· познакомить учащихся с механической работой, её вычислением, единицей измерения; зависимости от направления;
· разобрать решение задач.
9. Задачи:
v образовательные:
Ø сформировать понятие механической работы, выяснить на конкретном материале, как надо правильно рассчитывать величину работы, когда тело перемещается по горизонтальному пути;
Ø продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщать и сравнивать результаты эксперимента.
v развивающие:
Ø сформировать элементы творческого поиска на основе приёма обобщения, продолжить работу по формированию умений составлять, анализировать, делать выводы;
Ø развивать интерес учащихся к физике, используя экспериментальные задания.
v воспитательные:
Ø воспитать умения и навыки коллективной работы;
Ø содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.
10. Тип урока изложение нового материала с первичным закреплением.
11. Формы работы учащихсясловесная, использование информационно-коммуникационных технологий, ЭОР, беседа, фронтальная работа
12. Необходимое техническое оборудование
Компьютер, мультимедийный проектор; интернет, класс с ПК, материал к опытам: гири, тележка, динамометр, пружина, гладкая поверхность, линейка.
13. Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
2
3
4
5
6
1
Организационный момент
1.Механическая работа. Единицы работы (N 205932)
(цифра 1)
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Начнем урок.
Сегодня мы повторим материал прошлого урока, изучим новую тему и решим задачи по теме.
приветствие учителя, проверка готовности к уроку.
1 мин.
2
Актуализация и проверка знаний
Обсуждение смысла пословиц и поговорок.
- Вспомните поговорки и пословицы про работу.
Молодцы. А теперь послушайте какие подготовила для вас я.
Объяснение пословиц и поговорок.
Обсуждение
5 мин
3
Теоретическая часть урока
1.Механическая работа. Единицы работы (N 205932)
(цифра2, 3, 4)
3. Запомни "Механическая работа и энергия" (N 186859)
(цифры 5-6)
2. Формула "Механическая работа" (N 187092)
1.Механическая работа. Единицы работы (N 205932)
(цифра7)
Рассказ по ЭОР
(прослушать только цифру 2)
Смотрят,
записывают
13 мин.
4
Закрепление темы (проделывание опытов, решение задач)
4.Интерактивная задача "Вычисление механической работы" (N 187095)
5.Подборка заданий "Работа, мощность" (N 187119)
1.Механическая работа. Единицы работы (N 205932)
(цифра8)
Опыт 1. Тележку, нагруженную гирей, перемещают на некоторое расстояние. Действующую на тележку силу измеряют динамометром (рис. 1).
Опыт 2.Гирю поднимают на некоторую высоту. Силу, действующую на гирю, измеряют динамометром (рис. 2).
Опыт 3.К тележке, нагруженной гирей, прикладывают силу, недостаточную для того, чтобы вызвать движение тележки (рис. 3).
Опыт 4.На гирю, подвешенную к пружине, действует сила упругости пружины. Но гиря не перемещается (рис. 4).
Опыт 5. Тележка по инерции перемещается на некотором участке гладкой поверхности.
(рис.5)
Опыт 6. Нагруженная тележка под действием силы перемещается сначала на расстояние 0,5 м, а затем под действием той же силы на расстояние 1 м.
Опыт 7. Нагруженная тележка под действием силы перемещается на 1 м. Фиксируют значение силы, совершающей работу. Нагрузку тележки увеличивают и опыт повторяют. Динамометр отмечает возросшее значение силы.
Решение задачи по ЭОР
Выполнение теста за ПК
в проведении демонстрации участвуют учащиеся, после каждого опыта делают выводы
Вывод (делается после демонстрации опытов 1, 2):Механическая работа совершается, когда тело движется под действием силы.
Вывод(делается после демонстрации опытов 3, 4): Если есть сила, а нет перемещения, то нет и работы.
Вывод(делается после демонстрации опыта 5):А = 0, т.к. результирующая сила F = 0. Без действия на тело силы не может быть и работы. Механическая работа совершается тогда, когда на тело действует сила и оно движется.
Вывод (делают учащиеся после демонстрации опытов 6, 7):Механическая работа прямо пропорциональна приложенной силе и прямо пропорциональна пройденному пути.
Работа за ПК
Запись в тетради
Работа за ПК
Запись в тетради
Работа за ПК
20 мин.
5
Итоги урока.
Выставление оценок.
Анализ и оценка успешности работы на уроке.
Учитель задаёт вопросы.
- Какова тема сегодняшнего урока?
- С какими понятиями познакомились?
-Что такое Механической работе?
- Как находится механическая работа?
-Что принимают за единицу измерения?
Поговорим о направлениях.
-Если F↑ и s↑, то …?
-Если F↑ и s↓, то… ?
- Если F^s, то..?
Дети отвечают.
Механическая работа
Работа
Механическая работа – это физическая величина, которая совершается только тогда, когда на тело действует сила.
Механическая работа прямо пропорциональна силе и пути, поэтому, чтобы её найти, нужно силу умножить на путь, т.е. А=F*s.
1 Дж=1Н*м
А>0
A<0
А=0
4 мин.
6
Домашнее задание
§ 53 упр. 28 (1, 3, 4.) Ответить на вопросы в конце параграфа. Определить работу силы тяжести при подъёме портфеля.
Сделать иллюстрацию к поговорке или пословице о работе и труде.(Пример см. приложение)
Дети записывают в дневник.
просматривают
2 мин.
Приложение к плану-конспекту урока
Тема урока: РАБОТА
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1.
Механическая работа. Единицы работы (N 205932)
Интерактивное задание,
Мультимедиа
(Вводится понятие механической работы. Приводится формула для расчета механической работы. Показано, в каком случае работа отрицательна, работа положительная и работа равна нулю.)