Официальный сайт seoturbina 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Учебная мотивация и её развитие как фактор повышения качества обучения.

Submitted by Елена Ивановна Лобанова on вс, 12/02/2012 - 23:35

Есть древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Сегодня эта мудрость как никогда актуальна для современной школы. Многие учителя сталкиваются с апатией, а иногда откровенным нежеланием школьников изучать преподаваемые предметы. Как же пробудить у детей желание «напиться из источника знаний»? Как мотивировать их познавательную активность? Над этой проблемой настойчиво работают учителя, методисты, психологи. Предлагаемая статья поможет учителям держать проблемы мотивированности школьников в поле внимания, заложить основу для новых наработок в этом направлении и создать в коллективе условия для их практического применения.

Устойчивый познавательный интерес школьников, их мотивация – один из критериев эффективности педагогического процесса. Определим мотивацию «как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека …его направленность и активность».[1] Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний,  развития активности. Сегодня наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с демотивированностью основной массы школьников, следовательно со снижением базовых показателей их обученности и воспитанности. Мотивационными процессами – мотивированием – можно управлять. Но прежде необходимо определить характер мотивации, а также уровень мотивации для каждого школьника. Мотивационная сфера человека достаточно разнообразна. Для изучения такой комплексной характеристики  разработаны различные диагностики. Например, можно использовать диагностику, предложенную М. Лукьяновой, заведующей лабораторией психолого-педагогической и социальной диагностики УИПКРО (Народное образование №8 2001). Мотивация в разных  возрастных группах школьников различна. Поэтому необходимо проводить анкетирование для учащихся подросткового возраста (6-7 класс) юношевского возраста (8-9 класс) и старшего школьного возраста (10-11класс). Каждая из предлагаемых диагностических методик включает пять  содержательных блоков:

– личностный смысл учения,

– сформированность целеполагания,

– различные виды мотивов,

– реализация мотивов учения в поведении,

– эмоциональный блок.

С помощью этой диагностики можно с большой долей достоверности определить сколько в классе (школе) учащихся с высоким уровнем развития мотивации , сколько со средним и низким. Если в выборах мотивов  учащихся преобладают познавательный и социальный, значит у педагогов с учениками хорошие взаимоотношения и нет конфликтов. Следовательно они могут увлечь детей предметом. Это свидетельствует и о том, что школьники не испытывают перегрузки, что задания им доступны, а потому и учебная деятельность успешна, что и порождает внутреннюю мотивацию. Если же преобладают только внешние мотивы, то налицо недостатки в организации учебного процесса в школе, в методике преподавания, в коммуникативной сфере. Методика помогает выявить как итоговый уровень развития мотивации, так и сформированность её отдельных составляющих. Если сделать этот мониторинг постоянным, то можно отслеживать растёт или уменьшается число детей с высоким и очень высоким уровнем учебной мотивации. Положительная динамика будет говорить о высоком качестве обучения.

 

Мотивация учебной деятельности на уроке.

При подготовке к уроку, в работе над учебным планом , учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться. Как наилучшим образом спланировать виды деятельности на уроке? Необходимо всегда иметь ввиду, что без создания определённого мотива ученик не может включиться в ту или иную деятельность осознанно. И поэтому учителю сегодня необходимо разрабатывать пути создания мотивационных этапов учебной деятельности и реализовывать их на практике. В рамках любого урока сохраняется основная структура организации мотивации учения, которая согласована с деятельностью учащихся на уроке и представляет собой завершённый цикл:

Мотивация  завершения работы

 

Мотивация начала

работы

 

Мотивация хода выполнения работы

 


      Приступая к разработке урока, учитель определяет цели каждого этапа и способы его организации.

          1 этап. Мотивация начала работы: проводится в начале урока и занимает по времени 3-5 минут. Его цель: показать ученикам необходимость изучения данной темы, преимущества данного материала, поднять интерес и привлечь внимание детей, т.е. включить их в активную познавательную деятельность.

          2 этап. Мотивация хода выполнения работы: его цель подкрепить и усилить исходную мотивацию, вызвать интерес к способам решения поставленных задач и их сопоставлению (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Необходимо, чтобы на этом этапе выбор способа мотивации согласовывался с решением общеучебных и предметных целей и задач урока.

           3 этап. Мотивация завершения работы:задачей данного этапа является выход каждого ученика из деятельности с положительным опытом, а также формирование в конце урока положительной установки на дальнейшее учение, т.е. положительная мотивация перспективы. Главным принципом здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с дифференцированной  отметкой самого учителя, причём она может быть как положительной так и отрицательной. Особое внимание нужно обратить внимание на то, чтобы возникло и укрепилось устойчивое желание к дальнейшему изучению предмета.

            Средства, используемые для организации мотивации разных этапов урока можно представить в виде схем:

 

Мотивация начала урока.

 

 

·        Проблемный эксперимент;

·        Проблемный вопрос;

·        Вывод – ошибка, парадокс;

·        Фрагменты из художественной литературы, стихи;

·        Высказывания учёных;

·        Задачи, ребусы, шарады;

·        Использование игрушек

Мотивация хода

выполнения работы.

 

 

 

·        Проблемное изложение нового материала;

·        Практические задания;

·        Составление логических структурных схем и обобщающих таблиц;

·        Нетрадиционные формы проведения уроков и их элементы;

·        Анализ литературных произведений;

·        Рассмотрение экологических вопросов;

 

 

         Перейдём к третьему этапу.

Мотивация завершения работы, на мой взгляд, наиболее значима так как работает на перспективу.Важно найти такие методические приёмы, которые бы обеспечили дальнейшую самостоятельную деятельность ученика. Для этого нужно сделать эффективным завершение урока и продумать интересное домашнее задание, которое позволило бы ученику проявить своё отношение к предмету, изучаемому материалу, свои знания в наиболее выгодном для него свете.

     Подводя итоги, можно указать, что средства организации мотивации завершения урока могут быть следующими:

 

      
 

Мотивация завершения урока.

 

 

 

·        Творческие задания;

·        Составление вопросов, задач;

·        Уровневые задания;

·        Программированный опрос;

·        Задачи – парадоксы, задачи  с ошибкой;

·        Домашние сочинения;

 

       Практика работы в школе показывает, что систематическое использование средств для обеспечения мотивации обучения на уроках математики способствует лучшей деятельности учащихся, а также помогает осознать «личную значимость» изучаемого программного материала, активизирует познавательную активность учащихся.

 

Развитие социальных мотивов.

На мотивацию школьников активно влияют отношения с окружающими. Поэтому учителю необходимо организовать в классе социальное сотрудничество. Мотивы социального сотрудничества выражаются прежде всего в желании общаться, взаимодействовать с другими людьми, осмысливать формы взаимодействия с учителями, товарищами, совершенствовать их. Для развития данных мотивов наиболее полезна совместная работа (коллективная, групповая). Чтобы в совместной деятельности не было детей, которые бездельничают, но получают преимущества за счёт работы группы, можно распределить ответственность между ними. Весьма эффективными в повышении мотивации являются соревнования между детьми. Но соревнования надо использовать очень осторожно, так как они часто порождают зависть, чувство униженности, высокомерие и превосходство. Более полезны групповые соревнования.

Социальные мотивы позитивно направляют активность детей только в классах с позитивными групповыми нормами в учёбе. Если в классе бытуют ярлыки типа: «подлиза-отличник», «зубрила»,  «ботаник», то хорошие ученики стесняются показывать свои знания, избегают публичных выступлений, либо противопоставляют себя классу. Изменение групповых норм – трудная, но необходимая задача учителя,  особенно – классного руководителя. В любом случае при существовании тех или иных норм класса, их нельзя не учитывать.

Ученики должны воспринимать класс как приятное и надёжное, психологически безопасное место. Для этого необходимо обеспечить для отстающих учеников помощь и возможность исправить ситуацию. Нельзя допускать критики одного ученика в присутствии других, нельзя порождать в классе изгоев или «любимчиков».

Хотите мотивировать детей – найдите общий язык со всеми учениками без деления их на сильных и слабых, поощряйте добрые начинания каждого, хвалите за достигнутые цели и стремление к учёбе. Вовлекайте всех ребят в работу. Никто не должен быть забыт на уроке. Для каждого ребёнка и учителя урок должен пролетать как одно приятное мгновение.

 

Эмоциональный компонент мотивации учения.

Эмоции сами по себе имеют, несомненно, мотивирующее значение и зависят от особенностей деятельности и её организации. Положительные эмоции могут быть связаны со школой в целом и пребыванием в ней, обусловлены ровными взаимоотношениями с учителями и одноклассниками, отсутствием конфликтов, активным участием в жизни класса и школьного коллектива, с успешностью учёбы, с радостью преодоления трудностей. Удовлетворение от справедливо выставленной отметки, эмоции от «столкновения» с новым учебным материалом – всё это усиливает внутреннюю мотивацию, эмоционально-познавательное отношение к предмету, увлечённость им. Ученик при этом живёт в атмосфере эмоционального комфорта, что просто необходимо для успешности учения. Всеми силами школе, учителю следует заботиться о создании положительного эмоционального климата.  

 

Рассмотрев все аспекты создания мотивации обучения, мы можем сделать вывод, о том что успешность и насыщенность процесса приобретения знаний в школе зависит от того, насколько налажено взаимодействие учителя и ученика, а также практическое применение разработок в этой области. Все, описанные выше методы мотивации окажутся действенны на практике, только если учитель действительно ставит своей задачей привить детям желание узнавать больше о предмете обучения, если он стремится создать все условия, чтобы преподаваемый предмет стал для ребенка полезным и интересным. Повышение показателей обученности и воспитанности детей возможно только при осознании ими взаимосвязи между хорошей учебой и повышением собственной значимости, успехом в современном мире.

 

 



[1] Немов Р. Психология. М: Просвещение , 1995).


»  Tags for document:

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн