Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Изготовление панно «Букет роз» в лоскутной пластике»

    Выберите действие:

Данные об авторе
Автор(ы): 
Окорокова Марина Фёдоровна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №2, учитель технологии
Регион: 
Ставропольский край
Характеристики урока (занятия)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Технология
Цель урока: 
• ознакомление с технологиями лоскутной пластики, • обучение приемам изготовления цветов из лоскута, • развитие познавательной активности и самостоятельности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, • развитие образного мышления, художественного вкуса, • совершенствование навыков культуры труда, самоконтроля.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 
12
Используемая методическая литература: 

 

1.      Костикова И.Ю, Школа лоскутной техники, М., Культура и традиции, 1998
2.      Школа и производство, №1-144 1998, №3-12 1999
Используемое оборудование: 

 

  • Компьютерная презентация.
  • Раздаточный материал для каждой группы (шаблоны, инструкционные карты).
  • Ножницы.
  • Иголки, нитки.
Используемые ЦОР: 

 

1.      Электронное пособие диск «Технология»
Краткое описание: 
Изготовление цветов из лоскута не представляет большой сложности и не требует много времени. Роза, цветок, который наиболее прост в изготовлении и используется в качестве украшения для одежды, предметов интерьера. Учащиеся учатся составлять композицию изделия, правильно подбирать материалы. Это способствует развитию творческой инициативы детей, формированию художественного вкуса.

 

Урок технологии в 9 классе
«Изготовление панно «Букет роз» в лоскутной пластике»
Учитель Окорокова Марина Федоровна
 
Цели:
Образовательные:
  • ознакомить с технологиями лоскутной пластики,
  • обучить приемам изготовления цветов из лоскута
Развивающие:
·         развитие познавательной активности и самостоятельности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации,
·         формирование устойчивого интереса к предмету,
  • развитие образного мышления, художественного вкуса,
  • совершенствовать навыки культуры труда, самоконтроля
  • развивать самостоятельность.
Воспитательные:
  • содействовать развитию вкуса у учащихся,
  •  рациональное использование рабочего времени,
  • воспитание аккуратности, желания создавать эстетичные изделия.
Задача: самостоятельная деятельность учащихся в группах по приобретению и закреплению знаний и умений.
Оборудование
  • Компьютерная презентация. Презентация
  • Раздаточный материал для каждой группы (шаблоны, инструкционные карты).
  • Ножницы.
  • Иголки, нитки.
Тип урока: приобретение новых знаний, их закрепление и применение; формирование умений
Формы работы: фронтальная, групповая.
Структура урока:
1.     Организационный момент
2.     Формирование новых знаний (просмотр слайдов)
3.     Практическая работа
4.     Контроль и рефлексия
5.     Подведение итогов урока.
6.     Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент
  • Проверка готовности к уроку.
  • Отметка отсутствующих.
  • Постановка цели урока.
2. Формирование новых знаний
Просмотр презентации “Лоскутная пластика ”.    Приложение1                          
Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в.
Ткань - материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций. Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков: ведь недаром шитье из лоскута называют также "лоскутной мозаикой".
 В Государственном Русском музее хранятся изделия, в которых отражены все основные узоры, применяемые в лоскутном шитье, в коллекциях Российского этнографического музея хранится немало изделий, отделанных лоскутной аппликацией, необыкновенные стеганые одеяла XVIII века хранятся и в Историческом музее в Москве.
Просмотр фильма, посвященного работе с лоскутом. [4]
 Картинки из лоскутков
n      Все, к чему прикасается рука талантливого человека, начинает светиться, обретает вдруг новый, неизвестный доселе смысл и красоту.
n      Но что, казалось бы, можно придумать, для бросовых, никому не нужных лоскутков?
n      А, оказывается из них можно сложить своеобразную сказочную картину российской жизни. Аппликации быстро нашиваются и всегда являются хорошим украшением.
Материалы для лоскутного шитья 
·        Для шитья из лоскутов используются различные ткани: хлопок, лён, шерсть, шелк, трикотаж. Нередко это лоскуты, оставшиеся после изготовления одежды или старые вещи.
·        Наилучшим материалом для изделий из лоскутов считается хлопок. (меньше деформируется, хорошо утюжится, при ручной стежке сквозь него легко проходит иголка)
·        В аппликациях и игрушках используют также тесьму, ленты, шнуры, кусочки меха и кожи, шерстяную пряжу, пуговицы.
·        Перед раскроем лоскуты необходимо декатировать (увлажнить и проутюжить), подкрахмалить.
Подбор тканей по рисунку  
Рисунки на ткани бывают разные: геометрические, растительные, тематические, смешанные, абстрактные, с изображением фигур людей, животных.
Применение лоскутного декора
Лоскутная техника заключается в сшивании лоскутков тканей разных по расцветке и фактуре и позволяет изготовить очень изящные декоративные одеяла, подушки, коврики, кухонные прихватки, одежду и многое другое. Можно создать предметы интерьера, например панно, покрывала или наволочек.
Способы складывания лоскутика в виде уголка  
Изготовление и применение шаблонов
Шаблоны следует делать из мягкого картона перед началом работы. Они должны быть очень точными, ибо это выкройки, на основании которых будет составлен избранный рисунок. Даже маленькая ошибка приведет к большим ошибкам и исказит рисунок.
Сегодня мы научимся делать розу из лоскутов и выполним панно «Букет роз»
Цветы - украшение нашей планеты. Они любимы всеми и никогда не выходят из моды. Цветы, как верные друзья, всегда были рядом с женщиной и подчёркивали её красоту, индивидуальность.
Со временем люди нашли способ продлевать их короткий век. Так появились искусственные цветы.
«Мы обыкновенно любим то
, что на нас походит, а потому и цветы – это изображение красоты, нежности и грации, должны нравиться красавицам». Видимо так думали древние египтяне, изготовляя в 3-м тысячелетии до н.э., первые искусственные цветы из папируса. Искусство изготовления цветов совершенствовалось в Древнем Риме и в Древней Греции. В эпоху средневековья искусственными цветами украшались испанские и итальянские монастыри. С началом эпохи Возрождения, возвратившей человеку жизнелюбие, цветы все больше и больше входят в повседневный быт. 17 век называют «золотым веком» живых цветов. Искусственные цветы через столетья вновь и вновь как светское украшение, завоевывают мир европейской моды.
3.Практическая работа
Предлагаю организовать работу в двух группах. Вы будете исполнять роли художников-оформителей, и флористов. Каждая группа получает задание и инструкции.Приложение3                                                                                                                   Приложение4,  Приложение5 
ü      Учащиеся, входящие в состав группы художников-оформителей, должны подготовить основу для панно, подобрать фон для букета, изготовить вазу для букета, листочки цветов и расположить все подготовленные элементы панно на основе, закрепить их.
ü      Группе флористов предлагается изготовить цветы для панно.
При выполнении работы необходимо соблюдать правила безопасной работы с ножницами, иголками, с электроутюгом. Приложение 2
Показ и объяснение учителем приемам изготовления цветов из ткани.
Самостоятельная коллективная работа учащихся в группах. 
4.Контроль и рефлексия
Учитель определяет личный вклад каждого участника в выполнение задания (активное участие или пассивная позиция).
1. Какие ткани лучше всего использовать для лоскутного шитья? Какими свойствами они должны обладать?
2.Что нужно сделать с тканью перед раскроем?
3. Какие ещё материалы используются для декора изделий из лоскута?
5. Подведение итогов урока
Выставление оценок за работу учащихся.
 
Используемая литература
1.      Костикова И.Ю, Школа лоскутной техники, М., Культура и традиции, 1998
2.      Школа и производство, №1-144 1998, №3-12 1999
3.       www.makosh.ru, 2008 г
4.      Электронное пособие диск «Технология»
 
Приложение2
ИНСТРУКЦИЯ
По охране труда при работе с электрическим утюгом.
1. Общие требования безопасности.
1.1 К работе с электрическим утюгом под руководством учителя допускаются учащиеся с 5 –го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющих противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2. Обучающиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
1.3. При работе с электрическим утюгом возможно воздействие на работающих следующих опасных факторов:
- ожоги рук при касании нагретых металлических частей утюга или паром при обильном смачивании ткани
.-возникновение пожара при оставлении включенного в сеть электрического утюга без присмотра.
-поражение электрическим током.
1.4. При работе с электрическим утюгом должна использоваться следующая спецодежда: халат хлопчатобумажный или фартуки, косынка , а также   используется диэлектрический коврик.
1.5. В помещении для глажения должна быть медаптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.
1.6. Обучающиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.
1.7. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю, который сообщает об этом администрации школы.
1.8. . В процессе работы соблюдать правила ношения спецодежды, пользования индивидуальными и коллективными средствами защиты, соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
1.9 Обучающиеся, допустившие невыполнения или нарушения инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми обучающимися проводиться внеплановый инструктаж по охране труда.
2. Требования безопасности перед началом работы.
2.1. Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку;
2.2.Проверить исправность вилки и изоляции шнура утюга;
2.3. Подготовить рабочее место к работе, убрать все лишнее;
2.4. Убедиться в наличии термостойкой подставки для утюга и в наличии диэлектрического коврика на полу около места для глажения.
3. Требования безопасности во время работы.
3.1. Перед включением электрического утюга в сеть встать на диэлектрический коврик;
3.2. Включать и выключать утюг в сеть только сухими руками;
3.3. При кратковременных перерывах в работе утюг ставить на термоизоляционную подставку;
3.4. При работе следить за тем, чтобы во время работы горячая подошва не касалась электрического шнура;
3.5. Во избежание ожога рук не касаться горячих металлических частей утюга и не смачивать обильно материал водой;
3.6. Не оставлять утюг без присмотра;
3.7. Следить за нормальной работой утюга, не давать ему перегреваться.
4. Требования безопасности в аварийных случаях.
4.1. При появлении неисправности в работе электрического утюга, появления искрения и т. д., немедленно отключить утюг от электросети и сообщить об этом учителю;
4.2. При возникновении пожара немедленно отключить утюг и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения;
4.3. При получении травмы оказать первую медицинскую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации школы.
4.4. При поражении электрическим током оказать пострадавшему первую помощь, при отсутствии у пострадавшего дыхания и пульса сделать ему искусственное дыхание или прямой массаж сердца для восстановления дыхания и пульса и отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
5. Требования безопасности по окончании работы.
5.1.Отключить электрический утюг от сети. При отключении не дергать за шнур, а только за вилку.
5.2.Привести в порядок рабочее место.
5.3.Провести влажную уборку и проветривание помещения.
5.4. Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.
 
 
ИНСТРУКЦИЯ
По охране труда при работе с тканью.
1. Общие требования безопасности.
1.1. К самостоятельной работе с тканью допускаются лица не моложе 16 лет, прошедшие соответствующие подготовку, инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
К работе с тканью под руководством учителя допускаются учащиеся с 1 –го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющих противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2. Обучающиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
1.3. При работе с тканью возможно воздействие на работающих следующих опасных факторов:
- уколы пальцев рук иголками и булавками при работе без наперстков;
- травмирование рук при неаккуратном обращении с ножницами, при работе на швейной машине;
-поражение электрическим током при работе на электрической швейной машине.
1.4. При работе с тканью должна использоваться следующая спецодежда: халат хлопчатобумажный или фартуки, косынка. При работе на электрической швейной машине используется диэлектрический коврик.
1.5. В помещении для работы с тканью должна быть медаптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.
1.6. Обучающиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.
1.7. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю, который сообщает об этом администрации школы.
1.8. . В процессе работы соблюдать правила ношения спецодежды, пользования индивидуальными и коллективными средствами защиты, соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
1.9. Обучающиеся, допустившие невыполнения или нарушения инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми обучающимися проводиться внеплановый инструктаж по охране труда.
2. Требования безопасности перед началом работы.
2.1. Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку;
2.2.Проверить отсутствие ржавых булавок и иголок;
2.3. Подготовить рабочее место к работе, убрать все лишнее;
2.4. Убедиться в наличии и исправности защитного заземления корпуса электрической швейной машины, в наличии диэлектрического коврика на полу около машины.
3. Требования безопасности во время работы.
3.1. Хранить иголки и булавки в определенном месте, не оставлять их на рабочем месте.
3.2. Не пользовать при работе ржавыми иголками и булавками, не в коем случае не брать иголки и булавки в рот.
3.3. Шить иголками только с наперстком.
3.4. Выкройки к ткани прикрепить острыми концами булавок в направлении от себя.
3.5. Ножницы хранить в определенном месте, класть их сомкнутыми острыми концами от себя, передавать друг другу ручками вперед.
3.6. Не накланяться близко к движущимся частям швейной машины.
3.7. Не держать пальцы рук около лапки швейной машины во избежание прокола их иглой.
3.8. Перед стачиванием изделия на швейной машине убедиться в отсутствии булавок и иголок на линии шва.
3.9. Не откусывать нитки зубами, а отрезать их ножницами.
4. Требования безопасности в аварийных случаях.
4.1. При появлении неисправности в работе швейной машины прекратить работу, отпустить педаль пуска электрической машины, сообщить об этом учителю. Работу производить только после устранения неисправности.
4.2. В случае поломки швейной иглы или булавки, обломки их не бросать на пол, а убирать в урну.
4.3. При получении травмы оказать первую медицинскую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации школы.
4.4. При поражении электрическим током оказать пострадавшему первую помощь, при отсутствии у пострадавшего дыхания и пульса сделать ему искусственное дыхание или прямой массаж сердца для восстановления дыхания и пульса и отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
5. Требования безопасности по окончании работы.
5.1.Отключить электрическую машину от сети.
5.2. Проверить наличие рабочего инструмента и привести в порядок рабочее место.
5.3.Провести влажную уборку и проветривание помещения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение 3
Технологическая карта изготовления основы для панно
 

№п/п
Последовательность изготовления
Эскиз
Инструменты и приспособления
1
Подобрать ткань для фона панно, вазы.
 
 
2
Выкроить из ткани белого цвета по шаблону вазу
 
 
Ножницы, карандаш,
3
На ткани черного цвета разметить по контуру основы фон для панно
 
 
Ножницы, мел
4
Выкроить из ткани черного цвета   фон для панно
 
 
Ножницы
5
Закрепить ткань в рамку
 
 
 

 
 
 
 
Приложение 4
Технологическая карта изготовления розы
 

№п/п
Последовательность изготовления
Эскиз
Инструменты и приспособления
1
Подобрать ткань, выкроить по шаблонам детали розы (квадраты со стороной 6,8,10см)
2 дет                2дет           3дет
 
Ножницы, карандаш, линейка
2
Заготовки перегнуть по диагонали, проложить машинную строчку (длина стежка 4 мм), скруглив угол
 
 
 
Ножницы, швейная машина
3
Выполнить сборку лепестков, потянув за конец нити. Концы нитей завязать, отрезать
 
 
Ножницы
4
Начать сборку цветка с меньших лепестков, придав им форму бутона, закрепить у основания стежками
 
 
Ножницы, нитки, иголка
5
Вложить бутон внутрь следующего лепестка, закрепить у основания несколькими стежками. Остальные лепестки расположить вокруг, закрепить у основания
 
Ножницы, нитки, иголка

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение 5
 
Технологическая карта изготовления листочков для розы
 

№п/п
Последовательность изготовления
Эскиз
Инструменты и приспособления
1
Подобрать ткань для листочков. Выкроить из ткани зеленого цвета по шаблонам детали для листочков (стороны квадрата 10 см)
3дет
 
Ножницы, карандаш,
2
Для изготовления листиков квадрат из зеленой ткани перегнуть по диагонали дважды
 
 
 
3
Заложить две встречные складки и закрепить.
 
 
 
Ножницы, нитки, иголка

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 


»  Tags for document:

На: «Изготовление панно «Букет роз» в лоскутной пластике»


Всё составляющее материала можно назвать необходимым и достаточным.