Вы не зарегистрированы

Авторизация



«СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА» С ДИСЦИПЛИНАМИ И МОДУЛЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА ФГОС СПО»

Размещено: Ирина Алексеевна Овчинникова - вс, 04/03/2012 - 11:09
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кожемяко И.Л., Овчинникова И.А.
Место работы, должность: 

ГОУ СПО "Мариинский лесотехнический техникум", преподаватель специальных дисциплин

ГОУ СПО "Мариинский лесотехнический техникум", преподаватель общепрофессиональных дисциплин

Регион: 
Кемеровская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее профессиональное образование
Предмет(ы): 
Информатика и ИКТ
Предмет(ы): 
Спецпредмет
Предмет(ы): 
Черчение
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
проект
Краткое описание ресурса: 
<p class="rtejustify"> В образовательном проекте конкретизированы и сформулированы междисциплинарные связи дисциплин и профессиональных модулей для специальности 250401 &quot;Технология деревообработки&quot;, копьютеризация обучения и внеаудиторная самостоятельная деятельность обучающихся реализуются через применение прикладной системы Компас.</p>

 

Организация инновационного образовательного проекта

В соответствии со стандартом ФГОС СПО необходимо внедрение в учебный процесс новых методических и содержательных подходов к изучению дисциплины «Инженерная графика»на основе систем междисциплинарных задач. Для этого необходим переход на научно обоснованные концепции междисциплинарной связи, адекватной требованиям объективного закона качественного развития образования. Методические приемы междисциплинарных связей позволяют решить вопрос о самостоятельности учебной деятельности обучающихся. Образовательный проект «Создание системы междисциплинарных связей дисциплины «Инженерная графика» с дисциплинами и модулями профессионального цикла ФГОС СПО» реализуется в учебном процессе для специальностей: 190629 - Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования; 190631 - Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 250401 - Технология деревообработки, 250407 - Технология лесозаготовок. Материалы образовательного проекта предлагается использовать как методические рекомендации для преподавателей дисциплин и профессиональных модулей профессионального цикла.

Одно из направлений проекта ­- создание обучающимися учебно-исследовательского комплекса «Графический кейс» на основе междисциплинар­ных связей.

          Обоснование актуальности проекта

          Суть изменений в подготовке специалистов XXI века, наряду с ориентацией обучения на практику, видится в междисциплинарном взаимодействии, необходимости качественно новых путей интеграции дисциплин. Умение комплексного применения знаний, их синтеза, переноса идей и методов из одной науки в другую лежит в основе креативности как требования к любой деятельности человека в современных условиях. Вооружение такими умениями будущего специалиста – актуальная социальная задача средней профессиональной школы, диктуемая тенденциями интеграции в науке и практике и решаемая с помощью междисциплинарных связей.

Сложившаяся дисциплинарная система профессионального обучения формирует определенные противоречия между:

  • целями активизации познавательной деятельности обучающихся, обусловленными сменой образовательных парадигм и недостаточностью системных представлений об осуществлении данного процесса на современном этапе развития отечественного образования;
  •  профессиональной компетентностью как интегральной характеристикой качества обучения и средствами ее формирования в рамках отдельных учебных дисциплин;
  •  назревшими потребностями в междисциплинарной интеграции и недостаточным количеством соответствующих исследований и методических пособий по обоснованию дидактических условий, выявлению, внедрению междисциплинарных задач в учебный процесс.

Названные выше противоречия позволили сформулироватьпроблему исследования: разрозненность по учебным дисциплинам знаний, отсутствие, ненаучность или недостаточность глубины междисциплинарной интеграции часто приводят, с одной стороны, к дублированию отдельных вопросов в разных дисциплинах в условиях дефицита учебного времени, а с другой - к недостаточному освоению обучающимися ряда тем в данной дисциплине, знание которых обязательно в другой. 

С целью решения поставленных проблем в рамках изучения дисциплины «Инженерная графика», предлагается реализовать образовательный проект «Создание системы междисциплинарных связей дисциплины «Инженерная графика» с дисциплинами и модулями профессионального цикла ФГОС СПО».

Целью образовательного проектаявляется создание условий: для осознания обучающимися основной профессиональной образовательной программы (ОПОП СПО) ФГОС СПО за счет определения междисциплинарных связей; для раскрытия в процессе обучения и воспитания важности профессиональной деятельности, социальной значимости будущей профессии; для выявления способности осмыслено и целенаправленно двигаться к намеченной цели – стать конкурентоспособными специалистами.

Актуальность темы проектаопределяется следующими факторами:

  • потребностью в разработке механизма повышения качества обучения по дисциплинам «Информатика», «Гидротермическая обработка и консервирование древесины», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», профессиональным модулям на основе внедрения междисциплинарных задач и системообразующей роли дисциплины «Инженерная графика» ;
  • необходимостью компьютеризации дисциплины «Инженерная графика» на основе междисциплинарного задачного подхода;
  • развитие творческих способностей обучающихся в процессе самостоятельной познавательной деятельности в ходе создания учебно-исследовательского комплекса «Графический кейс» .

Главная задача образовательного проектазаключается в формировании междисциплинарных связей, которые устанавливаются на взаимной согласованности учебных программ основной профессиональной образовательной программы, на уровне общности выполняемых чертежей, научных понятий, связанных общим смыслом дисциплин и методами преподавания, исключают противоречия в трактовке одних и тех же законов, понятий, явлений, дублирование материала, способствуют целостности получаемых обучающимися научных и технических знаний, обеспечивают единство многообразия процессов и явлений, изучаемых разными дисциплинами.

Внедрение в образовательный процесс междисциплинарных комплексных задач, связанных несколькими дисциплинами, профессиональными модулями позволяет:

  •  снизить загруженность обучающихся в рамках совмещенных, бинарных занятий или практических работ;
  •  последовательно реализовывать репродуктивные, частично-поисковые, творческие и научно-исследовательские, дидактические принципы по нескольким дисциплинам, профессиональным модулям;
  •  на основе дифференцированного личностно-ориентированного подхода к обучению выбирать уровень сложности решаемой задачи;
  •   развивать самостоятельность и ответственность обучающихся при выполнении индивидуальных заданий;
  • вовлекать обучающихся с целью активизации самостоятельной познавательной деятельности во внеучебную деятельность («Графический кейс»).

План реализации проекта

Первый этап: формирование у обучающихся системы знаний и умений подисциплине «Инженерная графика», ознакомление с содержанием предстоящего исследования. На данном этапе они получают необходимые знания по дисциплине, формируют понятийный аппарат, осуществляют творческое осмысление знаний, учатся апеллировать терминами, законами и применять их при решении практических задач. Задача преподавателя состоит в том, чтобы научить обучающихся получать знания через самостоятельное осмысление, создавать профессиональную мотивацию.

Второй этап:ориентация обучающихся в информационном пространстве, выстраивание своего понимания замысла предстоящего исследования,  формирование системы профессиональных знаний и умений по дисциплине, привитие навыков решения профессиональных задач, использование умений выполнения  графических работ карандашом для работы в программе Компас по решению междисциплинарных задач.

На этом этапе необходимым условием является  согласованность учебных программ по дисциплинам «Информатика» (изучается на 1, 2 курсе) и «Инженерная графика» (2 курс).Каждый обучающийся создает свой именной комплекс,так называемый «Графический кейс» , в который помещаются выполненные в процессе изучения дисциплины «Инженерная графика» чертежи, необходимые в дальнейшем обучении специальности. Оболочка комплекса представляет собой функциональную таблицу, систематизирующую графические изображения по дисциплинам, профессиональным модулям, видам практик. Виды графических изображений в ячейках таблицы - активные гиперссылки, по которым открываются соответствующие чертежи, выполненные в программе Компас. Разработка обучающимися «Графического кейса» в процессе обучения на 2-4 курсах позволяет объединить информацию об отдельных сторонах профессиональной деятельности, рассредоточенную в разных курсах учебных дисциплин, и уже темсамым создает возможности для систематизации, исключения дублирования, выявления недостающего материала. Обучающиеся, осваивая новую для них деятельность от простых элементов к более слож­ным, занимаясь активным самостоятельным поиском, приобретают практический опыт, формируют профессиональную готовность к овладению полноценной профессиональной деятельностью.

В проекте приведен пример разработки  «Графического кейса» для специальности 250401 Технология деревообработки, поэтому при реализации второго этапа проекта обучающиеся получают знания и навыки практической деятельности по чтению и выполнению эскизов, рабочих чертежей деталей из древесины, чертежей общеговида, сборочных чертежей изделий из древесины (ПМ.02 «Разработка и ведение технологических процессов деревообрабатывающих производств»). При изучении этих тем дисциплины используются элементы проектной деятельности. Обучающиеся должны не только владеть новыми информационными технологиями, но и эффективно применять их в своей учебно-профессиональной деятельности, используя творческий самостоятельный подход к решению профессиональных задач. Например, при изучении темы «Рабочий чертеж и его выполнение» рабочие чертежи деталей сборочной единицы «Оконный блок» выполняются сначала карандашом, а затем в программе Компас. Электронные варианты чертежей помещаются в «Графический кейс». Эти изображения будут использованы, усложнены при изучении  МДК.01.02 Мебельное и столярно-строительное производства, курсовом и дипломном проектировании. Создание «Графического кейса» дает обучающимся представление о целостном содержа­нии профессиональной деятельности, ее внутренней структуре, взаимосвязи и взаимозависи­мости ее элементов, а именно -разработка технологических процессов деревообрабатывающих производств, процессов технологической подготовки производства, конструкций изделий с использованием САПР.

