Официальный сайт ruskorinfo 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Программа по русскому языку 10-11 класс

Submitted by Наталья Николаевна Крупкина on вс, 26/02/2012 - 13:04
Данные об авторе
Автор(ы): 
Крупкина Наталья Николаевна
Место работы, должность: 

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №42 ЭМР Саратовской области

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p> Программа по русскому языку 10-11 класс</p>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел № 1

Пояснительная записка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данная рабочая программа по русскому языку адресована для средних общеобразовательных учреждений обучающимся 10-11 классов и создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова).

Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

По сравнению с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования 1999 года данная рабочая программа содержит ряд принципиальных новшеств, определяющих концептуальную новизну курса русского языка в 10-11 классах. К таким новшествам относятся: 1) изменение концепции преподавания (приоритеты, подходы); 2) значительное обновление содержания образования (расширение тем)

Концептуальная новизна курса русского языка в 10-11 классах состоит в том, что на базовом уровне обучения русскому языку решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Предлагаемая рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей: коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия для развития общекультурного уровня старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.

Важной особенностью предлагаемой программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания русского языка в 10-11 классах. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В основу рабочей программы положены актуальные в настоящее время идеи личностно- ориентированного и деятельностного подходов к обучению русскому языку. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.

В соответствии с вышеуказанными подходами содержание представленной программы направлено на реализацию единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений, что предполагает не только усвоение учащимися лингвистических знаний, но и освоение ими элементов современной теории речевого общения с целью формирования у них умений уместного использования языковых средств в разнообразных сферах общения. Данная программа по русскому языку входит в образовательную область «Филология» и целиком базируется на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, отличается от авторской программы А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой тем, что в неё дополнительно включены темы, предписанные федеральным компонентом стандарта:

«Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации», «Культура учебно-научного и делового общения», «Культура разговорной речи», «Культура публичной речи», «Информационная переработка текста», «Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго)», «Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике», « Синонимия в системе русского языка», «Словари русского языка и лингвистические справочники, их использование», «Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур», «Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения».

Освоение тем, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта, связанных с оценкой коммуникативных качеств и эффективности речи, с развитием навыков использования различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста, с развитием навыков диалогической и монологической речи, с совершенствованием умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров осуществляется в практическом применении непосредственно на уроках русского языка в процессе выполнения специально подобранных заданий.

Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей:

- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:

1. дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;

2. закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию:

- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;

-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;

3. развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.

Программа рассчитана на 70 учебных часов (10-11 класс), является завершающим этапом в изучении русского языка в средней общеобразовательной школе.

Сроки реализации программы: 2 года.

Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. На старшей ступени обучения (10-11 классы) обучающиеся проявляют интерес к выбору процессии, профессиональной ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. Предлагаемая рабочая программа предусматривает углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется научному, публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями; это связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь( владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных вариантах, овладение культурой публичной речи).

Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста, а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена
2010 года по русскому языку

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3-х частей.
Часть 1 включает 30 заданий (А1-А30). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
Часть 2 состоит из 8 заданий (В1-В8). Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно.
Часть 3 состоит из одного задания (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по тексту (сочинение).
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Желаем успеха!

 

Часть 1

A1

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

 

1) кухОнный
2) докУмент
3) обОстришь
4) тОрты

 

 

A2

В каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТ нужно употребить ДИПЛОМАНТ?

 

1) Леонида Ивановича считали настоящим ДИПЛОМАТОМ в общении с окружающими людьми.
2) Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.
3) Ты говоришь как ДИПЛОМАТ, но дело не идёт на лад.
4) ДИПЛОМАТЫ Московского конкурса артистов балета приняли участие в заключительном концерте.

 

 

A3

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

 

1) более пяти ста человек
2) инженеры
3) наисложнейший
4) в день именин

 

 

A4

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Возражая против отдельных положений доклада.

 

1) началась дискуссия.
2) большую роль играет культура спора.
3) присутствующие в целом согласились с докладчиком.
4) выступление в целом произвело хорошее впечатление.

 

 

A5

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

 

1) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
2) "Мойдодыр", написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20-е годы ХХ века, стал одним из самых любимых детьми произведений.
3) М. Горький в одной из своих статей указывает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нём.
4) Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные планы.

 

 

Прочитайте текст и выполните задания A6-A11.

(1)... (2)Вся другая информация (звуки, изображения) для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму. (3)Аналогичным образом на компьютере обрабатывается и текстовая информация: при вводе в компьютер каждая буква кодируется определённым числом, а при переводе на внешние устройства по этим числам строятся соответствующие изображения букв. (4)Это соответствие между набором букв и числами называется кодировкой символов. (5)Все числа в компьютере представляются с помощью нулей и единиц, а не десяти цифр, как это привычно для людей. (6)... компьютеры обычно работают в двоичной системе счисления.

 

 

A6

Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

 

1) Персональные компьютеры - это универсальные устройства для обработки информации.
2) Компьютер может обрабатывать только информацию, представленную в числовой форме.
3) Вся информация, предназначенная для долговременного пользования, хранится в файлах.
4) Информация в компьютере хранится в памяти или на различных носителях, например на гибких и жёстких дисках.

 

 

А7

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

 

1) Прежде всего,
2) Однако,
3) Кроме того,
4) Иными словами,

 

 

А8

Какие слова являются грамматической основой во втором (2) предложении текста?

 

1) информация для обработки
2) информация должна
3) информация должна быть преобразована
4) информация преобразована

 

 

A9

Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.

 

1) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью
2) сложносочинённое
3) сложное бессоюзное
4) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью

 

 

A10

Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПРЕОБРАЗОВАНА из второго (2) предложения текста.

 

1) действительное причастие
2) страдательное причастие
3) краткое прилагательное
4) деепричастие совершенного вида

 

 

A11

Укажите значение слова КОДИРУЕТСЯ в предложении 3.

 

1) воспроизводится в определённой последовательности
2) постоянно повторяется
3) записывается в виде текста
4) переводится из одной системы знаков в другую

 

 

A12

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
В первых картинах И.Н. Никитина есть некоторая упрощё(1)ость: фигуры выхваче(2)ы из темноты неопределё(3)ого пространства лучом яркого света и существуют вне связи со средой.

 

1) 1
2) 2
3) 1,2
4) 1,2,3

 

 

A13

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

 

1) вызв..лить, выр..стающий, предст..вительный
2) вл..стелин, пок..рать, укр..титель
3) пок..ряющий, з..ря, провозгл..шать
4) упл..тняя (бетон), к..саться, к..мпаньон

 

 

A14

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

 

1) пред..явитель, неот..емлемый, трех..язычный
2) под..брать, запр..кинуть, поз..вчерашний
3) пр..уныл, пр..образился, гостепр..имный
4) бе..характерный, ра..кидать, ра..росшийся

 

 

A15

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

 

1) догон..шь, озадач..вший
2) разбуд..шь, омыва..мый
3) беспоко..шься, подстрел..нный
4) шепч..шься, расчист..вший

 

 

A16

В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?
A. претерп..вать
Б. привередл..вый
B. алюмини..вый
Г. успока..ваться

 

1) А, Б, Г
2) А, Б, В
3) В, Г
4) А, В

 

 

A17

В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

 

1) Бунин рисует в рассказе (не)определённую личность, а устоявшийся социальный тип.
2) В Мещёрском крае можно встретить никогда (не)кошенные луга.
3) Прекрасен лебедь, когда (не)возмутимо плывёт он по зеркальной глади воды.
4) Трава, ещё (не)успевшая вытянуться, окружала почерневшие пни.

 

 

A18

В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

 

1) Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.
2) Первые несколько лет, прожитые в Вене, стали для Бетховена (ПО)ИСТИНЕ счастливейшим временем его жизни, ПОТОМУ(ЧТО) именно здесь он приобрёл настоящую известность.
3) Страсть к чтению у Башкирцевой была ненасытна, способность работать - громадная, (ПРИ)ТОМ пищей для её ума были (КАК)БУДТО все предметы.
4) (ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.

 

 

A19

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Для метода голландских художников определяющее значение имеет опыт непосредственного созерцания ( ) и реализации его в художественном образе.

 

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

 

 

A20

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначила новый этап в развитии науки и техники.

 

1) 1
2) 2,4
3) 1,3
4) 1,4

 

 

A21

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Язык поэзии (1) как известно (2) не может быть обыкновенным, так как необыкновенен способ изъясняться ямбами, хореями. Поэтому поэзия - это (3) можно сказать (4) чудо претворения обыденного слова в слово поэтическое.

 

1) 1,2
2) 1,3
3) 3,4
4) 1,2,3,4

 

 

A22

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

 

1) Полы в средневековом замке устилали ароматными травами или тростниковыми циновками.
2) Раньше он либо не замечал окружающей природы либо смотрел на неё с практической точки зрения.
3) Тряска в лёгком возке да пьянящий степной воздух усыпили мальчика.
4) Наиболее богат и разнообразен растительный и животный мир влажных тропических лесов.

 

 

A23

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Музыка П.И. Чайковского волнует слушателей: композитор с мастерством психолога глубоко проникает в сложный и противоречивый внутренний мир человека и средствами своего искусства раскрывает духовно-эмоциональную жизнь людей.

 

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.
2) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

 

 

A24

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Государственная Третьяковская галерея (1) основателем (2) которой (3) был московский купец Павел Михайлович Третьяков (4) в наши дни признана музеем русского искусства с мировым значением.

 

1) 1,4
2) 2
3) 1,3
4) 2,4

 

 

A25

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый туман окутывал берега (3) все восемь рот настилали доски (4) на обломки мостов.

 

1) 1,3,4
2) 1,4
3) 2,3
4) 1,2,3

 

 

A26

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

 

1) Герои В. Шукшина пришли из той <шукшинской жизни>, которую мог бы прожить сам писатель.
2) В текстах-характеристиках следование подтем не является свободным, а подчинено определённым принципам систематизации, которые опираются на традицию и логику.
3) Физика, по мнению многих, ведёт своё начало с опыта, который был проведён Галилеем несколько веков назад.
4) Репутация Репина как художника, который соединил в своём творчестве лучшие черты русского реализма, сложилась ещё при его жизни.

 

 

A27

Прочитайте текст.

Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь - это две пятых пространства Азии. Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам нефти, газа, угля, энергетическим ресурсам, огромным лесным массивам. Именно поэтому в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

 

1) Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.
2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам полезных ископаемых.
3) В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание потому, что здесь сосредоточены огромные природные богатства.
4) В развитии мировой экономики Сибири уделяется большое внимание, так как этот регион занимает две пятых пространства Азии и здесь сосредоточены огромные природные богатства.

 

Прочитайте текст и выполните задания A28-A30; B1-B8; C1.

(1) Рядовой Федосеев, телефонист, появился на батарее с хорошими новостями: он сам видел, как фашистов выбили из Красной Поляны.
(2) Теперь нетрудно было догадаться, что батарею вот-вот перебросят на другой участок.
(3) Лейтенант решил воспользоваться этим. (4) Увидел замполита и попросил разрешения, пока батарея будет менять позицию, отлучиться в город ему и молоденькому телефонисту Федосееву: парень никогда не видел Москвы.
- (5) За счёт положенного времени разрешу, - сказал замполит строго. - (6) В самом деле, негоже защитнику Москвы не увидеть Москвы!
(7) Выбрались заулками и переулками на Дмитровское шоссе, потом на трамвае добрались до станции метро "Сокол", вошли в почти невидимую дверь, окутанную морозным паром. (8) Федосеев был разочарован тем, что на станции не оказалось эскалаторов, но в вагоне всё очень понравилось.
(9) Неожиданно быстро доехали до площади Революции. (10) Москвич-лейтенант сказал, что она в самом центре города. (11) Пора выходить.
(12) Федосеев весьма неуверенно ступил на эскалатор. (13) Всё ему было ново в подземном этаже Москвы. (14) "Стоять справа, проходить слева, тростей, зонтов и чемоданов не ставить". (15) Те, кто спускается им навстречу по соседнему эскалатору, только что с мороза - румяные, особенно девушки.. (16) Но вот снова твёрдый пол под ногами.
(17) Они перешли площадь, прошагали мимо Стереокино, мимо Центрального детского театра, постояли на площади Свердлова.
(18) Фасад Большого театра, знакомый Федосееву по фотографиям и киножурналам, неузнаваем. (19) Вся верхушка завешена двумя декорациями: слева двухэтажный дом, правее роща. (20) Лейтенант объяснил, что это камуфляж.
(21) Вышли на Красную площадь, и Федосеева сопровождало ощущение, что он ходит по давно знакомым местам. (22) Лейтенант обещал показать Минина и Пожарского, народных ополченцев старой Руси, но памятник заложили мешками с песком.
(23) А вот Пушкин, до которого они вскоре дошли, оказался ничем не укрыт: стоит с непокрытой головой, бронзовые плечи присыпаны снегом. (24) Лейтенанта это всерьёз тревожило. (25) Правда, в пепельном небе маячит аэростат воздушного заграждения, но всё же...
(26) По бульварам дошли до Арбата и не торопясь вернулись на площадь Революции. (27) Вторично спустились в метро: есть время прокатиться, осмотреть подземные дворцы. (28) Понравилась Федосееву станция "Маяковская" со стальными колоннами, приглянулись "Красные ворота" - красные и белые плиты под ногами.
(29) В огромном бомбоубежище, каким стало московское метро, складывался свой быт. (30) На станции "Арбатская"на служебной двери - табличка "Для рожениц". (31) На станции "Курская" работал филиал публичной Исторической библиотеки: он открывался, когда прекращалось движение поездов. (32) Федосеев проникся уважением к подземным читателям: занимаются в часы воздушной тревоги!
(33) Телефонистом владела радость узнавания нового большого города. (34) Это чувство острее у человека, который мало путешествовал и жил где-то в медвежьем углу. (35) А ещё в сердце Федосеева всё больше росла гордость: не всякому довелось защищать столицу такой страны.
(36) Но каждый солдат, где бы он ни воевал, защищал столицу. (37) Ему было что защищать!

(По Е. Воробьёву*)

* Евгений Захарович Воробьёв (1910 - 1991) - прозаик, публицист, участник Великой Отечественной войны, является автором многих книг, посвящённых военному времени.

 

A28

Какое высказывание соответствует содержанию текста?

 

1) Памятники военной Москвы не были защищены от бомбёжек.
2) Лейтенант Федосеев был награждён поездкой в Москву за боевые заслуги.
3) Действие, описанное в тексте, происходит в то время, когда фашистов выбили из Красной Поляны.
4) Слева от Большого театра находился двухэтажный дом, а правее роща.

 

 

A29

Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 1-6?

 

1) повествование и описание
2) описание
3) описание и рассуждение
4) повествование и рассуждение

 

 

А30

Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

 

1) 7
2) 23
3) 28
4) 34

 

Часть 2

Ответы к заданиям B1-B3 запишите словами.

B1

Укажите способ образования слова УЗНАВАНИЕ (предложение 33).

 

Ответ:

 

 

B2

Из предложений 12-14 выпишите все прилагательные.

 

Ответ:

 

 

ВЗ

Из предложения 21 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

 

Ответ:

 

 

 

Ответы к заданиям B4-B8 запишите цифрами.

B4

Среди предложений 26-35 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.

 

Ответ:

 

 

B5

Среди предложений 21-25 найдите предложение с обособленным согласованным распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ:

 

 

B6

Среди предложений 3-8 найдите сложное предложение с союзной подчинительной и сочинительной связью между частями. Напишите номер этого сложного предложения.

 

Ответ:

 

 

B7

Среди предложений 21-28 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ:

 

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28-А30, В1-В7.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.
Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.
Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.
Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры
при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

 

B8

"Для того чтобы перенести читателя в военную Москву, Е. Воробьёв использует такое лексическое средство, как _____ ("камуфляж", "перебросят"и др.). Автор скуп на развёрнутые описания. Его речь больше похожа на лаконичный рапорт, из синтаксических средств чаще всего используются бессоюзные предложения и _____(предложение 17). Тем выразительнее редкие тропы, передающие эмоциональное состояние героев: _____ ("в пепельном небе"в предложении 25) и_____ ("в сердце росла гордость"в предложении 35)".

 

Список терминов:
1) эпитет
2) ряды однородных членов
3) ирония
4) метафора
5) профессиональная лексика
6) диалектизм
7) антитеза
8) сравнительный оборот
9) риторическое обращение

 

Ответ:

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

10 класс

Примерные задания теста по теме «Морфемика»

1. В каком ряду во всех словах выделяется приставка над-?

1) надпись, надуманный, надоедать

2) надрез, надомница, надувной

3) надломленный, надкусить, надсечка

4) надрубка, надрываться, надежность

 

2. В каком ряду во всех словах выделяется приставка на- ?

1) навес, нашатырный, наглость

2) навзрыд, наихудший, наблюдение

3) навылет, нависший, нагревать

4) нагрянуть, наивный, название

 

3. В каком ряду во всех словах выделяется приставка за-?

1) заглохший, залежь, законный

2) загородный, задушевность, закатиться

3) заземленный, замшевый, заикаться

4) заквасить, занозить, закадычный

 

4. В каком ряду во всех словах выделяется приставка о-?

1) огрубелый, оглядеться, оглобля

2) огарок, огнедышащий, огорчительный

3) оглушительный, оглавление, оголодать

4) оглашать, ограничительный, огуречный

 

5. В каком ряду во всех словах выделяется приставка до-?

1) догоняющий, дотация, донорский

2) достроенный, доверху, доломанный

3) довоенный, должностной, добропорядочный

4) доисторический, доукомплектованный, документ

 

6. В каком ряду каждое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) прицепной, перегрузка, разрушение, привезший

2) отметина, возмужавший, разломав, пересказавший

3) свинцовый, навеки, загрузивший, овражек

4) ползунок, отставка, выпадая, орешник

 

7. В каком ряду каждое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) отмычка, испуганный, затемняя, забытый

2) перепечатка, влекомый, вредность, исцарапанный

3) навыкат, прибегая, напечатанный, придумывая

4) осадок, выходец, обсыпной, взращенный

 

8. В каком ряду каждое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) проткнули, запекая, внушение, размазанный

2) походка, отцветший, вытяжка, заварка

3) отделка, перепечатанный, припрятанный, разнимая

4) закваска, заботливый, выговаривая, заказной

 

9. В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме: приставка + корень + суффикс?

1) вправо, вслух, влез

2) в-пятых, вровень, вклад

3) впереди, встарь, вкус

4) вблизи, второпях, вскоре

 

10. В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме: приставка + корень + суффикс + суффикс + окончание?

1) беззлобный, вознаграждение, искривление

2) выключатель, воткнутый, воздержание

3) безжалостный, проигрыш, безжизненный

4) испачканный, безвкусие, искривленный

 

12. В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме: корень + о + корень + суффикс + окончание?

1) рукописный, водоочистка, книгообмен

2) злоумышленный, лесопарковый, полотер

3) лесоводство, бомбоубежище, живопись

4) легковерный, миротворец, пароходство

 

13. В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме: корень + о + корень + окончание?

1) водолаз, лесоруб, лесосплав

2) желтобокий, сухофрукт, водораздел

3) лесопарк, летопись, косогор

4) водосброс, одноместный, голу

 

14. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке гора горный — ... — горняцкий?

1) горка

2) гористый

3) пригорок

4) горняк

 

15. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке два двое— ... — двойственность?

1) двойник

2) двойственный

3) вдвойне

4) двойной

 

16. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке имя именовать — ... — переименование?

1) именоваться

2) именинный

3) переименовать

4) именной

 

17. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке друг дружный — ... — недружно?

1) дружеский

2) дружно

3) дружок

4) дружить

 

18. В какой словообразовательной цепочке нарушена последователь­ность образования слов?

1)  томить — утомить — утомительный — утомительно

2) черный — чернеть — почернеть — почернелый

3) цена — ценить — оценить — переоценка

4) душа — душевный — задушевный — задушевность

 

19. В какой словообразовательной цепочке нарушена последователь­ность образования слов?

1) сухой — сушить — осушить — осушение

2) печать — печатать — перепечатать — перепечатка

3) волна — волновать — взволновать — взволноваться

4) учить — научить — наука — научность

 

20. В какой словообразовательной цепочке нарушена последователь­ность образования слов?

1) бросать — разбросать — разброска — вразброску

2) чистый — чистить — расчистить — расчистка

3) холод — холодный — холодноватый — холодновато

4) быть — прибыть — прибыль — прибыльно

 

21. В какой словообразовательной цепочке нарушена последователь­ность образования слов?

1) катить — раскатить — раскат — раскатисто

2) единый — соединить — присоединить — присоединение

3) играть — разыграть — розыгрыш — розыгрышный

4) смотреть — осмотреть — осмотрительный — осмотри­тельность


 


 


 


 

Морфология и орфография


 

Примерный текст контрольного диктанта с дополнительным заданием.


 

Когда вы покупаете соленую или мороженую кету или горбушу, когда видите красного цвета икру, вы, возможно, не знаете, как драматична жизнь тихоокеанских лососей.

Родятся лососи в чистых и неглубоких речонках, даже в ручьях, где спины у взрослых рыб торчат из воды. Спустя примерно год со времени, когда из красных крупных икри­нок вылупятся едва заметные глазу мальки, вырастут не­большие (в три четверти карандаша) серебристые рыбки. Они начинают скатываться из притоков в крупные реки и по ним уходят в соленую океанскую воду. Лососи так уж устроены: для них переход в соленые воды из пресных — часть жизненного цикла. Они не просто выжи­вают в океанской воде, они процветают, нагуливая на бога­той пище мощное тело, и становятся «серебряными торпе­дами», способными одолевать большие пространства.

Но через четыре года (у некоторых лососей — через пять) у рыб возникает неодолимая потребность покинуть соле­ную воду и идти нереститься в места, где они родились. (156 слов).

Расстояние в тысячу и более километров рыбы одолева­ют быстро, лишь кое-где останавливаясь передохнуть. На пути лососей немало преград, например водопады. Развивая большую скорость, рыбы взлетают в воздух и преграды одолевают. Понемногу от «руна» рыбы откалываются косяки и уходят в ручьи и речушки, в те самые, где четыре года назад они вылупились из икринок. Тут рыбы должны отне­реститься и умереть. Израненные, потерявшие прежнюю форму и цвет, лососи выполняют последний, предписан­ный им природою ритуал. (237 слов).

Дополнительное задание.

Определите стиль и тип текста.

1. Сформулируйте главную мысль текста.

2. Выполните морфологический разбор следующих слов из последнего абзаца: одолевают, развивая, израненные, последний, кое-где.

3. Выполните фонетический разбор следующих слов: прежнюю, едва.

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Раздел № 2

Учебно-тематический план


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Таблица № 1

Перечень разделов, тем

Кол-во часов на изучение каждого раздела и каждой темы

Вид занятий

Деление на виды деятельности и формы

Формы и методы контроля

10 класс

Общие сведения о языке

5 ч.

лекция, практикум

составление плана текста

составление таблиц, план-конспект, устное сообщение

Фонетика. Орфоэпия. Орфография.

5 ч.

учебный практикум

фонетический разбор, работа со справочной литературой

тест, словарный диктант

Лексика и фразеология.

6 ч.

лекция, практикум

работа со словарями

контрольный диктант, тест

Морфемика и словообразование.

3 ч.

лекция, практикум

работа с текстом, разборы, работа со справочной лит-рой

составление схем, таблиц, тест

Морфология и орфография.

8 ч.

практикум

разборы, таблицы, схемы

тест, словарный диктант

Речь, функциональные стили речи.

3 ч.

лекция, практикум, беседа

работа с текстом, конспект

контрольный диктант

Стили речи. Научный стиль речи.

4 ч.

лекция, семинар

работа с текстом, конспект, речевой анализ текста

устное сообщение

 

Таблица 2

 

Перечень разделов, тем

Кол-во часов на изучение каждого раздела и каждой темы

Вид занятий

Деление на виды деятельности и формы

Формы и методы контроля

11 класс

Синтаксис и пунктуация

17

лекция, практикум, семинар

разборы, схемы, таблицы, аналих текстов, словари

тест, диктант

Публицистический стиль речи

6

практикум, дискуссия, беседа

работа с текстом, конспект

устное выступление, доклад,

изложение

Художественный стиль речи

5

практикум, дискуссия, беседа

работа с текстом, со словарями

сочинение, изложение

Сложное предложение

 

6

практикум

разборы, схемы, таблицы

диктант, тест

 

Региональный компонент

10 класс

Таблица 3

Перечень разделов, тем

Кол-во часов на изучение каждого раздела и каждой темы

Вид занятий

Деление на виды деятельности и формы

Формы и методы контроля

Знакомство с демонстрационной версией текущего года.

2

практи-кум

работа с тестом

тест

Трудные вопросы фонетики и нормы произношения.

1

практи-кум

работа со словами, словарями

тест

Анализ ошибок, допущенных при выполнении теста демо-версии.

1

практи-кум

самостоятельная работа

тест

Состав слова и словообразование. Основные способы словообразования.

1

практи-кум

таблицы, схемы

тест

Основные вопросы лексикологии и точность словоупотребления.

1

практи-кум

работа со словами, словарями

тест

Трудные вопросы морфологии и нормы употребления частей речи.

2

практи-кум

таблицы, схемы

тест

Трудные вопросы синтаксиса и синтаксические нормы.

3

практи-кум

таблицы, схемы

тест

Трудные вопросы орфографии.

3

практи-кум

таблицы, схемы, правила

тест

Трудные вопросы пунктуации.

2

практи-кум

таблицы, схемы

тест

Анализ ошибок, допущенных при выполнении теста.

1

практи-кум

тестовые задания

итоговый тест

 

Региональный компонент

11 класс

Таблица 4

 

Перечень разделов, тем

Кол-во часов на изучение каждого раздела и каждой темы

Вид занятий

Деление на виды деятельности и формы

Формы и методы контроля

Текст и его основные признаки

3

практи-кум

Работа с текстом

тест

Функциональные стили и функционально-смысловые типы речи

5

практи-кум

Работа с текстом

тест

Выразительные средства в тексте

2

практи-кум

Работа с текстом

тест

Основы продуцирования текста

4

практи-кум

Работа с текстом

тест

Практика конструирования текстов в жанре отзыва, рецензии, эссе

3

практи-кум

Работа с текстом

сочинение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел № 3

Содержание тем учебного курса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 класс (34 ч)

Общие сведения о языке (5 ч)

      Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV—XVII вв.; период выработки норм русского национального языка.

      Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.

      Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.

Фонетика, орфоэпия, орфография (5 ч)

      Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.

      Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.

      Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.

      Фонетический разбор.

Лексика и фразеология (6 ч)

      Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

      Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.

      Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.

      Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

      Лексические и фразеологические словари.

      Лексико-фразеологический разбор.

Морфемика (состав слова) и словообразование (3 ч)

      Обобщающее повторение ранее изученного.

      Выразительные словообразовательные средства.

      Словообразовательный разбор.

Морфология и орфография (8 ч)

      Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.

      Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

      Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.

      Морфологический разбор частей речи.

Речь, функциональные стили речи (3 ч)

      Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

      Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста.

Функциональные стили речи, их общая характеристика.

Научный стиль речи (4 ч)

      Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Толкование (раскрытие значения) терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи.

      Использование учащимися средств научного стиля.

 

11 класс (34 ч)

Синтаксис и пунктуация (17ч)

      Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование.

      Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.

      Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания.

      Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

      Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.

Публицистический стиль речи (6 ч)

      Особенности публицистического стиля. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.

      Очерк, эссе.

      Устное выступление. Дискуссия.

      Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.

Художественный стиль речи (5 ч)

      Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, использование языковых средств других стилей, выражение в нем эстетической функции национального языка.

      Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения.

      Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.

      Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.

      Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.

Сложное предложение (6 ч)

Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях. Основные группы сложноподчиненных предложений. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел № 5

Требования к уровню подготовки обучающихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 


 


 

По окончании 10 класса обучающиеся должны:

- иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;

- владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы;

- уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания в устной и письменной форме;

      • - владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования языком;

      •  
      • - пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;

      •  
      • - составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, участвовать в диспуте или дискуссии;

      •  
      • - иметь представление о социальной сущности языка , его функциях и структуре, языковой норме и происходящих в русском языке их изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.

По окончании 11 класса выпускники должны:

знать/понимать

- связь языка и истории, культуры русского и других народов;

- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной-

- учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел № 6

Перечень

учебно-методического обеспечения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Александров В.Н., Александрова О.А., Соловьёва Т.В. Единый государственный экзамен. Русский язык: Пособие для учителей и учащихся. - Ч: Взгляд, 2006- с. 367

2. Александров В.Н., Александрова О.А. Десять дней до экзамена. Русский язык: Учеб. пособие для 10-11 кл.- Ч.: Взгляд, 2006- с. 143

3. Александров В.Н., Александрова О.А. Единый государственный экзамен. Русский язык. Сочинение - рассуждение: Учебное пособие для 10-11 кл..-Ч. : Взгляд, 2006.

4. Балашова Л.В., Дементьев В.В. Курс русского языка. - Саратов: Лицей, 2005.

5. Вакурова О.В., Львова С.И., Цыбулько И.П. Готовимся к единому государственному экзамену: Русский язык.- М.: Дрофа, 2003.

6. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение», 2010, с. 383

7. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику « Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение», 2002.

8. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М., 2000

9. Гольдин В.Е. Этикет и речь. С., 1978.

10. Дейкина А.Д. Русский язык: Учебник – практикум для старших классов.- М., Вербум-М, 2005

11. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку.10 класс.-М.: ВАКО, 2010, 367 с. 240.

12. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс.-М.: ВАКО, 2004, с. 240.

13. Казарцева О.М. Культура речевого общения.-М.,2003.

14. Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по русскому языку издательства « Просвещение» и Федерального центра тестирования.

15. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка.-М.,1988

16. Озеров Ю.А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. Пособие для поступающих в вузы.- М., 1994

17. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.–М., 1994.

18. Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы.9 класс. – М., 2002.

19. Тихонов А.Н. Словарь русских личных имён. – М.,1995

20. Ткаченко Н.Г. Русский язык. Диктанты.- М., 1999

 

 

 

 

Дидактико-технологическое обеспечение учебного процесса

          1. .Балашова Л.В, М.Н.Ягубова. Подготовка к государственному централизованному тестированию», Саратов, 2002- с.

2. Космарская И.В., А.И.Руденко «Русский язык. Синтаксис и пунктуация в текстах (9 – 11 кл.), М. 1998г.

3. Меркин Б.Г., Л.Г.Смирнова «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Дидактические и справочные материалы. Тесты».М., «Русское слово», 2004г.         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел № 6

Список литературы

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Программы по русскому языку 10 – 11 класс общеобразовательных учреждений

 

 

Литература, рекомендованная для учащихся

 

1. Квятковский А.П. Школьный орфоэпический словарь. – М., 1998- с.

2. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 1998.

3. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М., 1997.

4. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. – М., 1990.

5. Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ – 2008. Вступительные испытания.- Р.-на-Д., 2007, с. 495.

6. Розенталь Д.Э. справочник по орфографии и пунктуации. –Ч., 1994, с.

7. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений (10-11 кл.). – М., 1996.

8. Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. – М., 1997.

9. Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел № 7

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глоссарий

Аннотация – краткая характеристика книги, статьи и т.п., излагающая их содержание и дающая иногда их оценку.

Антонимы - это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

Архаизмы – слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия.

Графика – наука о языке, которая изучает начертания букв, их виды.

Историзмы – слова, которые вышли из употребления в связи с исчезновением тех реалий действительности, которые они обозначали.

Конспект – это краткое письменное изложение содержания текста.

Лексические синонимы – это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения.

Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав, строение слова.

Морфология - это раздел науки о языке, в котором изучаются части речи.

Научный стиль. Основные стилевые черты – логичность изложения, точность, отвлеченность и обобщенность.

Обособление – это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения с целью придать им некоторую самостоятельность в предложении, увеличить их смысловую нагрузку.

Омографы – графические омонимы (слова пишутся одинаково, но произносятся по-разному, главным образом в зависимости от ударения; иногда в связи с тем, что не всегда употребляются точки над ё.)

Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению.

Омофоны – так называемые фонетические омонимы (слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению).

Омоформы –совпадение только отдельной формы слов.

Описание – это изображение какого-либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков.

Орфограмма – наука о языке, которая изучает написания в словах по орфографическим правилам или по традиции.

Орфоэпия - раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и ударения в словах.

Официально-деловой стиль. Основные стилевые черты – точность; неличный характер; стандартизованность, стереотипность построения текста; долженствующее-предписывающий характер.

План – это самая короткая форма изложения текста, его логическая схема в виде кратких формулировок.

Публицистический стиль. Основные стилевые черты – логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

Повествование – это рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности.

Пунктуация – это раздел науки о языке, в котором изучается постановка знаков препинания.

Разговорный стиль. Основные стилевые черты – неофициальность, непринужденность общения; неподготовленность речи, её автоматизм; преобладающая устная форма общения (обычно диалогическая), возможен монолог.

Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Реферат – краткое изложение текста, но не расчлененное, как это допускается в конспекте, а связное, последовательное.

Рецензия – письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку научного, художественного произведения, спектакля, концерта, кинофильма.

Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

Синтаксис - это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения.

Синтаксические синонимы– параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению.

Слова языка образуют его словарный состав, или лексику (лексический состав).

Стилистические синонимы отличаются стилистической окраской, сферой употребления: удовлетворительно-тройка-трояк.

Тезисы – это краткое изложение основных положений статьи, книги, доклада; это выводы, обобщения, которые читатель выписывает в виде цитаты или в собственной формулировке, если они имеют характер утверждения.

Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью.

Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучают звуки речи.

Художественный стиль. Основные стилевые черты – образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств языка.

 

 

Списки тем рефератов

Рекомендуемые темы рефератов:

1. Рефераты о выдающихся учёных-лингвистах: « Русский лингвист Ф.Ф.Фортунатов. Учение о грамматической форме слова», «В.И.Даль. Хождение за словом. «Толковый словарь живого великорусского языка» и другие.

2. Рефераты о языке и речи:

« Язык есть исповедь народа» Отражение культуры в русском языке»

« Исторический путь русского языка»

«Графика и орфография. Реформы и реформаторы»

«Язык средств массовой коммуникации»

«Речевой этикет. Антиэтикетное речевое поведение»

«Язык и власть»

«Русский язык в международном общении»

« Русский язык в межнациональном общении»

« Вопросы экологии языка»

«Языковая литературная норма, её типы»

«Роль А.С. Пушкина в преобразовании русского литературного языка» и другие.

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование 10 класс

Таблица № 1

 

урока

Содержание

Общее кол-во часов по разде-

лу

Кол-во часов по теме

Контроль, дикт., р/р.

Дата

Повторе-

ние

 

Общие сведения о языке

5 ч.

 

 

 

 

1.

Язык и общество.

 

1

 

 

Повторение орфографии. Правописание безударных гласных.

2.

Язык и история народа.

 

1

 

 

Повторение орфографии. Правописание непроверяемых гласных.

3.

Три периода в истории русского языка.

 

1

 

 

Повторение орфографии. Правописание согласных в корне.

4.

Русский язык в современном мире.

 

1

 

 

Повторение орфографии. Правописание чередующихся гласных в корне.

5.

Активные процессы в современном русском языке.

 

1

 

 

 

 

Фонетика. Орфоэпия. Орфография.

5 ч.

 

 

 

 

6.

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии.

 

1

 

 

 

7.

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.

 

1

 

 

 

8.

Принципы русской орфографии.

 

1

 

 

 

9.

Фонетический разбор.

 

1

 

 

 

10.

Тестирование.

 

1

 

 

 

 

Лексика и фразеология.

6 ч.

 

 

 

 

11.

Повторение по теме « Лексика».

 

1

 

 

 

12.

Русская лексика с точки зрения сферы её употребления.

 

1

 

 

 

13.

Активный и пассивный словарный запас.

 

1

 

 

 

14.

Русская фразеология.

 

1

 

 

 

15.

Лексические и фразеологические словари.

 

1

 

 

 

16.

Контрольный диктант.

 

1

 

 

 

 

Морфемика и словообразование.

3 ч.

 

 

 

 

17.

Обобщающее повторение по теме « Морфемика и словообразование».

 

1

 

 

 

18.

Способы словообразования.

 

1

 

 

 

19.

Выразительные словообразовательные средства.

 

1

 

 

 

 

Морфология и орфография.

8 ч.

 

 

 

 

20.

Обобщающее повторение частей речи.

 

1

 

 

 

21.

Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи.

 

1

 

 

 

22.

Трудные вопросы правописания –н- и –нн- в разных частях речи.

 

1

 

 

 

23.

Правописание –н- и –нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи.

 

1

 

 

 

24.

Правописание не и ни с разными частями речи.

 

1

 

 

 

25.

Правописание наречий.

 

1

 

 

 

26.

Обобщающее повторение. Слитное, раздельное и дефисное написания.

 

1

 

 

 

27.

Тестирование.

 

1

 

 

 

 

Речь, функциональные стили речи.

3 ч.

 

 

 

 

28.

Текст, его строение, виды его преобразования и основные признаки.

 

1

 

 

Повторение орфографии. Правопи-сание приставок.

29.

Функциональные стили речи.

 

1

 

 

Жаргонизмы, диалектизмы, канцеляризмы, шаблоны, тропы.

30.

Контрольный диктант.

 

1

 

 

 

 

Стили речи. Научный стиль речи.

4 ч.

 

 

 

 

31.

Научный стиль речи. Научно-популярный подстиль.

 

1

 

 

Термины.

32.

Лексические особенности научного стиля.

 

1

 

 

Синонимы, омонимы, антонимы.

33.

Морфологические и синтаксические особеннсти научного стиля.

 

1

 

 

Морфология, синтаксис.

34.

Речевой анализ текста.

 

1

 

 

Типы речи, текст, стили речи.

Региональный компонент 10 класс

 

Таблица № 2

п/п

Содержание

Кол-во часов по теме

Дата

1-2

Знакомство с демонстрационной версией текущего года. Анализ основных тем, представленных в демо-версии.

2

 

3

Трудные вопросы фонетики и нормы произношения.

1

 

4

Анализ ошибок, допущенных при выполнении теста демо-версии.

1

 

5

Состав слова и словообразование. Основные способы словообразования.

1

 

6

Основные вопросы лексикологии и точность словоупотребления.

1

 

7-8

Трудные вопросы морфологии и нормы употребления частей речи. (Существительные склоняемые и несклоняемые; степени сравнения имен прилагательных; склонение имен числительных; спряжение глаголов; причастия действительные и страдательные; страд. причастия пр. времени и отглагольные прилагательные; наречия и наречные выражения. Служебные части речи.)

2

 

9-11

Трудные вопросы синтаксиса и синтаксические нормы.(Виды подчинительной связи в словосочетаниях. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых: ПГС, СГС, СИС. Односоставные простые предложения. Однородные члены предложения с повторяющимися и двойными (парными) союзами. Деепричастный оборот. Сложные предложения (союзные и бессоюзные). ССП с общим второстепенным членом предложения. СПП с несколькими придаточными. Виды придаточных. Сравнительные обороты и придаточные сравнительные. СП с разными видами связи.)

3

 

12

Трудные вопросы орфографии.

1

 

13-14

Трудные вопросы орфографии. Чередующиеся гласные в корнях слов. О-Ё после шипящих. Правописание приставок и суффиксов в разных частях речи. Н и нн в суффиксах прилагательных и причастий. Правописание личных окончаний глаголов. Не с разными частями речи. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий, местоимений и союзов(также - так-же). Правописание предлогов.)

2

 

15-16

Трудные вопросы пунктуации. (Употребление тире и двоеточий в предложениях разного типа. Обособление определений, приложений, дополнений и обстоятельств. Запятая перед союзом КАК. Запятая на стыке двух союзов.)

2

 

17

Анализ ошибок, допущенных при выполнении теста.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


»  Tags for document:

Фото пользователя Любовь Андреевна Зачётнова

На: Программа по русскому языку 10-11 класс


Спасибо большое, Наталья Николаевна, за  рабочую  программу. У нас в школе точно такие же требования. Спасибо за  наше сэкономленное время!

Зачетнова Любовь Андреевна



Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн