Официальный сайт openw 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Статья "Природа глазами А.П.Чехова

Фото пользователя Светлана Григорьевна Кидяева
Submitted by Светлана Григорьевна Кидяева on вс, 12/02/2012 - 22:16
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кидяева С.Г., Леонидова О.Ю.
Место работы, должность: 

МОБУ СОШ № 8 им. А.Г.Ломакина Таганрог Ростовская обл.

Регион: 
Ростовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
<p> Описание опыта работы по творчеству А.П.Чехова в начальной школе. Писался к 150-летию писателя</p>

 

Природа глазами А.П.Чехова

 (из опыта работы учителей начальных классов МОБУ СОШ № 8 им. А.Г.Ломакина г.Таганрога Кидяевой С.Г., Леонидовой О.Ю.)

 Я люблю вот эту воду, деревья, небо,

  я  чувствую  природу, она возбуждает во мне страсть,

 непреодолимое желание писать...

А. П. Чехов

…В жизни он был именно тем, чем он был в творчестве,- человеком редкого душевного благородства, воспитанности и изящества в самом лучшем значении этих слов, мягкости и деликатности при необыкновенной искренности и простоте, чуткости и нежности при редкой правдивости.

И.А. Бунин. Памяти Чехова.

Антон Павлович Чехов родился  на юге России, в городе Таганроге. Город был основан царем Петром I как южная столица империи, расположен на берегу Азовского моря, имел статус порто-франко. Через Средиземное и Черное моря сюда заходили корабли из многих стран мира, на улицах Таганрога  звучала итальянская и греческая речь. Приазовская степь с ее древними курганами и легендами о кладах способствовала пробуждению интереса к природе. В детские годы Антон совершил дальние поездки в степь: научился стрелять, скакать на коне, изучил породы птиц и растений.

Юный Чехов увлекался романами Жюля Верна, рекомендовал братьям в качестве обязательного чтения книгу И.Гончарова "Фрегат Паллада"  - увлекательное морское путешествие в Японию!  Увлечение книгами о путешествиях и приключениях отразилось уже в раннем литературном творчестве Чехова. Начав писательскую карьеру как юморист, он пишет пародию на повесть Ж.Верна "Доктор Окс" под заголовком "Летающие острова. Конечно, это  пробудило у юного Антоши интерес к путешествиям.

Юношеские мечты смогли реализоваться, "жажду странствий" Чехов утолял благодаря ежегодным поездкам по огромной России. 
-1887 год:  поездка из Москвы на родину, в Таганрог, где Чехов не был восемь лет. Впечатления легли в основу повести "Степь" .
-1888 год:  путешествие на Украину, по гоголевским местам (Полтавская и Харьковская губернии, затем в Крым  Феодосия) и на Кавказ. Планировалась поездка  по Закаспийской  дороге  до Бухары и далее в Персию. Не состоялась из-за семейных обстоятельств его спутника. Впечатления использованы в повести "Дуэль".  В письмах - исключительно поэтичные  описания природы Кавказа. "Я в Абхазии! ... Природа удивительная до бешенства и отчаяния.  Все ново,  сказочно,  глупо и поэтично...  Если бы я пожил в Абхазии хоть месяц, то ... написал бы с полсотни обольстительных сказок. Из каждого кустика, со всех теней и полутеней на горах, с моря и с неба глядят тысячи сюжетов". Под влиянием грузинской поездки задумал  сочинить с композитором П.Чайковским оперу "Бэла" по мотивам  кавказского романа М.Лермонтова "Герой нашего времени".
-1889 год: поездка на Украину и на Южный берег Крыма, где Чехов знакомится с прибрежными городами и курортными поселками Гурзуф, Ливадия, Алупка, Форос,  Балаклава.  В  Ялте  работает  над повестью "Скучная история" и пьесой "Леший",  где присутствует значительный пласт  впечатлений от Украины и Крыма.
-1890 год: кругосветное путешествие из Москвы в Сибирь и на остров Сахалин; оттуда южными морями через Суэцкий канал в Черное море и далее в Москву. Замысел - посетить Японию и Америку.
-1891 год: первая поездка в Западную Европу: Австрия, Италия, Франция в компании с издателем А.Сувориным,  писателем Д.Мережковским и поэтессой З.Гиппиус.  Особое  внимание  уделено историческим памятникам Италии: собор св. Марка, дворец дожей, усыпальница Кановы в Венеции, Колизей, Капитолий,  Ватикан в Риме.  Осмотрел развалины Помпеи, совершил восхождение к кратеру Везувия.  После посещения Венеции писал брату: "Хочется здесь остаться навеки". В Монте-Карло проиграл в рулетку 900 франков.
-1892 год: поездки в Воронежскую и Нижегородскую губернии России для оказания помощи крестьянам, пострадавшим от голода.
-1894 год: поездка в Таганрог, в Крым, потом в Италию, Францию, Германию.
-1897-98 годы: зиму проводит на юге Франции, путешествует.
-1898 год: поездка в Крым, которая привела к поселению Чехова в Ялте по рекомендации врачей: туберкулез  в открытой форме.
-1899 год: романтическое путешествие на северный Кавказ ради встречи с актрисой Ольгой Книппер, которая в 1901 году стала его женой.
 -1900 год: поездка с писателем Максимом Горьким и художником Виктором Васнецовым на Кавказ, в Грузию. Посетили Батум, столицу Тифлис и древнюю столицу Мцхет,  где осмотрели развалины древнего  собора,  воспетого М.Лермонтовым в романтической поэме "Мцыри".
-1901 год: путешествие по Италии: Рим, Пиза, Флоренция.
-1901 год: свадебное путешествие с женой Ольгой Книппер, ведущей актрисой Московского Художественного театра, на пароходе по Волге и Каме в Уфимскую губернию. Лечение кумысом.
-1902 год: путешествие на Урал, в имение и на заводы Саввы Морозова, мецената и акционера Московского Художественного театра. Под влиянием Чехова Морозов ввел на своих заводах 8-часовой рабочий день. До этого работали по 12 часов.
-1904 год: поездка с женой в Германию, на курорт Баденвейлер.

Своеобразие  Чехова-путешественника  заключается в том, что его впечатления от поездок легли в основу многих литературных произведений, нашли отражение  в передаче поэтического образа природы.

Природа в произведениях Чехова выступает обычно как символ прекрасной жизни. В чеховском пейзаже с особенной ясностью проявляется стремление писателя к единству добра и красоты: “На зеленых кустах, которые смотрелись в воду, сверкала роса. Повеяло теплотой, стало отрадно. Какое прекрасное утро! И, вероятно, какая была бы прекрасная жизнь на этом свете, если бы не нужда, от которой нигде не спрячешься”.(“Мужики”)

 Красота природы усиливает ощущение ценности жизни. “У самого пруда в кустах заливались соловьи. Чьи-то годы считала кукушка и все сбивалась со счета и опять начинала. В пруде сердито, надрываясь, перекликались лягушки. Какой был шум! Казалось, что все эти твари кричали и пели нарочно, чтобы никто не спал в этот весенний вечер, чтобы все, даже сердитые лягушки, дорожили и наслаждались в каждой минутой: ведь жизнь дается только один раз!” (“В овраге”).

Описания природы в произведениях Чехова по духу очень близки картинам Левитана. Три лета провели они вместе. Их сблизила любовь к родным лесам, тихим уголкам, к Волге. Пейзажи Чехова и Левитана передают не только красоту природы, они полны любви к родине, они так же, как и живая природа, будят мысли, создают настроение. Некоторые пейзажи Левитана, казалось бы, прямо перекликаются с описаниями природы, данными Чеховым. Левитан видел в Чехове настоящего художника-пейзажиста: “Ты поразил меня как пейзажист. Я не говорю о массе интересных мыслей, но пейзаж…это верх совершенства”.

За время путешествий Чехов также сблизился со знаменитым художником-маринистом И.Айвазовским, с которым их связывала любовь к морской стихии. "Ужасно тянет меня неведомая сила на Кавказ или в Крым; вообще к морю <...> если я не понюхаю палубы,  то  возненавижу  свою усадьбу".

Антон Павлович Чехов, еще учась в университете, готовя студенческую научную работу,  убежденно писал о необходимом паритете между природой и человеком, ставя все же природу на первое место, отдавая ей право голоса: «Не следует мешать природе — это неразумно, ибо все то глупо, что бессильно. Нужно помогать природе, как помогает природа человеку». Эту идею писатель не только провозглашал, но и реализовывал на практике.

В феврале 1892 года Чехов купил усадьбу Мелихово недалеко от Москвы и переехал туда со всей семьей. Усадьба состояла из запущенного сада, земли со множеством пустырей и неуютного дома. Вся семья взялась дружно за работу: кто занялся садом, кто огородом, кто посевами. Через год усадьбу нельзя было узнать.

Сам Антон Павлович очень любил сад и говорил, что мечта его жизни, когда он не сможет писать, - работать в саду. Он  с удовольствием проводил время в саду - не как созерцатель, а как создатель и заботливый отец - ведь сад был его детищем. «Многие видели, как он иногда по утрам, сидя на корточках, заботливо обмазывал серой стволы роз или выдергивал сорные травы из клумб,» - писал А.И. Куприн. Посадка и окопка деревьев, обрезка роз, внесение удобрений, полив, обвязка стволов на зиму - все это Чехов старался делать самостоятельно.

О.Л. Книппер-Чехова писала: «С большой любовью растил он березку, напоминавшую ему нашу северную природу, ухаживал за штамбовыми розами и гордился ими, за посаженным эвкалиптом около его любимой скамеечки, который, однако, недолго жил, так же как березка: налетела буря, ветер сломал хрупкое белое деревце, которое, конечно, не могло быть крепким и выносливым в чуждой ему почве. <...> Были и японские деревца, развесистая слива с красными листьями, крупнейших размеров смородина, были и виноград, и миндаль, и пирамидальный тополь - все это принималось и росло с удивительной быстротой благодаря любовному глазу Антона Павловича».

С удовольствием Чехов давал советы по садоводству своим друзьям. П.Ф. Иорданову в Таганрог он писал: «Фруктовые деревья выписывайте от Дайбера, а все остальные - от Роше. Рекомендую пирамидальную акацию, пирамидальную шелковицу, пестролистный клен и берлинский тополь, а из кустов - айву (cydonia) и desmodium.» И чуть раньше: «Когда я постарею, то буду проситься у Вас в городские садовники».

Писатель говорил, что для него нет большего удовольствия, чем следить , как цветок “лезет из земли, как старается- и потом пышно расцветает”. В своих рассказах и пьесах Чехов часто прибегает к образам цветов. Они помогают ему глубже раскрыть переживания героев. В одной из пьес героиня говорит: ”Цветы повторяются каждую весну, а радость нет…”

Чехов по натуре ученый и прекрасно понимал роль природы в жизни человека. Он категорически протестовал против деятельности человека, наносящей природе непоправимый урон. Красноречивы примеры бесхозяйственности на Сахалине, приводимые писателем.

 

«Речка Аркай впадает в Татарский пролив, верст на 8-10 севернее Дуйки. Еще недавно она была настоящею рекой и в ней ловили рыбу горбушу, теперь же, вследствие лесных пожаров и порубок, она обмелела и к лету пересыхает совершенно».

До чего же актуально все это и сегодня! Мелеют реки, пропадает рыба от заводских стоков, застаиваются, зарастая водорослями, искусственные моря, которые в свою очередь зачастую создают на месте густых лесов. Кто знает, сколько погибло в них удивительных растений, так и не открытых для себя человеком!

Таким образом, нами рассмотрены следующие аспекты изучения жизни и творчества нашего знаменитого земляка: Чехов-путешественник, Чехов-пейзажист, певец природы, Чехов-гражданин, проповедующий созидательную роль человека в природе. Эти аспекты стали лейтмотивом в работе по изучению жизни и творчества А.П.Чехова к 150-летнему юбилею писателя в этом учебном году в 3-4 классах МОУСОШ № 8 им. А.Г.Ломакина.

Тема данной работы – «Природа глазами А.П.Чехова» - благодатная для изучения в начальной школе. Яркая образность и живость в описании природных  явлений и состояний в его произведениях  близка для младших школьников в силу особенностей их возрастного образного мышления.  

Цели:

-помочь учащимся “войти в мир” А.П.Чехова ;

- активизация познавательной деятельности.

-формирование нравственных убеждений;

-формирование экологического мышления.

Во время игры-путешествия мы размышляли над такими вопросами, как: “В чем основная причина того, что Чехов продолжает жить с каждым новым поколением?”, “Каким же был этот человек, сумевший завоевать сердца многих поколений?” «Каково отношение Чехова к природе?», «Каковы особенности литературного языка писателя при описании природы в произведениях?»

Игра–путешествие «Природа глазами Чехова» имела форму путешествия в течение  учебного года по станциям:

-«Стартовая»

-«Географическая»

-«Мелиховская»

-«Литературная»

-«Художественная»

Данная работа проводилась с учётом регионального компонента.

Использовались следующие  методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковый,  проектный,  словесные (рассказ, лекция, беседа),  наглядные, практические. 

Учащиеся занимались групповой, индивидуальной,  коллективной работой на уроках-лекциях, уроках развития речи, уроках-викторинах, уроках практической деятельности и др.

Изучению творческого наследия нашего великого  земляка отводилось время на уроках русского языка, чтения (в том числе внеклассного), окружающего мира, изобразительного искусства. Также проводились классные часы на темы «Рукотворная природа в Мелихово», «Знатоки Чехова».

Первая станция «Стартовая» предполагала проведение уроков-экскурсий в музеи г.Таганрога с целью изучения жизни А.П.Чехова, формирования его гражданского мировоззрения. Итогом данного этапа явилось создание буклета «Жизненные вехи А.П.Чехова» и проведение классного часа «Знатоки Чехова».

Вторая станция «Географическая» предполагала групповую проектную работу на уроках окружающего мира по изучению и созданию карты путешествий писателя по России.

Станция «Мелиховская». "Кто хоть раз в жизни поймал ерша или видел осенью перелётных дроздов, как они в ясные, прохладные дни носятся стаями над деревней, тот уже не городской житель и его до самой смерти будет потягивать на волю". С обсуждения этого высказывания Чехова из рассказа «Крыжовник» на классном часе  «Рукотворная природа в Мелихово»,  началась практическая работа учащихся в «зонах заботы» - классных комнатах по их  озеленению и украшению.

На уроках русского языка и чтения учащиеся занимались творческой литературной деятельностью на станции «Литературная». Изучая произведения Чехова, учились определять особенности литературного языка писателя в его пейзажных зарисовках. Итогом данного этапа стало создание сборника сочинений-описаний природы «Подражая Чехову».

На станции «Художественная» учащиеся  руководствовались следующими словами А.П.Чехова. «Описание природы», – писал Чехов А.В. Жиркевичу, – должно быть, прежде всего, картинно, чтобы читатель, прочитав и закрыв глаза, сразу мог вообразить себе изображаемый пейзаж…»

Изучая фрагменты повести «Степь», используя собственные наблюдения  природы донских степей, учащиеся создавали степные пейзажи.

Творческая работа учащихся в полной мере осуществлялась при проведении школьного  КТД «Перечитывая заново…», которое состоялось к 150-летию со дня рождения А.П.Чехова, ставшее наряду с мероприятиями Чеховской недели логическим завершением и апогеем нашей игры-путешествия.

Итак, проработав ряд литературных произведений, мы смогли составить достаточно четкое представление о личности А.П.Чехова, его творчестве. Рассмотрев наиболее значимые, по нашему мнению, произведения писателя, мы убедились в их гениальности и, безусловно, блестящем таланте самого автора. На отдельных примерах мы попытались исследовать тему природы в творчестве классика, проникнуться его идеями. Кроме того, мы постарались отразить жизнь не только Чехова-писателя, но и Чехова-путешественника.

Считаем, что данная тематика позволила привить нашим ученикам любовь к природе, бережное отношение к её богатствам, чувство гордости за родной край, его красоту и величие, за наших знаменитых земляков, а также уверенность в своих силах, возможностях. На примере жизни и творчества А.П.Чехова мы сделали общий вывод: «Если ты по-настоящему талантлив и работоспособен, то твой труд  не останется незамеченным, ты можешь стать успешным и знаменитым на весь мир».

Хочется добавить, что такого рода исследовательская и подготовительная работа позволила самим учителям, людям, которые, казалось бы, в достаточно большой мере владеют знаниями, имеют свои устойчивые литературные пристрастия и взгляды, раскрыть для себя новые, неизведанные пласты в творчестве А.П.Чехова. Мы вместе с учениками испытывали радость познания, сопереживания восторженных чувств, касаясь гения классика, приобрели незаменимый опыт в нашем учительском творчестве.
           В начале года Учителя хотелось бы взять девизом для нашей деятельности слова А.П.Чехова: «Знаете, я выстроил бы светлое здание - очень светлое, с большими окнами и высокими потолками. У меня была бы прекрасная библиотека, разные музыкальные инструменты, пчельник, огород, фруктовый сад, можно бы читать лекции по агрономии, метеорологии, учителю нужно всё знать, всё!»

 

 

 

              Громов М. П.  Сады и степи Антона Чехова // Громов М. П. Книга о

 

         Чехове. - М., 1989.

 



Фото пользователя Татьяна Борисовна Парканова

На: Статья "Природа глазами А.П.Чехова


Уважаемая Светлана Григорьевна! Хотя не являюсь учителем начальных классов, но с огромным удовольствием и интересом проичитала вашу статью о Чехове. Огромный познавательный материал в доступной для детей форме, огромная любовь к творчеству великого русского писателя, глубокое знание его жизни, интересные факты - вот что подкупает в вашей работе. Мне кажется, что подобные статьи очень нужны сейчас, когда весь интернет забит однотипными, скудными, избитыми статейками. Спасибо вам за ваш труд.



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн