Официальный сайт terra-z 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Материал для научно-практической конференции

Размещено: Светлана Владимировна Вуд-Вуд - вт, 28/02/2012 - 06:02
Данные об авторе
Автор(ы): 
Вуд-Вуд Светлана Владимировна
Место работы, должность: 

МБОУ "Металлурговсая средняя общеобразовательная школа" педагог-психолог

Регион: 
Кемеровская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Психология
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
проект
Краткое описание ресурса: 
<p> В данной работе представлены данные об истории возникновения прозвищ. Мы затронули различные области: историю, художественную литературу и современное школьное микросообщество. Также &nbsp;даны рекомендации психолога детям, которые имеют прозвища и их родителям.</p>

 

Введение

«Что давно когда-то жил он

У заставы Ильича.

И что прозвище носил он:

Дядя Степа — Каланча.»

С. В. Михалков, «Дядя Степа»

            Имена собственные занимают особое место в языке. Они служат для наименования предмета или лица. Это одна из самых распространенных и важных функций языка. Этой функцией пользуется каждый человек в течение всей жизни. Следовательно, очевидна необходимость изучения и научного осмысления этой функции.

            Изучая дополнительную литературу, мы узнали, что в языкознании выделяется особая отрасль – ономастика, которая изучает собственные наименования. Собственные имена людей изучает ее раздел – антропонимика.

         Исследования ученых в этих областях достаточно широко представлены в научных пособиях, но в школьном курсе русского языка не достаточно информации об именах собственных. Совсем не исследованы причины возникновения прозвищ.

            Однако изучение прозвищ необходимо, так как прозвища широко распространены в школьной среде, особенно в подростковом периоде. Иногда они (прозвища) являются причиной разногласий и раздоров школьников, создают трудности в общении, так как школьник может оценивать свое прозвище как обидное.

         Это обусловило выбор темы нашей исследовательской работы.

Область исследования: прозвища как слой  лексики, тесно связанный с жизнью каждого человека.

Объект исследования: система прозвищ, существующая в истории, художественной литературе и в школьном подростковом возрасте в данный период времени.

Предмет исследования: прозвища учащихся 5,6,7,8,9 классов МБОУ «Металлурговская СОШ»

Актуальность:

 -  прозвища широко распространены среди школьников, однако их происхождение, особенности мало изучены и недостаточно представлены в школьных учебниках русского языка.

 -   возникновение прозвищ – это явление, которое присутствует повсюду, и знакомство с этим явлением поможет расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания по русскому языку в целом.

 -  исследование прозвищ школьников позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное рядом с собой.

 - работа по теме позволяет выяснить отношение школьников к прозвищам, а, следовательно, возможно выявить проблемы, возникающие в процессе общения детей при употреблении прозвищ.

Гипотеза: существует мнение, что прозвище – категория вечная, оно существовало всегда и повсюду. Так ли это?

Цель исследования: выявление условий возникновения прозвищ, установление связи между прозвищем и личностными особенностями человека.

Задачи:

  1. изучить особенности прозвищ как языкового явления
  2. исследовать историю возникновения русских прозвищ
  3. проанализировать прозвища героев художественных произведений
  4. провести анкетирование с целью изучения особенностей и происхождения прозвищ в подростковый период и выяснить отношение школьников к прозвищам;  систематизировать полученные данные
  5. подобрать психологические рекомендации ребятам, не принимающим свое прозвище

Этапы исследования:

 Декабрь – изучение художественной, научной литературы, подбор теоретического материала.

 Январь – проведение анкетирования, обработка результатов.

 Февраль – написание исследовательской  работы.

Методы исследования:

 - метод сбора информации (анализ литературы, информационных ресурсов интернет, наблюдение);

 - анкетирование;

 - анализ;

 - сравнение;

 - статистические исследования (подсчет, вычисления).

Глава 1. Особенности прозвища как языкового явления

            Имена людей – часть истории народа. Каждый человек, живущий на Земле, имеет минимум одно имя. Имя человека – своеобразный социальный знак. Им принято дорожить. История знает немало примеров, когда, за право носить то или иное имя или фамилию, шла жестокая борьба. Когда родители выбирают имя ребенку, они хотят, чтобы оно было добрым, ласковым, памятным, чтобы, как словесный талисман, призывало быть счастливым и мудрым.

            Имя дается человеку при рождении, и сам человек никак не определяет, каково будет его имя. В определенный период жизни человеку кроме имени, данного при рождении, дается прозвище. Почему это происходит? Почему наряду с именами, отчествами и фамилиями существуют в живом языке прозвища? Если исходить из того, что суффикс –ищ- имеет в русском языке увеличительное значение, можно предположить, что прозвище могло дать гораздо более объёмную характеристику человеку, чем его имя.

Изучив специальную литературу, проведя анкетирование, исследовав часть современных прозвищ, мы убедились, что так оно и есть. Много вопросов возникает по поводу прозвищ: когда сложилась традиция употреблять прозвища, надо ли бороться с ними и если надо, то как и кому, почему одни прозвища обидные, а другие нет и даже красивые, приятные, почему одни понятны любому, кто бы их ни услышал, а другие – небольшой группе людей?

В прозвищах заключено много интересного: видны в них и буйная фантазия авторов, и наблюдательность – умение выделить в человеке какие-то черты, которые характеризуют и тех, кому их дают, и тех, кто даёт, свидетельствуют об их доброте или, наоборот, недоброжелательности. Но что самое удивительное – в возникновении прозвищ обнаруживается очень чёткая система. И появляются они на свет, оказывается, не просто так, а подчиняясь этой системе.

Прозвище– неофициальное имя человека.Если открыть Толковый словарь Даля, то в нём понятие «прозвище» толкуется так: «Название, данное человеку по какой– нибудь характерной его черте, свойству». Можно встретить и другие толкования:
            Прозвище – название, данное человеку в шутку, в насмешку, обычно указание на какую-то черту его характера, наружности, деятельности (Словарь русского языка. Том III. -  М.: Русский язык, 1987).

          Прозвище - название, даваемое человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.-М.:Азбуковник, 2000)

Прозвище, кличка— неофициальное имя человека, животного, предмета и т. п. (Материал из Википедии — свободной энциклопедии)

Прозвище-ср. Название, данное человеку помимо его имени (обычно указывающее на какую-л. заметную черту его характера, наружности, деятельности). (Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.)

В отличие от имени, прозвище отражает не желательные, а реальные свойства и качества носителя и фиксирует, таким образом, особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих. Людям прозвища могут даваться в разные периоды их жизни, и во многих случаях известны ограниченному кругу людей. Кроме того, люди с разными внешними признаками и разными внутренними качествами могут носить одинаковое имя. Связь же имени и человека-носителя этого имени весьма неопределенна и приблизительна. Говорящим неизвестно, почему данный человек назван именно так, а не иначе.

            Прозвище – явление вечное, оно существует всегда и везде и может возникать в любом коллективе. Даже в случайно собравшейся группе людей (в магазине, на вокзале) кто-либо из присутствующих может легко получить прозвище, выделяясь из общей массы своей внешностью, бросающимся в глаза поведением, подвижностью, речью и т. д. Такие прозвища долго не живут. Люди расходятся, и прозвище забывается. Но там, где люди постоянно общаются друг с другом, прозвища могут быть устойчивыми. Устойчивы прозвища у некоторых людей с характерной внешностью или манерами.

            Н.В. Гоголь писал: «Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света, и как уж потом ни хитри и ни облагораживай свое поприще, – ничто не поможет: каркнет само за себя прозвище во всё воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица». («Мертвые души», т.1, гл.5)

             Первые в жизни прозвища дети получают от родителей и близких  людей. Каждый маленький ребенок наделяется разными именами, ни одно из которых не является его официальным именем (карапуз, егоза, слюнявчик).

             Но как возникают прозвища? Исследования ученых показали, что существует ряд принципов происхождения прозвищ:

 1. По внешнему признаку

 2. По различным (чаще отрицательным) свойствам характера, поведения

 3. По линии внутренних качеств

 4. По особенностям речи

 5. По месту прежнего местожительства

 6. По прозвищу кого-либо из родственников 

            Но есть и другие номинации: по физическим, интеллектуальным качествам, по событиям или случаю из жизни.

Именно для того, чтобы выяснит, как и почему возникают прозвища, мы обратились к различным областям: истории, произведениям  художественной литературы и современному школьному микро сообществу.

Глава 2. История возникновения русских прозвищ

Множество русских фамилий были основаны на прозвищах, которые, в свою очередь, появляются на основе названий предметов, животных, человеческих свойств и так далее. Получается, что значение корня фамилии в некоторой степени отображает, какими были предки этого рода.

Учёными доказано, что самые первые прозвища возникли очень давно. Источником их являлись дохристианские, т.е. древнерусские имена, которые после принятия Русью христианства не исчезли бесследно, а перешли в прозвища, а затем на основе прозвищ появились фамилии.

Можно предполагать, что в 12 веке прозвища уже существовали в речи. О том, что древнерусские именования людей трудно разделить на прозвища и имена, свидетельствует  словарь В.И.Даля, в котором есть словарные статьи к словам «рекло» и «имя», из которых видно, что эти слова: «имя», «рекло», «прозвище» - стоят в одном ряду как синонимы.

Рекло (по В.И.Далю) – имя, придаваемое человеку по святцам, кроме крестного; давалось родителями при рождении или при молитвовании, иногда содержалось даже в тайне. Боярин Илья, по реклу Борис Иванович Морозов. Ангельское или крестное имя, рекло, отчество, прозвание (семейное) и нередко ещё прозвище.

Имя – прозвище, данное в семье или народом в прибавку к родному. Ещё одно доказательство того, что прозвища возникли очень давно, из древнерусских имён и параллельно с ними.

Вот и появляются в памятниках 15 – 17 веков записи: при древнерусских именах пояснения «по назвищу», «по прозвищу», например: «Ивашка по прозвищу Бажен сын Лазарев», «Петрушка по назвищу Любим Никиткин сын». Если в 11 – 13 веках люди, прежде всего, были известны по имени древнерусскому, (Остромир, Смеяна), а христианское упоминалось в каких-то ситуациях, связанных с церковными обычаями, то в 16 – 17 веках календарные имена становятся обычными для любых ситуаций, а древнерусские сохраняются лишь в виде прозвищ.

Вообще, древнерусские имена были разнообразны и изначально очень походили на прозвища. Имена давались, например, по цвету волос: Чёрный, Белый, Чернавка; по росту: Малой, Долгой…; по характеру и поведению: Булгак (беспокойный), Забава, Неулыба…; по особенностям внешности: Елтыш (обрубок дерева), т.е. невысокий крепкий человек.

Давались специальные «плохие» имена, которые должны были отвращать злых духов, болезни, смерть: Нелюба, Немил, Тугарин (туга – печаль); имена, связанные с растительным и животным миром: Бык, Волк, Пырей…

Наряду с прозвищами, возникшими на основе древнерусских имён, в бытовой речи, в древности, во время трудового процесса (полевых работ, разработок леса, строительства) появляются прозвища другого характера.

По версии Елены Николаевны Поляковой, лингвиста, занимающейся антропонимикой, т.е. наукой, изучающей различные именования людей, в том числе и прозвища, они могли появиться так.

Темп и условия работы в древности требовали краткого обращения. Если на работающего катится бревно, то пока окликнешь: «Фёдор Иванович!» - бревно попадёт на него. А крикнешь просто: «Фёдор!» или «Федька!» -и он успеет отскочить. Потому и не употребляли в древности в быту сочетания имени с антропонимом по отцу. А если одних имён для различения людей было мало, т.к. было очень много одинаковых календарных имён (Василий, Иван, Фёдор…), то использовали прозвища. И даже официально, как видно из документов, людей и в городах, и в деревнях различали по прозвищу: Федька Кузнец и Федька Хромой, Микитка Первуша и Микитка Борщ. Документы 16 – 17 веков пестрят прозвищами, если речь в них идёт о крестьянах или ремесленниках. «Ивашка Лаврентьев сын Швецов прозвищем Щербак сказал», «Ивашка Большой да Ивашка Меньшой дети Суровцевы».

По прозвищам 15 -17 веков можно узнать много интересного: какие кушанья готовили (Борщ, Кисель), что носили (Лапоть, Дерюга, Рунь (лохмотья), какие были предметы быта (Голик – веник без листьев, Кулема – капкан, ловушка, Копыл – часть прялки), какими были отношения между людьми, то есть древние прозвища помогают ближе познакомиться с бытом России прошлого, а значит, современные прозвища могут многое рассказать нашим потомкам.

Итак, возраст прозвищ довольно солидный – около 9 веков. Они очень подвижны. Они не только могут исчезать, сменяться другими, совсем не связанными с первыми, но и порождать новые. Мы решили обратиться к истории и нашли там немало великих людей, имевших персональные прозвища, различавшиеся по ряду признаков или причин:

- по внешнему виду: Филипп Красивый , Карл II Лысый, Эрик Рыжий

- по месту рождения, жизни, смерти:Александр Невский , Паоло Веронезе , Никколо Пизано , Симеон Полоцкий , Дмитрий Донской , Максим Грек

- по виду деятельности: Иоанн Креститель , Афиней Механик

- по характеру: Карл Великий , Иван Грозный , Владимир Святой , Ричард Львиное Сердце, Симеон Гордый

- другие:Иван Калита , Константин Багрянородный , Владимир Красно Солнышко , Всеволод Большое Гнездо 

Также система прозвищ широко используется авторами художественных произведений.

Глава 3. Анализ прозвищ героев художественных произведений

Характерные для художественного произведения прозвища встречаются у многих авторов, но чаще фигурируют в комических произведениях, где они с самого начала характеризуют героя. Выдающиеся мастера комического искусства умеют подбирать такие прозвища, которые как в художественном, так и в народном языке превращаются в символ. Поэтому иногда для изображения той или иной особенности характера человека, достаточно сравнить его с каким либо известным персонажем, и подобное сравнение чаще лучше всяких описаний передает сущность характера. Прозвища, вводимые в структуру художественного произведения, в качестве важнейших элементов  средств выразительности органически связаны с содержанием. Таким образом, в художественном произведении прозвища выполняют не только номинативно-опознавательную функцию: будучи связаны с тематикой произведения, жанром, общей композицией и характером образов, они несут определенную стилистическую нагрузку, имеют стилистическую окраску.

Когда писатель создает свои произведения, он непосредственно наблюдает жизнь во всех ее проявлениях, и в том числе специфику фамилий, имен и прозвищ у представителей отдельных классов. Для того чтобы его произведение было более правдоподобным, автор должен дать каждому персонажу имя, соответствующее его общественному положению. А если оно окажется необычным, то автор должен его объяснить. Давая прозвища своим героям, автор старается выявить в человеке какую-либо черту его характера, внешность, поведение.

Для создания определенного образа героя, а также правдивости сюжета, для того. Чтобы показать в своем произведении быт и нравы эпохи, автор давал своим персонажам не только подходящие имена и фамилии, но и прозвища. Можно выделить ряд причин, по которым герою дается то или иное прозвище:

1. происходящие от внешнего вида:

- Кривоносик («У него нос с горбинкой…», В.М.Шукшин рассказ «Микроскоп»)

- Бронька («Бронька (Бронислав) Пупков, еще крепкий, ладно скроенный мужик, голубоглазый…» , В.М. Шукшин рассказ «Миль пардон, мадам!»)

- Пескарь («Худой, остролицый парень чем-то смахивал на пескаря. Его тут же и окрестили— Пескарь.» , Виктор Корсуков рассказ «Пескарь»)

- Денёк – светлый, ясный, солнечный (“И вот тот – в желтой рубашке и с желтыми соломенными волосами. У него хорошее имя – Денёк…», В.Крапивин  роман-трилогия “Голубятня на желтой поляне”)

- Копейка – блестящий (“Голова-то блестит на солнце, как новая копейка! У меня и правда волосы такие, с медным отливом, Вернее, с латунным, особенно, когда подстригусь ежиком”, В.Крапивин  роман-трилогия “Голубятня на желтой поляне”)

2. от характера, поведения:

- Чудик («Жена звала его – Чудик, иногда ласково. Чудик обладал удивительной способностью: с ним постоянно что-нибудь случалось…» , В.М. Шукшин рассказ «Чудик»)

- Ветерок – веселый (“…легкий, веселый в общении,…», В.Крапивин  роман-трилогия “Голубятня на желтой поляне”)

- Клоун – насмехающийся над всеми (“…противный мальчишка из 7-го класса…», В.Крапивин  роман-трилогиия “Голубятня на желтой поляне”)

- Наблюдатель – холодный, злой (“Он улыбается, а глаза злые…», В.Крапивин  роман-трилогия “Голубятня на желтой поляне”)

- Юхванка Мудреный  (получил свое прозвище, вероятно, за то, что изъяснялся очень сложно, непонятно, мудрено. Он умел долго владеть вниманием собеседника, строя заумные фразы, не говоря при этом ничего существенного).  Рассказ Л.Н. Толстого "Утро помещика"

- Иу́душка (Иу́душка Головлёв — ставшее нарицательным прозвище героя романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы», Порфирия Владимировича Головлёва. Прозвище образовано от имени Иуды Искариота, апостола, предавшего Иисуса Христа).

3. от имени:

- Клавдя ( «Клавдя извлекла из чемодана коробку…», В.М. Шукшин рассказ «Сапожки»)

- Сергуня («Сергунь!»-ласково позвала Клава…», В.М. Шукшин рассказ «Сапожки»)

4. по характеру занятий героя, профессии:

- Барабанщик (“Яське нравилось стучать в барабан”) (В.Крапивин  роман-трилогия “Голубятня на желтой поляне”)

- Музыкант (“Про музыканта много чего рассказывали …Был он нелюдимый, но не злой. Часто насвистывал что-то и за это получил свое прозвище”, В.Крапивин  роман-трилогия “Голубятня на желтой поляне”)

- Чита (“Это не из кино, что ты! Это сокращенно от слова “читатель”, В.Крапивин  роман-трилогия “Голубятня на желтой поляне”)

- Шериф (“Это был начальник береговой охраны по прозвищу Шериф”, В.Крапивин  роман-трилогия “Голубятня на желтой поляне”)

5. прозвища, которым автор не дает объяснения:

- Алеша Бесконвойный  («Его и звали-то не Алеша, он был Костя Валиков, но все в деревне звали его Алешей Бесконвойным» , В.М. Шукшин рассказ «Алеша Бесконвойный»)

Проанализировав прозвища героев художественной литературы, можно сделать следующие выводы:

 1. Прозвища часто употребляются писателями в произведениях для именования персонажей.

2. В художественной литературе прозвище героя почти всегда отражает его характер, или несет в себе какую-либо особенную черту человека, характерную персонажу. Также прозвища бывают просто необходимы не только для эмоционально-стилистической выразительности, но и для раскрытия внутреннего мира героев. Они по-русски метко и точно характеризуют людей из простонародья. Источником образования прозвищ могла быть любая причина из ранее перечисленных причин.

3. Употребление прозвищ тесно связано с образом героя, бытом и нравами социальной группы, о которой речь идет в произведении, с жанром и стилем литературы.

         Полученная информация натолкнула нас на ряд вопросов, которые мы будем рассматривать в следующей главе.

Глава 4. Особенности и происхождение прозвищ в подростковый период, отношение школьников к прозвищам

            Как правило, прозвище появляется у человека в подростковый период.  Прозвища - чрезвычайно важная часть мира детей. Прозвища изобретаются детьми для детей. Прозвища существуют во всех школах, во всех классах, городах и селах. Бывает, прозвище настолько прочно закрепляется за человеком, что его вообще по имени перестают называть. Есть довольно популярные прозвища, например, Плакса, Мелкий, Серый.  Функции, которые они выполняют при этом:

 - выдвижение  лидеров микро сообщества,

 - выделение из группы отвергнутых людей,

 - различение детей с одинаковыми именами,

 - подчеркивание преемственности по родовой линии,

 - поддразнивание и унижение,

 - проявление симпатии.

Следует отметить, что ребята по-разному реагируют на прозвища:  кому-то они нравятся (36%), кому-то нет (34%), кто-то обижается, а кто-то остается равнодушным (30%). (приложение№ 2)

Исходя из гипотезы, учащимся 5-9 классов МБОУ «Металлурговская сош» (всего 142 ученика) было предложено ответить на вопросы анкеты с целью выявления наличия прозвищ и отношения к ним:

1. Фамилия. Имя. Класс

2. Есть ли у вас прозвище? Назовите его.

3. Кто дал вам прозвище?

4. В связи с чем оно у вас появилось?

 а) образовалось от фамилии;

 б) образовалось от имени;

 в) дано по поведению;

 г) дано по внешности;

 д) дано по поступку.

5. Считаете ли вы его обидным?

6. Употребляете ли вы прозвища?

 а) никогда не употребляю, так как для этого есть имя;

 б) употребляю, если  только человек  не против;

 в)  употребляю, даже если это не нравится человеку;

 г) мне все равно, никогда не задумывался над этим. 

7. Закончите предложение "Я считаю, что прозвище это -…"

 а) свидетельство невоспитанности того человека, который называет другого не по имени;

 б) свидетельство неуважения к тому, к кому обращаются;

 в) свидетельство того, что человек популярен в коллективе (группе, классе, компании);                            

г) нормальное явление, на него не следует обращать внимание.

