Вы не зарегистрированы

Авторизация



Испытание Базарова любовью

Размещено: Марина Сергеевна Киселева - пн, 27/02/2012 - 20:04
Данные об авторе
Автор(ы): 
Киселева М.С.
Место работы, должность: 

ГБОУ НПО "Профессиональный лицей № 36" г. Кстово Нижегородской области, преподаватель русского языка и литературы

Регион: 
Нижегородская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровни образования: 
начальное профессиональное образование
Уровни образования: 
среднее профессиональное образование
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p> &nbsp;</p> <p> Данная методическая разработка включает в себя подробный конспект урока, бланки для тестирования, информационные листы с текстами для занятия, жетоны для голосования и презентацию.</p> <p> <strong>Цели урока:</strong></p> <p> <em>образовательные</em></p> <p> &middot;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; выявить понимание обучающимися внутреннего мира&nbsp; главного героя и особенностей его&nbsp; отношения к любви;</p> <p> <em>развивающие</em></p> <p> &middot;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; продолжить формирование умений анализировать художественный текст;</p> <p> аргументировано доказывать собственное суждение;</p> <p> <em>воспитательные</em></p> <p> &middot;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; формировать систему нравственных ценностей (уважение, любовь, сочувствие).</p> <p> <strong>Тип урока:</strong>урок усвоения новых знаний (изучение художественного произведения).</p> <p> <strong>Педагогическая технология:</strong> технология проблемного обучения.</p>

 

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

«Профессиональный лицей № 36»

 

 

 

 

 

Конспект урока литературы

 

Испытание Базарова любовью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

преподаватель русского языка

и литературы

М.С. Киселева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кстово

 

Предмет: литература.

Тема:«Испытание Базарова любовью».

Цели урока:

образовательные

·                                 выявить понимание обучающимися внутреннего мира  главного героя и особенностей его  отношения к любви;

развивающие

·                                 продолжить формирование умений анализировать художественный текст;

аргументировано доказывать собственное суждение;

воспитательные

·                                 формировать систему нравственных ценностей (уважение, любовь, сочувствие).

Методы работы на уроке:

  • репродуктивный;
  • частично-поисковый;
  • эвристический.

Материально-техническое оснащение:

·        компьютер;

·        мультимедийный проектор;

·        презентация «Испытание Базарова любовью»

·        фрагмент видеофильма “Отцы и дети”;

·        информационные листы, тесты;

·        жетоны для голосования;

·        тетради по литературе;

·        стенд с фотографиями по творчеству писателя, иллюстрации к произведению;

Тип урока:урок усвоения новых знаний (изучение художественного произведения).

Педагогическая технология: технология проблемного обучения.

Формы организации учебной деятельности:

  • фронтальная;
  • парная;
  • индивидуальная.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент.

Сегодня на уроке мы продолжаем изучать и анализировать роман И.С. Тургенева “Отцы и дети”. А вот тему урока вы сформулируете сами, если, прослушав высказывание автора романа, догадаетесь, что он имел в виду: “Это сильнее смерти и страха смерти. Только этим держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев).

Правильно, ребята, это – любовь. Тема нашего сегодняшнего урока – «Испытание Базарова любовью». Записываем . Эпиграфом к уроку станут слова самого Тургенева:

“Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев). Сегодня на уроке мы должны раскрыть суть отношений героев, понять, для чего автор испытывает героев любовью к женщине.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Но прежде чем начать разговор о любви в романе, проверим, насколько внимательно вы его прочитали. Вам выданы листочки, на них укажите свои имя и фамилию. Напишем небольшой тест.

Тест по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».

  1. Кто из персонажей романа «Отцы и дети» прямо не участвует в действии?

а) Фенечка

б) Катя

в) Одинцова

г) княгиня Р.

  1. Основой конфликта романа Тургенева является:

А. Ссора между Базаровым и Кирсановым П. П.

Б. Конфликт между Базаровым и Николаем Петровичем.

В. Борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов.

Г. Борьба между монархистами и народом.

       3.  Кого из героев романа называют «нигилистом»?

             А. Е. Базарова.                              В. Николая Петровича.

             Б.   Аркадия Кирсанова.              Г.  Другого персонажа.

       4.  Какова будущая специальность Е. Базарова?

             А. Революционер.                         В. Дипломат.

             Б. Врач.                                          Г. Банкир.

       5.  Кто был главным оппонентом в спорах Е. Базарова?

             А. Кукшина.                                  В. Одинцова.

             Б. Павел Петрович.                       Г. Аркадий.

       6.  Какой момент в биографии Базарова был переломным в осознании им своей

            личности?

             А. Знакомство с Фенечкой.          В. Разрыв  с Аркадием.

             Б. Спор с П. Кирсановым.            Г. Любовь к Одинцовой.

        7.  Кому принадлежат слова: «Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные  недуги, а нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от безобразного состояния общества, одним словом, - исправьте общество, - и болезней не будет»?

              А. Аркадию Кирсанову.              В. Е. Базарову.

              Б. Н. П. Кирсанову.                      Г. П. П.  Кирсанову.        

III. ВВЕДЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

Изучение новой темы мне бы хотелось начать с высказывания самого Тургенева о сущности любви: “Любовь – вовсе даже не чувство; она – болезнь, известное состояние души и тела; она не развивается постепенно; в ней нельзя сомневаться, с ней нельзя хитрить; обыкновенно она овладевает человеком без спроса, против его воли – ни дать ни взять холера или лихорадка. В любви одно лицо – раб, а другое – властелин”.

Согласны ли вы, ребята, с Тургеневым?

Сегодня мы поговорим о том, как любовь воздействует на человека. Нам предстоит раскрыть отношения героев друг к другу, понять причину перемен, происходящих в душе Базарова, проследить, как герой проходит испытание любовью.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

Выдерживает ли Базаров испытание любовью? Как заканчивается для Базарова это испытание?

IV. ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ

Ответы обучающихся: 1) В романе “Отцы и дети” главный герой выдерживает проверку любовью. Базаров пожертвовал всем ради любви,не убежал от своего страстного чувства и не отверг даже на смертном одре.  2) Выдержал ли Базаров испытание любовью? И да, и нет. Любовь в нем победила отрицание, но, победив, сломала, покачнула уверенность, лишила желания жить.

Прежде всего, нам нужно выяснить, какие отношения сложились у Базарова и Одинцовой и почему? Давайте охарактеризуем отношение Базарова к женщине, опираясь на текст романа.

ОБРАЩЕНИЕ К ИНФОРМАЦИОННЫМ ЛИСТАМ С ЦИТАТАМИ.

“Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви…, этакой человек не мужчина, не самец”;

“И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи знаем, какие это отношения”.

“Свободно мыслят между женщинами только уроды”.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ. ВОПРОСЫ:

1) Как относится Базаров к чувству любви между мужчиной и женщиной?

У Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви и женщине. Эти рассуждения окажутся просто теорией. Жизнь диктует свои правила.

2) С каким из утверждений Базарова вы бы согласились и почему?

На наш взгляд, Базаров верно рассуждает о том, что нельзя ставить свою жизнь только на карту женской любви, а тем более нельзя раскисать от неудачи и превращаться в ни на что не способного человека.

Несмотря на это, в жизни Базарова произойдет встреча, которая опровергнет эти его теоретические рассуждения.

3) Что это встреча? Кто эта женщина?

Эта женщина – Анна Сергеевна Одинцова.

4) Где Базаров впервые видит Одинцову?

Впервые она появляется на балу у губернатора.

5) Давайте обратимся к портрету героини и попытаемся выделить главные черты её облика.

РАБОТА С ТЕКСТОМ.

(Обращение к портрету Одинцовой, выделение главного в облике героини: красоты, спокойствия, женственности, уверенности в себе):

Аркадий оглянулся и  увидал  женщину высокого роста,  в  черном платье, остановившуюся в  дверях залы. Она  поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее  руки  красиво лежали вдоль стройного стана;  красиво падали с блестящих волос  на  покатые плечи  легкие ветки  фуксий;  спокойно и  умно, именно  спокойно,  а  не  задумчиво,  глядели светлые глаза  из-под  немного нависшего белого  лба,  и  губы  улыбались едва  заметною улыбкою.  Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица. Одинцовой пошел двадцать девятый год, но в ее присутствии Аркадий чувствовал себя школьником,  студентиком,  точно разница лет между ними была гораздо значительнее.  Нос у ней был немного толст, как почти у всех русских, и цвет кожи не был совершенно чист; со  всем тем Аркадий решил,  что он еще никогда не встречал такой прелестной женщины.  Звук ее голоса не выходил у него из ушей, и движения ее были особенно плавны и естественны в одно и то же время. Аркадий ощущал на  сердце некоторую робость,  но спокойствие Одинцовой сообщилось и ему. Одинцова слушала его с вежливым участием,  слегка раскрывая и  закрывая веер.  Сама  она  говорила мало,  но  знание жизни сказывалось в  ее  словах;  по иным ее замечаниям Аркадий заключил,  что эта молодая женщина уже успела перечувствовать и передумать многое...

V. ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗЫ

ЗАДАНИЕ ГРУППЕ. Расскажите об Одинцовой, о её прошлом.

СООБЩЕНИЕ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Мать Анны Сергеевны умерла рано. Отец её – Сергей Николаевич Локтев – проигрался и вынужден был поселиться в деревне. Через некоторое время скончался и он, оставив своим дочерям крошечное наследство. Анна Сергеевна, чтобы суметь прожить в деревне, выписала к себе тётушку.

Однажды Анну увидел очень богатый человек 46 лет – Одинцов. Он предложил ей свою руку, она дала согласие. Через 6 лет он скончался, оставив всё наследство супруге.

6) Базаров, впервые увидев Анну Сергеевну, ведет себя цинично. Меняется ли его отношение к ней впоследствии?

Тургеневский герой, отвергающий отношения мужчины и женщины, попадает в сети любви.

Ребята, перед вами слова, показывающие изменения в Базарове. Эти слова нужно распределить в той последовательности, в которой происходили изменения в герое.

Цинизм – конфуз – испуг – стремление понравиться - интерес – мучительное чувство.

Цинизм – конфуз – интерес – стремление понравиться – испуг - мучительное чувство (правильно)

Таким образом, Базаров незаметно меняется. Постепенно исчезает цинизм, появляется смущение, перерастающее в мучительное чувство.

7) Что же происходит дальше, после бала у губернатора? Где Базаров вновь видит Одинцову? (Аркадий и Базаров, воспользовавшись приглашением Одинцовой, едут в её имение Никольское)

С приезда в поместье Одинцовой начинается смятённость Базарова. Про себя он замечает: “Какой я смирненький стал”. За это время, проведённое в имении Одинцовой, Базаров изменился: “…что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал…”

Обращение к информационным листам. Работа с текстом:

“Чувство, которое его мучило и бесило и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и цинической бранью, если бы кто-нибудь хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нём происходило”.

“Сердце у него действительно так и рвалось”.

“Базаров, часа два спустя, вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрюмый”.

8) Как вы думаете, что же поселилось в душе, в сердце Базарова? (Евгений не может уехать, он полюбил. Трудно бороться с самим собой, но он таит свою любовь, мечтает о нежности)

Очень не легко давалось Евгению Базарову чувство к Одинцовой! В нём начнёт происходить что-то не базаровское: “что-то другое в него вселилось… чего он никак не допускал”.

9) Как вы думаете, почему Базарову так мучительно даётся признание в любви? (Принципы Базарова не выдерживают испытания жизнью. Происходит внутреннее столкновение идеи и неподвластного разуму чувства любви. Это приводит к конфликту с самим собой)

ЗАДАНИЕ ГРУППЕ:

Обратимся к сцене признания (глава 16). ПРОСМОТР ЭПИЗОДА

10) А как вы объясните поведение Одинцовой, которая сама подтолкнула Базарова на объяснение и сама же не приняла его любви, прикрывшись непониманием? (С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего: она – герцогиня, он – лекарь; она – холодная и безмятежная, он – неравнодушный и страстный. Анна Сергеевна была любопытна в отношениях с Базаровым: ей хотелось и его испытать, и себя изведать)

11) Почему Одинцова решила “не шутить”? (Анна Сергеевна испугалась. Она уже всё испытала в жизни. Грубость, необузданность Базарова её страшили. Одинцова привыкла к спокойной размеренной жизни. Даже заметила, что боится Евгения. Одинцова выбирает комфорт, прежний образ жизни для себя, покой: то равнодушие, та холодность, что мы видели в ней с самого начала, победили.)

12) Кто виноват в том, что любовь не состоялась? (Базаров захвачен целиком “страсть в нём билась”. Одинцова же дошла до “известной черты” и спокойно отступила.)

Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь-страсть обнаруживает в нём глубокого, мощного в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своём чувстве и при этом становящегося ещё более сильным.

13) Скажите, когда происходит последняя встреча с Одинцовой? Как прошло испытание? Как ведет себя Базаров? (Он решителен, мужествен. Но силы покидают, и Евгений это ощущает. Все испытания выдерживает с честью. Теперь не нужно притворяться. Он просит задуть свечу и подарить прощальный поцелуй.)

ОБРАЩЕНИЕ К ТЕКСТУ. ЗАЧИТЫВАНИЕ ЭПИЗОДА «Одинцова у постели умирающего Базарова):

Сколько страдания испытывает Базаров при последнем визите Одинцовой! По-прежнему затаённо-трепетно любящий Анну Сергеевну, он вместе с тем понимает, что её прощальным порывом движет жалость к нему.

VI. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

НАПОМИНАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА

Выдерживает ли Базаров испытание любовью? Как заканчивается для Базарова это испытание?

Победой или поражением для Базарова заканчивается испытание любовью? (Кажется, что в этом испытании Базаров терпит поражение.

Во-первых, отвергнуты его чувства и он сам.

Во-вторых, он начинает сомневаться в своих взглядах на жизнь, теряет почву под ногами, смысл жизни, а вскоре теряет и саму жизнь. Но это ипобеда: любовь заставила Базарова иначе взглянуть на себя и на мир, онначинает понимать, что жизнь не желает укладываться в нигилистическую схему.

Анна Сергеевна же формально остается в победителях. Она сумела совладать со своими чувствами, что укрепило её уверенность в себе. В дальнейшемона неплохо пристроит сестру, да исама удачно выйдет замуж. Но Одинцова оказывается неспособной на глубокие чувства, гораздо менее живой, чем сам Базаров, который прятал в нигилизме свое «страстное, грешное, бунтующее сердце»)

ВЫВОД

Испытание любовью становится для героя решающим. Только любовь раскрыла в нём глубокого человека, самосгорающего в чувстве и ещё более сильного. В любящем Базарове просыпается чувствующая душа, таящая бурю страстей. Он не только сломлен. Он сильный. Смерть дала возможность Базарову быть таким, не боящимся, умеющим любить. Всем спасибо за работу.

VII. ИНФОРМИРОВАНИЕ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ

(написать сочинение-миниатюру «Письмо Базарова к Одинцовой»)

VIII. РЕФЛЕКСИЯ

- Подводя итоги нашего урока, я выбрала несколько слова, которыми вы можете оценить его. Уходя, пусть каждый из вас опустит жетон для голосования в тот ящик, название которого отражает ваше сегодняшнее отношение к занятию:

  • интересно, познавательно;
  • жизненно, полезно;
  • скучно, посредственно;
  • трудно, утомительно.

Поиск

Loading

Оценка материала

...