Глава I. Нормативно-правовая база по обеспечению прав детей-
сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей и их опекунов . . . . ………..3-7 с.
§1.Права и обязанности детей и подростков, оставшихся без попечения родителей. . . . 3-5 с.
§2. Права и обязанности опекунов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………5-7 с.
Глава II. Организация практической работы с детьми сиротами с целью обеспечения их прав . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………………………..7-11 с.
§1. Организация работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………………….7-8 с.
§2. Опекаемая в нашей семье. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………………...8-11 с.
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов……………………………….14 с.
Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное
Платон
Введение.
Целью моей работы является изучение положения детей – сирот в нашей стране и в нашем городе, их проблем, прав и обязанностей, прав и обязанностей людей, которые их усыновили или взяли опеку над ними.
Задачами моего исследования является анализ федеральных документов по данному вопросу, правовых документов Саратовской области и г. Ртищево, исследование мнения по данной проблеме самих детей – сирот и тех, кто пытается заменить им самых близких людей.
Права детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, для нашей семьи с недавних пор стали очень близкой проблемой. Моя подруга Байденко Лена является опекаемой моей матери. Именно поэтому я и выбрала эту тему для своего исследования.
Существует множество нормативно-правовых документов, которые регламентируют положение детей – сирот в обществе и защиту их прав. Из них наиболее важными и значимыми, по – моему мнению, являются «Декларация прав ребёнка», принятая 20 ноября 1959 г. Организацией объединённых Наций и «Конвенция по правам ребёнка», принятая ООН в 1989 г., в которых рассматриваются права ребёнка в целом.
Данные документыпровозглашаютсвоей целью обеспечить всем детям счастливое детство,права и свободыв соответствии с принципами:
Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения;[1]
Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом и социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния;[2]
Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным, по крайней мере, на начальных стадиях;[3]
Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первый получает защиту и помощь;[4]
Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.[5]
Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка;[6]
Государства-участники уважают право ребенка, который разлучился с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения или прямые контакты с обоими родителями, если это не противоречит наилучшим интересам ребенка;[7]
Каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, нравственного и социального развития.[8]
Однако дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей имеют дополнительные права, которые гарантируются Федеральным законом РФ «Об опеке и попечительстве», принятым в 2008 г. Государственной Думой, который регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.[9] ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», принятым в 1996 г, которыйопределил общие
3
принципы, содержание и меры государственной поддержки таких детей. И Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 впервые признал факт наличия в стране безнадзорных и беспризорных детей, именно в исполнении данного закона создаются учреждения для детей (социальные приюты).[10]
Глава I. Нормативно-правовая база по обеспечению
прав детей-сирот и подростков,
оставшихся без попечения родителей и их опекунов
§1.Права и обязанности детей и подростков,
оставшихся без попечения родителей
Согласно нормативным документам, сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д.
На диаграмме отображено количество выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, начиная с 1993 г:
Закон не проводит принципиального различия между категориями детей, оставшихся без попечения родителей и детьми – сиротами, все они имеют общие права. Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на:
воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание;
обеспечение им условий для содержания, воспитания, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства;
причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;
сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;
защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя).
2. Дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.[11]
3. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с выходом закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» получили право на бесплатное образование, на медицинское обслуживание, на имущество и жилое помещение, право на труд.
4. Так, в ст. 6 Закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе получать бесплатно второе профессиональное начальное образование. Детям до окончания обучения выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей.
5. В ст. 7 Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляется право на бесплатные путевки в спортивно-оздоровительные лагеря.
6. Статья 8 Закона указывает на дополнительные гарантии прав на жилое помещение: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, на период нахождения в местах лишения свободы.
7. Статьей 9 Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет предоставляются дополнительные гарантии на труд: органы государственной службы занятости населения осуществляют профориентационную работу и обеспечивает диагностику профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья.[12]
§2. Права и обязанности опекунов
Опекуны выступают от имени своих подопечных, попечители же обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, давать свое согласие на совершение ряда сделок.
1.Опекун (попечитель) ребенка имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством), заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.
Опекун (попечитель) вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой (попечительством), с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства.
Опекун (попечитель) с учетом мнения ребенка имеет право выбора образовательного учреждения и формы обучения ребенка до получения им основного общего образования и обязан обеспечить получение ребенком основного общего образования.
2.Опекун (попечитель) вправе требовать по суду возврата ребенка, находящегося под опекой (попечительством), от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в том числе от близких родственников ребенка.
3.Опекун (попечитель) не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка.
4.Опекуны (попечители) являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия.
5.Попечитель (опекун) может выступать в качестве законного представителя своего подопечного в случаях, предусмотренных Федеральным законом.
6.Опекуны или попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства подопечных не позднее дня, следующего за днем выбытия подопечных с прежнего места жительства.
Опекун не вправе без предварительного согласия органов опеки и попечительства совершать, а попечитель соглашаться на:
×отказ подопечного от принадлежащих ему прав (например, от доли в наследстве в пользу другого лица);
×сдачу имущества (квартиры, жилого дома и прочего движимого и недвижимого имущества) в наем;
×сдачу имущества в безвозмездное пользование или залог;
×раздел имущества или выделение из него долей (например, раздел жилплощади между родственниками, владеющими ею совместно с ребенком);
×любые другие сделки, влекущие уменьшение имущества подопечного.
Глава II. Организация практической работы с детьми
сиротами с целью обеспечения их прав
§1. Организация работы с детьми-сиротами и детьми,
оставшимися без попечения родителей
В Ртищевском районе ведётся активная, последовательная и постоянная работа по выявлению, обследованию условий проживания и поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. О данной работе нам удалось узнать из интервью с начальником отдела по опеке и попечительству Стрельниковой И.В., которая сообщила нам следующие сведения.
За 2010 г. общее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учёте в уполномоченном органе в сфере опеки и попечительства несовершеннолетних, проживающих на территории района от рождения до 18 лет составляет 142 чел., из них до 7 лет – 20 чел., до 14 лет – 50 чел. Из них под опекой (попечительством) - 96, в приёмных семьях – 1 чел., в учреждениях профессионального образования обучается – 40 чел. Общее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выявлено за сентябрь 2010 г. – 10 чел., за текущий 2010 г. – 24 чел.; из них устроено под опеку (попечительство) за сентябрь 2010 г. – 5 чел., за текущий 2010г. – 16 чел. В сравнении с прошлым 2009 г. увеличение числа опекаемых и детей-сирот не наблюдалось. Периодически (1 раз в 3 месяца, 1 раз в полгода) проводится проверка условий жизни опекаемых и выполнение опекунами своих обязанностей (2 раза в год) на основании распоряжения главы администрации. Проводится
проверка отчётов о расходовании средств, предназначенных на содержание опекаемых (отчёты сдаются за прошедший год до февраля текущего года).
В нашей школе так же ведётся работа с опекаемыми детьми. 28.08.09г. приказом директора МОУ «СОШ №4» Авдеевой О.Н. на должность общественного инспектора по охране прав детства была назначена социальный педагог Ермакова А.Е. Она проводит учёт детей, учащихся в школе, оставшихся без попечения родителей и детей, находящихся под опекой. Алевтина Ефимовна составляет социальный паспорт школы, проводит обследование жилищно-бытовых условий этих детей, составляет соответствующие акты, определяет систему мер помощи школы детям – сиротам.
По её словам в последние годы наблюдается тенденция к росту числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в нашей школе, что наглядно отражено на графике:
В сентябре 2008 г. детей-сирот и опекаемых в нашей школе обучалось 5 чел, в сентябре 2009 г. – 7 чел., в сентябре 2010 г. – 8 чел.
§2. Опекаемая в нашей семье
В нашей семье воспитывается моя подруга и одноклассница – Байденко Лена. Меня заинтересовало, как и почему моя мама решилась на столь ответственный и поворотный для нашей семьи поступок, взять под опеку Леночку. Поэтому я взяла интервью у мамы, задав ей интересующие меня вопросы:
1.Какие причины двигали Вами, когда вы решили взять под опеку ребенка?
- Лена - лучшая подруга моей дочери Ани, они дружат с детского сада. После того, как мы узнали, что прежние опекуны отказались от нее и отправили в приют в г. Аткарск, я ни минуты не сомневалась, что мы возьмем ее в нашу семью. Вся моя семья поддержала меня в решении стать опекуном Лены. Я просто не могла допустить, чтобы ребенка отправили в детский дом.
2.Каковы условия проживания опекаемого Вами ребенка?
- Лена живет в одной комнате с моей дочерью Аней. У нее есть все условия для отдыха и занятий. Они учатся в одном классе, вместе учат уроки, ходят на занятия в танцевальный кружок в ЦДТ «Светлячок».
- Пенсию по потере кормильца (матери) мы перечисляем на пенсионный депозит, а пособие расходуем на нужды ребенка: на питание, одежду, обувь и другие необходимые вещи. На каждую покупку (кроме питания) необходимо брать товарный чек и отчитываться за потраченные средства перед органом опеки и попечительства.
4.Знаете ли вы, какими правами обладает опекаемый Вами ребенок? Какие у нее и у Вас обязанности?
- Конечно, знаю. Ребенок имеет право на заботу опекуна. С 14 лет он имеет право самостоятельно расходовать денежные средства, причитающиеся ему, может общаться с другими родственниками. Но в то же время он должен слушаться опекуна, вовремя приходить домой, не уходить никуда без разрешения, оказывать посильную помощь опекуну. А опекун, в свою очередь, обязан воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, развитии, предоставить ему все
необходимые для этого условия. Также опекун должен представлять и отстаивать интересы ребенка в различных учреждениях. В то же время он вправе самостоятельно определять способы воспитания и образования ребенка.
5.С какими трудностями Вы сталкиваетесь?
- Особых трудностей в воспитании нет, так как Лена очень скромный и послушный ребенок и проблем в общении с ее бабушкой у меня, в отличие от прежних опекунов, нет. Трудно учитывать каждую покупку и не забывать брать чеки. И ведь не на всякую трату денег можно оформить чек, например: питание в школе, карманные расходы, покупки по мелочам и т.д. Однако в целом я считаю, что справляюсь со своими обязанностями и постараюсь воспитать Лену достойным человеком.
Так же меня волнует вопрос, как Леночка чувствует себя в новых условиях, комфортно ли живётся ей в нашей семье, знает ли она о своих правах и обязанностях:
1.Знаешь ли ты о своих правах?
- Да, я знаю о некоторых из своих прав. Например, я имею право жить в семье опекуна, на заботу и поддержку с его стороны. Также у меня есть право на нормальные условия проживания, воспитания и образования. Я знаю о том, что у меня имеется право на получение пенсии и пособия от государства, а еще на бесплатные путевки в оздоровительные лагеря и санатории. Имею я также и право на бесплатное высшее образование. Пожалуй, это все, что я знаю о своих правах.
2.Какие обязанности у тебя есть?
- Прежде всего, я должна слушаться своих опекунов, не перечить им и относиться к ним с уважением, чтобы избежать различных семейных конфликтов и достичь как можно большего взаимопонимания. Я должна хорошо учиться, быть аккуратной и содержать свои вещи и комнату в порядке. Также, я думаю, мне просто необходимо помогать моим опекунам по хозяйству, выполнять какую-либо работу по дому, которая мне по силам, чтобы не «сидеть на шее» у опекунов и не быть иждивенцем, что я, собственно, и делаю.
3.Какие трудности возникали у тебя, когда ты проживала у прежних опекунов?