8. Нужны ли прозвища?

            По итогам проведенного анкетирования  была составлена картотека школьных прозвищ (приложение №1).

Анализируя прозвища, мы обнаружили, что закономерности в образовании прозвищ сохранились с древнейших времён и не претерпели значительных изменений. Если раньше прозвища давались по имени или профессии предка и передавались по наследству, то теперь большинство прозвищ   дается   школьникам от их фамилий и имен.

Самый распространённый способ образования – на основе фамилии и имен учеников (63% ), (приложение 2): Зайцева- Заяц Черепанов – Череп, Лапов-Лапик, Гулидов-Гулид, Ромашкина-Ромашка, Даша-Дашута, Денис-Диса…

Происходит как бы возвращение к тем прозвищам, из которых когда-то возникли эти фамилии.

Прозвища из фамилий чаще всего не имеют никакой эмоциональной окраски, в них нет ничего обидного или особенно приятного: они нейтральны, почти как имена. И используются они чаще всего с целью подчеркнуть дружеское, близкое, приятельское отношение того, кто обращается, к носителю прозвища. Прозвищ, образованных от имён, гораздо меньше, но всё-таки они тоже встречаются.

Следующая группа – прозвища, возникшие по внешним признакам человека, а также по особенностям характера, поведения, привычек (24%).  Именно среди таких встречаются прозвища, приносящие немало горьких минут, то есть обидные: Ботаник, Решебник, потому что хорошо учатся; Пельмень, потому что полный; Кучерявый, потому что кудрявый;

Иногда прозвища воспитывают, то есть помогают избавиться от недостатков, но всё-таки чаще в этой группе встречаются обидные.

Некоторые ребята не могут объяснить, почему у них то или иное прозвище (13% обучающихся).

Полученные результаты позволяют однозначно говорить, что основной источник возникновения прозвищ-это сами ребята (88%), остальные прозвища дают родители и родственники (22%).

        &nbsraquo;. Можно встретить и другие толкования:p; Прозвища создаются школьниками очень активно, что в значительной степени объясняется психологическими свойствами детей переходного возраста – стремлением к необычному, новому, что проявляется в речевом поведении подростков и молодежи.  Не все ребята реагируют на прозвища спокойно. Как же с этим справиться? За этой информацией мы обратились к школьному психологу.

Глава 5. Психолог о прозвищах

        По мнению психолога, прозвище может быть как приятным для человека, так может и нанести ему ужасную психологическую травму. Но все же главное – это реакция самого человека на прозвище. Зависит она от темперамента человека – меланхолик, к примеру, будет плакать, а холерик полезет в драку, а также от отношения с человеком, давшим прозвище. В основном прозвища появляются в переходном возрасте, с 12 лет, когда человеку очень важно общение с другими, ведь прозвище несет на себе очень важную коммуникативную функцию, и прозвищный обмен становится своеобразной игрой.  Но иногда прозвище так прикрепляются к человеку, что мало кто зовет его по имени, и имя, само по себе содержащее эмоциональную окраску, отходит на второй план. По мнению психолога, прозвище – это всегда плохо, ведь у человека есть свое имя

Советы психолога ребенку

Самое главное - не поддавайся эмоциям. Если ты в ответ на насмешки будешь злиться, кричать или, что ещё хуже, плакать, это ещё больше подстегнёт дразнильщиков, ведь им только того и нужно - "достать" тебя. И если им это удастся, тогда уж точно от тебя долго не отстанут. Лучше всего, если ты просто не будешь обращать внимания на обидные слова. Ведь если дразнилки не достигают цели, то становятся просто-напросто неинтересными, и скорее всего одноклассникам вскоре просто наскучит наделять тебя разными прозвищами. Что и говорить, сохранить хладнокровие, когда на тебя со всех сторон сыплются насмешки, очень нелегко, но результат того стоит.

Если кто-то из ребят вдруг ни с того ни с сего, без видимой причины, начал тебя дразнить и обижать, можешь подойти к обидчику и спросить, почему он так говорит о тебе. Может быть, ты сам ненароком его оскорбил и теперь он тебе мстит за это?  Главное, разговаривать нужно спокойно и вести себя уверенно.

Ещё один способ заставить дразнильщиков отстать от тебя - научиться отвечать обидчику так, чтобы у него больше не возникало желания к тебе приставать. Речь идет не о том, чтобы набрасываться на недругов с кулаками, главное оружие здесь - меткое слово и чувство юмора. Например, если кто-то из ребят обозвал тебя обидным прозвищем, ты отвечаешь ему так, что твой обидчик сам становится посмешищем для окружающих. После такого случая вряд ли ему или ещё кому-то из ребят захочется задирать тебя - ведь никто не любит, чтобы над ним смеялись.

И последнее: а не приходилось ли тебе самому  издеваться над кем-нибудь или принимать участие в травле какого-нибудь мальчика или девочки? Если да, то знай, это не делает тебе чести. К тому же если сегодня обижаешь ты, то завтра могут обидеть тебя - представь, что бы ты ощущала, окажись на месте объекта насмешек и издевательств. Особенно жестоко и гадко - издеваться над людьми с физическими недостатками, ведь человек не виноват, что хромает или выговаривает не все буквы, он и так переживает из-за этого, а тут ещё и глупые ребята со своими насмешками.

Советы родителям.

Родители могут помочь ребенку, переживающему из-за того, что сверстники придумали ему прозвище.

• Разберитесь сами, почему ребенку придумали именно это, а не иное прозвище. Иногда это сигнал к тому, над чем стоит поработать – объективнее посмотреть на поведение ребенка. Например, чадо могут дразнить за то, что он неряшливо одет, часто дерется или ябедничает. Если же прозвище касается каких-то особенностей внешности, важно направить усилия на принятие ребенка себя таким, какой он есть.

• Обратить внимание нужно и на то, от кого исходит прозвище. Если ребенок оказался в классе в изгоях и его дразнят все кому не лень, необходимо срочно вмешиваться в ситуацию и выправлять ее в коллективе с помощью учителей и школьного психолога. Иногда же прозвище возникает в отношениях с конкретным ребенком, и тогда нужно помочь своему отпрыску разобраться, чего добивается обидчик. Бывает так, что добивается он лишь привлечения внимания или таким неуклюжим образом выражает свои симпатии.

• Если прозвище образовано от фамилии, то это может стать поводом поговорить о понятии рода, семьи. Расскажите ребенку о том, что практически все фамилии образованы от каких-то слов, имевших какое-то отношение к роду в древности. Например, Кузнецовы, наверняка, работали в кузницах, Берестовы, возможно, делали изделия из бересты и так далее. Пофантазируйте о том, чем могли заниматься ваши предки и откуда произошла ваша фамилия. Поделитесь тем, что и вас, и ваших родителей в детстве дразнили похожим образом, но это совершенно не обидно.

• Учите ребенка более спокойно реагировать на прозвище. Лучший вариант – игнорировать его. К примеру, после нескольких обращений «Эй, жирдяй», можно повернуться и сказать: «Ты мне, что ли? Меня Костя зовут». Чем спокойнее будет реакция, тем бесполезнее провокация и тем меньше вероятности, что прозвище закрепится.

• Во многих случаях помогает искренний разговор с зачинщиком. Простые искренние слова: «Знаешь, мне обидно без конца это слышать» или «А тебе самому приятно, когда тебя обзывают?», как ни странно, способны изменить ситуацию.

• Для дошкольников и младших школьников особое магическое значение имеют так называемые «отговорки» (например, «кто обзывается – сам так называется»). Можно вспомнить подобные отговорки или придумать свои, для ребенка в этом возрасте они действительно играют роль защитной стены.

• Для подростков же более важно найти плюсы в тех чертах, за которые получено прозвище. Для этого полезно поискать информацию об известных людях, обладавших такими же особенностями внешности.

• Если ситуация серьезна и справиться самостоятельно с ней не получается, обязательно обратитесь к школьным педагогам и психологам. Оскорбительные прозвища и травля должны пресекаться на корню, дабы не становиться нормой отношений в классе или в любом детском коллективе.

Заключение

В результате проведённого исследования мы пришли к следующим выводам:

- Прозвища – очень древнее и сложное явление в русском языке, различны их источники, по-разному складывались их судьбы.

- Способы образования прозвищ претерпели за тысячелетия незначительные изменения. А вот роль их постоянно меняется. В старину прозвища занимали важное место в официальном языке, но постепенно утратили его. Сейчас они сохраняются лишь в неофициальной обстановке, но появилась их роль в установлении межличностных отношений.  Однако,  не смотря на все выше сказанное, прозвище остается категорией вечной, оно существовало всегда и повсюду.

-  Изучение прозвищ, исследование их судеб в разные времена даёт нам очень многое, помогает глубже изучить историю быта, прошлого нашей Родины. Изучение прозвищ необходимо также для восстановления словарного запаса русского языка. Для нас интересно и важно знать историю своего народа, своей страны. Кроме того, мы надеемся, что наша работа окажется полезной учёным-лингвистам, изучающим прозвища.

          Как и многие другие социальные явления, система прозвищ, вероятно, является не только формой солидарности, но и источником иных форм социальной активности, например поддразнивания и унижения. Одно и то же прозвище может служить проявлением симпатии и быть средством оскорбления. Хотя и оскорбление выступает своего рода признанием.

          Людям прозвища могут даваться в разные периоды их жизни, и во многих случаях известны довольно ограниченному кругу людей. Например, только коллективу класса или только друзьям. Многие люди имеют несколько прозвищ, и каждое из них, похоже, связано с принадлежностью к определенной группе.

          Кто придумывает прозвища? Ограниченные данные, которыми располагают лингвисты, позволяют предположить, что существует некто, кому детским сообществом выдана своего рода лицензия на присвоение прозвищ. Попытки всех остальных придумывать прозвища, как правило, оканчиваются неудачей. Проанализировав прозвища, существующие в настоящее время в нашей школе, выяснив причину их появления, мы бы хотели  помочь  ребятам не реагировать на них болезненно и обратиться  при необходимости к советам психолога.

 

Литература

 1. Голанова Е.И. Как возникают слова. – М., 1989.

 2. Горбаневский М.В. В мире имен и названий. – М.,1983.

 3. Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. – М.,1984.

 4. Ожегов С.И.. Словарь русского языка. – М.,1984.

 5. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.,1976.

 6. Суслова А.В., Суперанская А.В. Современные русские фамилии. – М.,1984.

 7. Шанский Н.М. Слова, рожденные Октябрем. – М., 1980.

8. Интернет ресурсы:

- http://www.aristocratiya.ru/morfolog.php

-  http://volschool42.narod.ru/poet2.html

-  http://promosite.ru/

- http://ru.wikipedia.org

- http://referat.yabotanik.ru/literatura/prozvishha-ljudej-v-hudozhestvennom-tekste-na/14193/14154/page2.html  «Прозвища людей в художественном тексте на примере рассказов Василия Шукшина»

- http://arhivfamiliy.narod.ru/name_fant.html   Имя собственное в контексте фантастического произведения

- http://www.hrono.ru/slovo/2003_04/kachko04_03.html  М.А.Шолохов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

 

А

Б

В

Г

Д

Е

Алекс

Антип

Арсланчик

 

Банан

Бандерос

Башка

Белобока 

Бим

Ботаник

Бублик

Бука

Вагон

Валюта    

Гарри Поттер

Гитлер

Гулид     

Дашута

Дерл       

Дикий

Диса

Док 

Дыня

Дэн

Дюша

Ермачиха

Ерш

Есюн

З

И

К

Л

М

Н

Зайчик

Заяц      

Игорец

Капуста

Кастрюль-ка

Катюха   

Киря

Клепа  

Крис                                                                                     Кудрявая            

Кудрявый

Кузя      

Кум 

Лапик

Лева

Лелик     

Леля

 Лузик Людочкина                              Ляха    

Мадам

Майорка 

Мальвина Маруся Мельница

Масяня 

Мышка   

Неверчик

Неустрой-чик

Нюша 

О

П

Р

С

Т

Ф

Обезбашен-ная

Огонь

Павлин

Панда

Пантера  

Патрик

Паштет 

Пельмень

Перец

Планктон

Помидор                                 Попрыгунчик

Принцесса           

Пуля

Пьяный

 

Равшан 

Рама                

Решебник

Ромашка

Рыбка

 

Санько

Серый

Собака

Солнышко 

Спанч-Боб              

Танк

Татушка

Терминатор

Феор

Фил   

Фура                      

Фурик                           

Х

Ч

Ш

Я

 

 

Хлеб

Хома                 

Чепуша

Чича

Чупик

Чурикова 

Шак            

Шнурок                             

Шурик                    

 

Яйцо    

 

 

 

nbsp;

nbsp;

nbsp;


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн