II. Совершенствование оптико-пространственных представлений, развитие зрительного восприятия, обогащение словарного запаса и знаний о родном городе, его исторических ценностях.
III. Логопедическая часть занятия:
1. Повторение артикуляции и характеристики звуков. «п», «т» и написания букв п, т.
2. Развитие навыка чтения и оптико-пространственных представлений.
3. Совершенствование оптико-пространственных представлений, анализа предложений по словам, слогового анализа и синтеза.
IV. Лексико-грамматическая часть занятия:
1. Развитие зрительного восприятия, работа с деформированными предложениями.
V. Итог занятия.
Ход занятия.
I.Организационный момент.
II.Совершенствование оптико-пространственных представлений, развитие зрительного восприятия, обогащение словарного запаса и знаний о родном городе, его исторических ценностях.
Логопед предлагает детям отправиться на прогулку в Гатчинский парк.
Вопросы:
- Какой большой праздник был недавно в Гатчине?
- Сколько лет исполнилось нашему городу?
- Знаете ли вы, что это? (предъявляются художественные фотографии: «Берёзовые ворота», «Портал «Маска», «Берёзовый домик», «Павильон Венеры», «Птичник», «Гатчинский дворец Павла Первого»).
Логопед предлагает детям отправиться на прогулку в Гатчинский парк.
Для прогулки нам понадобится «волшебный квадрат». Давайте вспомним, как называются его части (на доску крепится лист бумаги, поделенный на девять частей, определяется расположение верхнего правого квадрата, левого нижнего квадрата, центрального и т.д.) Дети располагают открытки в «волшебном квадрате».
III.Логопедическая часть занятия.
1. Повторение артикуляции и характеристики звуков. «п», «т» и написания букв п, т
- Произнесите «т». «п». Что общего есть у звуков «п», «т»? (Это глухие согласные, они могут быть твёрдыми и мягкими.).
- В чём их различие? (с помощью зеркал выясняется, что звук «п» произносится с помощью губ, а звук «т» с помощью языка, поднимающегося к твёрдому нёбу)
- Что общего у букв п, т ? ( в их состав входят одинаковые элементы – «вертикальная наклонная палочка» и «рыболовный крючок» ).
- Чем же они различаются? (у этих букв разное количество элементов. У буквы п- два, у буквы т - три. (третий элемент – «крючок», смотрящий вверх влево).
2.Развитие навыка чтения и оптико-пространственных представлений.
Сейчас мы отправимся с Вами гулять. Заходим в парк, поворачиваем направо, направляемся в Птичник (дети проговаривают названия квадратов, через которые проходит путь).
Логопед раздаёт карточки с игрой «Прочитай названия» («Павлин»)
- Кто изображён на карточке? (павлин). Павлин – это кто? (птица жарких стран).
- Прочитайте названия птиц, найдите те, в состав которых входят буквы п, т. Те названия, которые не включают в свой состав буквы п, т – зачёркивайте.
- Какие слова включают в свой состав буквы п, т ? (дети перечисляют).
- Запишите эти названия, подчеркните буквы п, т. Букву п – одной чертой, букву т – двумя, так как у неё больше элементов.
4.Совершенствование оптико-пространственных представлений, анализа предложений по словам, слогового анализа и синтеза.
Логопед раздаёт карточки.
- На карточке, которая лежит перед каждым из вас, находится текст. Все слова в нём разделены на слоги. Попробуйте определить, какие слова находятся в тексте. Запишите предложения в тетрадь, чтобы получился связный текст.
Текст.
Пёст рый дя тел под ле тел к ста ро му ду бу. Он стал дол бить креп ким клю вом ко ру де ре ва. Дя тел и щет вред ных жу ков.
- Подчеркните букву п – одной чертой, букву т – двумя чертами.
Физминутка.
Цель: учить детей ориентироваться в пространстве, в собственном теле. Дети, слушая стихотворение, выполняют упражнения:
Зайчик, зайчик – серый бок,
Где живёшь ты, наш дружок?
По тропинке, вдоль опушки,
Если влево мы пойдём,
Там и мой родимый дом.
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова правою ногой,
Снова левою ногой!
IV. Лексико-грамматическая часть занятия.
1.Работа с деформированными предложениями..
Логопед предлагает детям посмотреть на мостик.
- На что похож мостик по форме? Отгадайте загадку.
Разноцветное коромысло над рекою повисло.
- Помогите мне вспомнить цветовую гамму радуги.
Запись на доске: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
- Каждому цвету в этом предложении соответствует цвет радуги. Назовите эти цвета. (Красный – оранжевый – жёлтый – зелёный – голубой – синий – фиолетовый).
- А теперь посмотрите на игру, которая называется «Загадки времён года».
- Если мы правильно назовём цветовую гамму радуги, то у нас получится текст о каком-то времени года. Давайте попробуем отгадать.
Дети выбирают квадраты красного цвета. Составляют предложение со словами. Далее следует работа со всеми цветными квадратами игры.
- Назовите первое предложение. (Закончился сентябрь.)
- Второе. ( В лесах и парках листопад.)
- Третье. ( Яркие листья медленно опускаются на землю.)
- Четвёртое. ( Можно составлять осенние букеты.)
- Пятое. ( Дуб рассыпал жёлуди возле себя.)
- Шестое. ( Из них можно сделать поделки.)
- Седьмое. (Хорошо осенью!)
Учащиеся делают запись предложений с помощью схем.
Найдите все буквы п и т , выделите их в схемах.
2.Логопед задаёт вопросы о том, как надо вести себя в парке, в лесу, обращает внимание на то, что нельзя оставлять мусор. Затем предлагает собрать рассыпавшиеся листочки.
Логопед раздаёт листья, разрезанные на части.
- Кто знает названия деревьев, с которых облетели эти листья?
-Как называется лист клёна? (кленовый). Аналогично – берёзовый, дубовый, липовый.
А теперь переверните листочки и прочитайте, что там написано.
Это оценка вашей работы.
V. Подведение итогов занятия.
Какими буквами и звуками мы сегодня с вами занимались? Чем отличаются эти буквы? Где мы сегодня с Вами побывали? Вам понравилось путешествие?
Размещено вт, 14/02/2012 - 15:38 пользователем Людмила Исааковна Дыба.
Наташа! Очень много видов работ по совершенствованию оптико-пространственных представлений. Материал увлекательный,интересный. Краеведческие знания органично вписались в структуру занятия. Краеведение - это актуально!
На: Дифференциация звуков «п», «т» и букв п, т в словах и предл
Наташа! Очень много видов работ по совершенствованию оптико-пространственных представлений. Материал увлекательный,интересный. Краеведческие знания органично вписались в структуру занятия. Краеведение - это актуально!
На: Дифференциация звуков «п», «т» и букв п, т в словах и предл
Уважаемая Наталья Владимировна!
Очень интересное и грамотно составленное занятие.
На: Дифференциация звуков «п», «т» и букв п, т в словах и предл
Просто восторг! Умница!