Вы не зарегистрированы

Авторизация



Сравнение дробей. Математика. 4 класс

Данные об авторе
Автор(ы): 
Голубева Ольга Викторовна
Место работы, должность: 

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №15 г.Йошкар-Олы", учитель начальных классов

Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Математика
Цель урока: 

обобщить и систематизировать знания о дробях

Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Учеников в классе: 
24
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник по математике Л.Г.Петерсон 4 класс

Используемая методическая литература: 

Л.Г.Петерсон Методические рекомендации

Используемое оборудование: 

 

рисунки фигур с закрашенными частями, тесты, рисунок Замка Дробей, карточки с названиями этапов, карточки с заданиями для парной и групповой работы, наглядность по истории дробей, лист самооценки.

Краткое описание: 
<p> Урок закрепления знаний по теме : &quot;Дроби. Сравнение дробей.&quot; Обучающиеся, путешествуя по Замку Дробей, выполняют различные задания, повторяют и обощают полученные знания.</p>

 

Тема: Дроби. Сравнение дробей. Закрепление изученного.

Цель:обобщить и систематизировать знания о дробях.

Задачи:отработка навыков чтения и записи дробей, сравнение дробей с одинаковыми знаменателями и одинаковыми числителями; совершенствовать умения решать задачи на нахождение числа по доле и доли по числу;  отработка вычислительных навыков; познакомить с исторической справкой о дробях; развивать умение работать в парах, группах, навыки самостоятельной работы; развивать мышление, внимание, познавательный интерес; воспитывать взаимоуважение друг к другу.

Оборудование:рисунки фигур с закрашенными частями, тесты, рисунок Замка Дробей, карточки с названиями этапов, карточки с заданиями для парной и групповой работы, наглядность по истории дробей, лист самооценки.

Ход урока.

1. Орг. момент.

- Сегодня наш урок будет посвящён одной интересной особе. Что же это?

  Внимание! Загадка. Она бывает барабанная или пальцами. А ещё она бывает охотничья. (дробь)

-А в математике существуют дроби? Что это такое?

- Итак, тема нашего урока :  «Дроби. Сравнение дробей. Повторение» (записать в тетрадь)

- А сейчас, внимание, нас ждёт увлекательная экспедиция в Замок Дробей, в ходе которой мы повторим с вами всё, что узнали о дробях, проверим свои знания.

2. Устный счёт.


 

1) Путь нам предстоит долгий, соберём в дорогу продукты.

Задание.Назвать с помощью дроби закрашенные части фигур.

(с обратной стороны – рисунок продуктов питания)

                                                  

 

 

 

 

 


 

                                          

 

 

 

                                                                                  

 

 -А теперь в путь. ( звучит музыка «Вместе весело шагать…»)

2)Мы с вами находимся перед замком, чтобы в него попасть, нужен билет. Замок необычный, и билет тоже необычный. Чтобы двери замка открылись, понадобятся знания. Выполните тест.

Тест.На каждый вопрос даются два варианта ответа, они отмечены цветными кружками. Вы выбираете кружок рядом  с правильным ответом и рисуете его в тетрадь.


 

1. Одна тысячная доля километра – это

                 -метр

                - дециметр   

2. Одна шестидесятая доля часа – это

                - секунда

                - минута

3. Одна сотая доля дециметра – это

                 - сантиметр

                 - миллиметр

4. Одна десятая доля тонны – это

                 - центнер

                - килограмм

5. Одна сотая доля метра – это

               - сантиметр

               - миллиметр

Самопроверка. ( показ на карточке)

                                            

 

Билет получен. Двери открыты.

3. Исторический зал.

- Прошу для начала пройти в исторический зал замка.

Ученик в роли экскурсовода рассказывает об истории дробей.

- Первой дробью, с которой познакомились люди, была половина. Следующей дробью была треть. Посмотрите, как изображали дроби в Древнем Египте. (показ на картину)

  В Древнем Китае вместо черты использовали точку. (показ на картинку)

  Первым дробную черту ввёл итальянский учёный Фибоначчи.(показать портрет) Это случилось в 1202 году.

   В русском языке слово «дробь» появилось в 8 веке, оно происходит от глагола «дробить», значит, разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики (в 18 веке) дроби так и назывались – «ломанные» числа. В старых записях найдены следующие записи дробей: ½ - полтина, 1/3 – треть, 1/6 – полтреть, ¼ - четь, 1/8 – полчеть.

    В русском языке есть поговорка: «Попал в тупик», т.е. попал в такое положение, откуда нет выхода. У немцев аналогичная поговорка гласит: «Попасть в дроби». Она означает, что человек, попавший в «дроби», оказался в затруднительном положении.

     Спасибо за внимание!

4. Читальный зал.

- А мы, ребята, переходим в читальный зал. Кругом много книг: интересных, умных. Но некоторые записи в них от времени стёрлись. Восстановим эти записи.

 Работа в парах.

Задание.Вставить пропущенные слова.

1) Числитель стоит ………… чертой и обозначает, сколько равных частей ……………. от целого.

2) Знаменатель стоит ………… чертой и показывает, на сколько равных частей ……… целое.

3) Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой ……….. больше.

4) Из двух дробей с одинаковыми числительными больше та, у которой ………………. меньше.

5) Чтобы найти число по доле, надо его долю ……............ на количество долей.

6) Чтобы найти долю числа, надо целое …………………………… на количество долей.

Проверка фронтальная.

5. Кухня Логики.


 

- Здесь вы должны показать свои умения логически мыслить.

1) –Подумайте как составлен ряд дробей и продолжите его на одну дробь.

Iвариант – 2       4       6       8          (   10   )     

                    5      8       11     14             17

IIвариант –  2                  3                     4             5           (    6   )

                      3                  4                    5             6                 7

2) Работа в группах.

Задание.Обведите «лишнее» слово в каждом столбце. Дайте название каждому столбцу. Какой столбик попал в таблицу случайно?

числитель

кривая

сравнение дробей

черта

дробь

сложение дробей

знаменатель

прямая

луч

прямая

ломаная

вычитание дробей

 

6. Лабиринт задач.

- Выбраться из лабиринта можно, если решим правильно задачи.

Задачи.

а) Расстояние от села до города 15 км. Путник прошёл 1/5 этого расстояния. Сколько километров осталось ему пройти?

б) Путник прошёл 1/5 пути, что составило 15 км. Сколько километров ему ещё осталось пройти?

7. Тренажёрный зал.

1) Физкульминутка.

Правильно – руки поднимаем вверх, неправильно – руки перед собой.

3/11 > 5 /11 (-)

2/7 > 2/15 (+)

7/9 > 4/9 (+)

8/23 > 8/10 (-)

одна тысячная доля тонны – это килограмм (+)

одна десятая метра – это сантиметр (-)

одна шестидесятая доля часа – это  секунда (-)

одна тысячная доля килограмма – это грамм (+)

одна двадцать четвёртая доля суток – это час (+)

2) – Мы всё ещё находимся в тренажёрном зале Сейчас объявляется конкурс по поднятию тяжестей. Но тяжести у нас необычные – «математические». Каждый выбирает себе «гирю» по силам и выполняет задание в тетради. Здесь две категории «Тяжеловес» и «Супертяжеловес». В категории «Супертяжеловес» задание посложнее.

Категория «Тяжеловес»

1) Отметь на числовом луче дроби:         1            4              1             1

                                                                    8            8              2            4

 

 
   

 

 


0                                                1                                                  2

 

2) Сравните.

7/8 и 4/8;   5/19 и 12/19;   2/9 и 2/3;      6/11 и 6/5

Категория «Супертяжеловес»

1) Отметь на числовом луче дроби: 1/12, 1/6, 3/6, ½, ¾

2) Сравните.

а + 3/ 57 и а/57;      в/24 и в · 4/ 24; 42 / с + 5 и 42 / с;   12/ d: 5 и 12 / d

 - Как вы справились, узнаете, получив ваши тетради после проверки.

8. Башня вычислений.

Здесь нас встречает очень необычная дробь, её числитель и знаменатель представлены в виде выражения. Нужно её упростить и превратить в знакомую нам дробь. Что для этого нужно сделать? ( выполнить вычисления)

Работа в парах:один вычисляет, чему равен числитель, а другой – знаменатель.

( 938 · 76 + 9 325) : 9

349 · 50 – 80 002 : 17


 

9. Балкон Раздумий.

Ребята, у вас на столах лежат листочки самооценки и оцените свою работу.

Оцени свою работу:

- Я работал(а) отлично, в полную силу своих возможностей, чувствовал(а) себя уверенно.

 

- Я работал(а) хорошо, но не в полную силу, испытывал(а) чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно.

 

 - У меня не было желания работать. Сегодня не мой день.

 

Кто оценил свою работу на «отлично»?

Кто оценил свою работу на «хорошо»?

Кто считает, что сегодня не его день и у него не было желания работать?

 

Это просто замечательно, что среди вас нет таких ребят, которым скучно и неинтересно на уроках математики.

Мы покидаем Замок Дробей. Вы были активны и уверены в себе. Спасибо вам за отличную работу!

10. Д.З.: с.84 №10, 11 (а)

 


Поиск

Loading

Оценка материала

...
Глобальная школьная лаборатория