Официальный сайт morning-news 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Использование элементов логоритмики на музыкальных занятиях с детьми предшкольного возраста в ДОУ

Submitted by Елена Георгиевна Георгиевна Рытикова on Tue, 31/01/2012 - 13:05
Данные об авторе
Автор(ы): 
Рытикова Елена Георгиевна
Регион: 
Город Москва
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Класс(ы): 
1 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p> Основополагающий принцип проведения занятий &ndash; взаимосвязь речи, музыки и движения, так как музыка является организующим и руководящим началом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки в восприятии речи можно частично компенсировать и развить с помощью восприятия детьми музыки. Отсюда возникает потребность использовать элементы логоритмики на музыкальных занятиях.</p>

Использование элементов логоритмики на музыкальных занятиях с детьми предшкольного возраста в ДОУ
Рытикова Елена Георгиевна, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории МДОУ № 19 «Малышок»
В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По данным статистики, только 10% новорожденных рождаются абсолютно здоровыми, остальные дети имеют различные микроорганические поражения или патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся различными нарушениями речи. Детям с недоразвитием речи следует вовремя оказывать помощь, исправлять дефекты звукопроизношения к началу обучения в школе.  
По данным обследования учителей-логопедов в текущем учебном году в детском саду было выявлено до 89% детей с различными нарушениями речи. Данный факт требует проведения комплексной работы по оптимизации речевой деятельности детей в ДОУ.
Основные направления  работы:
1. комплексные диагностические мероприятия;
2. учет педагогами речевых задач во всех видах деятельности дошкольников;
3. организация комплексного подхода в развитии речи детей через взаимодействие всех специалистов ДОУ и родителей.
 На музыкальных занятиях специалист, кроме решения познавательных, эстетических, воспитательных задач, должен включать и коррекционные цели по развитию речи и профилактике речевых нарушений у детей.
Основополагающий принцип проведения занятий – взаимосвязь речи, музыки и движения, так как музыка является организующим и руководящим началом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки в восприятии речи можно частично компенсировать и развить с помощью восприятия детьми музыки. Отсюда возникает потребность использовать элементы логоритмики на музыкальных занятиях. Музыкальные занятия с элементами логоритмики являются обязательным структурным элементом коррекционно-развивающей работы.
Занятия направлены на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей, воспитывают нравственные, эстетические и этические чувства.
Комплексные музыкальные занятия  с использованием элементов логоритмики строятся по сказочным сюжетам с опорой на лексические темы из тематического планирования по возрастным группам, согласно перспективному плану,  включаются следующие компоненты, которые могут и должны варьироваться:
- логопедическая (артикуляционная) гимнастика для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков;
- пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики;
- упражнения под музыку на развитие общей моторики для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания;
- фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
- музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве;
- упражнения на развитие мимических мышц для развития эмоциональной сферы, воображения;
- коммуникативные игры и танцы для развития эмпатии, общения, позитивного самоощущения;
- упражнения на развитие словотворчества, расширения активного словаря у детей;
- релаксация – один из значимых частей занятий, который дает возможность детям ощутить разницу между напряжением и расслаблением мышц. Умение ребенка расслабляться способствует развитию естественных движений.
Основные направления коррекционной работы на музыкальных занятиях:
1. Развитие слухового внимания и памяти
На каждом музыкальном занятии проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, которая начинается с различения детьми отдельных звуков музыкальных детских инструментов, музыкальных игрушек. Далее проводится работа над дифференцированным восприятием высоты звука, ритма и динамики музыки; В активный словарь  ребенка вводятся такие понятия как: высокий, низкий звук; веселое, радостное, либо грустное, печальное произведение. Музыкальный руководитель побуждает детей строить полные сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, развивается речь-доказательство. При сравнении настроений музыкальных произведений дети отвечают предложениями с использованием союзов "а", "потому что", ставится цель использования сложных конструкций предложений  при анализе музыкальных произведений. Дети знакомятся с различными жанрами музыкальных произведений и учатся их различать, описывать, сравнивать, делать анализ и сопоставлять. Результатом работы является обогащение и расширение словарного запаса детей, развитие грамматического строя речи, закрепление навыков правильного звукопроизношения и развитие у детей музыкального сознания и эрудиции, широкая ориентировка в музыкальной  действительности.
2. Формирование и развитие просодических компонентов речи.
Речь имеет совместные с музыкой элементы: мелодию, темп, ритм, акцент, паузацию. Развитие просодии обеспечивается средствами пения, развитием мышц мягкого неба, языка, мышц резонирующих полостей. Восприятие музыки различной тональности, громкости, темпа и ритма создает основу для совершенствования фонематического восприятия. А воспитание соответствующих ассоциаций между звуком и мелодией непосредственно улучшает различение звуков на слух, произношение  под музыку текстов, насыщенных оппозиционными звуками (б-п, г-к, в-ф, с-ш и т.д.), способствует развитию слухопроизносительной дифференциации фонем. Воспитанию четкости дикции помогают дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения, нормализующие деятельность периферических отделов речевого аппарат, вырабатывающие правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силу и постепенность.
В результате использования элементов логоритмики на музыкальных занятиях значительно улучшаются общая и мелкая моторика, координация движений, эмоциональная сфера, формируется и развивается грамматический строй речи, расширяется словарный запас. Эти занятия интересны детям и стимулируют развитие творческих способностей.
Литература:
1. Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет», М; ТЦ Сфера, 2007.
2. Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. «Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду», СПб, Детство-Пресс, 2008. Контактные телефоны: Сот.т. 8-908-660-47-10



Фото пользователя Галина Васильевна Немова

На: Использование элементов логоритмики на музыкальных занятиях


Спасибо за публикацию. Полезный опыт для коллег. С удовольствием воспользуюсь им в своей работе. Удачи Вам и новых творческих находок.



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн