Официальный сайт pepsilight 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Конкурс для педагогов «Использование научно-популярной литературы в современной школе»

Выберите действие:

                                                       И взрослым и ребёнку нужна головоломка

или

Как использовать научно-популярную литературу в современной школе

 

Воропаева Лилия Алексеевна

Педагог дополнительного образования

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Районный дом детского творчества

Камчатский край, село Мильково

 

 

При изучении любого предмета важное место может занять работа с дополнительной литературой.Тем более, что книг сейчас выпускается много. На отличной бумаге. С красочными картинками. Толстые. Тонкие. На любой вкус.  

            Но … «Гарри начал читать «Теорию защитной магии с пятой страницы. Это было неимоверно скучно. … Гарри пытался сосредоточиться, но ничего не получалось. Вскоре он обнаружил, что вот уже который раз принимается за одну и ту же фразу, но не может продвинуться дальше первых пяти-шести слов…»

                                                                                            Дж. К.Ролинг.

                                                            Гарри Поттер и Орден Феникса. – М. «Росмэн», 2004, стр. 237

 

            Это классическая картинка «мучений» многих наших детей при чтении книг. Интерес к чтению отбивается начисто. Читающих детей становится всё меньше. В лучшем случае, они просмотрят картинки. А ведь так хочется, чтобы они книгу прочитали, чтобы  встреча с книгой доставляла удовольствие. Это расширит кругозор, даст хорошую пищу для ума, приучит детей к содержательному полезному времяпровождению! Но как нацелить учащихся на работу с этими материалами? Как избежать подобных «мучений»? Как найти формы работы, которые сформируют у учащихся необходимый познавательный интерес, заставят их обратиться к научно-популярной литературе, осмысленно и целенаправленно с ней поработать? И не только на  уроках, но и вне уроков.

 

Мне хочется обратить внимание на один способ работы с научно-популярной литературой, который, на мой взгляд,  отлично помогает решить эти задачи, но используется пока  недостаточно. А ведь этот способ не надо долго искать. Он известен, его надо просто приспособить к имеющемуся материалу. Это изготовление различных интеллектуальных игр: ребусов, головоломок, шарад, кроссвордов, викторин, тестов, практикумов и т. п.  Такое занятие  позволяет убить сразу двух зайцев: и материал изучать, и развивать интеллект.  Поскольку это самостоятельная работа учащихся, то, значит, она – как и любая активная форма работы – более результативная. Такую работу можно организовать на любых уроках/занятиях по любым предметам. И работать в этом направлении не эпизодически, а систематически.

            Ребята с удовольствием работают таким образом. Ведь игра – это для них жизнь. Работу с играми можно организовать и на уроке/занятии, и дать на дом, и использовать во внеклассной работе. Работать можно и коллективно, и группой, и индивидуально. Игры можно давать в качестве задания. Найдутся учащиеся, которые сами могут поработать над составлением подобных игр. Надо только обеспечить соответствие содержания материала возрастным и познавательным возможностям учеников.  Материал нужно брать типичный и яркий. И дать возможность выбора формы. Огромное количество видов головоломок позволит каждому ученику найти себе дело по душе. К работе нужно сделать вариант с ответами. Составление работ и готовые работы можно использовать на занятиях/уроках в ходе изучения темы, и как проверочные работы по теме. Их можно использовать и во внеурочной работе.

Книги детям будут нужны, чтобы составить свою или решить составленную кем-то головоломку.

 

            Методов организации подобной работы очень много. Приведу несколько примеров на материале нескольких тем, которые я изучаю с детьми по своей авторской Программе «Духовная культура человечества».

  1. Учитель сам составляет головоломку (любого типа) и даёт её детям на уроке/занятии или в качестве домашнего задания.

Так, например, при изучении темы «Средневековые мифы» нужно познакомиться с их героями. Предварительно  учитель готовит головоломку «Герои средневековых мифов и легенд». Чтобы решить головоломку, нужно прочитать книгу Муравьёвой Т.В. «100 великих мифов и легенд». Естественно, можно использовать и другие книги с изложением средневековых мифов и легенд.  (См. Приложение 1). Задание  – прочитать книгу –  даётся заранее, а головоломка вывешивается на стенде и раздаётся детям. В неё можно вписывать имена постепенно.  Эту головоломку можно использовать и при повторении материала. В этом случае листы с головоломкой раздаются всем на занятии или на уроке.

Таким же образом можно организовать знакомство с шедеврами российской живописи XIX века.  Чтобы можно было организовать интересную поисковую работу по книге, заранее готовится викторина «Найди картину по детали».  Причём половина репродукций помещена на листе с задачей, а половина – нет. Чтобы ответить на вопросы викторины «Найди картину по детали», нужно поработать с книгой «Шедевры русской живописи (Энциклопедия мирового искусства)» Можно использовать и другие книги, в которых содержатся репродукции картин художников XIX века. (См. Приложение 2)

  1. Головоломки могут составлять и сами дети. Они могут составлять разнообразные и весьма сложные головоломки.

Так, например, чтобы познакомиться с замечательным камчатским художником-иллюстратором камчатских мифов и легенд Столяровым В.И. ученику предлагается составить головоломку «Дешифровщик» (См. Приложение 3). Разнообразные книги-альбомы по искусству можно использовать для составления интересных задач. Это творческое задание, которое поможет ученику более широко и серьёзно взглянуть на произведение искусства. Произведение выбирается самим учеником.  Но, чтобы такую задачу суметь сделать, надо познакомиться с соответствующей литературой. Например, чтобы составить задачу о Парижском театре, нужно прочитать материал в книге «Атлас чудес света». Тогда может получиться такая задача. (См. Приложение 4)  И, чтобы решить эту задачу, надо тоже прочитать книгу. Составленные задачи пополнят методическую копилку учителя.

Все головоломки и игры можно сделать и в электронном варианте, можно для этого использовать и компьютер, и  различные сервисы в Интернете. Тогда головоломку можно показать на экране и решать коллективно. А если есть возможность заниматься в компьютерном классе, то и индивидуально. Например, чтобы составить такую игру, как «Моцарт», нужно прочитать статью о Моцарте в книге «Сто великих композиторов» (См. Приложение 5). И чтобы поиграть в неё результативно, нужно тоже прочитать этот или другой материал о Моцарте в книге.

 

Сложность работы с книгой заключается в том, что книга – не учебник. Каждому ребёнку её не выдашь. Поэтому лучше, если задание прочитать определённую книгу будет дано заранее.

Тем не менее, успешно организованная педагогом самостоятельная работа учащихся с источниками поможет и образовать, и воспитать, и развить учащихся. Такая работа будет стимулировать интерес к чтению и учению, будет способствовать лучшему усвоению материала, развитию интеллектуальных и творческих способностей, личностно-ориентированному обучению. А что ещё нужно?!

 

  Наталья подбирает материал к работе по истории России.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Атлас чудес света – Смоленск,  «Русич», 2000
  2. Корякские и ительменские сказки (в обработке В.Столярова) – Петропавловск-Камчатский, холдинговая компания «Новая книга», 2007
  3. Муравьёва Т.В. «100 великих мифов и легенд» – М., «Вече», 2008
  4. Дж. К.Ролинг. Гарри Поттер и Орден Феникса. – М. «Росмэн», 2004, стр. 237
  5. Сто великих композиторов – М., «Вече», 2002
  6. Шедевры русской живописи  (Энциклопедия мирового искусства) – «Белый город», М., 2006

 

 

         

  

Прикрепленный файл Size
1. Головоломка Герои средневековых мифов. По книге 100 великих мифов и легенд.doc 224 KB
2. Викторина Найди картину по детали. По книге Шедевры русской живописи.doc 3.16 MB
3. Дешифровщик. Столяров. По книге Корякские и ительменские сказки.doc 2.93 MB
4. Задача Гранд опера По книге Атлас чудес мира.doc 770.5 KB

»  Размещено в сообществах:   
МУНИЦИПАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн