Официальный сайт interaktiveboard 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Суффикс – значимая часть слова

Submitted by Галина Ивановна Волкова on Fri, 17/02/2012 - 13:51
Данные об авторе
Автор(ы): 
Волкова Галина Ивановна
Место работы, должность: 
МБОУ СОШ №2 города Семёнова учитель русского языка и литературы
Регион: 
Нижегородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Родной язык
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

Расширить представление учащихся о суффиксе, познакомить сословообразующей ролью суффиксов

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Краткое описание: 
Урок-путешествие по теме "Суффикс - значимая часть слова"

 

Суффикс  –  значимая   часть   слова

(Урок- путешествие)

 

Ход урока

 

Ι. Проверка полученных знаний на предыдущих уроках.

 

1. Мы продолжаем наше путешествие по стране Морфемика.

 

- Вспомним, какие населённые пункты находятся в стране Морфемика? (Части слова, перечисляются)

- Какие населённые пункты мы с вами посетили и каких жителей там встретили? (деревню окончаний, город корней)

- Расскажите о каждой из этих морфем. (Ответы учащихся)

 

2. Игра «Четвёртый лишний»

 

Водник – водяной – водитель – водоворот

Морской – мореплаватель – заморский – уморился

 

В "Толковом словаре русского языка" Н.Д.Ушакова находим

УМОРИ'ТЬСЯ, рюсь, ришься, сов. (разг). Крайне устать, измучиться. Уморился за день.

 

ΙΙ. 1. Создание проблемной ситуации через побуждающий диалог (столкнуть мнения учащихся практическим заданием), открытие темы урока.

ОНОК  НИК  ТЕЛЬ  ИН  ИСТ  ОЧК  ЁНОК  ЧИК

- Что это за слова?

(Это не слова, потому что ничего не понятно. Это части слова, суффиксы)

- Вы хотите больше узнать о суффиксах?

- Как можно сформулировать тему урока?

(Суффиксы и их значения.)

-Запишите тему урока в тетради (Учитель пишет тему на доске) . Сегодня на уроке мы посетим в стране Морфемика  посёлок суффиксов, поработаем над частью слова, которая   служит для образования новых слов.

 

2. Суффиксов в русском языке много:

Записаны  слова: если я покажу на  слово, в котором нет  суффикса, то вы топаете. Если в  слове  есть  суффикс  – хлопаете в ладоши.

гора – горка                           

полюшко – поле                  

посёлок – село                    

мяч – мячик                          

 

3. Каждый  суффикс  вносит свое значение в  слова.

Для чего же служат  суффиксы?

(Суффиксы  служат для образования новых  слов)

 «Смыслиночки» суффиксов

Суффиксы из одних слов делают другие. Из слова УЧИТЬ суффиксы могут сделать и УЧИТЕЛЯ, и УЧЕНИКА, И УЧИЛИЩЕ, и УЧЕНИЕ.

 

А бывают суффиксы-«дразнилки». Например, если вас обзовут словом, которое оканчивается на -ЮГА, вы рассердитесь и скажете, что вы не жадюга, не хитрюга и не зверюга.

 

4. Как видите, жителей в посёлке Суффиксов много и все они интересные. А теперь вместе будем узнавать их ближе.

Суффиксы со значением “принадлежность животному”. (Значения суффиксов записываются в тетрадь.)

- Образуйте прилагательные от существительных при помощи суффиксов -ов, -ин от слов

Утка – утиный

Петух – петушиный

Лошадь – лошадиный

Енот – енотовый,

Ёж – ежовый.

Голубь - голубиный

 

5. С каким значением суффиксов вам предлагают познакомиться составители учебника в упр 390 на стр.162.(Суффиксы, обозначающие людей по роду занятий, профессии – –тель. – чик, -ист, -ник)

Выполнение упражнения. Суффиксы выделяются.

Гитара – гитарист

Пианино – пианист

Виолончель – виолончелист

Переплетает – переплётчик

Грузит – грузчик

Охотится – охотник

Физкультминутка

Мы писали и устали,

Все мы дружно тихо встали,

Ножками потопали: раз, два, три.

Ручками похлопали: раз, два, три.

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнём

И опять писать начнём.

Ручки выше, шире плечи,

Раз, два, три, дыши ровней,

От зарядки станешь крепче,

Станешь крепче и сильней.

 

6. Есть суффиксы, обозначающие действие, процесс. Познакомьтесь с малоупотребительным -б. Он имеет свои трудности: озвончает глухие согласные, стоящие перед ним: молотить – молотьба.

- Образуйте слова с суффиксом -б- от слов

Ходить – ходьба

Косить – косьба

Резать – резьба

 

7.Суффиксы могут придавать словам самые разные смысловые оттенки. Например, показывать, большой предмет или маленький, симпатичный или неприятный. Маленьким, симпатичным существам дают названия с суффиксами -ат(а), -ят(а). ЗАЙЧАТА, КОТЯТА, ТИГРЯТА. Больших, грозных называют ЗАЙЧИЩЕ, КОТИЩЕ, ТИГРИЩЕ

 

8.Суффиксы, имеющие уменьшительно-ласкательное значение. Выполнение упр.397 (по строчкам).

 

ΙΙΙ. Время позднее. Пора отдыхать.

- Что нового мы узнали, путешествуя по стране Морфология?

(Есть посёлок Суффиксов. Суффикс  – это  часть   слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых  слов.  Суффиксов  в русском языке много: -к, -ник, -ов, -ев, -чик, -щик и т.д.  Суффикс  обозначается значком ^)

В посёлке так интересно, что я предлагаю остаться, заночевать в гостинице, а на следующем уроке продолжить знакомство с другими жителями. В качестве благодарности за радушный приём поработаем над словами с уменьшительно- ласкательными суффиксами, выполните домашнее задание: повторить значение суффиксов по записям в тетради, упр. 399


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн