковский «Времена года. У камелька»

8.

 

 

Зимний вечер. «Что за прелесть, эти сказки!»

 

1 час

 

«Зимний вечер» в исп. Лемешева, Покровского

Н.Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане»

9.

 

 

«Ярморочное гулянье»,

 

 

1 час

 

Пастушьи наигрыши из оперы П.Чайковского «Евгений Онегин»;

Песни из оперы П.Чайковского «Евгений Онегин»: «Уж как по мосту, мосточку», «Девицы-красавицы»                    

10.

 

 

«Святогорский монастырь». Приют, сияньем муз одетый

 

1 час

 

Романсы: «Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье»

11.

 

 

Раздел 3. «О России петь, что стремиться в храм»

Святые земли Русской: Илья Муромец. Стихира. Былина.

 

1 час

 

Стихира русским святым «Земле русская»

Былина об Илье Муромце

А.Бородин. Симфония №2 «Богатырская»

12.

 

 

Создатели славянской письменности и культуры – святые Кирилл и Мефодий. Гимн.

 

1 час

 

Гимн святым Кириллу и Мефодию

13.

 

 

«Праздников праздник, торжество из торжеств» -  Пасха Христова! Тропарь.

 

1 час

 

Тропарь праздника Пасхи

Пасхальное песнопение «Ангел вопияше»

С.В.Рахманинов «Всенощное бдение» - хор «Богородице Дево, радуйся!»

14.

 

 

Родной обычай старины. «Светлый праздник»

 

1 час

 

Русская народная пасхальная песня «Не шум шумит»

Н.Римский –Корсаков «Светлый праздник»

С.Рахманинов. Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник»

15.

 

 

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

Композитор – имя ему народ. Песни народов мира.

 

 

1 час

 

Русс. Нар. Песня «Ты река ль, моя реченька»

Белорусская нар. песня «Реченька»

Японская народная песня «Вишня»

Грузинская народная песня «Солнце, в дом войди»

Грузинская народная песня «Светлячок»

Узбекская народная песня «Аисты»

16.

 

 

Композитор – имя ему народ. Народные мотивы в музыке русских композиторов.

 

 

1 час

 

Г. Свиридов. Сюита «Курские песни» - хор «Ты воспой, жавороночек»

Поэтическая сказка В.Сухомлинского «Жаворонок»

17.

 

 

Музыкальные инструменты России. Русский народный оркестр.

 

 

 

1 час

 

Русские народные песни и наигрыши: «Как у наших у ворот», «Во поле берёза стояла», «Славны были наши деды», «А мы просо сеяли», «Бояре, а мы к вам пришли», «Калинка», «Светит месяц», «Камаринская», «Мужик на гармонике играет» из «Детского альбома» П.Чайковского;

18.

 

 

Музыкальные инструменты России. «Музыкант-чародей»

 

 

1 час

 

«Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова;

Хороводная песня «Милый мой, хоровод»

Белорусская народная сказка «Музыкант-чародей»

19.

 

 

Праздники русского народа: Троица

 

1 час

 

Русские народные троицкие песни: «Ты, берёзка», «Посею я лён», «Как у бабушки козёл»;

Хоровод «Во поле берёза стояла»;

Русская народная песня «Берёзонька кудрявая»

20.

 

 

Раздел 5. «В музыкальном театре»

Драматургическое развитие в опере и балете. Опера «Иван Сусанин»  М.Глинка.

 

1 час

 

М.Глинка. Опера «Иван Сусанин» - «Бал в замке польского короля» (IIдействие)

Полонез. Краковяк. Вальс. Мазурка

21.

 

 

Драматургическое развитие в опере и балете. Опера «Иван Сусанин»  М.Глинка.

 

1 час

 

М.Глинка. Опера «Иван Сусанин» - «За русь мы все стеной стоим» (IIIдействие)

22.

 

 

Драматургическое развитие в опере и балете. Опера «Иван Сусанин»  М.Глинка.

 

1 час

 

М.Глинка. Опера «Иван Сусанин» - «Сцена с поляками в лесу» (IVдействие)

23.

 

 

«Исходила младёшенька». Музыкальные характеристики персонажей в опере и балете.

 

 

1 час

 

Фрагменты из оперы «Хованщина» М.Мусоргского: вступление «Рассвет на Москве-реке», песня Марфы «Исходила Младёшенька», «Пляска персидок»;

«Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинки;

«Мёртвое поле» из кантаты «Александр Невский» С.Прокофьева

24.

 

 

«Русский восток». Восточные напевы в музыке русских композиторов.

 

 

1 час

 

«Пляска персидок» из оперы М.Мусоргского «Хованщина»;

«Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинки;

А.Хачатурян. Балет «Гаяне» - «Русская пляска», украинский «Гопак», армянский женский танец «Узундара»; «Колыбельная Гаяне», «Танец с саблями»

25.

 

 

Балет «Петрушка» И.Ф.Стравинский. Музыкальные образы народного гулянья.

 

1 час

 

И.Ф.Стравинский «Петрушка» картина первая

26.

 

 

Раздел 6. В концертном зале

Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Музыкальные инструменты: виолончель. Симфонический оркестр.

 

 

1 час

 

А.Бородин. Ноктюрн. Из струнного квартета №1;

П.Чайковский «Вариации на тему рокко для виолончели с оркестром»;

М.Мусоргский «Старый замок»

27.

 

 

Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки

 

1 час

 

С.Рахманинов «Сирень»;

Ф.Шопен «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка ля минор», «Мазурка фа мажор», «Мазурка си-бемоль мажор»

28.

 

 

Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки.

 

1час

 

Л.В.Бетховен. Соната №8 «Патетическая», П.И.Чайковский «Времена года. Баркарола»;

М.Глинка «Арагонская хота»

29.

 

 

Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»

Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. 

 

 

 

1 час

 

Ф.Шопен. Прелюдия №7 для фортепиано;

Прелюдия для фортепиано №20

30.

 

 

Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Мастерство исполнителей.

 

1 час

 

Ф.Шопен «Этюд №12» «Революционный»;

И.С.Бах «Шутка»;

В.А.Моцарт «Симфония соль-минор»;

Л.В.Бетховен «Патетическая соната»;

Э.Григ «Утро»

31.

 

 

Мастерство исполнителей. Музыкальные инструменты: гитара.  Авторская песня.

 

 

1 час

 

Вариации на тему русской народной песни

«Тонкая рябина»;

 Г.Кулешёв-Безбородко «Что ты клонишь над водами»;

И.-С.Бах «Чакона»;

Дж.Рейнхардт. Джазовая импровизация. К.Жако.

32.

 

 

Музыкальные сказки. Музыкальная живопись. Формы музыки.

 

 

1 час

 

Н.Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехерезада»

33.

 

 

Обобщение музыкальных впечатлений учащихся начальной школы.

 

1 час

 

М.Мусоргский. Вступление к опере «Хованщина»

34.

 

 

Урок – концерт.

1 час

 

Исполнение песен разученных за год

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн