Официальный сайт oriflame100 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Фонематическое восприятие

Выберите действие:

     

                              Уважаемые коллеги!

             

Все прекрасно знают, как важно научить ребёнка слушать и слышать. У каждого из нас есть свои интересные методы,приёмы, разработаны всевозможные игры   и пособия по развитию фонематического восприятия у детей. Предлагаю Вам  на этой страничке поделиться опытом работы по      данной проблеме.

            С первых дней жизни ребенка окружает множество звуков: речь близких людей, шум воды, ветра, дождя, лай собак, сигналы машин и др. Сначала эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь друг с другом. Затем малыш начинает реагировать на голос мамы, на звук погремушки. Так начинает формироваться слуховое внимание.                                                                                                                      

          В устной речи главную смысловую нагрузку несут фонемы. Они являются основными элементами фонетической системы языка. Для понимания речи окружающих надо соотносить каждое слово с определенным содержанием (предметом, явлением). Эта соотнесённость требует подобной соотнесённости отдельных звуков слова          - фонем. Формирование слухоречевых восприятий ребёнка в конечном итоге приводит к  осмыслению каждой фонемы, как смыслоразличительной единицы слова.                                    

          Умение сосредотачиваться на звуке – очень важная особенность человека. Особенно важно сосредотачиваться на речевых звуках, не только слушать, но и слышать речь взрослых, т. е. развивать фонематическое восприятие. Оно является основой умений различать звуки речи, чисто их произносить, отчетливо выговаривать слова, выразительно их говорить. Сформированность данных процессов является важной составляющей будущей грамотности малыша, правильного          Xписьма и чтения.                          
             Значительное количество речевых нарушений так или иначе оказываются связанными с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного     языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произнесение. Без умения чётко дифференцировать на слух фонемы       родного языка нельзя овладеть навыками звукового анализа и синтеза, а это делает и невозможным полноценное усвоение грамоты. Следовательно, успешное                    обучение письму и чтению также предполагает как обязательное условие развитие фонематических процессов.   
           Развитие фонематического восприятия начинается с самых первых этапов логопедической работы и входит составной частью во многие методы коррекционного воздействия.  Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает звуки речи. Кроме этого с самых первых занятий одновременно проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться более эффективных результатов развития фонематического восприятия.
            Логопедическую работу по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно разделить на 5 этапов.
         1 этап. Узнавание неречевых звуков.
         2 этап. Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по  
            высоте, силе и тембру голоса.
        3 этап. Различение слов близких по звуковому составу.
        4 этап. Дифференциация слогов.
        5 этап.  Дифференциация фонем.
     

            Найти необходимую информацию, по данной проблеме, конспекты занятий, дидактический и иллюстративный материал можно в нижеприведённой                       литературе 

  1. Дьякова Н.И.Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников. – М., 2010
  2.   Ковшиков В. А. Исправление нарушений различения звуков. – СПб., 1995.
  3. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. (Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку»)
  4.   Колесникова Е.В.  От слова к звуку (рабочая тетрадь для детей 4-5 лет).-.М., 2010
  5.   Миронова Н. М. Развиваем фонематическое восприятие. Планы-конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. – М., 2007.
  6.   Миронова Н. М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логогруппы. (Альбом упражнений). – М., 2007.   Миронова Н. М. Развиваем фонематическое восприятие у детей подготовительной логогруппы. (Альбом упражнений). – М., 2007.
  7.   Селивёрстов В. И, Речевые игры с детьми. – М., 1994.  Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа . – СПб., 1999.
  8.   Шевченко И. Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников.- СПб., 2010.

 

                                     
                                                                                

Прикрепленный файл Размер
конспект.doc 46.5 Кбайт

»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Светлана Евгеньевна Гаврилова

На: Фонематическое восприятие


Спасибо, Елена Юрьевна, за насыщенный материал по теме.

Комментарий был изменен с момента создания (svgavr110, пн, 12/03/2012 - 22:23).



Фото пользователя Наталья Владимировна Жиляева

На: Фонематическое восприятие


Уважаемая Елена Юрьевна! С интересом ознакомилась с Вашим материалом. Спасибо!

Комментарий был изменен с момента создания (garducko, вт, 14/02/2012 - 16:30).


Поиск

Loading
Сообщество учителей Гатчинского муниципального района

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн