Официальный сайт pharma-24 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Основные положения молекулярно-кинетической теории.

Фото пользователя Наталия Базалей
Submitted by Наталия Базалей on пн, 20/02/2012 - 20:51
Данные об авторе
Автор(ы): 
Базалей Н.Д.
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №3, г. Воскресенск, учитель физики
Регион: 
Московская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Физика
Цель урока: 

Учащиеся должны обобщить знания по вопросу строения вещества и усвоить основные положения теории на уровне понимания.

Краткое описание: 
Основные положения молекулярно-кинетической теории.

Основные положения молекулярно-кинетической тео­рии.

Цель урока.Учащиеся должны обобщить знания по вопросу строения вещества и усвоить основные положения теории на уровне понимания.

Задачи урока.

Образовательные:

—   сформулировать основные положения теории о дискретно­сти вещества и хаотичности движения частиц; раскрыть факты, подтверждающие эти положения при теоретическом обобщении;

—   познакомить с термодинамическим и молекулярно-кинетическим методами изучения свойств явлений.

Воспитательные:

—   познакомить учащихся с эмпирическим и теоретическим уровнями познания научных фактов и закономерностей.

Развития мышления:

—   продолжить формирование умений обобщать явления по разным признакам.

Ход урока

I. Выявление имеющихся знаний.

Учитель в беседе с учащимися выявляет их знания об основных характерных чертах механи­ческой формы движения материи: абстрагирова­ние размеров и свойств движущихся тел;обоб­щение явлений на основе проявления только внешних признаков и представленияо тепловой форме движения материи; знания учащихсяо строении вещества и характере движения атомов и молекул; опыты, на основе которых получены эти знания; связь строения вещества с измене­нием температуры тела.

Подчеркивает значимость изучаемого теплово­го движения для науки в разработке основ теп­лотехники, создании материалов с заранее задан­ными свойствами, во влиянии на характер про­текания многих явлений в жизни.

Подводит итоги беседы. Атомистические пред­ставления о строении вещества были известны еще древним грекам. Они получены на основе наблюдения явлений и опытных фактов. Эти выводы являлись результатом описания фактов без объяснения причин их протекания и пред­ставляли гипотезу. Такой способ изучения явле­ний называют эмпирическим Выводы (положения), которые формулируются с учетом выявления причин, объясняющих изучае­мые явления на основе количественного описа­ния, представляют обобщение их на более высо­ком (теоретическом) уровне.

Приступая к изучению новой формы движе­ния материи (тепловой), учитель указывает уча­щимся на те вопросы, которые предстоит рас­смотреть: качественное отличие теплового движе­ния от механического; методы исследования теп­лового движения и теоретические основы. MKTкак основной теории, которая описывает тепло­вые явления; научные эксперименты, лежащие в основании теории.

Учитель и учащиеся фиксируют тему урока — основные положения MKT: вещество состоит из частиц; эти частицы беспорядочно движутсячастицы взаимодействуют друг с другом

II. Изучение нового материала.

Учитель раскрывает объект изучения молеку­лярной физики и вводит модель изучаемых объек­тов — макроскопическое тело.

Учащиеся выделяют основные положения о строении вещества, известные им: вещества со­стоят из мельчайших частиц (атомов, ионов, мо­лекул); частицы в веществе находятся в непре­кращающемся хаотическом движении. Учитель де­монстрирует опыт — свободная диффузия газов — и механическую модель броуновского движения.

Учитель рассказывает о значении работ А. Эйн­штейна и М. Смолуховского в развитии теории MKT; объясняет причины броуновского движе­ния и теоретически его обосновывает.

Дает описание опытов Перрена и следующие выводы: движение броуновских частиц вызыва­ется ударами молекул вещества, в которых эти частицы взвешены; броуновское движение непре­рывно и беспорядочно, оно зависит от свойств вещества; движение броуновских частиц позво­ляет утверждать о движении молекул среды, где эти частицы находятся; броуновское движение показывает существование молекул, их движе­ние, а также непрерывный и хаотический харак­тер этого движения. (Выводы фиксируются).

Учитель подчеркивает возможности современ­ной науки и техники в подтверждении механиз­ма броуновского движения через самостоятельную работу уче­ников.

Отмечает значение разнообразных эксперимен­тальных работ для становления теории MKTв решении проблемы строения вещества.

III. Обобщение материала о тепловых явлениях.

Учитель знакомит учащихся с методами опи­сания теплового движения и поясняет, что экспе­рименты, поставленные учеными, и выводы, по­лученные на их основе, позволяют по-разному описывать тепловые явления со стороны измене­ния внешних параметров (термодинамический метод изучения тепловых явлений) и с позиций строения вещества (статистический метод изуче­ния тепловых явлений).

Уточняет понятие «тепловые явления».

Указывает на основные характеристики опи­сания тепловых явлений.

Вводит понятие молекулярно-кинетической теории.

Учитель проверяет усвоение знаний в знако­мой ситуации. Демонстрируются видеофрагменты с диска «Физика в школе»: «Броуновское движение», «Молекулы и силы их взаимодействия».

Вопросы учащимся:

- Какие положения подтверждают явления, рассмотренные в фильме?

- Можно лина основе наблюденияза явлениями сформулиро­вать основные теоретические положения?

- Что ис­пользовано в фильме для доказательства основ­ных положений MKT?

- Правильно ли утверждение о том, что «Броуновское движение есть тепловое движение молекул»?

- Почему было необходимо для обоснования теоретических положений MKTобъяснять зависимость движения броуновской частицы от ее размеров?

- Каким методам позна­ния в науке соответствуют термодинамический и статистический методы описания явлений?

IV. Домашнее задание.

§§55-56.


Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн