Официальный сайт mydebut 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Лисич А.В. Формирование познавательной активности учащихся

Автор: 
Лисич Александр Витальевич
Место работы: 
педагог дополнительного образования, учитель химии, МОУ «СОШ № 11 с УИИЯ» г. Ноябрьск ЯНАО Тюменская обл.

Формирование познавательной активности учащихся
на занятиях по химии через систему дополнительного образования

Из опыта работы

Современная социально-политическая и экономическая ситуация требует обновления не только структуры общества, но и изменения самих россиян и, прежде всего, входящих в самостоятельную жизнь. Нынешним школьникам предстоит начать самостоятельную жизнь и трудовую деятельность в условиях, когда актуален не только правильный выбор профессии и трудоустройства, но и развитие личностных качеств, позволяющих успешно освоить профессию и успешно в ней самореализоваться.

При всем обилии функций, которые школа выполняет сегодня, наиболее успешной является собственно образование, т.е. получение учащимися определенного объема знаний. Это приводит к необходимости рассматривать проблемы, связанные с воспитанием личности, в основе развития которой лежит процесс познания, как комплекс интеллектуальных и личностных особенностей школьника, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению.

Сегодня очень важна готовность человека действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах – этот социальный запрос соответствует потребностям ребенка быть самостоятельным, знать и уметь использовать свои возможности в практической деятельности.

Вместе с тем, школа пока недостаточно выполняет свою функцию по развитию индивидуальных качеств личности ребенка, а конкретно – познавательной активности как инструмента получения образования в любом профессиональном направлении: как гуманитарном, так и техническом.

Этапность проведения любого учебного занятия предполагает, в конечном итоге, повышенный уровень сложности выполнения заданий, с которым справляется, как правило, не более 5% учащихся. Опыт выступления учащихся на олимпиадах различного уровня, итоги экзаменов (одним из критериев оценки которых является решение творческих заданий), результаты эвристических олимпиад, где главным является нестандартный, творческий подход, показывают также, что объем приобретенных базовых знаний у учащихся достаточен, однако уровень заданий повышенной сложности вызывает затруднения у детей.

Учитывая, что современные учебные планы перегружены, на изучение предмета «Химия» отводится 1 час в неделю, а содержание образования, необходимое для усвоения, весьма объемно, процесс направленного формирования предметной компетентности у учащихся актуален, востребован учащимися. Убежден, что в таких условиях необходимо, чтобы через теоретическое осмысление знаний возник самостоятельный поиск решения проблем, проявился  познавательный интерес, стремление к преобразованию объектов и общая направленность на познание, творчество, критичность.

Моя задача – воспитать, научить, подготовить к жизни человека образованного, исследователя в области химии, творческого.

Анализ ситуации определил проблему выбора средств, приемов и методов обучения химии, позволяющих разрешить возникшие противоречия через реализацию технологического подхода в обучении: преподавание химии в логико-смысловой модели координатно-узловой системы.

Проблема формирования химической компетентности многоаспектна и непроста. Это то, что сводится не только к приобретению знаний, умений, навыкам, но обеспечивает их быстрое и эффективное приобретение, закрепление и использование на практике.

Использование логико-смысловых моделей в координатно-узловой системе было плодом учительского искания, изучения теории педагогики и методик российской и зарубежной школ. Затем данная работа стала проводиться более углубленно, вносились коррективы в дидактическое обеспечение курса химии, появилась собственная авторская матрица логико-смысловой модели «Зависимость свойств атомов и ионов от степени окисления, расположения в ряду напряжений металлов и электроотрицательности элементов», работа приобрела системный характер. Очень важна практическая направленность получаемого образования и компонентами его можно назвать:

  • усиление общекультурной направленности образования;
  • формирование у учащихся универсальных способов получения и применения информации.

Тенденция технологизации образования имеет глобальный характер и направлена одновременно на повышение эффективности образовательных систем и уменьшение затрат на достижение результатов. Однако многочисленные попытки повысить эффективность образовательных систем без адекватного инструментально-технологического обеспечения ведут в тупик, так как совершенствование человеческой деятельности в сферах материального и духовного производства всегда опирается на более совершенные орудия производства.
В образовательных технологиях: благодаря использованию «орудий труда» для учебной деятельности их трудоёмкость понижается, а информационная ёмкость и производительность – возрастает. Роль инструментов в образовании всё более осознаётся специалистами: «...средство является образованием культуры и связано с образцами конкретного типа деятельности... психика находится и развёртывается в особых мыследеятельностных процессах и функциях, которые и объективны и субъективны одновременно, а следовательно, являются и внешними и внутренними» (Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. М.: МАРО, 1996). Между тем образовательные технологии по такому критерию ещё не оцениваются и недостаточно приспособлены для работы со «сгустками» проблемной информации при проектировании учебного материала и учебного процесса.

Инструменты учебной деятельности учащихся – важнейший дидактический элемент образовательных технологий наряду с наглядными пособиями и иллюстрациями. Инструменты учебной деятельности должны дополнять природный (мозговой) «орган» учащихся, ответственный за успешную учебную деятельность, повышая эффективность его работы и уменьшая влияние различий в уровне способностей учащихся. Для этого свойства инструментов учебной деятельности должны соответствовать определённым особенностям строения и работы головного мозга человека. Многие эмпирические разработки учителей-новаторов были направлены к поиску таких инструментов: это и опорные сигналы В.Ф. Шаталова, и структурно-логические схемы О.Н. Меженко, и ориентировочные основы действий Н.Ф. Талызиной и т.п. Кроме того, инструменты учебной деятельности должны быть представлены в визуальной форме (эффективность усвоения информации, представленной в визуально-образной форме, достигает 90%), поскольку в вербальной форме подаётся описательная информация по теме занятия, а также ведётся её обсуждение (эффективность усвоения информации в вербальной форме не превышает 30%).

Технологизация как универсальная основа благополучия любой эффективной отрасли неуклонно повышает культуру труда, превращает интуитивное, эмпирическое творчество в точную науку благодаря унификации рутинных операций, считавшихся творческими, высвобождает время (этот «вечный капитал») для открытия и освоения новых территорий профессиональной деятельности. Технологизация постоянно превращает территорию экспериментального, эмпирического опыта в территорию технологии, точной науки, высвобождает человеческий интеллект для постановки и решения новых творческих задач.

Деятельность учителя при реализации логико-смысловых опор обеспечивает:
1) подготовку учебного процесса и проектирование его конкретных вариантов;
2) реализацию, осуществление учебного процесса;
3) оценку результатов и эффективности педагогической деятельности (Скулъский Р.Л. Учиться быть учителем. М. 1986).
Сущность моего опыта заключается в том, что процесс обучения и воспитания строю с опорой на личностно-ориентированный подход и реализацию его принципов на основе логико-смыслового структурирования учебного материала:

  • интегрально-модульное структурирование учебного материала;
  • большая информационная ёмкость изучаемого материала;
  • самоуправление процессом обучения (выбор уровня сложности материала и объёма выполнения заданий);
  • ассоциативность мышления при усвоении нового материала;
  • концентричность усвоения содержания по сложности усвоения, при неоднократности повторения.

В ходе работы пришло понимание, что одно из средств развития познавательной активности учащихся – создание проблемных ситуаций. Проблемные задания использую на всех этапах обучения, показывая, как опираясь на строгую логику рассуждений, можно освоить материал любого уровня сложности.
Уроки химии являются составляющими в системе уроков, связанных логической последовательность, построенных друг за другом и направленных на усвоение материала текущего раздела в независимости от того, какой раздел курса осваивается.
Процесс моей работы по развитию познавательной активности учащихся включает в себя следующие компоненты:

  • I уровень: формирование устойчивой познавательной мотивации на основе ассоциативного мышления. Носителем познавательной, обучающей информации на первом этапе являются рисунки-символы, которые обеспечивают наглядность и доступность научной информации (их более четырехсот). Немаловажное значение имеет подкрепление теоретической базы практической составляющей – это опыты, демонстрационные и лабораторные занятия. Непосредственно поисковую, исследовательскую работу учащиеся на первом этапе начинают на основе работы с занимательной литературой, которая заранее отобрана по разделам химии и предлагается для самостоятельного изучения.
  • II уровень (повышенный уровень сложности, может быть освоен только при качественном усвоении I уровня обучения): работа по координатно-узловой системе, в которой заложены практически все основные понятия и модули органической и неорганической химии.
  • III уровень: практическая отработка сформированной химической компетентности на базе учебных задач, использование интегрально-модульных карточек;
  • IV уровень: социальное партнерство с учеными-химиками, работа в лабораториях вузов, работа во Всероссийских школах по подготовке к международной олимпиаде;

Таким образом, выстроенная деятельность по развитию познавательных способностей учащихся позволяет полнее раскрывать резервы мыслительного потенциала, как средство становления личности, её самоопределения.

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн