Вы не зарегистрированы

Авторизация



Рост и развитие растений

Размещено: Ольга Аркадьевна Браткова - вт, 28/02/2012 - 18:36
Данные об авторе
Автор(ы): 
Браткова Ольга Аркадьевна
Место работы, должность: 

МОУ "Бобылёвская основная общеобрвзовательная школа с. Бобылёвка Романовского района Саратовской области", учитель биологии, химии, экологии

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Биология
Предмет(ы): 
Естествознание
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p> План конспект урока биологии в 6-ом классе по теме: &quot;Рост и развитие растений&quot;</p>

 

                                    Тема: РОСТ И РАЗВИТИЕ РАСТЕНИЙ

 

Цели:изучить понятия «рост» и «развитие» организма; рас­крыть особенности индивидуального развития цветкового расте­ния; показать роль семени в индивидуальном развитии растения; дать понятие об условиях прорастания семян, росте и развитии проростка; продолжить формирование умений обсуждать проблем­ные вопросы, анализировать, работать с различными источниками информации.

 

Тип урока: комбинированный, с применением ИКТ

 

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый,  лабораторная работа.

 

Структура урока:

1. Актуализация знаний.

2. Начальные этапы индивидуального развития растений.

3. Преимущества и эволюционное значение семенного размно­жения цветковых растений.

4. Разнообразие способов распространения семян и значение этого периода в жизни цветковых растений.

5. Условия и этапы прорастания семян.

6. Рост зародыша и развитие проростка. Особенности роста растений.

7. Закрепление изученного материала. Лабораторная работа: «Прорастание семян»

 

Оборудование:таблицы «Семена однодольных растений», «Распространение плодов и семян», «Семена двудольных растений», «Прорастание семян»; рисунки учебника; лабораторный практикум Биология 6 – 11 класс (учебное электронное издание); инструктивные карточки для выполнения лабораторной работы, сухие и проросшие семена фасоли.

 

 Эпиграф к уроку:   Что посеешь, то и пожнешь.

                                  Лучше голодай, а добрыми семенами за­севай.

                                   Весенний день — год кормит.

                                        

                                                 Ход урока

 

I.                                      Организация начала урока.

II.               Актуализация знаний.

 

                                       Игра «Шпаргалка другу»

 

Обитатели планеты Зархи благодарят землян за гостеприимство, они увозят с собой в корзинке живые организмы — подарки землян, которых нет на Зархи, но забыва­ют книгу, где написано, какую пользу приносят эти организмы и как их можно размножить. Из корзинки (коробки) инопланетянин по очереди достает:, дрожжи, гриб, клубень, луковицу, кор­невище ландыша (картинка растения), черенок смородины, усы земляни­ки, куриное яйцо, семена и плоды цветковых растений, бабочку, пчелу и пр.

 

Учащиеся рассказывают о размножении организма. На доске прикреплен лист бумаги — шпаргалка для инопланетян, и по­ка один ученик кратко отвечает и показывает по таблице, другой ученик рисует способ размножения на листе-шпаргалке. Когда обитателями Зархи получена вся информация, они забирают шпаргалку, корзинку с подарками, благодарят учеников. Но один из них сомневается: какой вид размножения лучше — половое или бесполое? Ученики дают объяснения — игра окончена.

 

III. Изучение нового материала.

 

1. Начальные этапы индивидуального развития растений.

 

Рост, развитие ... Как бы вы продолжили этот ряд? Что в нем перечисляется?

А как вы понимаете «индивидуальное развитие ор­ганизма»?

Давайте запишем пояснения к тем терминам, с которыми будем работать на уроке.

Учащиеся записывают определения.

 

Рост - возрастание массы и объема индивида или его орга­нов, происходящее за счет увеличения числа и размеров клеток в процессе обмена ве­ществ. У растений нередко продолжается всю жизнь, но часто снижается с возрастом. Развитие - необратимый, за­кономерно направленный про­цесс тесно взаимосвязанных количественных и качествен­ных изменений особи.

Индивидуальное развитие ина­че называется онтогенез - раз­витие организма от зарожде­ния до конца жизни особи.

Индивид - (лат. индивидуум -неделимое) - элементарная единица жизни, имеющая все признаки, свойственные виду к которому организма принад­лежит, но вместе с тем отли­чающаяся специфическими особенностями.

 

Этапы онтогенеза растений

 Что будет являться началь­ным этапом онтогенеза у цвет­ковых растений? Найдите от­вет в тексте учебника, в разделе 21, и запишите в виде схемы в тетрадь.

 1. Оплодотворение яйцеклетки

2. образование зиготы

3.  многократное деление

4. формирование зародыша

5.  образование семени

 

 

2. Что же такое семя, и почему семенное размножение цветко­вых растений получило пре­имущество в ходе эволюции?(работа с презентацией на компьютере)

 

Семя - приостановившийся в своем развитии зародыш.

Преимущества семенного размножения

1. Защитные покровы - защи­щают зародыш от неблагопри­ятных воздействий среды.

2. Запас питательных веществ - обеспечивает зародыш на первых порах питанием.

3. Приспособления к распро­странению - способствуют переносу семян на большие расстояния и расселению.

4. Плотная оболочка - позво­ляет семени долго жить в со­стоянии покоя, дожидаясь бла­гоприятных      условий      для прорастания.

Приспособления для распространения плодов и семян

1. Сочный плод - привлекает животных в качестве пищи.

2.  Семена в  пищеварительном тракте животных не теряют всхожести, но получают лучшие условия для прорастания.

3. Выросты на семенах помогают им прицепляться к животным (череда).

4. Хохолки, парашютики, крылышки помогают при распро­странении ветром (клен).

5. Малый вес семян также способствует распространению вет­ром (орхидеи).

6. Особые приспособления для саморазбрасывания семян (бе­шеный огурец).

7. Специальные приспособления для самозарывания.

 

3. Условия и этапы прорастания семян. (работа с компьютером)

 

Условия прорастания: влага, тепло, воздух, живой зародыш.

 

1 этап - Поглощение воды.

2 этап - Набухание семян.

3 этап - Увеличение размеров. Деление клеток.

4 этап - Появление корешка.

5 этап - Появление зародыше­вого побега.

Проросток - это образовав­шееся из семени растение, чтобы он стал похож на взрос­лое растение, нужно немало времени, это произойдет в хо­де индивидуального развития.

 

IV. Закрепление изученного материала.

 

 Лабораторная работа: «Прорастание семян»

Учащиеся выполняют работу по инструктивной карточке.

 

Решите задачу: из 100 семян проросло 80. Како­ва всхожесть семян? Можно ли такими семенами засевать поля?

 

 

V. Домашнее задание.

 

Изучите раздел 21 до конца. Ответьте на вопросы рубрики «Проверьте свои знания», «Какие утверждения верны?».

 

 

 VI. Подведение итогов.


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...
Глобальная школьная лаборатория