Официальный сайт oriflame100 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Всматривайтесь в малое и вы увидите великое"

Данные об авторе
Автор(ы): 
Бочарова Юлия Юрьевна
Место работы, должность: 

г.Новочебоксарск, МБОУ "СОШ № 5 с углубленным изучением иностранных яыков", учитель русского языка и литературы

Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Знакомство с японской поэзией, с новым жанром хокку, с традициями и культурой японского народа.

 

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемое оборудование: 

Мультимедиапроектор, экран, экибана, распечатки с хокку.

Краткое описание: 
<p> <font size="3"><font color="#000000"><font face="Times New Roman">Учащиеся&nbsp; учатся различать жанр хокку в сравнении с русской поэзией,&nbsp;воспитываеися уважение к культуре и традициям других народов, чувство прекрасного на основе взаимодействия трёх искусств: литературы, живописи и музыки,&nbsp;развивается мышление, познавательный интерес, речь учащихся.<o:p></o:p></font></font></font></p> <p> <font color="#000000" face="Times New Roman" size="3"><span style="display: none;">&nbsp;</span></font></p>

Урок литературы в 7-м классе

"Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое"

Цель: Знакомство с японской поэзией, с новым жанром хокку, с традициями и культурой японского народа.

Задачи:

1)Научить различать жанр хокку в сравнении с русской поэзией
2)Воспитывать уважение к культуре и традициям других народов, чувство прекрасного на основе взаимодействия трёх искусств.
3)Развивать мышление, познавательный интерес, речь учащихся.

Тип урока: урок сообщение новых знаний. Урок – полилог.

План урока.

                                                                                                                                                                                                Эпиграф:

Всматривайтесь в привычное –
И вы увидите неожиданное,
Всматривайтесь в некрасивое –
И вы увидите красивое.
Всматривайтесь в простое –
И вы увидите сложное.

Ход урока

1. Орг. момент

Слайд 1.

Звучит японская музыка. Учитель держит в руках японскую куклу.

- Охае годзаима тадаима.
- По-японски это означает: «А вот и я!» (у японцев нет слова «здравствуйте»).
- Она поздоровалась по-японски потому, что сегодня мы с вами начинаем   знакомство с культурой и классической поэзией Японии.

2. Слово учителя.

Это потребует от вас взглянуть на мир глазами жителя Страны Восходящего Солнца – человека,  привыкшего видеть великое в малом и малое в великом, замечать красоту в обыденном и любоваться ею: росинкой на цветке, алыми листьями клёна, причудливым   орнаментом       или полётом бабочки.


Мы, европейцы, привыкли к масштабам, к вечной суете и спешке. А японская поэзия не терпит поспешности и рассчитана на медленное чтение. Поэтому, чтобы подготовиться к её восприятию, мы обратимся к русским пейзажам.

  1. Н.М. Ромадин. «Лето»
  2. Н.М. Ромадин «Золотой клён»
  3. И.И. Левитан «Весна – большая вода»
  4. И.И. Шишкин «На севере диком»

Работа по картинам:

- Какой теме посвящены эти картины? (Времена года)

- Что особенного увидели художники в каждом времени года? (Вкаждом времени года увидели красоту, мы ощущаем тёплое дыхание ветерка, видим набухающие почки на деревьях, любуемся огненными листьями, ощущаем морозную тишину зимой).
- Какое чувство вызывают картины? (Восхищение родной природой, её красотой).

Щелчок.

Слово учителя:

А теперь сопоставим эти картины с гравюрами японского художника XIX в. Андо Хиросигэ.

Слайд 2.

Он тоже изображал времена года, но немного иначе.

- Какой теме посвящены картины Андо Хиросиге? (Времена года)
- В чём разница изображений одних и тех же явлений в русской живописи и японской графике? (русские художники передают общую картину природы, японские гравюры поражают яркостью красок, кружевом линий, незнакомыми пейзажами.)
- А что общего в живописи русских и японских художников? (В умении передать красоту природы, но каждый художник это делает по-своему.)

Слово учителя:

Японская живопись тесно связана с поэзией. Очень часто поэты  сочиняли  стихи на тему взволновавшей их картины и вписывали их в свитки, и, наоборот, художники, оттолкнувшись от поразивших их трёхстиший и пятистиший, писали свои картины.


В русской культуре не существует такой традиции, а в Японии же поэзия и живопись существуют как одно целое. Сегодня на уроке, ребята, мы познакомимся с японской поэзией, со своеобразным национальным поэтическим жанром.
Хокку (или хайку) это  – совсем коротенькие стихи.

Запись на доске.

Слайд 3 (4 щелчка)

О, проснись, проснись!
Стань товарищем моим,
Спящий мотылёк.

Басё

  1. Сколько строчек в хокку? (3)
  2. Сколько слогов в первой строчке? (5)
  3. Во второй (7)
  4. В третьей (5) – сколько всего слогов в стихотворении?
  5. Вывод – хокку – коротенькие стихи, состоящие из 3 строчек. В них 17 слогов. 5-7-5. (запись в тетрадь)

Каждое стихотворение – волшебная картина. С чем её сравнить?
Можно, к примеру, написать маслом на огромном холсте осенний пейзаж тщательно прорисовать всё-всё до мельчайших деталей.

А можно картину наступающей осени передать по – другому: несколькими штрихами набросать дерево, согнувшееся под ветром и дождём.
Вот так и японский поэт «рисует», намечая немногими словами то, что вы сами должны  домыслить. Кстати, почти все японские поэты были хорошими художниками. Или наоборот, нарисует японский художник картину  и напишет прямо на ней стихотворение. Поначалу японцы писали большей частью тонка (стихотворение из 5 строк, трёхстишья появились позже). Многие поэты увлекались и увлекаются  сложением хокку.

Слайд 4.

Но наиболее признанные  Мацуо Басё (1644 – 1694).

Слайд 5.

Ёса Бусон (1716 – 1783).

Слайд 6.

Масаока Сики (1867- 1902)


Главное  для  поэта – в сжатой, краткой  форме выразить свои переживания, эмоции. Эта утонченная форма  стиха   не позволяет высказаться до конца , до полной ясности. Хокку дает возможность слушателю самому  дорисовать намеченную картину , понять  невидимый эмоциональный подтекст .

Перед вами лежат стихи – это хокку. Прочтите их про себя.

Слайд 7 (со звуками леса)

Лёд растаял в пруду,
И снова зажили дружно
Вода с водою.

Басё

Слива в цвету—
Лунный луч прохожего дразнит:
Отломи-ка ветку!

Басё

Тают снега.
Туманом окутаны горы.
Каркает ворона

Басё

Чтобы забыть о жаре,
Нарисую-ка я, пожалуй,
Хоть снег на Фудзи.

Кисоку

На солнцепёке
Прикоснулся к камню рукой-
Как он прохладен!

Сики

Гусь, дикий гусь,
Скажи, сколько лет ты летаешь
За леса, за море?

Исса

Опустели поля—
Только где-то вдали маячат
Хохолки журавлей...

Сики

До самых костей
Пробирает холод в постели—
Морозная ночь.

Бусон

Ночной снегопад
Окончился — как засверкали
Дома, деревья!

Тококу

  1. Подумайте над вопросами:
  2. О чем эти стихи ?
  3. Какая тема объединяет их ?

(Эти стихи о весне, осени , зиме , лете . Тема – времена года)

- Постараемся догадаться, в каком трехстишии, про какое время года говорится, какие сезонные слова это говорят.
Какие картины природы вы можете дорисовать?
- А сейчас вспомните, пожалуйста, стихи русских поэтов о временах года. Может быть, кто – нибудь прочитает их наизусть?

Слайд 8.

А.С. Пушкин.

«Мороз и солнце, день чудесный,
Ещё ты дремлешь друг прелестный,
Вставай, красавица, проснись
Открой сомкнуты негой взоры.
Навстречу утренней Авроре
Звездою севера явись!

Ф.И. Тютчев.

Чародейкою зимою
Околдован лес стоит
И под снежной пеленою
Неподвижной и немою
Чудной жизнью он блестит  

Плещеев.

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною,
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.

Ф.И. Тютчев

Есть в осени первоначальной
короткая, но дивная пора
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.

- Отличаются ли стихи русских поэтов от хокку?

(Да, Русские поэты стараются передать полную картину пейзажа, в деталях, выражая глубоко свои мысли. А японский поэт передаёт какую – то деталь, давая возможность нам дорисовать картину и понять её).

Каждому времени года соответствуют определённые цветы. А как же называется в Японии искусство составления цветов?

Слайд  9.

Вы это слышали. Вспоминайте. (Икебана)

Слово Икебана переводится чаще всего как «вторая жизнь», «второе
рождение цветов». И это целое искусство. Посмотрите. (Демонстрация)

Слайд 10.

Поэтому нельзя составлять букет, например, из тюльпанов (весенние цветы), хризантем (осенние цветы).

Слайд 11.

 В день девочек (3 марта) главное растение в букете – ветка цветущего персика,

Слайд 12.

 а в день мальчиков – (5 мая) – цветы и листья ириса.

 

Слайд 13.

 В новогоднем японском букете должны быть ветка сосны (символ долголетия и выносливости), бамбук (жизнерадостности, изобилия), цветущая ветка сливы (надежды, вечного обновления).

В далёкие времена перед уходом на войну самураев нельзя было составлять букет из 4 веток или 4 цветов, так как слово «четыре» в японском языке звучит как слово смерть. А нечётное число – это предвестник удачи. Ребята, когда вы дарите цветы – сколько цветов в букете (нечётное количество). Этот обычай пришёл к нам с востока. Наши культуры тесно переплетены.

Помимо умения составлять букеты или икебаны каждый образованный японец должен был уметь сочинять стихи. Сочинялись они, как правило, в чайных

Слайд 14.

 иногда устраивались целые состязания, турниры кто лучше сочинит стихотворение про стрекозу, про солнце, кукушку, но у нас с вами мало времени. Поэтому я предлагаю дописать начатые строки, помня о том, что хокку – это не рифмованные строки, состоящие из 17 слогов 5-7-5.

Слайд 15 (с музыкой)

- Работаем по рядам.

- А теперь с этими же строчками поработаем в парах.

Слайд 16.


Бедный мой воробей!
Измучился, исстрадался.
(На пенёчке, в руках у мальчишек, в перистых облаках.)

Исса.

Слайд 17. (Ответ)

Слайд 18.

Осторожно – камень!
Голову не ушиби,
(А то больно будет, крошка-светлячок, шишка вскочит) 

Исса.

Слайд 19. (Ответ)

Слайд 20.

Бабочка, не спи!
Ну, проснись же поскорее –
(солнце взойдёт, давай с тобой дружить, порхай по цветам.)

Басё.

Слайд 21. (Ответ)

- Ребята зачитывают свои хокку.
- Каково отношение человека ко всему живому? Как он воспринимает окружающий мир? Бережное отношение ко всему живому (Японские поэты помогают почувствовать нам прекрасное, они чутки к красоте)
- Они говорят, что в природе всё прекрасно: и бабочка, и сверчок.
- Поэты учат нас жалеть, беречь всё живое.
- А в каких словах передано отношение поэтов к живому миру?
(ребята перечисляют: бедный мой воробей, крошка светлячок, давай с тобой дружить)
- Правильно, ребята.

Вывод: Человек должен жить в гармонии с окружающим миром. Увидев прекрасное, не остаться равнодушным – вот к чему призывает нас поэзия хокку. Главное, чтобы в малом, простом, незаметном, увидеть красоту.

Всматривайтесь в привычное –
И вы увидите неожиданное,
Всматривайтесь в некрасивое – и вы 
увидите красивое
Всматривайтесь в простое – и вы
увидите сложное.

(Видеть радости жизни там, где другие проходят мимо, в природе)

Закончить урок хочется стихотворением  Н.И. Рыленкова  «Все в тающей дымке», которое перекликается с японской поэзией.

Слайд 22 (с музыкой)

Все в тающей дымке -

Холмы, перелески...

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озера,

И все ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь надо всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Бездонные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

- Что нужно сделать , чтобы увидеть и услышать русскую природу ? (Нужно всмотреться и вслушаться)
Мы живем в разных странах, с разными традициями, но мы одинаково мыслим и чувствуем.
- Дома попробуйте сами сочинить хокку

1 ряд  про  кукушку;
2 ряд про стрекозу;
3 ряд про солнце;

Что нового узнали на уроке?

(Познакомились с японскими стихотворениями – хокку, с японской живописью).

Слайд 23

В руках у учителя кукла

Фаёнара – до свидания

Го – сэйте

Аригато,

Годзаимасита – спасибо за внимание.   

 

 

Прикрепленный файл Size
Презентация1.ppt 4.39 MB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн