Официальный сайт tali-sk 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Марина Цветаева:судьба и стихи

Submitted by Оксана Владимировна Слабунова on Tue, 14/02/2012 - 06:28
Данные об авторе
Автор(ы): 
Слабунова О.В.
Место работы, должность: 
МБОУ КСОШ №32, учитель
Регион: 
Ростовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

 

Цели урока:

  1. Познакомить и заинтересовать учащихся личностью М.Цветаевой.
  2. Рассказать об основных темах и мотивах цветаевской лирики.
  3. Увлечь её поэтическим творчеством.
  4. Выявить особенности лирической героини стихотворений.
  5. Развивать поэтический вкус.
  6. Воспитывать интерес к лирике М.Цветаевой и литературе 20 века.

 

Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): 
19
Используемое оборудование: 

 

Портрет М.Цветаевой, рядом цветы и гроздья рябины, книги о Цветаевой и сборники её стихотворений, ноты романсов, кассета с романсом и слайды.

 

Используемые ЦОР: 

презентация

Краткое описание: 
Рассказ учеников о жизни Цветаевой, чтение наизусть учениками стихотворений поэта, выразительное чтение стихов, анализ стихотворений, комментарии учителя. Класс разделён на 2 группы: 1 - ведущие ( готовят сообщения о жизни Цветаевой); 2 – чтецы (учат наизусть стихи Цветаевой).

 

Урок – семинар по лирике М. Цветаевой.

Марина Цветаева.

Судьба и стихи.

 

Цели урока:

  1. Познакомить и заинтересовать учащихся личностью М.Цветаевой.
  2. Рассказать об основных темах и мотивах цветаевской лирики.
  3. Увлечь её поэтическим творчеством.
  4. Выявить особенности лирической героини стихотворений.
  5. Развивать поэтический вкус.
  6. Воспитывать интерес к лирике М.Цветаевой и литературе 20 века.

 

Оформление:

Портрет М.Цветаевой, рядом цветы и гроздья рябины, книги о Цветаевой и сборники её стихотворений, ноты романсов, кассета с романсом и слайды.

 

Методические приёмы:

Рассказ учеников о жизни Цветаевой, чтение наизусть учениками стихотворений поэта, выразительное чтение стихов, анализ стихотворений, комментарии учителя.

 

Класс разделён на 2 группы:

1 - ведущие ( готовят сообщения о жизни Цветаевой);

2 – чтецы (учат наизусть стихи Цветаевой).

 

Ход урока.

 

1. Организационный момент.

2. Целеполагание.

3. Формирование знаний учащихся.

 

Чтец 1.

 

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я – поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти

-Нечитанным стихам!-

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берёт),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черёд.

 

Ведущий 1.

Автору стихов М.Цветаевой – 20 лет, но она уже поэт, поэт яркий и самобытный, уверенный в своём дальнейшем поэтическом успехе.

М.Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года, с субботы на воскресенье, на Иоанна Богослова, в уютном особняке одного из старинных московских переулков.

 

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья,

Я родилась.

Спорили сотни

 Колоколов,

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

 

Так написала о дне своего рождения Марина Цветаева – одна из неугасаемых звёзд на небосклоне русской поэзии. Рябина навсегда вошла в геральдику её поэтического творчества.

Ведущий 2.

Отец М.Цветаевой, И.В.Цветаев, профессор Московского университета, искусствовед и филолог, впоследствии стал директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств.

Мать, М.А.Мейн, происходила из обрусевшей польско – немецкой семьи, была пианисткой. Мария Александровна открыла глаза детям на никогда не изменяющее человеку вечное чудо – природу, одарила их многими радостями детства, дала им в руки лучшие в мире книги.

Домашний мир был пронизан постоянным интересом к искусству, к музыке.

М.Цветаева вспоминала: «Когда вместо желанного, почти приказанного сына родилась всего лишь я, мать сказала: «По крайней мере, будет музыкантша». Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку».

Ведущий 3.

После смерти матери интерес к музыке у Марины постепенно угасает, но появляется новое увлечение – книги и стихи.

Юная Цветаева пишет стихи как на русском языке, так и на немецком и французском.

Ни у кого ничего не заимствовать, не подражать, не подвергаться влияниям, «быть самой собой» - такою Цветаева вышла из детства и такою осталась навсегда.

Ведущий 4.

Какой была М.Цветаева?

Небольшого роста со строгой и стройной осанкой. Золотисто – каштановые волосы, бледное лицо, глаза…зелёные, цвета винограда.

 

Привычные к степям глаза,

Привычные к слезам глаза.

Зелёные – солёные-

Крестьянские глаза.

 

Черты лица и его контуры были очень точными и чёткими; никакой расплывчатости, ничего недодуманного мастером...Лицо было полно постоянного внутреннего движения, потаенной выразительности, изменчиво и насыщено оттенками, как небо и вода. Но мало кто умел читать в нем.Руки были крепкие, деятельные, трудовые. Голос девически высок, звонок, гибок.

Речь - сжата, реплики - формулы. Умела слушать; никогда не подавляла собеседника, но в споре была опасна: молниеносным выпадом сражала оппонента".

Была блестящим рассказчиком.

Стихи читала охотно, доверчиво, по первой просьбе, или предлагала сама.Читала темпераментно - самое сложное мгновенно прояснялось в её исполнении.

 

Из воспоминаний Ариадны Эфрон: "Моя мать, Марина Ивановна Цветаева, была невелика ростом - 163 см, с фигурой египетского мальчика -широкоплеча, тонка в талии...легки и стремительны движения.

Строгая, стройная осанка была у неё: даже склоняясь над письменным столом, она хранила "стальную выправку хребта".

Волосы её, золотисто-каштановые, в молодости вившиеся крупно и мягко, рано начали седеть - и это ещё усиливало ощущение света, излучавщегося её лицом; светлы и немеркнущи были глаза - зеленые, цвета винограда..."

 

Ведущий 5.

Была добра и щедра: спешила помочь, выручить, спасти - хотя бы подставить плечо; делилась последним, наинасущнейщим, ибо лишним не обладала.

Беспощадна не была никогда, но всегда - беззащитна.Снисходительна к чужим, с близких - друзей, детей - требовала как с самой себя: непомерно.

Ведущий 6.

Не отвергала моду, как считали некоторые поверхностные еёсовременники, но, не имея возможности...следовать ей, брезгливо избегала нищих под иго подделок и в годы эмиграции с достоинством носила одежду с чужого плеча".

Ведущий 7.

Поздно ложилась, перед сном читала. Вставала рано. С природой была связана поистине кровными узами, любила её - горы, скалы, лес - языческой обожествляющей любовью, без примеси созерцательности, поэтому с морем, которого не одолеть ни пешком, ни вплавь, не знала, что делать. Просто любоваться им не умела.

С неизбежной нежностью, верностью и пониманием относилась к собакам и кошкам, они ей платили взаимностью.

Ведущий 8.

Ненавидела быт - за неизбежностью его, за то, что пожирает время, необходимое для основного.

Считалась с юностью, чтила старость.

К людям труда относилась - неизменно - с глубоким уважением собрата; праздность, паразитизм, потребительство были органически противны ей, равно как расхлябанность, лень и пустозвонство.

Была человеком слова, человеком действий, человеком долга.

Марина Цветаева: "Возьмите...стихи - это и есть моя жизнь..."

Ведущий 9.

Как поэт и как личность М.Цветаева развивалась стремительно.

За  «Вечерним альбомам» последовали ещё два сборника стихов «Волшебный фонарь» и «Из двух книг», изданные при содействии Сергея Эфрона.

Марина Цветаева и Сергей Эфрон…Они встретились 5 мая 1911 года на пустынном коктебельском берегу. «Заглянув в его глаза и всё прочтя наперёд, Марина загадала: если он найдёт и подарит ей сердолик, то выйдет за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от её зелёных».

Обвенчались Марина Цветаева и Сергей Эфрон 27 января 1912 года. Эфрон подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована дата свадьбы и имя Марина.

Чтец 2.

 

Я с вызовом ношу его кольцо!

-Да, в Вечности – жена, не на бумаге!-

Чрезмерно узкое его лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз.

Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза – прекрасно-бесполезны!-

Под крыльями раскинутых бровей-

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,

-Всем вам, кто жил и умирал без страху!-

Такие – в роковые имена-

Слагают стансы - и идут на плаху.

 

Ведущий 10.

В стихах М.Цветаевой «ощущается стремление к сжатости, краткой и выразительной манере, где всё ясно, точно и стремительно в ритме», но вместе с тем глубоко лирично.

Сжатостью мысли и энергией чувств отмечены многие её стихи.

 

Анализ стихотворения М.Цветаевой «Молодость».

 

Скоро уж из ласточек – в колдуньи!

Молодость! Простимся накануне.

Постоим с тобою на ветру.

Смуглая моя! Утешь сестру!

Полыхни малиновою юбкой,

Молодость моя! Моя голубка

Смуглая! Разор моей души!

Молодость моя! Утешь, спляши!

Полосни лазоревою шалью,

Шалая моя! Пошалевали

Досыта с тобой! – Спляши, ошпарь!

Золотце моё – прощай, янтарь!

Неспроста руки твоей касаюсь,

Вырванная из грудных глубин –

Молодость моя! – Иди к другим!

                                                        20 ноября 1921г.

 

1). Слово учителя.

Стихотворение написано 29-летней Цветаевой, уже сложившимся, известным поэтом, человеком, пережившим и революцию, и голод, и разлуку с мужем, и смерть маленькой дочери Ирины.

В 1921г. уходят из жизни поэты цветаевского поколения: 2 августа арестован и расстрелян Н.Гумилёв, 7 августа умер А.Блок. Москва кажется ей «чудовищной».

Такой жизненный контекс создания стихотворения.

В стихотворении М.Цветаевой «Молодость» прежде всего поражает разлив страстей.

2). Выразительное чтение стихотворения.

3). Беседа по вопросам.

  • Каково первое впечатление от стихотворения?
  • Что сразу бросается в глаза? (многократность повторений-обращений, ибилие восклицательных знаков).
  • Какими художественными средствами создаётся образ молодости? (Сильные яркие эпитеты: «смуглая моя», «шалая моя», «моя голубка», «золотце моё»).
  • Какую роль играет звукопись? (ассонанс в словах «молодость моя» противопоставлен аллитерации «щ-сь-щ»).
  • Какие глаголы использованы? («полыхни», т.е. «зажгись», «полосни», т.е. «резани». Эти глаголы в повелительном наклонении придают интонации характер страстного заклинания. Делают ещё более активными цветовые пятна: малиновая юбка жжётся, лазоревая, т.е. голубого цвета, шаль напоминает стальное лезвие, которым полоснули по глазам.

       Перекликаются слова: «шаль», «шалая», «шалевым». Всё это – образы вихревого, свободного, не                                     знающего удержку, отчаянного чувства, последней страсти.).

  • Какова главная тема? (тема золотой молодости, но молодости на изломе).
  • Определите размер.(четверостишия или четыре катрена).
  • О чём говорит патетическое восклицание в конце стихотворения? (молодость уходит к другим, наступает новая эпоха жизни).

Всё творчество, вся жизнь М.Цветаевой отмечены восклицательными знаками. Предельная напряжённость, самопожертвование, распахнутость души свойственны Цветаевой.

 

Любимая страница поэта – это атмосфера душевного горения, безмерности чувств, острейших драматических конфликтов. Её стихи узнаёшь безошибочно по особому распеву, неповторимым ритмам, интонации. Они мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.

 

Звучит романс «Мне нравится, что вы больны не мной…».

 

Ведущий 11.

Цветаева была знакома со многими поэтами начала 20 века. Она восхищалась стихами Брюсова, Пастернака, Маяковского. Но её поэтическим кумиром был А.Блок. Цветаева видела его дважды, во время выступления в Москве 9 и 14 мая 1920г. Своё преклонение перед поэтом, которого она называла «сплошной совестью», Цветаева пронесла через всю свою жизнь.

 

Имя твоё – птица в руке,

Имя твоё – льдинка на языке.

Одно-единственное движение губ.

Имя – твоё – пять букв.

 

Ведущий 12.

В 1922г. М.Цветаева вместе с дочерью уезжает за границу к мужу, Сергею Эфрону, оказавшемуся в рядах белой эмиграции.

Эмиграция встретила Цветаеву как единомышленницу. Но затем изменилась. Эмигрантские журналы постепенно перестали печатать её стихи. «…Мой читатель остаётся в России, куда мои стихи…не доходят…».

Вокруг Цветаевой всё теснее смыкалась глухая стена одиночества.

Находясь 17 лет в эмиграции, Марина Цветаева постоянно думала о Родине. В 1934г. Она написала удивительное стихотворение «Тоска по Родине».

 

Тоска по Родине! Давно

Разоблачённая морока!

Мне совершенно всё равно –

Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой

Брести с кошёлкою базарной

В дом, и не знающий, что – мой,

Как госпиталь или как казарма…

 

Ведущий 13.

В 1930-х годах Цветаева испытала литературный и душевный кризис. Стихи не печатают, ссорится с дочерью Ариадной и та уходит из дома (до этого умерла дочь Ирина). Муж обвинён в убийстве советских агентов и скрывается в СССР, дочь уезжает с ним. Цветаева осталась в Париже с сыном Георгием (Муром), но в 1939г. И они вернулись в СССР. Но дочь и муж арестованы; Цветаева с сыном вынуждены скитаться; союз писателей отворачивается от неё как от матери и жене «врагов народа». В скорее она ссорится с сыном из-за тяжёлого положения и на следующий день повесилась.

Ведущий 14.

Марина Цветаева…Она оставила нам сборники лирических стихотворений,  17 поэм, стихотворные драмы, лирические эссе и философские этюды, мемуарную прозу, воспоминания и размышления.

Цветаева – поэт «предельной правды чувства». Она со всей своей «не просто сложившейся судьбой, со всей яркостью и неповторимостью самобытного дарования по праву вошла в русскую поэзию…».

Через 100 лет после её рождения её стихам настал долгожданный черёд.

Трагическая ирония судьбы Марины Цветаевой состоит в том, что невозможно постоять у её могилы – никто точно не знает, где лежит поэт на кладбище в Елабуге. Но мы слышим через её поэзию голос, ни с чем не сравнимый и в то же время родной многим – голос Марины Цветаевой.

Ведущий 15.

"Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начать? Где кончить? И можно ли вообще начинать и кончать, если то, о чём я говорю: Душа - есть всё - всюду - вечно". Марина Цветаева.

4. Итог урока.

  1. Проверка работы в тетради.

1). Годы жизни поэта?

2). Годы эмиграции?

3). С чем был связан творческий кризис?

4). Назовите основные мотивы лирики Марины Цветаевой:

  • Расставание;
  • Одиночество;
  • Непонятость;
  • Бегство;
  • Тоска.
  • Близки ли вам стихи М.Цветаевой? И чем?

5. Домашнее задание.

1). Проанализировать понравившееся стихотворение М.Цветаевой.

2). Ответить письменно на вопрос: «Какой я увидел (а) М.Цветаеву?».

 

+ самостоятельный анализ стихотворения «Бузина» (если останется время).

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Урок по Цветаевой.rtf 47.92 KB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн