Официальный сайт openw 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Работа классного руководителя с родителями

Submitted by Ирина Михайловна Градова on чт, 01/03/2012 - 19:34

 

Организация и содержание деятельности классного руководителя с родителями вариативны. Во многом, они определяются тем, в какой определенной среде обитания воспитываются учащиеся класса, какие ценностные ориентации сформировались в той или иной семье, какие эмоциональные взаимоотношения сложились в классе между педагогами, родителями и детьми. Зависит и от конкретной психолого-педагогической и социальной обстановки в микрорайоне, в котором находится школа.

Каждый классный руководитель выстраивает свою систему взаимоотношений, ищет свои формы и методы работы с различными категориями родителей.

Классный руководитель отбирает формы работы с родителями:

  • родительские собрания
  • классные и общешкольные праздники
  • индивидуальные консультации
  • посещения на дому

Главными формами взаимодействия школы с семьей  являются индивидуальные формы работы и групповые.

К  групповым можно отнести такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские комитеты. К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому. Все это традиционные формы работы с родителями учащихся.

 

 

Рекомендации по проведению родительских собраний

  1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не                   констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.
  2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
  3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
  4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

      Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. На родительских собраниях идет анализ учебных достижений учащихся, их возможностей, степени продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание — это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов.

      Индивидуальные консультации — одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями.

Посещения ребенка на дому - это крайняя мера. Не многие родители готовы к тому, чтобы их беспокоили дома. Однако необходимо в беде и радости  быть вместе.

Огромную роль в сотрудничестве родителей и школы играет родительский комитет. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в школьном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.

И традиционные, и нетрадиционные методы и формы  ставят одну

 

общую цель — счастье подрастающей личности, входящей в современную культурную жизнь.

К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести родительские встречи, тренинги, ринги, родительские вечера.

Большое значение имеют родительские встречи в работе с проблемными детьми. Встречи с родителями других ребят, авторитетность чужих родителей в глазах проблемного ребенка порой делают гораздо больше, чем приглашения различных специалистов.

Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера.

План работы с трудными детьми:

  1. Индивидуальная работа (мероприятия, сроки, темы проведения)
  2. Вовлечение в коллективную деятельность
  3. занятость в свободное время
  4.  (разовые, временные, постоянные поручения)
  5. участие в классных и школьных мероприятиях
  6. Привлечение специалистов для корректирования отклоняющегося поведения.

Но в работе с родителями есть свои проблемы. Если подойти к оценке родителей дифференцированно, то следует отдавать отчет в том, что они разные. Можно выделить 3 группы.

1.Родители, которые хотят и умеют общаться со своими детьми (если не умеют, то учатся этому). В школе таких родителей немного, и они образуют меньшинство среди родительского коллектива школы.

2.Группа родителей, которые хотят, но не умеют воспитывать, поэтому у них с детьми есть проблемы; таких родителей большинство.

3.Родители, которые не могут и не хотят заниматься своими детьми, дети предоставлены сами себе, точнее – социальной стихии; таких родителей немного, но именно они поставляют школе и социуму детей “группы риска”, “трудных”.

С первой группой родителей работать легко, по существу, они все делают сами, с ними нужно лишь поддерживать связь ; с последней работать бесполезно (хотя это тоже спорно), более того, обращение педагогов к ним за помощью может только ухудшить положение. Вторая, большая часть родителей, занимается воспитанием, но они не владеют ни методиками, ни народной педагогикой, не обладают часто и здравым смыслом. Но обнаруживается этот факт слишком поздно. Родители приходят за помощью к школе тогда, когда дети практически вышли у них из повиновения, а они утратили всякое влияние.

Все нужно делать вовремя. В том числе и воспитывать. Если говорить о существенном повышении качества семейного воспитания, то я полагаю, что надо учить родителей “любить” и воспитывать своих детей тогда, когда они этого желают сами, и задача классного руководителя – научить их этому желанию.

Но самое главное – знание законов развития и поведения воспитанника, внутренних, скрытых от глаз, мотивов его поведения.

Обязательным элементом моего плана классного руководителя является работа с родителями.

Коренные изменения в образовании, становление обновленной школы требуют нового осмысления проблемы сотрудничества. Совместной деятельности с родителями, в решении которой есть своя стратегия.

Представлю примерный перечень вопросов:

- Мотивация учения, интересы ребенка, его жизненные планы.

- выявление причин отставания  в учении, пассивности ребенка в познавательно – развивающих делах классного коллектива.

- Совместная забота о здоровье детей.

- Развитие познавательного отношения к миру и познавательных интересов.

- Развитие навыков саморегуляции и управления стрессом.

- Предупреждение и преодоление конфликтов со сверстниками, взрослыми.

Кроме того, огромную роль играет диагностика, без которой невозможно спланировать в целом воспитательную работу в  коллективе и наладить отношения с коллективом родителей.

Приведу примеры некоторых диагностических исследований (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ)

Основной формой совместной работы являются родительские собрания. На них обсуждаются важнейшие решения по вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания детей.

Очень хорошо зарекомендовали себя тематические собрания как более эффективные. Хорошо подготовить тематическое собрание- это творческая совместная работа, но многое зависит от самого учителя ( см. приложениЕ).

 

Пути улучшения работы  с родителями:

  • ориентирование на приоритет таких форм взаимодействия, которые построены на новых диалогических основаниях.
  • Разобщенность родителей,  консервативность взглядов у них необходимо преодолеть путем повышения педагогического просвещения, включение их в жизнедеятельность детей в школе.
  • Совместная деятельность с родителями реализуется на основе личностно - ориентированного подхода.

»  Размещено в сообществах:   
Дневник обучения педагогов дополнительного образования и классных руководителей

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн