Submitted by Светлана Григорьевна Кидяева on Wed, 29/02/2012 - 16:05
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8
ИМ. А. Г. ЛОМАКИНА
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУСОШ № 8
им. А. Г. Ломакина
________________________
«____»____________ 2008 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
Руководитель Кидяева Светлана Григорьевна
Кружок «ЮНЫЙ ЭРУДИТ»
Класс 4-б
Учебный год 2008 - 2009
г. Таганрог 2008 год
Пояснительная записка
Каждый хочет найти свое место в жизни. Кто-то создает гениальную музыку, кто-то летит в космос, создает теории, кто-то просто хочет стать врачом, учителем, инженером, просто найти хорошую работу. Лишь одно объединяет всех – все ищут свое место в этой жизни – любимое дело на многие годы.
Школьный кружок для 4 классов «Юный эрудит» является важным шагом в создании детского пространства, позволяющего заполнить свободное время школьников педагогически целесообразной деятельностью, отвлечь их от улицы и прочих негативных факторов современной жизни. В школьный кружок может прийти любой желающий, независимо от уровня подготовленности. Надо только хотеть познавать и играть.
Программа кружка «Юный эрудит» направлена на интеллектуально-познавательное развитие школьников, а также формирование и тренировку команд для участия на фестивалях и турнирах интеллектуальных игр, в том числе "Что? Где? Когда?" и "Брейн-ринг". Одним из направлений деятельности кружка – подготовка к участию в предметных конкурсах, олимпиадах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Старт» и др.
Программа кружка предусматривает командные игры и, следовательно, развивает у игроков не только определенные знания, но и умение общаться, позволяет научиться диалогу работы в группе. Интеллектуальные игры формируют атмосферу сотрудничества, взаимного доверия и уважения.
Разработка программы обусловлена потребностью:
- более глубокой подготовки к участию учащихся в интеллектуальных и предметных конкурсах, олимпиадах;
- потребность в творческих и интеллектуально развитых личностях;
- самосовершенствования личности школьника.
В соответствии с целями и задачами нашего обучения игра может выполнять следующие основные задачи: развитие у воспитанников клуба коммуникативной компетентности и готовности к самообразованию.
А именно:
поиск, отбор, анализ информации по сети Интернет и другим источникам, что позволит развить такие навыки, как способность самостоятельно мыслить, принимать решения;
исследовательскую деятельность (подбор источников информации), работа со справочными материалами, частично - поисковые задания (мини-исследования);
выполнение практических заданий, направленных на разнообразные варианты работы с различными источниками информации;
обсуждение промежуточных и итоговых результатов в группах, что способствует развитию таких навыков, как коммуникабельность, умение работать в коллективе, умение обосновывать свою точку зрения.
Однако, оптимальным вариантом, на наш взгляд, является проведение межпредметных игр. Такие игры направлены на формирование целостной картины мира, применение знаний к конкретной жизненной ситуации.
Игра – это естественное состояние и ребёнка, и взрослого человека. Потребность в игре сохраняется на всём протяжении жизни человека, необходимы лишь формы, в которых эта потребность могла бы реализовываться.
В ходе реализации программ (тематических блок – тем) интеллектуальных игр формируются ключевые компетенции учащихся, что в условиях модернизации системы образования является одной из основных задач. С позиций компетентностного подхода, интеллектуальные игры призваны научить обучающихся определять цели своей познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы решения поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими членами команды. Школьники учатся работать в команде, прислушиваться к чужому мнению, ценить и уважать чужой интеллект, и при этом, не стесняясь высказывать свое мнение.
Участие в играх, где наряду с ограниченностью по времени, на воспитанников действует множество отвлекающих факторов, является хорошим тренингом психологической защищенности, умения отстранится и сосредоточится на главном, формирует привычку к эмоциональным нагрузкам. Выработка здоровьесберегающих умений благоприятно сказывается как на дальнейших выступлениях школьников на олимпиадах, так и на их поведении на экзаменах.
Принципы на которых основывается работа клуба:
культуросообразности, предполагающийприобщение обучающихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности;
индивидуально-личностного подхода, означающий непременную направленность воспитания на выявление, сохранение и развитие индивидуальности, самобытности ребёнка, на поддержку процессов саморазвития, самовоспитания;
ценностно – смыслового подхода, направленный на создание условий для приобретения ребёнком смысла своего учения, жизни, на воспитание личностных смыслов всего происходящего в его общении с природой, социумом, культурой;
сотрудничества, предусматривающий объединение целей детей и взрослых, организацию совместной жизнедеятельности, общение, взаимопонимание и взаимопомощь, взаимную поддержку и общую устремлённость в будущее.
личностно ориентированного подхода - обращение к субъектному опыту обучающегося, то есть к опыту его собственной жизнедеятельности; признание самобытности и уникальности каждого ученика);
природосообразности, учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности);
свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;
В процессе обучения используются следующие методы:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- деятельностный;
- эвристический;
- исследовательский.
Цель работы кружка: создание условий для интеллектуального развития школьников.
Задачи:
-знакомство с различными видами заданий на смекалку и логику;
-расширение кругозора по литературному чтению, окружающему миру, краеведению;
-развитие логического, образного и креативного мышления;
-развитие умения работать в группе и в команде;
-развитие скорости мышления и эрудированности;
-развитие интереса к изучаемым предметам;
-воспитание патриотизма, толерантности, этической культуры.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, время занятий 1 академический час.
Содержание курса.
Разделы.
1. «Логические задания и задания на смекалку по математике».
2. «Ребусы, загадки, головоломки, шарады».
3. «Мир сказочных героев».
4. «Знай свой край и свой мир».
Календарно - тематический план работы кружка
«Юный эрудит»
№
Тема занятия
Кол-во
часов
Месяц
1
1. Введение.
2. Логические задачи.
3. Ребусы.
4. Герои русских народных сказок.
4
Сентябрь.
2
5. Картография и страноведение.
6. Задачи на смекалку.
7. Головоломки.
8. Сказочная викторина.
4
Октябрь
3
9. Логические задания.
10. Шарады.
11. Основные вехи истории России.
3
Ноябрь.
4
12. Что такое ТРИЗ?
13. Викторина «Животный мир».
14. История Таганрога.
15. Брейн-ринг.
4
Декабрь.
5
16. Задания на смекалку.
17. Загадки.
2
Январь.
6
18. Викторина «Лесные загадки».
19. Величины и единицы измерений.
20. Секреты языкознания.
21. Сказки народов мира.
4
Февраль.
7
22. Занимательная геометрия.
23. Великие люди: факты и открытия.
24. ТРИЗ-загадки.
3
Март.
8
25. Весёлые головоломки.
26. Задания на смекалку.
27. Исторические места Таганрога и Ростовской области.
28. Игра «Вопрос – ответ»
4
Апрель.
9
29. Конкурс загадок.
30. Литературная викторина.
31. Брейн-ринг.
32. Компьютерные технологии на итоговом занятии-викторине.
4
Май.
Итого:
32 часа
Прогнозируемые результаты и способы их проверки
Конечным результатом работы по программе клуба «Юный эрудит» является:
развитие мотиваций к интеллектуально-познавательной деятельности;
развитие коммуникативных способностей обучающихся;
формирование умения работать со справочной и научно-популярной литературой;
развитие навыков игрового взаимодействия;
формирование команды для участия в фестивалях и турнирах интеллектуальных игр.
Обучающиеся должны
знать:
- виды интеллектуальных игр и их отличительные особенности и правила;
- особенности конкурсных заданий интеллектуальных конкурсов и подходы к их решению;
- правила работы с литературой;
- принципы работы в команде
уметь:
- составлять и классифицировать вопросы;
- работать с книгой;
- распределять командные роли.
Способы проверки результатов:
оценка каждого обучающегося отдельно, наблюдение педагога;
оценка работы сложившихся команд, наблюдение за командной игрой.
Формы подведения итогов реализации программы:
- участие в фестивалях и турнирах интеллектуальных игр;
- участие в предметных конкурсах и олимпиадах;
- проведение внутриклубных интеллектуальных игр.
Методическое обеспечение программы
Литература.
З.Н.Альхов «Внеклассная работа по предмету» «Лицей» Москва 2002
И.В.Макаренко «Позывные лета» М.: Народное образование 2003
В.П.Аникин «Русские пословицы и поговорки» М.: Художественная литература 1988