         Третий этап:  развитие у обучающихся навыков применения полученных знаний при решении комплексных производственно-технических задач, связанных со сферой деятельности будущих специалистов, анализа  принятых решений, видения перспектив. Междисциплинарные задачи - одна из эффективных форм междисциплинарной интеграции в учебном процессе при изучении дисциплин профессионального цикла.На данном этапе обучающиеся ведут работу с конкретными междисциплинарными задачами по профилю специальности (проектирование планов цехов, чтение и выполнение схем по специальности). Упор делается на прикладной характер применения знаний, сформированных в результате прошедших этапов проекта. Работы могут носить как индивидуальный, так и коллективный характер.

         Обучающиеся самостоятельно планируют и реализуют способы построения исследовательских процедур, способных помочь в реализации задуманного. При необходимости пересматривают свои подходы к исследованию. На основе проделанной аналитической работы происходит выделение проблем для своего проекта: поиск данных, их интерпретация, планирование и проведение сравнительного анализа, построение выводов. Логическим завершением этапа служит пополнение более сложными разработанными графическими изображениями комплекса «Графический кейс» с использованием прикладной программы Компас.

          Например, на 2-4 курсах стандартом ФГОС СПО  предусмотрено выполнение курсовых проектов при изучении междисциплинарных курсов (МДК. 01.01, МДК. 01.02). Вариативность проектной деятельности обеспечивается применением современного оборудования, новых сушильных камер (поиск информации в Интернете), разными площадями цехов, возможностью модернизации существующих камер, рациональным размещением оборудования разных типоразмеров. Графическая часть проектов выполняется в прикладной программе Компас. При проектировании сушильных, лесопильных, мебельных цехов используются и расширяются материалы «Графического кейса» с ориентацией на дипломное проектирование.

Четвёртый этап: подготовка к представлению комплекса «Графический кейс» на дифференцированном зачетепо дисциплине «Инженерная графика» направлена на воспитание качеств: ответственного отношения к результатам собственной деятельности, деятельности проектной группы (сотворчество), самостоятельного эвристического поиска, самостоятельного исследования.

Проведение самоанализа проделанной работы способствует воспитанию личности современного типа, обладающей информационной компетентностью. На данном этапе встает задача научить обучающихся как будущих специалистов самостоятельно принимать решения в сложных обстоятельствах, быть готовыми брать на себя ответственность, предвидеть возможные последствия своих решений для производства, других людей и себя лично, уметь реализовывать и усовершенствовать профессиональные навыки, развивать методики и технологии своей профессии и быть готовым к усовершенствованию профессионального мастерства.

   Пятый этап:представление обучающимися комплексов «Графический кейс» на дифференцированном зачете по дисциплине «Инженерная графика». Защита работы носит публичный характер, включает выступление обучающихся с докладами перед аудиторией, компьютерную демонстрацию содержания кейса на основе прикладной системы Компас, ответы на вопросы преподавателей других дисциплин и обучающихся. Оценивается созданный «Графический кейс» по полноте и качеству заполнения, форме конкретных результатов, готовых к внедрению, а также его защита. Возможность междисциплинарного внедрения комплексов «Графический кейс» в образовательный процесс обусловлено созданием системы междисциплинарных связей дисциплины «Инженерная графика» с дисциплинами и модулями профессионального цикла ФГОС СПО.  В результате реализуются креативные возможности личности обучающихся, повышается их самооценка, развиваются невостребованные в образовательном процессе личностные качества, что позволяет сформировать многосторонне развитую личность, владеющую информационными технологиями, реализующую свой потенциал в образовательном процессе.

 

 Новые подходы в решении проблем

Систематизация междисциплинарных связей в процессе изучения дисциплины «Инженерная графика» предполагает особую роль графической подготовки, содержание которой необходимо насытить фундаментальным материалом в виде междисциплинарных задач, который позволит обучающимся при переходе на третий, четвертый курсы свободно ориентироваться в вопросах анализа и синтеза графических моделей, иметь твердые навыки создания геометрических образов инженерных объектов на профессиональной основе, динамично оперировать ими. Таким образом, это позволяет создать будущему специалисту условия для активной самостоятельной познавательной деятельности с использованием информационно-коммуникативных технологий, для приобретения научно-практического опыта решения междисциплинарных задач и возможности  применения его на производстве.


Поиск

Loading

Оценка материала

...