Официальный сайт fresher 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Н-НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных

Размещено: Ирина Викторовна загоскина - чт, 01/03/2012 - 21:49
Данные об авторе
Автор(ы): 
Загоскина Ирина Викторовна
Место работы, должность: 
МАОУ гимназия 93
Регион: 
Челябинская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

Познакомить учащихся с понятием "отглагольное прилагательное", показать "происхождение" отглагольных прилагательных, научить правильному написанию части речи

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Разумовская М.М.Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. М: Дрофа, 2010

Используемое оборудование: 

Проектор и компьютор, раздаточный материал

Краткое описание: 
Урок включает фронтальный опрос, включающий игру "Я знаю",Объяснение нового материала строится на лингвистической сказке, задания по отработке умения распознавать отглагольные прилагательные и отличать их от полных страдательных причастий, тест для проверки уровня осмысления темы

Загоскина Ирина Викторовна,

учитель русского языка и литературы  МАОУ гимназии №93 имени А.Ф.Гелича

г Челябинска, irinazago@mail.ru.

 

Аннотация к разработке урока русского языка в 6 классе по теме «Полные страдательные причастия и отглагольные прилагательные».

Слово учителя… Тот, кто учился методике преподавания в 80-ые годы, знает, как важен  этот этап в структуре  урока, как правило, предваряющий объяснение нового материала. Точно  найденное и сказанное учителем слово, по сути, задавало тон всему уроку, предрешало его результат. Думаю, из планов моих коллег этот этап никуда не делся, но все чаще свое слово мы сопровождаем видовым рядом презентаций.  И дело не  в дани современности, просто современные дети информацию «на слух» лучше воспринимают с информацией «на глаз». Репродукции, иллюстрации, бумажные таблицы вызывают у наших учеников  скептическую улыбку – «прошлый век».

К   ЦОР,  как только появилась возможность их использовать  и создавать, у меня сложилось хорошее отношение. Однако среди важных их достоинств: яркость-наглядность- познавательность- увлекательность- экономичность -динамизм,- акцент сделала на последнем. ЦОР стали инструментом,  благодаря которому появилась возможность показать «язык в действии». Грамматическая омонимия, словообразование…- все эти языковые процессы нужно ребятам показывать, тогда знание  становится осознанным и прочным.

Одна из самых сложных тем по русскому языку в 6 классе – « Н-НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных». Предлагаю конспект урока с использованием ЦОР, в котором хочу поделиться с коллегами опытом, как объяснить детям, почему одно и то же, по сути, слово выступает то в роли причастия и пишется с двумя Н, то в роли отглагольного прилагательного и пишется с одной Н.

 

 

 


 

 

Урок русского языка в 6 классе по теме

« Полные страдательные причастия и  отглагольные прилагательные» (по программе М.М. Разумовской).

 

Цели:

Познавательные:1) познакомить с понятием «отглагольное прилагательное»; 2) помочь в осмыслении происхождения отглагольных прилагательных; 3) показать стилистическую функцию отглагольных прилагательных в тексте;

Практические:1) научить распознавать отглагольные прилагательные  в тексте; 2) научить отличать отглагольные прилагательные от полных страдательных причастий; 3) формировать навык правильного письма отглагольных прилагательных;

Межпредметные:1) развивать интерес к слову, стремление к познанию нового, любознательность; 2) развивать стремление обогащать свой словарный запас, правильно, уместно и точно употреблять слова в собственной речи; 3) развивать умение устанавливать логические  связи; 4) учить монологической речи.

 

Оборудование:мультимедийные средства.

 

Ход урока.

  1. Организационный момент. (Приветствие. Проверка  присутствующих  на уроке учащихся. Психологический настрой на урок, на изучение нового материала.)
  2. Фронтальный опрос.
  3. О какой части речи В.И.Даль сказал: « Это  часть речи,   причастная глаголу в образе прилагательного»
  4. Что узнали о причастии?  Играем в игру «Я знаю, что..» (В игре принимают участие  двое учеников. Реплика каждого начинается со слов «Я знаю, что…(например, причастие- самостоятельная часть речи, которая обозначает признак по действию). Тот ученик, которому есть что сказать о части речи  последним,  получает пятерку). 

( Я знаю, что называется причастием, что часть речи соединяет  признаки глагола и имени прилагательного , что такое причастный оборот , условия его обособления, знаю, как  образуются  причастия страдательного и действительного залога, знаю, от чего зависит правописание суффиксов причастий, знаю, как различить  полную и краткую форму причастия)

Давайте проверим практические знания о причастии по домашнему заданию

 

  1.  Проверка домашнего задания  

Из домашнего упражнения  360 прочитайте причастия согласно схемам

 

  1. Когда в суффиксе причастия пишется Н? 
  2. При каких условиях в страдательных причастиях  прошедшего времени употребляется  один суффикс, при каких два?

 

                                                                          

IV.  Актуализация темы урока. Объяснение целей урока. Переход к изучению нового материала.

Какое слово вам показалось необычным? ( Путаный) Чем привлекло оно ваше внимание? ( С одной стороны, похоже на причастие, а, с другой, похоже на прилагательное, потому что называет постоянный  признак)

А кто обратил внимание на особенности правописания слова путаный? В чем эта особенность? ( В отличие от причастия пишется с одной Н.)

 

Очень хорошие наблюдения вы сделали, ребята. И сегодня на уроке мы познакомимся с  частью речи, очень похожей на причастия  Мы узнаем, как эта часть речи появились в языке, чем  отличается от полных страдательных причастий, поучимся распознавать эту часть речи  в тексте, узнаем, какую стилистическую роль играет  в тексте, а еще научимся  ее

правописанию. Таковы наши  задачи на  урок. Записываем число и тему в тетрадь.

V.Объяснение нового  материала.

  1. Происхождение отглагольных прилагательных.

Чтобы понять, как появились в языке слова, очень похожие на причастия, но отличающиеся от них  грамматическим значением и правописанием, я предлагаю вам послушать и посмотреть одну занимательную историю.

Внимательно смотрите и слушайте. Потом мы составим алгоритм

 

 

 

 

                                    

(Учитель демонстрирует  2 слайд  и  рассказывает  лингвистическую сказку)

Лингвистическая сказка.

 Жило-было  в стране Глаголия  Страдательное Причастие. Вроде бы все у него было: приставки входили в  основу слова, а если не было приставок, то уж зависимые слова в подчинении были всегда,  да и удвоенная Н в суффиксе придавала вес. Казалось, живи и радуйся. Да скучно стало Страдательному Причастию в Глаголии жить, решило отправиться в путешествие. Да вот беда – не пускают  к себе другие части речи. Тут  вспомнило Страдательное Причастие, что одним из его родителей является Имя Прилагательное, и решило попроситься на историческую родину. А чтобы доказать свое родство, решило предоставить свой паспорт, документ, удостоверяющий личность.

Задание. Помогите Причастию составить такой документ.

(Один  ученик  выполняет работу на электронной  доске , другие заполняют бланки)Имя_____________________________________________________

Родители_________________________________________________

Постоянные признаки______________________________________

_________________________________________________________

Непостоянные признаки____________________________________

Роль в предложении________________________________________

 

Документ составлен, проверен.

Учитель продолжает рассказ.

Обратилось Страдательное причастие  к Прилагательным принять их. А те говорят: «Нет, не можем принять. Хоть мы и родственники, но дальние, исторические. Вы вот, например, обозначаете непостоянный признак, а мы постоянный. У вас две буквы Н в суффиксе  пишутся, а у нас то две, то одна»  

Взмолилось Страдательное Причастие: «Возьмите в Прилагательные. Хоть что за это отдам» Задумалось Прилагательное и отвечает: «Ну, раз от всего готово отказаться, то слушай наше условие: откажись от приставок в основе, от зависимых слов  и одной буквы Н в суффиксе. Только на этих условиях мы примем тебя в Прилагательные» Причастия с суффиксами ова –ева  наотрез отказались лишаться одной буквы в суффиксе и остались на родине. А остальные  обрадовались, бросили все свое богатство и  перебрались в Прилагательные, но потому как основа у них  осталась глагольная, то и называть их стали  Отглагольными Прилагательными. Живут среди сородичей Имен Прилагательных, радуются, но всегда помнят, что если только в основе слова появится приставка или зависимое слово встанет рядом, то выгонят Отглагольное Прилагательное назад в Причастия и вернут еще одну букву Н в суффикс. Так что положение у  Отглагольных Прилагательных  неустойчивое. Все время нужно держать ухо в остро!

Проверка осмысления нового материала по вопросам.

С какой новой частью речи познакомились? Чем отличаются отглагольные прилагательные от страдательных причастий? Почему необходимо отличать их друг от друга?

VIПервичное закрепление. Орфографический разбор.

(Демонстрация 3,4  слайда)

VIIСамостоятельная работа c  упражнениями

  1. Превратите  причастия в отглагольные прилагательные:

Квашенная в бочке капуста, побеленный потолок, поглаженное белье, вырванный лист, жаренная в масле картошка, груженная  углем баржа.

(Демонстрация слайда 5,6)

  1. Превратите прилагательное в причастие:

Моченые яблоки, соленая рыба, раненая птица

(Демонстрация слайда  7,8)

 

  1. Наблюдение за языковым материалом.

Брошенный                                печеный

Лишенный                                  глаженый

Что заметили? Чем различаются эти слова?

(Демонстрация слайда 9)

Можно ли распознать известным нам способом? В чем сложность различения?  (нет приставок и зависимых слов)

(Демонстрация 10  слайда)

 Вот здесь я хочу пригласить   на помощь  Мумбу – Юмбу, который больше всего на свете любит задавать вопросы. Он рассуждает так: «Если к слову можно поставить вопрос ЭТО ТОТ, С КОТОРЫМ ЧТО СДЕЛАЛИ? , то перед нами причастие. Следовательно, причастия образуются от глаголов совершенного вида. А если к слову можно поставить вопрос ЭТО ТОТ, С КОТОРЫМ ЧТО ДЕЛАЛИ?, то перед нами отглагольное прилагательное. Следовательно, отглагольные прилагательные образуются от глаголов несовершенного вида»

( Демонстрируется 11 слайд)

 

  1. От данных глаголов образуйте отглагольные прилагательные или причастия, подберите к ним существительные:

Хвалить, решить, кипятить, пустить, пленить.

 

  1. Подведение промежуточного вывода.

Итак, как отличить отглагольное прилагательное от причастия?

 

Мы изучали сегодня очень сложную и важную  тему. Важность ее подчеркнута уже тем, что умение отличать  отглагольное прилагательное от причастия проверяется в ЕГЭ  11 класса.

Я предлагаю вам  решить несколько.

А10 В каком примере пишется Н?

  1. тка…ый золотом ковер
  2. плете…ые кружева
  3. брош…ые вещи
  4. слома…ая игрушка

А14 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Усыпа(1)ая хвоей дорожка из бора вывела в липы, где  пряталась тесовая крыша с узорчатой, раскраше(2)ой  вышкой, это и была девичья, выстрое(3)ая настоящим русским теремом.

  1. 1                          2)1,2                    3) 2,3                                      4)1,2,3

А10 В каком примере пишется Н?

  1. тка…ый золотом ковер
  2. плете…ые кружева
  3. брош…ые вещи
  4. слома…ая игрушка

А14 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Усыпа(1)ая хвоей дорожка из бора вывела в липы, где  пряталась тесовая крыша с узорчатой, раскраше(2)ой  вышкой, это и была девичья, выстрое(3)ая настоящим русским теремом.

  1. 1                          2)1,2                    3) 2,3                                      4)1,2,3

 

А10 В каком примере пишется Н?

  1. тка…ый золотом ковер
  2. плете…ые кружева
  3. брош…ые вещи
  4. слома…ая игрушка

А14 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Усыпа(1)ая хвоей дорожка из бора вывела в липы, где  пряталась тесовая крыша с узорчатой, раскраше(2)ой  вышкой, это и была девичья, выстрое(3)ая настоящим русским теремом.

  1. 1                          2)1,2                    3) 2,3                                      4)1,2,3

 

 

 

VIII.Подведение итогов урока.

 

 


 


Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн