Официальный сайт tali-sk 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



проект

Фото пользователя Жанна Александровна Панкратова
Размещено: Жанна Александровна Панкратова - сб, 04/02/2012 - 22:53
Данные об авторе
Автор(ы): 
Панкратова Жанна Александровна
Место работы, должность: 

МОУ "СОШ № 4 г. Ртищево" Саратовской обл., учитель истории и обществознания

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Обществознание
Предмет(ы): 
Право
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
проект
Краткое описание ресурса: 
<p> в проекте рассказывается о правах и обязанностях опекаемых детей, их опекунов, о тех трудностях, с которыми приходится сталкиваться сиротам и их опекунам.</p>

 

Права детей и подростков,

Оставшихся без попечения родителей.

Выполнила: Белова Анна Петровна

ученица 11 класса МОУ «СОШ № 4»

Ртищево, ул. Свердлова  д.№48 ,тел. 4-84-07

 E-mail: belova.nur

Руководитель: Панкратова Ж.А.

Содержание:

Введение.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………………................1-3 с.

Глава I. Нормативно-правовая база  по обеспечению прав детей-

сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей и их опекунов . . . . ………..3-7 с.

§1.Права и обязанности детей и подростков, оставшихся без попечения родителей. . . . 3-5 с.

§2. Права и обязанности опекунов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………5-7 с.

Глава II. Организация практической работы с детьми сиротами с целью обеспечения их прав . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………………………..7-11 с.

§1. Организация работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………………….7-8 с.

§2. Опекаемая в нашей семье. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………………...8-11 с.

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………11-13 с.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов……………………………….14 с.

 

Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное

Платон

Введение.

            Целью моей работы является изучение положения детей – сирот в нашей стране и в нашем городе, их проблем, прав и обязанностей, прав и обязанностей людей, которые их усыновили или взяли опеку над ними.

Задачами моего исследования является анализ федеральных документов по данному вопросу, правовых документов Саратовской области и г. Ртищево, исследование мнения по данной проблеме самих детей – сирот и тех, кто пытается заменить им самых близких людей.

Права детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, для нашей семьи с недавних пор стали очень близкой проблемой. Моя подруга Байденко Лена является опекаемой моей матери. Именно поэтому я и выбрала эту тему для своего исследования.

Существует множество нормативно-правовых документов, которые  регламентируют положение детей – сирот в обществе и защиту их прав. Из них наиболее важными и значимыми, по – моему мнению, являются «Декларация прав ребёнка», принятая 20 ноября 1959 г. Организацией объединённых Наций и «Конвенция по правам ребёнка», принятая ООН в 1989 г.,  в которых рассматриваются права ребёнка в целом.

Данные документы провозглашают своей целью обеспечить всем детям счастливое детство, права и свободы в соответствии с принципами:

*      Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения;[1]

*      Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом и социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния;[2]

*      Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным, по крайней мере, на начальных стадиях;[3]

*      Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первый получает защиту и помощь;[4]

*      Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.[5]

*      Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка;[6]

*      Государства-участники уважают право ребенка, который разлучился с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения или прямые контакты с обоими родителями, если это не противоречит наилучшим интересам ребенка;[7]

*      Каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, нравственного и социального развития.[8]

Однако дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей имеют дополнительные права, которые гарантируются Федеральным законом РФ «Об опеке и попечительстве», принятым в 2008 г. Государственной Думой, который регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.[9] ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», принятым в 1996 г, который определил общие

3

принципы, содержание и меры государственной поддержки таких детей. И Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 впервые признал факт наличия в стране безнадзорных и беспризорных детей, именно в исполнении данного закона создаются учреждения для детей (социальные приюты).[10]

Глава I. Нормативно-правовая база  по обеспечению

прав детей-сирот и подростков,

оставшихся без попечения родителей и их опекунов

§1.Права и обязанности детей и подростков,

оставшихся без попечения родителей

Согласно нормативным документам, сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д.

На диаграмме отображено количество выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, начиная с 1993 г:

Закон не проводит принципиального различия между категориями детей, оставшихся без попечения родителей и детьми – сиротами, все они имеют общие права. Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на:

*      воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание;

*      обеспечение им условий для содержания, воспитания, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства;

*      причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;

*      сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;

*      защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя).

2. Дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.[11]  

3. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей,  с выходом закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» получили право на бесплатное образование, на медицинское обслуживание, на имущество и жилое помещение, право на труд.

4. Так, в ст. 6 Закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе получать бесплатно второе профессиональное начальное образование. Детям до окончания обучения выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей.

5. В ст. 7 Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляется право на бесплатные путевки в спортивно-оздоровительные лагеря.

6. Статья 8 Закона указывает на дополнительные гарантии прав на жилое помещение: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, на период нахождения в местах лишения свободы.

7. Статьей 9 Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет предоставляются дополнительные гарантии на труд: органы государственной службы занятости населения осуществляют профориентационную работу и обеспечивает диагностику профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья.[12]

§2. Права и обязанности опекунов

Опекуны выступают от имени своих подопечных, попечители же обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, давать свое согласие на совершение ряда сделок.

Права и обязанности опекунов и попечителей[13]:

1.      Опекун (попечитель) ребенка имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством), заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

Опекун (попечитель) вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой (попечительством), с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства.

Опекун (попечитель) с учетом мнения ребенка имеет право выбора образовательного учреждения и формы обучения ребенка до получения им основного общего образования и обязан обеспечить получение ребенком основного общего образования.

2.      Опекун (попечитель) вправе требовать по суду возврата ребенка, находящегося под опекой (попечительством), от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в том числе от близких родственников ребенка.

3.      Опекун (попечитель) не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка.

4.      Опекуны (попечители) являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия.

5.      Попечитель (опекун) может выступать в качестве законного представителя своего подопечного в случаях, предусмотренных Федеральным законом.

6.      Опекуны или попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства подопечных не позднее дня, следующего за  днем выбытия подопечных с прежнего места жительства.

Опекун не вправе без предварительного согласия органов опеки и попечительства совершать, а попечитель соглашаться на:

×          отказ подопечного от принадлежащих ему прав (например, от доли в наследстве в пользу другого лица);

×          отчуждение имущества (куплю-продажу, дарение, обмен);

×          сдачу имущества (квартиры, жилого дома и прочего движимого и недвижимого имущества) в наем;

×          сдачу имущества в безвозмездное пользование или залог;

×          раздел имущества или выделение из него долей (например, раздел жилплощади между родственниками, владеющими ею совместно с ребенком);

×          любые другие сделки, влекущие уменьшение имущества подопечного.

Глава II. Организация практической работы с детьми

сиротами с целью обеспечения их прав

§1. Организация работы с детьми-сиротами и детьми,

оставшимися без попечения родителей

В Ртищевском районе ведётся активная, последовательная и постоянная работа по выявлению, обследованию условий проживания и поддержке детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей. О данной работе нам удалось узнать из интервью с начальником отдела по опеке и попечительству Стрельниковой И.В., которая сообщила нам следующие сведения.

 За 2010 г. общее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учёте в уполномоченном органе в сфере опеки и попечительства несовершеннолетних, проживающих на территории района от рождения до 18 лет составляет 142 чел., из них до 7 лет – 20 чел., до 14 лет – 50 чел. Из них под опекой (попечительством) - 96, в приёмных семьях – 1 чел., в учреждениях профессионального образования обучается – 40 чел. Общее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выявлено за сентябрь 2010 г. – 10 чел., за текущий 2010 г. – 24 чел.; из них устроено под опеку (попечительство) за сентябрь 2010 г. – 5 чел., за текущий 2010г. – 16 чел. В сравнении с прошлым 2009 г. увеличение числа опекаемых и детей-сирот не наблюдалось. Периодически (1 раз в 3 месяца, 1 раз в полгода) проводится проверка условий жизни опекаемых и выполнение опекунами своих обязанностей (2 раза в год) на основании распоряжения главы администрации. Проводится

проверка отчётов о расходовании средств, предназначенных на содержание опекаемых (отчёты сдаются за прошедший год до февраля текущего года).

В нашей школе так же ведётся работа с опекаемыми детьми. 28.08.09г. приказом директора МОУ «СОШ №4» Авдеевой О.Н. на должность общественного инспектора по охране прав детства была назначена социальный педагог Ермакова А.Е.  Она проводит учёт детей, учащихся в школе, оставшихся без попечения родителей и детей, находящихся под опекой. Алевтина Ефимовна составляет социальный паспорт школы, проводит обследование жилищно-бытовых условий этих детей, составляет соответствующие акты, определяет систему мер помощи школы детям – сиротам.

По её словам в последние годы наблюдается тенденция к росту числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в нашей школе, что наглядно отражено на графике:

В сентябре 2008 г. детей-сирот и опекаемых в нашей школе обучалось 5 чел, в сентябре 2009 г. – 7 чел., в сентябре 2010 г. – 8 чел.

§2. Опекаемая в нашей семье

В нашей семье воспитывается моя подруга и одноклассница – Байденко Лена. Меня заинтересовало, как и почему моя мама решилась на столь ответственный и поворотный для нашей семьи поступок, взять под опеку Леночку. Поэтому я взяла интервью у мамы, задав ей интересующие меня вопросы:

1.      Какие причины двигали Вами, когда вы решили взять под опеку ребенка?

-  Лена - лучшая подруга моей дочери Ани, они дружат с детского сада. После того, как мы узнали, что прежние опекуны отказались от нее и отправили в приют в г. Аткарск, я ни минуты не сомневалась, что мы возьмем ее в нашу семью. Вся моя семья поддержала меня в решении стать опекуном Лены. Я просто не могла допустить, чтобы ребенка отправили в детский дом.

2.      Каковы условия проживания опекаемого Вами ребенка?

- Лена живет в одной комнате с моей дочерью Аней. У нее есть все условия для отдыха и занятий. Они учатся в одном классе, вместе учат уроки, ходят на занятия в танцевальный кружок в ЦДТ «Светлячок».

3.      Как контролируются начисляемые финансовые потоки?

- Пенсию по потере кормильца (матери) мы перечисляем на пенсионный депозит, а пособие расходуем на нужды ребенка: на питание, одежду, обувь и другие необходимые вещи. На каждую покупку (кроме питания) необходимо брать товарный чек и отчитываться за потраченные средства перед органом опеки и попечительства.

4.      Знаете ли вы, какими правами обладает опекаемый Вами ребенок? Какие у нее и у Вас обязанности?

- Конечно, знаю. Ребенок имеет право на заботу опекуна. С 14 лет он имеет право самостоятельно расходовать денежные средства, причитающиеся ему, может общаться с другими родственниками. Но в то же время он должен слушаться опекуна, вовремя приходить домой, не уходить никуда без разрешения, оказывать посильную помощь опекуну. А опекун, в свою очередь, обязан воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, развитии, предоставить ему все

необходимые для этого условия. Также опекун должен представлять и отстаивать интересы ребенка в различных учреждениях. В то же время он вправе самостоятельно определять способы воспитания и образования ребенка.

5.      С какими трудностями Вы сталкиваетесь?

- Особых трудностей в воспитании нет, так как Лена очень скромный и послушный ребенок и проблем в общении с ее бабушкой у меня, в отличие от прежних опекунов, нет. Трудно учитывать каждую покупку и не забывать брать чеки. И ведь не на всякую трату денег можно оформить чек, например: питание в школе, карманные расходы, покупки по мелочам и т.д. Однако в целом я считаю, что справляюсь со своими обязанностями и постараюсь воспитать Лену достойным человеком. 

Так же меня волнует вопрос, как Леночка чувствует себя в новых условиях, комфортно ли живётся ей в нашей семье, знает ли она о своих правах и обязанностях:  

1.      Знаешь ли ты о своих правах?

- Да, я знаю о некоторых из своих прав. Например, я имею право жить в семье опекуна, на заботу и поддержку с его стороны. Также у меня есть право на нормальные условия проживания, воспитания и образования. Я знаю о том, что у меня имеется право на получение пенсии и пособия от государства, а еще на бесплатные путевки в оздоровительные лагеря и санатории. Имею я также и право на бесплатное высшее образование. Пожалуй, это все, что я знаю о своих правах.

2.      Какие обязанности у тебя есть?

- Прежде всего, я должна слушаться своих опекунов, не перечить им и относиться к ним с уважением, чтобы избежать различных семейных конфликтов и достичь как можно большего взаимопонимания. Я должна хорошо учиться, быть аккуратной и содержать свои вещи и комнату в порядке. Также, я думаю, мне просто необходимо помогать моим опекунам по хозяйству, выполнять какую-либо работу по дому, которая мне по силам, чтобы не «сидеть на шее» у опекунов и не быть иждивенцем, что я, собственно, и делаю.

3.      Какие трудности возникали у тебя, когда ты проживала у прежних опекунов?

- Когда я жила у прежних опекунов, я постоянно сталкивалась с различными трудностями. Например, я далеко не всегда могла посещать свою бабушку и друзей, которые живут совсем в другом районе, находящемся очень далеко от места проживания опекунов, так как они меня не отпускали, постоянно ссылаясь на то, что в любой момент может приехать проверка, и если меня не застанут у них дома, могут быть очень плохие последствия. В результате этого в семье нередкими стали ссоры, к бабушке отпускали все реже, и меня это совсем не устраивало, так как она уже довольно пожилая, и ей требовалась моя помощь по хозяйству, да и я просто-напросто скучала, ведь я жила с ней всю жизнь до смерти мамы. Также мне пришлось ходить в другую школу, в которой я никого не знала, и куда приходилось каждый день добираться на автобусе, поэтому мне было очень трудно приспособиться.

4.      Довольна ли ты проживанием у своих нынешних опекунов?

- Сейчас я довольна проживанием в семье опекуна, и меня все полностью устраивает. Ведь я снова могу ходить учиться в свою родную школу, заниматься, как и раньше, танцами. А так же я могу посещать бабушку, которая живет недалеко и помогать ей в домашних делах, так как она очень нуждается в моей помощи.

Заключение

Я думаю, что люди не должны оставаться равнодушными к судьбам детей-сирот. Ведь с каждым годом их становится все больше, а люди относятся к ним все безразличнее, и это может обернуться социальной катастрофой общественного бездушия и безнравственности, бездуховности, морального обнищания сердец и душ. А ведь если бы каждый, кто имеет такую возможность взял хотя бы по одному ребенку в свою семью, в нашей стране было бы намного меньше детских домов и приютов и больше спасенных детских судеб. Поэтому, нужно, чтобы в нашей стране было бы как можно больше таких милосердных и самоотверженных людей как моя мама. Тогда будет и возрастать количество счастливых семей подобных нашей. Я горжусь поступком своей мамы, считаю, что так должен действовать каждый достойный человек. Поступок моей мамы – лучший пример высоконравственного поступка.

В процессе написания данной работы мне пришлось о многом задуматься, поразмышлять. Я узнала массу новой информации, изучила российские законы, относящиеся к данной теме. В связи с этим у меня возникли некоторые идеи, предложения. Во-первых, так как в детских домах многие дети все же имеют родителей, по той или иной причине лишенных родительских прав, то государство должно спрашивать строже с таких «родителей», чтобы они относились к своим обязанностям родителей более ответственно, а не бросали детей на произвол судьбы и не перекладывали бы свои обязанности на плечи государства. Например, взимать с них высокую плату на содержание своих детей. Во-вторых, нужно сделать процедуру проверки опекаемых детей менее бюрократичной, более упрощенной и прозрачной. Но вместе с тем тщательно подбирать кандидатуру опекунов, чтобы это были обязательно высоконравственные люди, действующие действительно из милосердия и сострадания, а не из корыстных побуждений. Ведь дети-сироты, которые уже имеют глубокий болезненный след в душе, понесли горькую утрату самых близких людей, и заставлять их страдать еще - это безнравственно, бесчеловечно. Закончить свою работу мне хотелось бы словами эпиграфа: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное» (Платон).

 

 

 

Список использованных источников,

литературы, Интернет-ресурсов:

1.      Декларация прав ребёнка.// http://www.un.org/russian/documen/declarat/childdec.htm.

2.      Интервью с Байденко Е.

3.      Интервью с Беловой В.П.

4.      Интервью со Стрельниковой И.В.

5.      Конвенция по правам ребёнка.// Яковлев Ю. «Ваши права, дети».- Москва: Международные отношения, 1992.-стр. 103

6.      Российская Федерация. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»

7.      Семейный кодекс РФ//http://www.consultant.ru/popular/family/20_25.html

8.      Статистические данные отдела по опеке и попечительству за 2010 г.

9.      Федеральный закон РФ «Об опеке и попечительстве»// http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=76459

10.  Федеральный Закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»// http://www.legal.ru/?Text&ID=103

11.  Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»// http://www.legal.ru/?Text&ID=103

12.  Яковлев Ю. «Ваши права, дети».- Москва: Международные отношения, 1992.

13.  http://infograd.mos.ru/iportal/main/document/Document.SelectDoc?mask=1&RubricId=46&DocId=1812

 

 

 

 

 



[1] http://www.un.org/russian/documen/declarat/childdec.htm. Принцип 2.

[2] http://www.un.org/russian/documen/declarat/childdec.htm. Принцип 5.

[3] http://www.un.org/russian/documen/declarat/childdec.htm. Принцип 7.

[4] http://www.un.org/russian/documen/declarat/childdec.htm. Принцип 8.

[5] http://www.un.org/russian/documen/declarat/childdec.htm. Принцип 9.

[6] Яковлев Ю. «Ваши права, дети».- Москва: Международные отношения, 1992.-стр. 103

[7] Яковлев Ю. «Ваши права, дети».- Москва: Международные отношения, 1992.-стр. 104

[8] Яковлев Ю. «Ваши права, дети».- Москва: Международные отношения, 1992.-стр. 112

[9] http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=76459

[10] http://www.legal.ru/?Text&ID=103

[11] Семейный кодекс РФ// http://www.consultant.ru/popular/family/20_25.html

[12] http://infograd.mos.ru/iportal/main/document/Document.SelectDoc?mask=1&RubricId=46&DocId=1812

[13] Российская Федерация. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»// http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=76459

Права детей и подростков,

Оставшихся без попечения родителей.

Выполнила: Белова Анна Петровна

ученица 11 класса МОУ «СОШ № 4»

Ртищево, ул. Свердлова  д.№48 ,тел. 4-84-07

 E-mail: belova.nur

Руководитель: Панкратова Ж.А.

Содержание:

Введение.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………………................1-3 с.

Глава I. Нормативно-правовая база  по обеспечению прав детей-

сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей и их опекунов . . . . ………..3-7 с.

§1.Права и обязанности детей и подростков, оставшихся без попечения родителей. . . . 3-5 с.

§2. Права и обязанности опекунов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………5-7 с.

Глава II. Организация практической работы с детьми сиротами с целью обеспечения их прав . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………………………..7-11 с.

§1. Организация работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………………….7-8 с.

§2. Опекаемая в нашей семье. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………………...8-11 с.

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………11-13 с.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов……………………………….14 с.

 

Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное

Платон

Введение.

            Целью моей работы является изучение положения детей – сирот в нашей стране и в нашем городе, их проблем, прав и обязанностей, прав и обязанностей людей, которые их усыновили или взяли опеку над ними.

Задачами моего исследования является анализ федеральных документов по данному вопросу, правовых документов Саратовской области и г. Ртищево, исследование мнения по данной проблеме самих детей – сирот и тех, кто пытается заменить им самых близких людей.

Права детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, для нашей семьи с недавних пор стали очень близкой проблемой. Моя подруга Байденко Лена является опекаемой моей матери. Именно поэтому я и выбрала эту тему для своего исследования.

Существует множество нормативно-правовых документов, которые  регламентируют положение детей – сирот в обществе и защиту их прав. Из них наиболее важными и значимыми, по – моему мнению, являются «Декларация прав ребёнка», принятая 20 ноября 1959 г. Организацией объединённых Наций и «Конвенция по правам ребёнка», принятая ООН в 1989 г.,  в которых рассматриваются права ребёнка в целом.

Данные документы провозглашают своей целью обеспечить всем детям счастливое детство, права и свободы в соответствии с принципами:

*      Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения;[1]

*      Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом и социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния;[2]

*      Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным, по крайней мере, на начальных стадиях;[3]

*      Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первый получает защиту и помощь;[4]

*      Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.[5]

*      Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка;[6]

*      Государства-участники уважают право ребенка, который разлучился с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения или прямые контакты с обоими родителями, если это не противоречит наилучшим интересам ребенка;[7]

*      Каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, нравственного и социального развития.[8]

Однако дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей имеют дополнительные права, которые гарантируются Федеральным законом РФ «Об опеке и попечительстве», принятым в 2008 г. Государственной Думой, который регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.[9] ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», принятым в 1996 г, который определил общие

3

принципы, содержание и меры государственной поддержки таких детей. И Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 впервые признал факт наличия в стране безнадзорных и беспризорных детей, именно в исполнении данного закона создаются учреждения для детей (социальные приюты).[10]

Глава I. Нормативно-правовая база  по обеспечению

прав детей-сирот и подростков,

оставшихся без попечения родителей и их опекунов

§1.Права и обязанности детей и подростков,

оставшихся без попечения родителей

Согласно нормативным документам, сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д.

На диаграмме отображено количество выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, начиная с 1993 г:

Закон не проводит принципиального различия между категориями детей, оставшихся без попечения родителей и детьми – сиротами, все они имеют общие права. Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на:

*      воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание;

*      обеспечение им условий для содержания, воспитания, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства;

*      причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;

*      сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;

*      защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя).

2. Дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.[11]  

3. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей,  с выходом закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» получили право на бесплатное образование, на медицинское обслуживание, на имущество и жилое помещение, право на труд.

4. Так, в ст. 6 Закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе получать бесплатно второе профессиональное начальное образование. Детям до окончания обучения выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей.

5. В ст. 7 Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляется право на бесплатные путевки в спортивно-оздоровительные лагеря.

6. Статья 8 Закона указывает на дополнительные гарантии прав на жилое помещение: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, на период нахождения в местах лишения свободы.

7. Статьей 9 Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет предоставляются дополнительные гарантии на труд: органы государственной службы занятости населения осуществляют профориентационную работу и обеспечивает диагностику профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья.[12]

§2. Права и обязанности опекунов

Опекуны выступают от имени своих подопечных, попечители же обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, давать свое согласие на совершение ряда сделок.

Права и обязанности опекунов и попечителей[13]:

1.      Опекун (попечитель) ребенка имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством), заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

Опекун (попечитель) вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой (попечительством), с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства.

Опекун (попечитель) с учетом мнения ребенка имеет право выбора образовательного учреждения и формы обучения ребенка до получения им основного общего образования и обязан обеспечить получение ребенком основного общего образования.

2.      Опекун (попечитель) вправе требовать по суду возврата ребенка, находящегося под опекой (попечительством), от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в том числе от близких родственников ребенка.

3.      Опекун (попечитель) не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка.

4.      Опекуны (попечители) являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия.

5.      Попечитель (опекун) может выступать в качестве законного представителя своего подопечного в случаях, предусмотренных Федеральным законом.

6.      Опекуны или попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства подопечных не позднее дня, следующего за  днем выбытия подопечных с прежнего места жительства.

Опекун не вправе без предварительного согласия органов опеки и попечительства совершать, а попечитель соглашаться на:

×          отказ подопечного от принадлежащих ему прав (например, от доли в наследстве в пользу другого лица);

×          отчуждение имущества (куплю-продажу, дарение, обмен);

×          сдачу имущества (квартиры, жилого дома и прочего движимого и недвижимого имущества) в наем;

×          сдачу имущества в безвозмездное пользование или залог;

×          раздел имущества или выделение из него долей (например, раздел жилплощади между родственниками, владеющими ею совместно с ребенком);

×          любые другие сделки, влекущие уменьшение имущества подопечного.

Глава II. Организация практической работы с детьми

сиротами с целью обеспечения их прав

§1. Организация работы с детьми-сиротами и детьми,

оставшимися без попечения родителей

В Ртищевском районе ведётся активная, последовательная и постоянная работа по выявлению, обследованию условий проживания и поддержке детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей. О данной работе нам удалось узнать из интервью с начальником отдела по опеке и попечительству Стрельниковой И.В., которая сообщила нам следующие сведения.

 За 2010 г. общее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учёте в уполномоченном органе в сфере опеки и попечительства несовершеннолетних, проживающих на территории района от рождения до 18 лет составляет 142 чел., из них до 7 лет – 20 чел., до 14 лет – 50 чел. Из них под опекой (попечительством) - 96, в приёмных семьях – 1 чел., в учреждениях профессионального образования обучается – 40 чел. Общее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выявлено за сентябрь 2010 г. – 10 чел., за текущий 2010 г. – 24 чел.; из них устроено под опеку (попечительство) за сентябрь 2010 г. – 5 чел., за текущий 2010г. – 16 чел. В сравнении с прошлым 2009 г. увеличение числа опекаемых и детей-сирот не наблюдалось. Периодически (1 раз в 3 месяца, 1 раз в полгода) проводится проверка условий жизни опекаемых и выполнение опекунами своих обязанностей (2 раза в год) на основании распоряжения главы администрации. Проводится

проверка отчётов о расходовании средств, предназначенных на содержание опекаемых (отчёты сдаются за прошедший год до февраля текущего года).

В нашей школе так же ведётся работа с опекаемыми детьми. 28.08.09г. приказом директора МОУ «СОШ №4» Авдеевой О.Н. на должность общественного инспектора по охране прав детства была назначена социальный педагог Ермакова А.Е.  Она проводит учёт детей, учащихся в школе, оставшихся без попечения родителей и детей, находящихся под опекой. Алевтина Ефимовна составляет социальный паспорт школы, проводит обследование жилищно-бытовых условий этих детей, составляет соответствующие акты, определяет систему мер помощи школы детям – сиротам.

По её словам в последние годы наблюдается тенденция к росту числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в нашей школе, что наглядно отражено на графике:

В сентябре 2008 г. детей-сирот и опекаемых в нашей школе обучалось 5 чел, в сентябре 2009 г. – 7 чел., в сентябре 2010 г. – 8 чел.

§2. Опекаемая в нашей семье

В нашей семье воспитывается моя подруга и одноклассница – Байденко Лена. Меня заинтересовало, как и почему моя мама решилась на столь ответственный и поворотный для нашей семьи поступок, взять под опеку Леночку. Поэтому я взяла интервью у мамы, задав ей интересующие меня вопросы:

1.      Какие причины двигали Вами, когда вы решили взять под опеку ребенка?

-  Лена - лучшая подруга моей дочери Ани, они дружат с детского сада. После того, как мы узнали, что прежние опекуны отказались от нее и отправили в приют в г. Аткарск, я ни минуты не сомневалась, что мы возьмем ее в нашу семью. Вся моя семья поддержала меня в решении стать опекуном Лены. Я просто не могла допустить, чтобы ребенка отправили в детский дом.

2.      Каковы условия проживания опекаемого Вами ребенка?

- Лена живет в одной комнате с моей дочерью Аней. У нее есть все условия для отдыха и занятий. Они учатся в одном классе, вместе учат уроки, ходят на занятия в танцевальный кружок в ЦДТ «Светлячок».

3.      Как контролируются начисляемые финансовые потоки?

- Пенсию по потере кормильца (матери) мы перечисляем на пенсионный депозит, а пособие расходуем на нужды ребенка: на питание, одежду, обувь и другие необходимые вещи. На каждую покупку (кроме питания) необходимо брать товарный чек и отчитываться за потраченные средства перед органом опеки и попечительства.

4.      Знаете ли вы, какими правами обладает опекаемый Вами ребенок? Какие у нее и у Вас обязанности?

- Конечно, знаю. Ребенок имеет право на заботу опекуна. С 14 лет он имеет право самостоятельно расходовать денежные средства, причитающиеся ему, может общаться с другими родственниками. Но в то же время он должен слушаться опекуна, вовремя приходить домой, не уходить никуда без разрешения, оказывать посильную помощь опекуну. А опекун, в свою очередь, обязан воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, развитии, предоставить ему все

необходимые для этого условия. Также опекун должен представлять и отстаивать интересы ребенка в различных учреждениях. В то же время он вправе самостоятельно определять способы воспитания и образования ребенка.

5.      С какими трудностями Вы сталкиваетесь?

- Особых трудностей в воспитании нет, так как Лена очень скромный и послушный ребенок и проблем в общении с ее бабушкой у меня, в отличие от прежних опекунов, нет. Трудно учитывать каждую покупку и не забывать брать чеки. И ведь не на всякую трату денег можно оформить чек, например: питание в школе, карманные расходы, покупки по мелочам и т.д. Однако в целом я считаю, что справляюсь со своими обязанностями и постараюсь воспитать Лену достойным человеком. 

Так же меня волнует вопрос, как Леночка чувствует себя в новых условиях, комфортно ли живётся ей в нашей семье, знает ли она о своих правах и обязанностях:  

1.      Знаешь ли ты о своих правах?

- Да, я знаю о некоторых из своих прав. Например, я имею право жить в семье опекуна, на заботу и поддержку с его стороны. Также у меня есть право на нормальные условия проживания, воспитания и образования. Я знаю о том, что у меня имеется право на получение пенсии и пособия от государства, а еще на бесплатные путевки в оздоровительные лагеря и санатории. Имею я также и право на бесплатное высшее образование. Пожалуй, это все, что я знаю о своих правах.

2.      Какие обязанности у тебя есть?

- Прежде всего, я должна слушаться своих опекунов, не перечить им и относиться к ним с уважением, чтобы избежать различных семейных конфликтов и достичь как можно большего взаимопонимания. Я должна хорошо учиться, быть аккуратной и содержать свои вещи и комнату в порядке. Также, я думаю, мне просто необходимо помогать моим опекунам по хозяйству, выполнять какую-либо работу по дому, которая мне по силам, чтобы не «сидеть на шее» у опекунов и не быть иждивенцем, что я, собственно, и делаю.

3.      Какие трудности возникали у тебя, когда ты проживала у прежних опекунов?

- Когда я жила у прежних опекунов, я постоянно сталкивалась с различными трудностями. Например, я далеко не всегда могла посещать свою бабушку и друзей, которые живут совсем в другом районе, находящемся очень далеко от места проживания опекунов, так как они меня не отпускали, постоянно ссылаясь на то, что в любой момент может приехать проверка, и если меня не застанут у них дома, могут быть очень плохие последствия. В результате этого в семье нередкими стали ссоры, к бабушке отпускали все реже, и меня это совсем не устраивало, так как она уже довольно пожилая, и ей требовалась моя помощь по хозяйству, да и я просто-напросто скучала, ведь я жила с ней всю жизнь до смерти мамы. Также мне пришлось ходить в другую школу, в которой я никого не знала, и куда приходилось каждый день добираться на автобусе, поэтому мне было очень трудно приспособиться.

4.      Довольна ли ты проживанием у своих нынешних опекунов?

- Сейчас я довольна проживанием в семье опекуна, и меня все полностью устраивает. Ведь я снова могу ходить учиться в свою родную школу, заниматься, как и раньше, танцами. А так же я могу посещать бабушку, которая живет недалеко и помогать ей в домашних делах, так как она очень нуждается в моей помощи.

Заключение

Я думаю, что люди не должны оставаться равнодушными к судьбам детей-сирот. Ведь с каждым годом их становится все больше, а люди относятся к ним все безразличнее, и это может обернуться социальной катастрофой общественного бездушия и безнравственности, бездуховности, морального обнищания сердец и душ. А ведь если бы каждый, кто имеет такую возможность взял хотя бы по одному ребенку в свою семью, в нашей стране было бы намного меньше детских домов и приютов и больше спасенных детских судеб. Поэтому, нужно, чтобы в нашей стране было бы как можно больше таких милосердных и самоотверженных людей как моя мама. Тогда будет и возрастать количество счастливых семей подобных нашей. Я горжусь поступком своей мамы, считаю, что так должен действовать каждый достойный человек. Поступок моей мамы – лучший пример высоконравственного поступка.

В процессе написания данной работы мне пришлось о многом задуматься, поразмышлять. Я узнала массу новой информации, изучила российские законы, относящиеся к данной теме. В связи с этим у меня возникли некоторые идеи, предложения. Во-первых, так как в детских домах многие дети все же имеют родителей, по той или иной причине лишенных родительских прав, то государство должно спрашивать строже с таких «родителей», чтобы они относились к своим обязанностям родителей более ответственно, а не бросали детей на произвол судьбы и не перекладывали бы свои обязанности на плечи государства. Например, взимать с них высокую плату на содержание своих детей. Во-вторых, нужно сделать процедуру проверки опекаемых детей менее бюрократичной, более упрощенной и прозрачной. Но вместе с тем тщательно подбирать кандидатуру опекунов, чтобы это были обязательно высоконравственные люди, действующие действительно из милосердия и сострадания, а не из корыстных побуждений. Ведь дети-сироты, которые уже имеют глубокий болезненный след в душе, понесли горькую утрату самых близких людей, и заставлять их страдать еще - это безнравственно, бесчеловечно. Закончить свою работу мне хотелось бы словами эпиграфа: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное» (Платон).

 

 

 

Список использованных источников,

литературы, Интернет-ресурсов:

1.      Декларация прав ребёнка.// http://www.un.org/russian/documen/declarat/childdec.htm.

2.      Интервью с Байденко Е.

3.      Интервью с Беловой В.П.

4.      Интервью со Стрельниковой И.В.

5.      Конвенция по правам ребёнка.// Яковлев Ю. «Ваши права, дети».- Москва: Международные отношения, 1992.-стр. 103

6.      Российская Федерация. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»

7.      Семейный кодекс РФ//http://www.consultant.ru/popular/family/20_25.html

8.      Статистические данные отдела по опеке и попечительству за 2010 г.

9.      Федеральный закон РФ «Об опеке и попечительстве»// http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=76459

10.  Федеральный Закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»// http://www.legal.ru/?Text&ID=103

11.  Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»// http://www.legal.ru/?Text&ID=103

12.  Яковлев Ю. «Ваши права, дети».- Москва: Международные отношения, 1992.

13.  http://infograd.mos.ru/iportal/main/document/Document.SelectDoc?mask=1&RubricId=46&DocId=1812

 

 

 

 

 



[1] http://www.un.org/russian/documen/declarat/childdec.htm. Принцип 2.

[2] http://www.un.org/russian/documen/declarat/childdec.htm. Принцип 5.

[3] http://www.un.org/russian/documen/declarat/childdec.htm. Принцип 7.

[4] http://www.un.org/russian/documen/declarat/childdec.htm. Принцип 8.

[5] http://www.un.org/russian/documen/declarat/childdec.htm. Принцип 9.

[6] Яковлев Ю. «Ваши права, дети».- Москва: Международные отношения, 1992.-стр. 103

[7] Яковлев Ю. «Ваши права, дети».- Москва: Международные отношения, 1992.-стр. 104

[8] Яковлев Ю. «Ваши права, дети».- Москва: Международные отношения, 1992.-стр. 112

[9] http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=76459

[10] http://www.legal.ru/?Text&ID=103

[11] Семейный кодекс РФ// http://www.consultant.ru/popular/family/20_25.html

[12] http://infograd.mos.ru/iportal/main/document/Document.SelectDoc?mask=1&RubricId=46&DocId=1812

[13] Российская Федерация. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»// http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=76459


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн