Вы не зарегистрированы

Авторизация



Проблема воспитания ответственности и дисциплины у школьников в процессе трудового обучения и профессиональной подготовки

Нет ответов
Татьяна Тарнова
На сайте с: 27/11/2011
Баллы: 151
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 2 years 48 недель назад.

МБОУ «Борский межшкольный учебный комбинат» СТАТЬЯ на тему: «ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ДИСЦИПЛИНЫ У ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ» Подготовила: преподаватель машинописи и делопроизводства Тарнова Татьяна Савватьевна г. Бор 2012 В настоящее время педагогическое сообщество много уделяет проблемам профориентации, профессиональному самоопределению школьников, проблемам профессионального обучения. Но во многих программных документах, касающихся развития образования мало уделяется проблемам трудоспособности и социальной ответственности молодежи. Но, если же мы не будем вырабатывать у молодежи буквально с юных лет такое качество личности как дисциплинированность, то ни профориентация или профобучение никогда не дадут ожидаемых результатов. Итак, что есть понятие дисциплина. Это качественная характеристика порядка, организованности в той или иной сфере жизнедеятельности людей, отражающая соответствие их поведения, сложившимся в обществе нормам и права, морали или уставным требованиям какой-либо организации. Дисциплинированность – качества личности, включающее внутреннюю организованность, ответственность, готовность и привычку подчиняться собственным целям (самодисциплина) и общественным установлениям (законам, нормам, принципам). На мой взгляд, наряду с дисциплиной и ответственностью школьникам надо все более прививать такие качество личности, как аккуратность, а может даже и педантизм. Хотя, порою, понятие «педантизм» у нас подается всегда как излишний формализм, мелочная точность в чем-либо. Но, если посмотреть на примере Германии, то именно на педантизме столетиями наблюдается отменное качество немецких товаров: это делать что-либо очень тщательно, точно соблюдая все мелочи и тонкости. На мой взгляд, формирование всех этих качеств личности возможно более всего в процессе трудового обучения на уроках технологии, начиная с начальных классов: продолжая в среднем звене, развивая далее в процессе профессиональной подготовки в старших классах школы, особенно при реализации производственного обучения. Ведь проходя производственную практику на предприятиях или в учреждениях с высокой культурой производства, подразумевающей высокую производственную дисциплину школьники начинают осознавать необходимость соблюдения производственной и технологической дисциплины, меру своей ответственности перед обществом. Вызывает особую озабоченность сокращение количества учебных часов, выделяемым базисным учебным планом на образовательную область «Технология», особенно в 8-11 классах. Ведь только в процессе трудового обучения, в процессе производительного труда на уроках технологии можно формировать у школьников ответственность, дисциплинированность, аккуратность, вместе с обще трудовыми знаниями и умениями. Но с начала 90-х годов трудовое воспитание стали вытеснять из школы. Учебно-производственные комбинаты переименовали в учебные комбинаты. Трудовое обучение переименовали в технологию. При трудовом обучении надо было организовывать практическую работу, а технологию можно изучать теоретически, в обычных классах. И как же организуешь практическое обучение при таком малом количестве учебных часов? Всегда, когда речь заходит о трудовом воспитании возникает множество препятствий. Против оказывается все – Закон об образовании, перегрузки, недостаточность нормативной базы, нарушение демократии и прав человека, проблемы с финансированием. Разные школьники приходят к нам на обучение в Борский межшкольный учебный комбинат, представители разных школ, различных социальных слоев населения. И всем немногочисленным коллективом стараемся на протяжении всего курса обучения вырабатывать у школьников чувство ответственности, дисциплинированности как чисто поведенческую, так и технологическую. На своем профиле обучения «Машинопись и делопроизводство» буквально с первых занятий предъявляю высокую требовательность к наличию письменных принадлежностей у каждого учащегося, веду борьбу с опозданиями и пропусками занятий без уважительной причины. Это казалось бы мелочи, но они мобилизуют учащихся. приучают к дисциплине. Формированию ответственности особо уделяю при прохождении учебного раздела «Документы и делопроизводство» своей программы. Ведь правильное и скурпулезное составление документов и последующее их хранение влияет на судьбы многих людей, предприятий, учреждений. И эта ответственность должна быть не слепой, а глубоко осознанной. Как при практическом обучении при изучении раздела «Документы и делопроизводство», так и при изучении раздела «Техника машинописи» приучаю учащихся аккуратно и тщательно подходить к оформлению служебных документов. В получении трудовых навыков, формирование ответственности, трудовой дисциплины большую роль играет производственное обучение. Учащихся профиля «Машинопись и делопроизводство» направляем в те организации, в которых налажена образцовая трудовая дисциплина, где высока ответственность при выполнении любого дела, любого задания. Это прежде всего: инспекция Федеральной налоговой службы по Борскому району Нижегородской области, отдел Управления Федеральной миграционной службы России по Нижегородской области в Борском районе, Борский городской архив. Поработав на практике в этих учреждениях учащиеся осознанно подходят к необходимости соблюдения трудовой и технологической дисциплины у них значительно повышается мера ответственности. Они по иному относятся к выбору профессии, более осознавая соотношение своих склонностей и возможностей. На примере своих учеников и многих выпускников школ, прошедших обучение в Борском межшкольном учебном комбинате наблюдаю, что профессиональная и допрофессиональная подготовка значительно помогает выпускникам школ адаптироваться в нашем современно мире, помогает выстроить свою профессиональную карьеру, как получившим затем среднее и высшее профессиональное образование, так и не имеющим никакого профобразования. Ведь они уже получили не только определенные знания, умения и навыки, но и в процессе трудового обучения развили чувство ответственности и самодисциплины. С высоты своего жизненного опыта убеждаюсь, что привычку к точности, аккуратности, обязательности, дисциплине, порядку, четкости можно сформировать в процессе трудового воспитания как в семье, так и в школе на уроках технологии, в начальной и среднем звене, при допрофессиональной и профессиональной подготовке старшеклассников на базе межшкольных учебных комбинатов. Но все большее опасение вызывает вымывание из базисного учебного плана учебных часов направленных на трудовое обучение.