Официальный сайт travelspo 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Формирование навыков практического употребления предложных конструкций у детей с ОНР

Выберите действие:

 

     У детей с нарушениями речи уже на самых ранних этапах усвоения родного языка обнаруживается острый дефицит тех его элементов, которые являются носителями не лексических, а грамматических  значений.

Дети с общим недоразвитием речи длительно и стойко не замечают грамматической изменяемости слов родной речи. Только лексическая основа слова выступает для ребенка как постоянный словесный раздражитель, связанный с конкретным обозначением предметов, действий и т.п. Префиксы, суффиксы и окончания являются для него меняющимся окружением основы, не обладающим конкретным значением, представляя тем самым физиологически слабый словесный раздражитель, который не воспринимается такими детьми. Все это значительно ограничивает их возможности в использовании конструктивных элементов родного языка в процессе построения речевого высказывания.

    Дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают также значительные трудности при усвоении предложных конструкций, служащих для связи значащих слов в предложении. Чаще всего происходит опускание предлогов, особенно если в сочетании со следующим словом они образуют стечение согласных («Я играю братиком», «Книга лежит шкафу»). Встречаются замены предлогов («Книга упала и стола», «Картина висит в стене»), их недоговаривание: «Кошка полезла а забор», «Девочка выглядывает из дерева».

Дошкольники с нарушениями речи часто делают ошибки при склонении существительных с предлогами: «Девочка рассказала праздник», «Вчера я был гости».

    Больше всего затруднений вызывает у детей с общим недоразвитием речи употребление сложных предлогов «из-за», «из-под». Они не всегда понимают смысл этих предлогов и не используют их в самостоятельной речи.

    Исходя из этого, планируя коррекционные занятия по развитию грамматического строя речи с детьми 5-7 летнего возраста, необходимо уделять особое внимание формированию у них навыков правильного употребления предложно-падежных конструкций.

    При определении этапов работы над предложно-падежными конструкциями необходимо учитывать последовательность их усвоения в онтогенезе.

Сначала на занятиях отрабатывается понимание детьми простых предлогов, обозначающих местонахождение предмета, затем эти предлоги закрепляются в экспрессивной речи. Далее проводится работа над пониманием и употреблением предлогов, обозначающих место действия, направление действия и т.д.

В дальнейшем проводится работа по дифференциации словосочетаний с пространственными предлогами «с-из», «на-над», «под – из-под», «за – из-за».

 

    Для формирования навыка правильного употребления предлогов и предложных конструкций применяются различные методы и приемы работы:

- составление предложений с предлогами по алгоритмам;

 

                                 

 

- выполнение поручений по словесной инструкции

  («поставь карандаш в стаканчик», «положи мяч под стул»);

- работа с подвижными картинками

   («птичка залетела в клетку», «птичка сидит на клетке»);

- составление предложений по демонстрации действия

   («Саша сидит на стуле», «Тоня стоит около доски»);

- составление предложений с пространственными предлогами по схемам:

                     

- составление графических схем предложений.

     Дети учатся правильно употреблять различные предлоги в играх и упражнениях:

- «Что перепутал художник?»;

- «Маша-растеряша»;

- «Поправь Мишку»;

- «Выбери правильно»;

- «Кто куда?» и т.п.

Эти упражнения на всех этапах коррекционного обучения входят в контекст изучаемой лексической темы и проводятся на специально отобранном речевом материале.

    Опыт обучения детей с нарушениями речи навыкам употребления предложно-падежных конструкций показывает эффективность данной работы. Усваивая и запоминая различные предлоги, дети учатся правильно строить предложения, грамотно и связно высказывать свои мысли. К концу обучения дошкольники с общим недоразвитием речи могут правильно составить рассказ из личного и коллективного опыта, рассказ по сюжетной картине, по алгоритму.

    Очевидно, что навыки правильного употребления предлогов и предложно-падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи имеют профилактическую направленность в плане предупреждения явлений дисграфии и дислексии в период школьного обучения.

 

 

 


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Наталья Владимировна Жиляева

На: Формирование навыков практического употребления предложных к


Тамара Исааковна!

Спасибо Вам за представленный материал. Показана последовательность работы, которая начинается в дошкольном возрасте и продолжается в начальной школе.




Фото пользователя Тамара Исааковна Шифрина

На: Формирование навыков практического употребления предложных к


Интересное дополнение к теме "Работа над произношением" можно найти  в журнале "Логопед"



Поиск

Loading
Сообщество учителей Гатчинского муниципального района

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн