Родительское собрание на тему:
«Чему мы учим наших детей, когда называем их?»
Цель:Подвести родителей к пониманию того, что они несут ответственность за то, как их дети будут относиться к своим детям.
Форма проведения:беседа с элементами тренинга.
Участники:воспитатели, педагог – психолог, родители.
Предшествующая работа:
а) анкетирование родителей старших групп на тему: «Наказание».
б) консультации;
в) индивидуальные беседы с детьми и их родителями по неадыкватному поведении детей.
Материал:изготовление буклета, картинок, подбор методов и приемов; текст педагогических ситуаций; подбор упражнений, этюдов, игр.
Части собрания:
I. Вводная часть: 5 минут.
II. Основная часть: 25- 30 минут.
III. Обратная связь: 5 минут.
IV. Подведение итогов: 5 минут.
Используемая литература:
1. Книга «Взаимодействие с родителями» научный центр «Развитие образовательных инициатив» г. Саратов, 2003г.
2. ст. «Тренинг как способ активного обучения родителей».
«Справочник старшего воспитателя» № 9 2008г.
3. О.Б. Годлиник
Н.Н. Обозов «Учебный словарь по социальной педагогике» Санкт – Петербург, 2001г. Академия психологии, предпринимательства и менеджмента.
План:
1. Актуальность проблемы наказания детей родителями.
2. Чувства и наказание. Обстоятельства, влияющие на наказание ребенка.
3. Почему мы наказываем ребенка?
4. Негативные приемы наказания и положительные приемы их избегания.
5. Отношение взрослого к негативному поведению детей.
6. Выводы.
Ход родительского собрания.
Воспитатель: -Тема нашего собрания «Чему мы учим наших детей, когда наказываем их?»
Об актуальности данной проблемы нам расскажет педагог – психолог.
Колотова Елена Сергеевна.
Педагог – психолог: -Сначала этого учебного года мы провели анкетирование родителей, детям которых от 5 до 6 лет (120 человек).
Получили следующие данные.
Проблема наказания очень волнует 98 человек = 81%.
Слегка волнует 21 человек = 17%.
Не волнует 7 человек = 2%, таким образом проблема наказания ребенка стоит очень остро и требует разъяснения.
Воспитатель: -Мы – взрослые, наказывая ребенка,
Хотим, чтобы он стал лучше,
Чтобы он нас уважал, слушался,
Ведь мы не желаем ему зла.
Верно?
Родители:- Да, конечно…
Воспитатель: -А давайте – ка вспомним свое детство. (Упражнение: «Заглянем в наше прошлое»).
Задание такое:расскажите самое яркое (в плохом смысле, т.е. самое обидное, грустное) наказание в своей детской жизни, (спрашивают 2-3 человека), придерживаясь плана.
- За что наказали?
- Как наказали?
- О чем вы думали и что чувствовали? (высказываются).
(Унижение, обиду, страх, чувство вины, злость, желали отомстить, сделать назло, ощущение нелюбимого ребенка, отвержение, горе, растерянность и т.д.).
Воспитатель: -Я хочу вам напомнить некоторые собственные мысли: «Я им никогда этого не прощу! Я своих детей никогда так не буду наказывать!»
- Верно?
- Обращаю ваше внимание на то, что мы все ЭТО ПОМНИМ И СЕЙЧАС. Почему? На этот вопрос ответит нам наш психолог.
Педагог – психолог: -Потому что очень сильно были задеты наши чувства. Это как первая любовь: однажды было, а помним всю жизнь.
ИТАК: НАШИ ЧУВСТВА И ПЕРЕЖИВАНИЯ СОХРАНИЛИ ЖИВУЮ ПАМЯТЬ О ДАВНО МИНУВШЕМ НАКАЗАНИИ.
- Мне хочется задать вам вопрос: «А задумываемся ли мы над тем, что наши дети запомнят, что мы их наказывали, что говорили в момент всплеска наших эмоций?»
Родители: (дают отрицательные ответы).
Педагог – психолог: -Одни дети запомнят, другие нет.
Это зависит и от ребенка и от нас, нашего состояния на момент непослушания, от нашего отношения к событию и многих других обстоятельств.
Воспитатель: -Давайте рассмотрим ситуацию, подтверждающую это.
(Ситуацию зачитывают) – На работе вас, как школьника, отчитал начальник, вы задержались выполняя его поручение, бежали в детский сад как ненормальный да еще воспитатель нажаловалась, что ваш ребенок плохо себя ведет.
- Как вы накажите своего ребенка? (высказывания).
Воспитатель:– Изменим ситуацию
- На работе вас прилюдно отметило начальство. Зачитали приказ о выделении премии. По дороге в детский сад за ребенком, вы купили жене букетик цветов. Но в детском саду воспитатель пожаловалась, что ваш ребенок, плохо себя ведет.
- Как вы накажите своего ребенка?
Воспитатель: -Таким образом мы видим, что на выбор способа наказания влияет много обстоятельств. Наступил момент, когда надо ответить на вопрос: «Почему мы наказываем своих детей?» (Интервьирование). Родители высказываются, воспитатель обобщает. Таким образом мы взрослые наказывая детей преследуем благую цель: развивать положительные черты характера у ребенка, боремся с его эгоизмом. Мы хотим, чтоб ребенок был лучше нас, успешнее нас и т.д.
- А что думают по этому поводу психологи?
Педагог – психолог: -Хочется сначала обратиться к словарно – справочнику и зачитать, что такое «наказание»?
«Наказание- один из методов воспитания, обозначающее торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки его поступков, запретов на нежелательные для воспитанника действия и т.п. порождение чувства вины и раскаяния».
Таким образом ясно, что такие негативные формы наказания как физическое наказание, окрики, лишение общения (изолирование), попытки запугать ребенка и т.д.
УНИЖАЮТ ЕГО ДОСТОИНСТВО, ЛИШАЮТ ДОВЕРИЯ К ВЗРОСЛОМУ, ЗАСТАВЛЯЮТ ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ НЕЛЮБИМЫМ, УЩЕРБНЫМ, ЛИШНИМ В СЕМЬЕ.
В конечном итоге негативные формы могут стать источником невростических реакций у детей.
Воспитатель: -Что же делать?
Как же надо реагировать на детские капризы, непослушание, проявление эгоизма, агрессивности и т.п?
Во – первых, надо понять, что одни и те же методы нашего воздействия на ребенка могут оказывать разный эффект.
На одного кричи – некричи – все равно, а на другого чуть прикрикнул – весь сжался в комочек, глаза полны слез. В выборе приемов воздействия на ребенка надо подходить индивидуально.
Воспитатель: -Предлагаю всем поучаствовать в упражнении «Грецкий орех».
- Возьмите в руки по 1 ореху, постарайтесь запомнить его, рассмотрите внимательно, положите в тарелку, перемешайте орехи. Найдите свой. (родители ищут).
Воспитатель: -Орехи это как наши дети, всем от 5-6 лет, ходят в детский сад, в одну группу, похожее физическое развитие, а как трудно найти и понять их индивидуальность. Наверное из-за этого мы - родители и ошибаемся в выборе воздействия на наших детей. За суетой, за домашними проблемами, мы не замечаем главного – чувств нашего ребенка.
Воспитатель: -Чтобы понять, стоит им не стоит наказывать нашего ребенка за недостойное поведение, я предлагаю вам 2 задания.
1 группа родителей 2 группа родителей
- Напишите на обратной стороне - Напишите портрет родителя,
моменты, какие вы хотите видеть который воспитывает такого
своего ребенка идеального хорошего ребенка
№ 1, № 2 и т.д.
Воспитатель: -Вы видите, что в портретах ребенка и родителя больше общего.
Хочется спросить:
- А мы, родители соответствуем идеалу, который вы написали? (нет)
Следовательно, мы должны измениться, стать лучше, чтобы предъявлять такие требования к нашим детям.
Воспитатель.Чтобы понять, как нам надо реагировать на негативное поведение нашего ребенка, предлагаю этюд на конструктивное общение взрослого и ребенка.
Упражнение: «Скульптор» (2 родителя, 1 ребенок, 2 родитель).
1 позиция 2 позиция 3 позиция
Общения с ребенком
Вопрос к родителю?
- Как вы чувствовали - Как вы чувствовали - Как вы чувствовали
себя в 1 позиции? себя во 2 позиции? себя в 3 позиции?
Вопрос к «ребенку»? Как вы чувствовали себя в разных позициях?
Вывод:чтобы ваш ребенок хорошо себя вел, вас с ребенком должны объединять ОБЩИЕ ЧУВСТВА, т.е. взаимопонимания и тогда вам не придется наказывать ребенка, а достаточно будет:
- объяснить ситуацию, уговорить его отказаться от отрицательного поступка;
- переключить его внимание;
- использовать игровой прием;
- не реагировать на каприз, сделать вид, что это вас не задевает и т.п.
Воспитатель: -Итак, мы поняли, что чтобы ваш ребенок рос хорошим человеком, нужно понимать его чувства родителям, но и детям понимать чувства родителей. Именно через чувства родителей ребенок лучше понимает, что им нравится в их поведении, а что нет.
Воспитатель: -Я разложу на столе перед вами картинку. Задание: ответьте на вопрос: Как вы ее понимаете? (отвечают), воспитатель обобщает.
- Негативные чувства, как цепная реакция, передаются людям из поколения в поколение. Если мы кричим на своих детей, они будут кричать на своих детей, а меньшие дети на тех, кто их слабее. Так в детском саду появляются агрессивные дети.
Педагог – психолог: -Мне хотелось бы в конце нашей встречи опять спросить вас.
Вопрос.Что вы чувствуете, когда наказываете своего ребенка? (высказывание) таким образом вы сами страдаете, страдает ваш ребенок, копите обиды и разочарования. А почему бы просто не успокоится, не поговорить по душам с ребенком, не объяснить, как вы поступали в подобной ситуации, не рассказать ему, КАКИЕ ЧУВСТВА ВЫ ИСПЫТАЛИ ТОГДА И СЕЙЧАС И КАК ЭТО ВАС ОГОРЧАЕТ.
Воспитатель: -Мы хотим видеть своего сына или дочь умными и порядочными людьми, способными отвечать за себя и за свои поступки. Дети могут стать именно
такими, когда научатся на своем горьком и положительном опыте с помощью взрослых, как эти поступки влияют на других людей и на них самих. Мы часто говорим о детском эгоизме, что они требуют постоянного нашего внимания и добиваются его любым путем, в том числе и негативным поведением, не считаясь с нашими желаниями и возможностями.
Так давайте дадим ему это внимание, позволим ему познать нас, наши мысли и чувства, наши тревоги и переживания, и он, ребенок, гораздо глубже поймет самого себя и свои поступки.
Воспитатель: -Давайте ответим на главный вопрос нашей встречи: «Чему мы учим детей, когда наказываем их?» (ответы родителей) а воспитатель зачитывает мораль притчи под таким же названием.
Обратная связь.– Свое отношение к нашему родительскому собранию мы просим выразить в небольшой анкете.
- Получили ли Вы ответ на предложенную тему родительского собрания?
- Что вам понравилось больше всего?
- Уместным ли было участие педагога – психолога?
- Какую тему Вы хотели бы обсудить на следующей встрече?
|