- Когда я жила у прежних опекунов, я постоянно сталкивалась с различными трудностями. Например, я далеко не всегда могла посещать свою бабушку и друзей, которые живут совсем в другом районе, находящемся очень далеко от места проживания опекунов, так как они меня не отпускали, постоянно ссылаясь на то, что в любой момент может приехать проверка, и если меня не застанут у них дома, могут быть очень плохие последствия. В результате этого в семье нередкими стали ссоры, к бабушке отпускали все реже, и меня это совсем не устраивало, так как она уже довольно пожилая, и ей требовалась моя помощь по хозяйству, да и я просто-напросто скучала, ведь я жила с ней всю жизнь до смерти мамы. Также мне пришлось ходить в другую школу, в которой я никого не знала, и куда приходилось каждый день добираться на автобусе, поэтому мне было очень трудно приспособиться.
4.Довольна ли ты проживанием у своих нынешних опекунов?
- Сейчас я довольна проживанием в семье опекуна, и меня все полностью устраивает. Ведь я снова могу ходить учиться в свою родную школу, заниматься, как и раньше, танцами. А так же я могу посещать бабушку, которая живет недалеко и помогать ей в домашних делах, так как она очень нуждается в моей помощи.
Заключение
Я думаю, что люди не должны оставаться равнодушными к судьбам детей-сирот. Ведь с каждым годом их становится все больше, а люди относятся к ним все безразличнее, и это может обернуться социальной катастрофой общественного бездушия и безнравственности, бездуховности, морального обнищания сердец и душ. А ведь если бы каждый, кто имеет такую возможность взял хотя бы по одному ребенку в свою семью, в нашей стране было бы намного меньше детских домов и приютов и больше спасенных детских судеб. Поэтому, нужно, чтобы в нашей стране было бы как можно больше таких милосердных и самоотверженных людей как моя мама. Тогда будет и возрастать количество счастливых семей подобных нашей. Я горжусь поступком своей мамы, считаю, что так должен действовать каждый достойный человек. Поступок моей мамы – лучший пример высоконравственного поступка.
В процессе написания данной работы мне пришлось о многом задуматься, поразмышлять. Я узнала массу новой информации, изучила российские законы, относящиеся к данной теме. В связи с этим у меня возникли некоторые идеи, предложения. Во-первых, так как в детских домах многие дети все же имеют родителей, по той или иной причине лишенных родительских прав, то государство должно спрашивать строже с таких «родителей», чтобы они относились к своим обязанностям родителей более ответственно, а не бросали детей на произвол судьбы и не перекладывали бы свои обязанности на плечи государства. Например, взимать с них высокую плату на содержание своих детей. Во-вторых, нужно сделать процедуру проверки опекаемых детей менее бюрократичной, более упрощенной и прозрачной. Но вместе с тем тщательно подбирать кандидатуру опекунов, чтобы это были обязательно высоконравственные люди, действующие действительно из милосердия и сострадания, а не из корыстных побуждений. Ведь дети-сироты, которые уже имеют глубокий болезненный след в душе, понесли горькую утрату самых близких людей, и заставлять их страдать еще - это безнравственно, бесчеловечно. Закончить свою работу мне хотелось бы словами эпиграфа: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное» (Платон).
Список использованных источников,
литературы, Интернет-ресурсов:
1.Декларация прав ребёнка.//http://www.un.org/russian/documen/declarat/childdec.htm.
2.Интервью с Байденко Е.
3.Интервью с Беловой В.П.
4.Интервью со Стрельниковой И.В.
5.Конвенция по правам ребёнка.// Яковлев Ю. «Ваши права, дети».- Москва: Международные отношения, 1992.-стр. 103
6.Российская Федерация. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»
8.Статистические данные отдела по опеке и попечительству за 2010 г.
9.Федеральный закон РФ «Об опеке и попечительстве»//http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=76459
10.Федеральный Закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»//http://www.legal.ru/?Text&ID=103
11.Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»//http://www.legal.ru/?Text&ID=103
12.Яковлев Ю. «Ваши права, дети».- Москва: Международные отношения, 1992.
Глава I. Нормативно-правовая база по обеспечению прав детей-
сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей и их опекунов . . . . ………..3-7 с.
§1.Права и обязанности детей и подростков, оставшихся без попечения родителей. . . . 3-5 с.
§2. Права и обязанности опекунов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………5-7 с.
Глава II. Организация практической работы с детьми сиротами с целью обеспечения их прав . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………………………..7-11 с.
§1. Организация работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………………….7-8 с.
§2. Опекаемая в нашей семье. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………………...8-11 с.
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов……………………………….14 с.
Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное
Платон
Введение.
Целью моей работы является изучение положения детей – сирот в нашей стране и в нашем городе, их проблем, прав и обязанностей, прав и обязанностей людей, которые их усыновили или взяли опеку над ними.
Задачами моего исследования является анализ федеральных документов по данному вопросу, правовых документов Саратовской области и г. Ртищево, исследование мнения по данной проблеме самих детей – сирот и тех, кто пытается заменить им самых близких людей.
Права детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, для нашей семьи с недавних пор стали очень близкой проблемой. Моя подруга Байденко Лена является опекаемой моей матери. Именно поэтому я и выбрала эту тему для своего исследования.
Существует множество нормативно-правовых документов, которые регламентируют положение детей – сирот в обществе и защиту их прав. Из них наиболее важными и значимыми, по – моему мнению, являются «Декларация прав ребёнка», принятая 20 ноября 1959 г. Организацией объединённых Наций и «Конвенция по правам ребёнка», принятая ООН в 1989 г., в которых рассматриваются права ребёнка в целом.
Данные документыпровозглашаютсвоей целью обеспечить всем детям счастливое детство,права и свободыв соответствии с принципами:
Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения;[1]
Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом и социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния;[2]
Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным, по крайней мере, на начальных стадиях;[3]
Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первый получает защиту и помощь;[4]
Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.[5]
Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка;[6]
Государства-участники уважают право ребенка, который разлучился с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения или прямые контакты с обоими родителями, если это не противоречит наилучшим интересам ребенка;[7]
Каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, нравственного и социального развития.[8]
Однако дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей имеют дополнительные права, которые гарантируются Федеральным законом РФ «Об опеке и попечительстве», принятым в 2008 г. Государственной Думой, который регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.[9] ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», принятым в 1996 г, которыйопределил общие
3
принципы, содержание и меры государственной поддержки таких детей. И Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 впервые признал факт наличия в стране безнадзорных и беспризорных детей, именно в исполнении данного закона создаются учреждения для детей (социальные приюты).[10]
Глава I. Нормативно-правовая база по обеспечению
прав детей-сирот и подростков,
оставшихся без попечения родителей и их опекунов
§1.Права и обязанности детей и подростков,
оставшихся без попечения родителей
Согласно нормативным документам, сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д.
На диаграмме отображено количество выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, начиная с 1993 г:
Закон не проводит принципиального различия между категориями детей, оставшихся без попечения родителей и детьми – сиротами, все они имеют общие права. Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на:
воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание;
обеспечение им условий для содержания, воспитания, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства;
причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;
сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;
защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя).
2. Дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.[11]
3. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с выходом закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» получили право на бесплатное образование, на медицинское обслуживание, на имущество и жилое помещение, право на труд.
4. Так, в ст. 6 Закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе получать бесплатно второе профессиональное начальное образование. Детям до окончания обучения выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей.
5. В ст. 7 Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляется право на бесплатные путевки в спортивно-оздоровительные лагеря.
6. Статья 8 Закона указывает на дополнительные гарантии прав на жилое помещение: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, на период нахождения в местах лишения свободы.
7. Статьей 9 Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет предоставляются дополнительные гарантии на труд: органы государственной службы занятости населения осуществляют профориентационную работу и обеспечивает диагностику профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья.[12]
§2. Права и обязанности опекунов
Опекуны выступают от имени своих подопечных, попечители же обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, давать свое согласие на совершение ряда сделок.
1.Опекун (попечитель) ребенка имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством), заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.
Опекун (попечитель) вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой (попечительством), с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства.
Опекун (попечитель) с учетом мнения ребенка имеет право выбора образовательного учреждения и формы обучения ребенка до получения им основного общего образования и обязан обеспечить получение ребенком основного общего образования.
2.Опекун (попечитель) вправе требовать по суду возврата ребенка, находящегося под опекой (попечительством), от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в том числе от близких родственников ребенка.
3.Опекун (попечитель) не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка.
4.Опекуны (попечители) являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия.
5.Попечитель (опекун) может выступать в качестве законного представителя своего подопечного в случаях, предусмотренных Федеральным законом.
6.Опекуны или попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства подопечных не позднее дня, следующего за днем выбытия подопечных с прежнего места жительства.
Опекун не вправе без предварительного согласия органов опеки и попечительства совершать, а попечитель соглашаться на:
×отказ подопечного от принадлежащих ему прав (например, от доли в наследстве в пользу другого лица);
×сдачу имущества (квартиры, жилого дома и прочего движимого и недвижимого имущества) в наем;
×сдачу имущества в безвозмездное пользование или залог;
×раздел имущества или выделение из него долей (например, раздел жилплощади между родственниками, владеющими ею совместно с ребенком);
×любые другие сделки, влекущие уменьшение имущества подопечного.
Глава II. Организация практической работы с детьми
сиротами с целью обеспечения их прав
§1. Организация работы с детьми-сиротами и детьми,
оставшимися без попечения родителей
В Ртищевском районе ведётся активная, последовательная и постоянная работа по выявлению, обследованию условий проживания и поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. О данной работе нам удалось узнать из интервью с начальником отдела по опеке и попечительству Стрельниковой И.В., которая сообщила нам следующие сведения.
За 2010 г. общее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учёте в уполномоченном органе в сфере опеки и попечительства несовершеннолетних, проживающих на территории района от рождения до 18 лет составляет 142 чел., из них до 7 лет – 20 чел., до 14 лет – 50 чел. Из них под опекой (попечительством) - 96, в приёмных семьях – 1 чел., в учреждениях профессионального образования обучается – 40 чел. Общее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выявлено за сентябрь 2010 г. – 10 чел., за текущий 2010 г. – 24 чел.; из них устроено под опеку (попечительство) за сентябрь 2010 г. – 5 чел., за текущий 2010г. – 16 чел. В сравнении с прошлым 2009 г. увеличение числа опекаемых и детей-сирот не наблюдалось. Периодически (1 раз в 3 месяца, 1 раз в полгода) проводится проверка условий жизни опекаемых и выполнение опекунами своих обязанностей (2 раза в год) на основании распоряжения главы администрации. Проводится
проверка отчётов о расходовании средств, предназначенных на содержание опекаемых (отчёты сдаются за прошедший год до февраля текущего года).
В нашей школе так же ведётся работа с опекаемыми детьми. 28.08.09г. приказом директора МОУ «СОШ №4» Авдеевой О.Н. на должность общественного инспектора по охране прав детства была назначена социальный педагог Ермакова А.Е. Она проводит учёт детей, учащихся в школе, оставшихся без попечения родителей и детей, находящихся под опекой. Алевтина Ефимовна составляет социальный паспорт школы, проводит обследование жилищно-бытовых условий этих детей, составляет соответствующие акты, определяет систему мер помощи школы детям – сиротам.
По её словам в последние годы наблюдается тенденция к росту числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в нашей школе, что наглядно отражено на графике:
В сентябре 2008 г. детей-сирот и опекаемых в нашей школе обучалось 5 чел, в сентябре 2009 г. – 7 чел., в сентябре 2010 г. – 8 чел.
§2. Опекаемая в нашей семье
В нашей семье воспитывается моя подруга и одноклассница – Байденко Лена. Меня заинтересовало, как и почему моя мама решилась на столь ответственный и поворотный для нашей семьи поступок, взять под опеку Леночку. Поэтому я взяла интервью у мамы, задав ей интересующие меня вопросы:
1.Какие причины двигали Вами, когда вы решили взять под опеку ребенка?
- Лена - лучшая подруга моей дочери Ани, они дружат с детского сада. После того, как мы узнали, что прежние опекуны отказались от нее и отправили в приют в г. Аткарск, я ни минуты не сомневалась, что мы возьмем ее в нашу семью. Вся моя семья поддержала меня в решении стать опекуном Лены. Я просто не могла допустить, чтобы ребенка отправили в детский дом.
2.Каковы условия проживания опекаемого Вами ребенка?
- Лена живет в одной комнате с моей дочерью Аней. У нее есть все условия для отдыха и занятий. Они учатся в одном классе, вместе учат уроки, ходят на занятия в танцевальный кружок в ЦДТ «Светлячок».
- Пенсию по потере кормильца (матери) мы перечисляем на пенсионный депозит, а пособие расходуем на нужды ребенка: на питание, одежду, обувь и другие необходимые вещи. На каждую покупку (кроме питания) необходимо брать товарный чек и отчитываться за потраченные средства перед органом опеки и попечительства.
4.Знаете ли вы, какими правами обладает опекаемый Вами ребенок? Какие у нее и у Вас обязанности?
- Конечно, знаю. Ребенок имеет право на заботу опекуна. С 14 лет он имеет право самостоятельно расходовать денежные средства, причитающиеся ему, может общаться с другими родственниками. Но в то же время он должен слушаться опекуна, вовремя приходить домой, не уходить никуда без разрешения, оказывать посильную помощь опекуну. А опекун, в свою очередь, обязан воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, развитии, предоставить ему все
необходимые для этого условия. Также опекун должен представлять и отстаивать интересы ребенка в различных учреждениях. В то же время он вправе самостоятельно определять способы воспитания и образования ребенка.
5.С какими трудностями Вы сталкиваетесь?
- Особых трудностей в воспитании нет, так как Лена очень скромный и послушный ребенок и проблем в общении с ее бабушкой у меня, в отличие от прежних опекунов, нет. Трудно учитывать каждую покупку и не забывать брать чеки. И ведь не на всякую трату денег можно оформить чек, например: питание в школе, карманные расходы, покупки по мелочам и т.д. Однако в целом я считаю, что справляюсь со своими обязанностями и постараюсь воспитать Лену достойным человеком.
Так же меня волнует вопрос, как Леночка чувствует себя в новых условиях, комфортно ли живётся ей в нашей семье, знает ли она о своих правах и обязанностях:
1.Знаешь ли ты о своих правах?
- Да, я знаю о некоторых из своих прав. Например, я имею право жить в семье опекуна, на заботу и поддержку с его стороны. Также у меня есть право на нормальные условия проживания, воспитания и образования. Я знаю о том, что у меня имеется право на получение пенсии и пособия от государства, а еще на бесплатные путевки в оздоровительные лагеря и санатории. Имею я также и право на бесплатное высшее образование. Пожалуй, это все, что я знаю о своих правах.
2.Какие обязанности у тебя есть?
- Прежде всего, я должна слушаться своих опекунов, не перечить им и относиться к ним с уважением, чтобы избежать различных семейных конфликтов и достичь как можно большего взаимопонимания. Я должна хорошо учиться, быть аккуратной и содержать свои вещи и комнату в порядке. Также, я думаю, мне просто необходимо помогать моим опекунам по хозяйству, выполнять какую-либо работу по дому, которая мне по силам, чтобы не «сидеть на шее» у опекунов и не быть иждивенцем, что я, собственно, и делаю.
3.Какие трудности возникали у тебя, когда ты проживала у прежних опекунов?
- Когда я жила у прежних опекунов, я постоянно сталкивалась с различными трудностями. Например, я далеко не всегда могла посещать свою бабушку и друзей, которые живут совсем в другом районе, находящемся очень далеко от места проживания опекунов, так как они меня не отпускали, постоянно ссылаясь на то, что в любой момент может приехать проверка, и если меня не застанут у них дома, могут быть очень плохие последствия. В результате этого в семье нередкими стали ссоры, к бабушке отпускали все реже, и меня это совсем не устраивало, так как она уже довольно пожилая, и ей требовалась моя помощь по хозяйству, да и я просто-напросто скучала, ведь я жила с ней всю жизнь до смерти мамы. Также мне пришлось ходить в другую школу, в которой я никого не знала, и куда приходилось каждый день добираться на автобусе, поэтому мне было очень трудно приспособиться.
4.Довольна ли ты проживанием у своих нынешних опекунов?
- Сейчас я довольна проживанием в семье опекуна, и меня все полностью устраивает. Ведь я снова могу ходить учиться в свою родную школу, заниматься, как и раньше, танцами. А так же я могу посещать бабушку, которая живет недалеко и помогать ей в домашних делах, так как она очень нуждается в моей помощи.
Заключение
Я думаю, что люди не должны оставаться равнодушными к судьбам детей-сирот. Ведь с каждым годом их становится все больше, а люди относятся к ним все безразличнее, и это может обернуться социальной катастрофой общественного бездушия и безнравственности, бездуховности, морального обнищания сердец и душ. А ведь если бы каждый, кто имеет такую возможность взял хотя бы по одному ребенку в свою семью, в нашей стране было бы намного меньше детских домов и приютов и больше спасенных детских судеб. Поэтому, нужно, чтобы в нашей стране было бы как можно больше таких милосердных и самоотверженных людей как моя мама. Тогда будет и возрастать количество счастливых семей подобных нашей. Я горжусь поступком своей мамы, считаю, что так должен действовать каждый достойный человек. Поступок моей мамы – лучший пример высоконравственного поступка.
В процессе написания данной работы мне пришлось о многом задуматься, поразмышлять. Я узнала массу новой информации, изучила российские законы, относящиеся к данной теме. В связи с этим у меня возникли некоторые идеи, предложения. Во-первых, так как в детских домах многие дети все же имеют родителей, по той или иной причине лишенных родительских прав, то государство должно спрашивать строже с таких «родителей», чтобы они относились к своим обязанностям родителей более ответственно, а не бросали детей на произвол судьбы и не перекладывали бы свои обязанности на плечи государства. Например, взимать с них высокую плату на содержание своих детей. Во-вторых, нужно сделать процедуру проверки опекаемых детей менее бюрократичной, более упрощенной и прозрачной. Но вместе с тем тщательно подбирать кандидатуру опекунов, чтобы это были обязательно высоконравственные люди, действующие действительно из милосердия и сострадания, а не из корыстных побуждений. Ведь дети-сироты, которые уже имеют глубокий болезненный след в душе, понесли горькую утрату самых близких людей, и заставлять их страдать еще - это безнравственно, бесчеловечно. Закончить свою работу мне хотелось бы словами эпиграфа: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное» (Платон).
Список использованных источников,
литературы, Интернет-ресурсов:
1.Декларация прав ребёнка.//http://www.un.org/russian/documen/declarat/childdec.htm.
2.Интервью с Байденко Е.
3.Интервью с Беловой В.П.
4.Интервью со Стрельниковой И.В.
5.Конвенция по правам ребёнка.// Яковлев Ю. «Ваши права, дети».- Москва: Международные отношения, 1992.-стр. 103
6.Российская Федерация. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»
8.Статистические данные отдела по опеке и попечительству за 2010 г.
9.Федеральный закон РФ «Об опеке и попечительстве»//http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=76459
10.Федеральный Закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»//http://www.legal.ru/?Text&ID=103
11.Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»//http://www.legal.ru/?Text&ID=103
12.Яковлев Ю. «Ваши права, дети».- Москва: Международные отношения, 1992.