Вы не зарегистрированы

Авторизация



Обобщающие слова при однородных членах предложения

Размещено: Елена Ивановна Гвоздикова - чт, 23/02/2012 - 20:17
Данные об авторе
Автор(ы): 
Гвоздикова Елена Ивановна
Место работы, должность: 
МБОУ СОШ №97 с полным днём пребывания детей
Регион: 
Республика Удмуртия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Тьютор
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

Познакомить с грамматическими признаками обощающих слов. Научить находить обобщающие слова в предложениях, соотносить их с однородными членами и правильно делать выбор в постановке пунктуационного знака.  

Развивать умение составлять схемы предложений с однородными членами.

Воспитывать интерес к самостоятельной работе с электронными образовательными ресурсами.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемые учебники и учебные пособия: 

М.М. Разумовская. Русский язык. 8 класс

Используемая методическая литература: 

Русский язык. 8 класс. Методические рекомендации .

Уроки русского языка в 8 классе: поурочные планы (по программе М.М. Разумовской). Финтисова О.А.

Используемое оборудование: 

Компьютеры, доска SmartBoard

1. Программа Microsoft Power Point.( 2003-2007)

2. Браузер (Internet Explorer, Firefox,  Chrome)
3. Adobe Flash Player 

4. ЭОР для интерактивной доски

5. Раздаточный материал для учащихся (листы с заданиями)

Используемые ЦОР: 

1. Интерактивная таблица "Обобщающие слова при однородных членах предложения"

2. Тест "Знаки препинания при обощающем слове и однородных членах"

3. Тест "Обощающие слова при однородных членах"

Краткое описание: 
На уроке ученики знакомятся с грамматическими признаками обобщающих слов, с постановкой знаков препинания при однородных членах предложения с обобщающим словом, решают пунктуационные задачи, работают с интерактивной таблицей и выполняют интреактивные тесты. В конце урока проводится рефлексия.

Сегодня вы научитесь находить в предложениях обобщающие слова, соотносить их с однородными членами и правильно делать выбор в постановке пунктуационного знака.

 
     Вспомните!
 
     - Что такое обобщающее слово? 

     - Когда при слове есть однородные члены, которые представляют перечень предметов, обобщенные этим словом, оно называется обобщенным.
      
  
     А теперь шаг за шагом мы с вами на примерах попробуем разобраться в сказанном выше. Итогом нашей работы будет самостоятельная работа. 
    
     Задание 1. Найдите в предложениях обобщающие слова, которые дают одно более общее наименование всем однородным членам.     
                                                             
     Все в тающей дымке: холмы, перелески.
     В саду, в доме – всюду стояла тишина.
     Все вокруг хаты: подсолнухи, акация и сухая трава – было покрыто шершавой тканью. 

     Вывод. Обобщающие слова – это одно более общее наименование всем однородным членам.
    
     Задание 2. Докажем, что обобщающее слово может быть любым членом предложения. Запишите данные предложения, найдите обобщающие слова и подчеркните их как член предложения. Внимание! Обобщающее слово и однородные члены, являются одним членом предложения.
     На траве, на былинках, на соломинках – всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин.
     От дома, то деревьев, от голубятни – ото всего побежали длинные тени.
     Ни один след: ни лыжный, ни пеший, ни человеческий – не пересекал лыжную тропу.
     Все: поля, небо, кусты, морозный туман – окрасились розовым цветом.

     Вывод. Обобщающие слова бывают разными членами предложения.
    
     Задание 3. Следующий грамматический признак, который нам придется доказать, это возможность обобщающего слова быть выраженным любой частью речи, словосочетанием, фразеологизмом и предложением. В данных предложениях определите, чем выражено обобщающее слово.
    
     Ни столба, ни стога, ни забора – ничего не видно.
     Три вещи нельзя скрыть: огонь, любовь и кашель.
     Вокруг не было видно ни души: ни человека, ни лошади, ни птицы, ни машины.
     Стихи я люблю читать всякие, какие только попадались мне в руки: и те, которые хорошо понимал, и те где было много неясного.

      Вывод. Обобщающие слова могут быть выражены любой частью речи.
    
    Задание 4. Мы дошли до самого сложного шага: знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом. Рассмотрите схемы и запишите их в лингвистическую тетрадь (Раздел "Синтаксис").
 
    
     Попробуйте устно рассказать о постановке знаков препинания.
 
 
    
      Решите несколько пунктуационных задач. Расставьте в предложениях знаки препинания.

     Сад степь двор все было в холодной тени.
     Со всех сторон из-за заборов из калиток изо всех углов посыпались выстрелы.
     Каждый звук шорох птицы полет упавшего листа кажется громким заставляет вздрагивать.
     Мне казалось что все это и певучие крики разносчиков и заводские гудки и торопливые свистки паровозов на ветке имеет какое-то отношение к моему приезду.
    
     В данное правило надо внести еще одно значительное дополнение. После обобщающих слов могут стоять вводные слова (словом, одним словом…), уточняющие слова (как-то, а именно например…). ЗАПОМНИТЕ, что в этом случае перед ними ставится запятая, а перед однородными членами, как всегда, двоеточие.
 
     Пример:
     В парке были представлены различные виды хвойных деревьев, как-то: сосна, ель, пихта.
    
     А в этом предложении сами поставьте знаки препинания.
     Другие факты, а именно: ветры, разность температуры днем и ночью, летом и зимою, морские бризы и прочее – играют второстепенную роль.
     Обратите внимание  на интонацию, с которой произносятся предложения с обобщающими словами. Прочитайте предложение.
     Солнце всем светит одинаково: и человеку, и зверю, и дереву.
    
    Вы, наверно, обратили внимание, что  обобщающее слово произносится с логическим ударением и интонацией предупреждения. Однородные члены предложения читаются пониженным тоном с перечислительной интонацией.
    
     Прочитайте следующее предложение. 
     Северная зима, ковры снега, треск огня в печах и свет зимней ночи – все это располагает к сказке.
     
     В данном случае перечисление однородных членов заканчивается повышением тона на последнем из них, далее следует пауза. Обобщающее слово произносится со значительным усилением голоса, с интонацией пояснения, итога.
 
      Выполните тест.
 
      Задание 1.
 
      Задание 2.
 
     
 
      Домашнее задание. Знать теорию, упр. №183.
 
     Р.S. Вопросы по уроку можно задавать в чате. 

»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

На: Обобщающие слова при однородных членах предложения


Уважаемая Елена Ивановна, мне очень понравился ваш урок. Вы в начале занятия предъявляете учащимся информацию, в которой им придется разобраться, тем самым  приглашаете их погрузиться в исследование, и шаг за шагом под вашим руководством они решают поставленные задачи. Такие уроки ребятам всегда нравятся. Урок четко выстроен, в конце занятия учащиеся отчитываются  за свои знания. Очень нравится, как вы ребятам предъявляете задания, строго, по-научному: "Решите несколько пунктуационных задач". Конечно, хочется отметить использование  на уроке ЦОРов, что повышает интерес учащихся к предмету и изучаемому материалу. Спасибо.



Поиск

Loading