Официальный сайт mkad14 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Интегрированный урок-игра по биологии и экологии по теме: «Общая характеристика плоских и круглых червей.Роль червей в природе и жизни человека»

Размещено: Любовь Владимировна Тимошенко - вт, 07/02/2012 - 10:54
Данные об авторе
Автор(ы): 
Учитель экологии Тимошенко Любовь Владимировна и учитель биологии Елдышева Татьяна
Место работы, должность: 

МБОУ "Краснобаррикадная СОШ" Икрянинского района Астраханской области, учитель экологии

 

Регион: 
Город Москва
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Биология
Предмет(ы): 
Экология
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
<p> Интегрированный урок-игра по биологии и экологии</p>

 

Интегрированный урок-игра по биологии и экологии

            по теме: «Общая характеристика плоских и круглых червей.

                                Роль червей в природе и жизни человека»

 

 

 

 

 

                                                        Урок составлен и подготовлен

                                                         учителем биологии Елдышевой Т.Н. и

                                                          учителем химии и экологии Тимошенко Л.В.

                                                          МБОУ «Краснобаррикадная СОШ»

                                                         Икрянинского района Астраханской области

 

 

 

 

 

Тип урока: ингегрированный урок

Форма урока: урок-игра

Технология: игровая, использование ИКТ

Оборудование:

1.     Таблицы по теме «Черви»

2.     Слайд-презентация

3.     Видеофильм «Путешествие дождевого червячка»

4.     Раздаточный материал (смайлики, таблица)

Цель урока: закрепить и обобщить знания об особенностях строения червей – животных с двусторонней симметрией, их значении в природе и жизни человека; проверить умения выделять признаки приспособленности червей к условиям обитания; воспитывать любовь к природе; развивать познавательный интерес у учащихся.

                                         Ход урока:

Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы станем на время альпинистами и покорим горную вершину – Вершину Знаний по теме «Плоские и круглые черви». На вершине  этой горы мы должны убедиться в том, что на нашей красавице Земле нет животных не красивых или бесполезных – каждый живой организм играет важную роль. На этом уроке мы постараемся систематизировать полученные ранее знания о червях и получить четкое представление о круглых и плоских червях. Итак, вперед по дороге знаний!

     Задумано  слово. Какое? Подсказка: в толковом словаре говорится так: «Бескостное ползающее животное с вытянутым телом». Да, это червь. А что подразумевают под этим понятием биологи?

Ученик:Черви – это организмы, имеющие удлиненную форму тела, лишенные конечностей и ясно оформленной головы, снабжены сильной мускулатурой, обеспечивающей типичное для червей движение изгибанием тела.

Учитель:Что еще объединяет этих животных и чем черви отличаются друг от друга? Вот вопросы, на которые мы сегодня должны дать ответ.

Перед нами сидят 2 команды альпинистов, которые и будут сегодня покорять горную вершину. (Представление  первой и второй команд).

                                               Iвершина

                             «Что возьмем с собой в дорогу?»

Как известно, экспедиции всегда предшествует тщательная подготовка, и сейчас мы с вами проверим готовность к покорению вершины.

1.     Проверка снаряжения

В импровизированном рюкзаке находится снаряжение: карточки с названиями основных терминов нашей темы. Ученики достают карточку и дают формулировку этому термину.

А) кожно-мускульный мешок– появился у плоских червей и представляет собой несколько слоев гладких мышечных волокон – кольцевых, косых и продольных, эпителиальный слой и мышцы образуют кожно-мускульный мешок (сохраняет постоянную форму тела).

Б) паренхима– рыхлая соединительная ткань, которая заполняет промежутки между органами у плоских червей (нет полости тела).

В) орган – определенные части тела, выполняющие соответствующую функцию.

Г) Система органов– это взаимосвязанные органы, которые обеспечивают важнейшие процессы жизнедеятельности (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, выделительная, нервная, кровеносная, половая).

Д) гермафродиты– сперматозоиды и яйцеклетки образуются в теле одного организма.

Е) финна – это личиночная стадия свиного цепня.

       2.Конкурс капитанов «Восстановите порядок»

На экране в беспорядке записаны названия таксономических единиц: Вид, Царство, Род, Семейство, Тип, Класс, Отряд. Задача капитанов составить правильную схему систематики животных и дать классификацию животных по теме черви (презентация).

А пока наши капитаны решают данную задачу, команды не отдыхают, а зарабатывают баллы.  Для вас конкурс – «Задай вопрос».

Царство              Подцарство                Тип                   Класс                      Отряд                

                 Семейство                  Род                  Вид

Царство  - Животные

Подцарство– Многоклеточные животные  

ТипПлоские черви,                                                   Круглые черви                                       

КлассРесничные,                                                        Нематоды

              Сосальщики

              Ленточные

        (представители)

2.     Конкурс «Метеосводка»

Какое животное изображено на облаке? (Презентация)

1.Человеческая аскарида                          2. Белая планария

 

 

             

3.     Печеночный сосальщик,                                 4. Нематода

острица, кошачья двуустка                            

 

 

 

Облако 1:Какое животное изображено на облаке? Дайте характеристику этому червю. Какой вред он несет организму человека?

Облако 2:Какое животное изображено на облаке? Какое строение имеет пищеварительная система этого червя?

Облако 3:Какое из данных животных лишнее? Ответ обоснуйте. Что объединяет оставшихся червей?

Облако 4:Что за животное изображено на облаке? Охарактеризуйте внешнее строение и пищеварительную систему этого червя.

                                           

                                               IIвысота

                                         «Выдай паспорт»

                                              Чей признак?

Плоские черви                                                     Круглые черви

(1,2,3,4,5,7,8,10,15,16,23,24)                          (1,2,3,4,5,7,12,15,22,24)

1.     Двустронняя симметрия

2.     Кожно-мускульный мешок

3.     Эктодерма

4.     Энтодерма

5.     Мезодерма

6.     Кровеносная система

7.     Семенники

8.     Звездчатые клетки с ресничками

9.     Дыхательная система

10.           Финна

11.           Вторичная полость

12.           Анальное отверстие

13.           Усики

14.           Жабры

15.           Яичники

16.           Членики

17.           Сегменты

18.           Нервная цепочка

19.           Глаза

20.           Параподии

21.           Щетинки

22.           Окологлоточное нервное кольцо

23.           Кольцевые мышцы

24.           Продольные мышцы

                Конкурс «Ледовая трещина» (найди ошибку)

А)Изображен цикл развития печеночного сосальщика, но произошел сбой программы, и сюда вкралась ошибка. Схема дана неверно. Найдите ошибку и исправьте ее.

Б) Рассказ-небылица. Необходимо найти, исправить и объяснить ошибки.

«Летом мы жили в деревне. У нашей бабушки большой огород, поэтому работы хватало всем. Мы занимались окучиванием, поливом, прополкой,выбирали из почвы червей, чтобы они не повредили корням огородных растений. После работы в огороде мы тщательно мыли руки с мылом. Ведь вместе с почвой под ногти могли попастьяйца печеночного сосальщика, а это очень опасные паразиты человека! А, однажды, на бабушкину капусту напали белые планарии и стали объедать сочные и нежные листья. Мы всех червей иличинок собрали и уничтожили. Поработали летом мы на славу!

                                                 IIIвысота

Вот мы с вами и добрались до IIIвысоты и здесь нас ждет с вами очень интересное препятствие  и называется оно:

                                            Мозговой штурм

Существует паразит, который обитает в мозговой ткани овец. Относится он к типу Круглые черви. У него сложный цикл развития и одна его стадия, а именно половая, должна проходить в пищеварительном тракте волка. Но где гарантия, что волк съест именно эту овцу – ведь пастухи зорко следят за стадом, собаки охраняют его, да и сама овца не желает быть съеденной. Как же паразит обеспечивает себе попадание  «по месту назначения»? (Подсказка – овца сама приходит к волку)

Ответ:поскольку паразит живет в мозге, он в состоянии влиять на поведение овцы. Зараженные овцы теряют способность ходить по прямой. Они идут по дуге и отбиваются от стада, а если, овца отбилась от стада, она попадает к волку на обед, а паразит по месту назначения. Эта болезнь  называется «Овечья вертячка».

                                                   Привал

                            «Отгадай задуманное животное»

А сейчас мы с вами немного отдохнем. Я задавала вам много вопросов. А теперь вы зададите мне вопросы, а я на них отвечу. Но отвечать я могу только «да» или «нет». Здесь (на экране) задумано животное и по моим ответам вам нужно  назвать это животное (Свиной цепень).

                                                 Камнепад

На экране представлены черви. Назовите черты усложнения круглых червей по сравнению с плоскими червями.

1.     Деление пищеварительной системы на отделы.

2.     Ротовое отверстие перемещается на передний конец тела.

3.     Задняя кишка открывается наружу анальным отверстием.

4.     Внутренние органы омываются жидкостью, которая заполняет первичную полость тела,  участвует в процессе обмена веществ и поддерживает форму тела.

5.     Раздельнополость.

                                Общие признаки

1.     Трехслойные

2.     Имеют длинное тело

3.     Двусторонняя симметрия

4.     Наружные покровы образуют кожно-мускульный мешок

5.     Отсутствуют твердые скелетные части

 

Наше восхождение закончено. Мы покорили самую высокую вершину. А пока жюри подводит окончательные итоги, мы посмотрим и послушаем выступление экологов, которые расскажут вам о значении червей в природе и жизни человека.

                         Биологическая роль червей в природе

 

1       ученик:  Скажите «черви» - и большинство людей брезгливо поморщатся. Вряд на свете найдутся более противоречивые создания. Гнусные паразиты и трудолюбивые землепашцы. Каждую минуту под нашими ногами копошатся современники динозавров. Земляные черви появились 120 миллионов лет назад, в то время как наши предки всего лишь 250 000 лет назад. В древности было принято называть «червем» едва ли не каждое безногое существо, будь то гусеница, личинка или змея. Согласно Библии, черви живут даже в аду, а точнее, в геенне огненной. Геена стала символом адского мучения, где «червь не умирает и огонь не угасает».

     Сегодня вам уже непростительно называть каждое безногое существо червем. Теперь вы знакомы с червями, знаете многое о них. Я же сегодня хочу дополнить ваши знания, расширить их, дополнив фактами, которые не встретишь в учебнике.

           Если говорить о роли червей в биосфере, то первое животное которое приходит на ум – это конечно же дождевой червь. Дождевым червям в почвенной микрофлоре принадлежит главная роль в разложении органических веществ, попавших в почву, обогащении е гумусом и всеми другими элементами питания растений, поднимаемыми из глубинных слоев земли корневой системой. Эти животные являются главными улучшателями почвы, и функция их ни кем не может быть компенсирована полностью. Наличие червей в почве – показатель ее плодородия и здоровья.

    Общая живая масса черве на одном гектаре пахотного слоя составляет от 5 до 10 тонн, а масса почти в 100 раз превышает биомассу всех наземных животных на данной площади!

2       Ученик:  Еще в 1939 году американский врач Баррет стал пробовать

разводить червей в ящиках, а потом создал специальную плантацию по их культивированию. В 1959 году он получил патент на производство специализированных червей породы красный калифорнийский. Этот червь отличается от своих сородичей более высокой плодовитостью и продолжительностью жизни. По плодовитости он превосходит их более чем в 100 раз, кроме того после некоторой адаптации может перерабатывать все виды органики.

Культивирование червей называется вермикультурой и получает сегодня все более широкое развитие. Это прежде всего создание биогумуса  - прекрасного удобрения для растений, а также питательной среды для медицины из защитного белка червей, упаковочного материала, который легко разлагается и станет спасительным кругом для всего человечества, ведь известно, что синтетическая тара не разлагается в природе, нанося ей ужасный вред. Это также создание новых парфюмерно-косметических средств на основе вемикультур, а еще вермитуалет, вермикухня и многое, многое другое.

3       ученик:  Китайский иероглиф, означающий дождевого червя, буквально переводится «ангел земли».  В Голландии стоит единственный в мире памятник дождевому червю.

 В Австралии находится музей-аттракцион в виде 100 метрового дождевого червя. Здесь можно совершать путешествия «внутри» самого червя и по червячным ходам на четвереньках.  Австралийцы недаром построили этот музей, ведь на их континенте живет самый большой земляной червь. Его тело длиной до 2,5 м при толщине 2,5 см. Перерабатывая большое количество земли, он делает выбросы  высотой до 25 см. Всю свою жизнь он проводит в земляных норах, лишь иногда выставляя наружу переднюю часть тела. Он так приспособлен к жизни под землей, что на поверхности оказывается совершенно беспомощным.

Но кроме этого сухопутного гиганта существует еще и гигантский рифтовый червь. Он был неизвестен науке до 70-х годов ХХ века.  В длину вырастает больше человеческого  роста – самые необычные обитатели океанских  глубин.

Живут огромными колониями вокруг подводных термальных скважин, из которых выливается расплавленная лава, нагревающая воду. Похожи на трубочников. Но самое необычное, что у этих червей нет пищеварительной системы – питание им обеспечивают обитающие в них колонии бактерий, а черви доставляют бактериям кислород и богатые серой соединения.

4       ученик: Столетиями моряки наблюдали необычное зеленое свечение над поверхностью океана в тропических морях в экваториальных широтах. Теперь известна причина такого свечения. Его вызывают несколько подвидов морских червей. Первоочередное назначение этого свечения – приманивать потенциальных поклонников, а последние исследования нашли еще одну функцию – защитную реакцию. Огненные черви обитают на небольшой глубине, близ побережья. Во время летнего размножения – «роения» - женские светящиеся секреции привлекают самцов. По их поведению можно сверять часы и календари. Роение происходит один раз в четверть фазы луны и длится один-два дня. Спустя 30-40 минут после заката вода окрашивается в зеленоватое свечение, которое длится ровно полчаса.

Червь нереис. Встречается во всех наших морях, особенно крупные на Дальнем Востоке. Длиной до 70 см и шириной до 3 см. Это любимая пища многих рыб. С нереисом связана важная и интересная работа зоологов в Каспийском море.  С 1939 по 1941 год из Азовского моря в Каспийское было перевезено 60 тыс. личинок Это сделали для того, чтобы рыба ценных пород росла быстрее.

 Немертина(слева на слайде)  – кольчатый червь, обитатель моря с необычайно длинным телом. Может вырасти до 55 м, включен в группу длиннейших в мире существ. Хищник, обитает обвившись вокруг кораллов. Охотится с помощью своеобразного хоботка, длинной трубки, часто снабженной колючими шинами, впрыскивающими яд в жертву.

     Оседакс – многощетинковый червь. Его название по латыни означает «поедатель костей». Обитает на дне моря на  скелетах китов, с которых извлекает питательные вещества с помощью симбиотических бактерий. Его часто называют «червем-зомби». Самка длиной 2-7 мм, с красным венчиком перистых щупалец, которые играют роль жабр. На заднем конце тела – яйцевой мешок, от которого отходят выросты внутрь китовых костей. В клетках выростов обитают бактерии, которые его кормят, рот и кишечник – отсутствуют. Карликовые самцы живут внутри трубок самок.

В Байкале обитает более 140 видов плоских червей – планарий и около 80 круглых. Представители одного из видов – байкалоплана валида – являются самыми крупными плоскими червями на Земле. В длину достигают 40 см, обитают на глубине около 100 м.

 Червь новогодняя елка – червь живущий в круглой известковой трубке, прикрепленный к кораллу или камню. Считается родственником нашего дождевого червя.  Яркие спиральные щупальца червя, которыми он ловит планктон, по совместительству, выполняют роль жабр. Если попытаться дотронуться до червя, он мгновенно сворачивает свои щупальца, прячется в трубку и закрывается крышечкой.

5       ученик: Международная группа ученых обнаружила в водах Антарктики более 700 биологических видов, до сих пор не известных науке. В их числе и свободноплавающие черви. До сих пор считалось, что холодные воды моря Уэддела неблагоприятны для выживания и небогаты фауной. Исследователи были поражены, обнаружив такое разнообразие форм жизни. Нынешние находки помогут объяснить влияние климата и окружающей среды на эволюционные процессы в этом районе.

 

 Конечно же черви являются неотъемлемым звеном пищевых цепочек своих экосистем. Кто-то питается ими, кем-то питаются они. Перед вами группа червей: морской червь, многощетинковая мананюкия, вестим, турбеллярия.

На этом слайде – черви паразиты: свиной и бычий цепень, эхинококк, лентец, кошачья двуустка и рогатая улитка зараженная червями.

Люди в разных частях Земли также едят червей. К примеру, это излюбленное блюдо корейцев – белок в чистом виде. Червей разрезают, очищают, потом сбрызгивают кипятком и подают на стол. Всем известно, что червяка просто так не убьешь – он и пополам разорванный будет уползать, так вот это именно тот случай… Они продолжают шевелиться на обеденном блюде! Их с удовольствием едят и в Африке, причем живыми. А еще говорят, что черви на вкус как бекон!

Птицы также с большим удовольствием поедают червей. Червями питаются многие млекопитающие и рыба. А уж лучшей наживки и придумать сложно!

6        Ученик: И еще несколько интересных фактов о червях:

А) Масса ежегодно рождающихся свободноплавающих личинок сосальщиков (из группы плоских червей) превосходила биомассу птиц, находящихся на вершине пищевой пирамиды.

Б) Секретный ингредиент, лежащий в основе знаменитого напитка Coca– Cola– пищевая добавка, добываемая из червяков.

В) Солитер живет 18-20 лет. За свою жизнь он продуцирует 11 миллиардов яиц!

Г) Некоторые виды ленточных червей при отсутствии еды поедают сами себя. При этом они могут съесть до 95% своего тела.

 И в конце своего рассказа хочу сказать, что люди все больше осознают роль червей в природе. Об этом говорит и то, что создаются фильмы и мультфильмы с участием этих животных, проводятся конкурсы посвященные червям, их используют в качестве логотипов и названий – например: компьютерный вирус – червь, они становятся главными героями компьютерных игр. А кто из вас не лакомился, хоть раз в жизни, сладким червячком? Этот список можно продолжать очень долго…

Так давай же вместе будем уважительно относиться ко всем созданиям природы, немаловажной частью которой являются черви!  

 

 

Прикрепленный файл Размер
ЧЕРВИ 2007.pptx 3.89 Мбайт
Биологическая роль червей.pptx 7.66 Мбайт
Интегрированный урок.docx 32.85 Кбайт

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн