Вы не зарегистрированы

Авторизация



Соли

Submitted by Галина Фаттахова on пн, 05/03/2012 - 22:53
Данные об авторе
Автор(ы): 
Фаттахова Г.А.
Место работы, должность: 
МБОУ "Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа"
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 

Дидактическая: формирование понятий о классификации солей в зависимости от  состава, способах получения и химических свойствах солей, формирование навыков и умений написания уравнений химических реакций на примере  химических свойств солей, продолжение формирование навыков работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами.

Развивающая: вызвать интерес к предмету, развивать умение логически рассуждать, грамотно выражать свои мысли;

Воспитательная: способствовать формированию общенаучной, информационной, коммуникативной, ценностно-смысловой коммуникации учащихся, их личностному совершенствованию.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
28
Используемые учебники и учебные пособия: 

Габриелян, О.С. Химия. 8 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений.—М.: Дрофа, 2009.

Иванова Л.П. Основные классы неорганических соединений // Химия. 1997, №42.

Погорова Л.Б. Еще раз о солях //  Химия в школе,2002, №3.

Фримантл М. Химия в действии. В 2-х ч. Ч.1: Пер. с англ. –М.: Мир,1998.-258 с., ил.

Используемая методическая литература: 

 

Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками [Текст]: Пособие для учителя. – М., 2002.- 168 с.

Используемое оборудование: 

проектор, экран, компьютер;

штатив с пробирками, спиртовки, лабораторный штатив, держатели;

растворы: соляная кислота, медный купорос, щелочь, сульфат цинк, нитрат бария;

вода, железо,

минералы: сидерит, малахит, галит, мрамор.

Краткое описание: 
Урок посвещен изучению солей на примере минералов. Рассмотрены способы получения солей, нахождение в природе и химические свойства.

ХОД УРОКА

Организационный момент

 

Здравствуйте!  Сегодня на уроке вы будете пополнять свои химические знания о веществах. О каких именно химических соединениях пойдет речь, вы узнаете, разгадав музыкальный кроссворд. В этом вам помогут ребусы, ключевое слово будет темой нашего урока.

 

Актуализация знаний

 

- А, с чем у вас ассоциируются слово соль? (соль употребляется в пищу, поваренная соль).  Это одна из главных солей, самая необходимая во все времена – поваренная соль. Без неё люди жить не могут. Из-за соли велись войны между народами, происходили народные восстания – соляные бунты. В некоторых странах соль была денежной единицей. (Китай, Центральная Африка). В химии со словом «соль» ассоциируется целый класс химических соединений.

- Вспомните определение соли.

- Давайте подумаем, какими знаниями должен обладать человек о представителях класса?

Ваши ответы правильные, только в них не хватает упорядоченности. Для того чтобы просто, наглядно и понятно охарактеризовать вещество химики мира условились придерживаться определенного плана описания,  знание которого поможет вам правильно описать любое химическое соединение.

Сегодня на уроке мы рассмотрим 4 пункта из этого плана: состав, нахождение в природе, получение и химические свойства.

Изучение нового материала

 

Согласно определению, которое вы дали вначале урока, мы знаем, что соли состоят из ионов металла и кислотного остатка. Посмотрите на формулы (слайд) и попытайтесь найти закономерность, согласно которой эти вещества можно разделить на группы.

Сколько групп вы получили и по какому признаку вы их разделили?

Классификация  по составу

Эти три группы соответствуют разным типам солей. Всего различают шесть типов, мы поговорим о трех.

Кто из вас знает, как называются соли состоящие из ионов металла и кислотного остатка?

Во второй группе кроме металла и кислотного остатка присутствует гидроксогруппа.

Это характерный признак какого класса? Поэтому эти соли называют основными и в названии появляется префикс гидроксо-.

Отличие солей третьей группы – наличие водорода.  Это признак класса … кислот. Соли называют по аналогии с предыдущим классом – кислые. В названии появляется префикс гидро- .

Таким образом, мы рассмотрели три типа солей, которые чаще всего используются в школьной лаборатории.

Нахождение в природе

Задумывались ли вы о том, откуда берутся соли и как попадают в нашу повседневную жизнь?

На уроках окружающего мира, природоведения и географии вы говорили о минералах и горных породах. Вспомните минералы, которые вы изучали на этих уроках. Что вы знаете о них?

 Интерес к этим веществам возникал и в древнем мире. 

Первые попытки систематизации минералов были сделаны в Древнем Вавилоне. В основе классификации лежали представления шумеров о тесной взаимосвязи микро- и макромира, особом влиянии звезд, планет, сил природы на землю и населяющие ее существа. В I тысячелетии до н.э. минералы разделяли на три группы: планетарную, звездную и земную. С этих времен появилась зодиакальная классификация камней, которая в наши дни используется астрологами и магами. Вы наверно знаете, что каждому знаку Зодиака соответствует свой камень-талисман. Я по зодиаку телец, и согласно астрологии у меня несколько таких талисманов, один из которых – жемчуг.  В начале XI века любопытную систематизацию предложил Аль-Бируни. Все минералы он классифицировал по цвету, наиболее ценные с его точки зрения были минералы красного цвета. И наверно не случайно на коронах монархов в большом количестве находятся рубины, а как тут не вспомнить о рубиновых звездах Кремля. В ХХ веке Е. Киявленко разделил минералы на три группы: ювелирные, ювелирно-поделочные и поделочные. Как вы думаете, достаточно ли перечисленных фактов для классификации минералов? В настоящее время в основе классификации минералов лежит химический состав, согласно которой выделяют 9 классов минералов, из которых 6 классов – соли.

Например: слайды.

Таким образом, каждая соль находящаяся в природе имеет свое минералогическое название и соответственно большинство солей, которые нас окружают, есть не что иное, как минералы.  

Получение

Соли можно получать и в лаборатории. Рассмотрим наиболее часто применяемые способы: Запишите уравнения реакций получения солей.

  • Основание + кислота
  • Оксид металла + кислота
  • Металл + кислота

О других способах получения солей вы можете узнать из таблицы, приведенной в инструктивной карте.

Химические свойства

Рассмотрим на примере природных минералов. Из курса географии вы знаете, что горы, а они состоят из минералов, т.е. солей разрушаются. Вспомните, какие факторы влияют на разрушение гор?

Установим так ли это. У вас на столах по одному виду минерала. Установите экспериментальным путем, как на них действует вода, раствор кислоты и повышенная температура.

Работа по вариантам.

Данные занесите в таблицу. Если изменения наблюдаются, поставьте плюс, если нет – минус.

Таким образом, экспериментальным путем установили, что минералы действительно разрушаются. Ежегодно в моря и океаны смывается 12,5 млрд тонн нерастворимых и 5 млрд тонн растворимых продуктов разрушения минералов. За год горы становятся ниже на полмиллиметра. В результате, всего за 2 млн лет горы теряют 1 км высоты.

Кроме этих свойств, солям характерны и другие взаимодействия.

  • С металлами
  • Со щелочами
  • С солями

Определите, какие из этих свойств характерны растворимым солям, а какие нерастворимым. Есть ли разница?

Мы рассмотрели основные характеристики класса соли. К какому выводу вы пришли?

Вывод: соли – сложные вещества, состоящие из ионов металла и кислотного остатка, проявляющие химические свойства, обусловленные этими ионами.

Домашнее задание

Домашнее задание вы можете выбрать исходя из своих склонностей. Задание №1 и 2 для тех, кто дружит с математикой.

Задание 3 и 4 тем, кто заинтересовался минералогией.

Задание 5 и 6 увлеченным химией.

Задание 7 для тех, кто любит читать. Знакомы ли вы с произведениями Бажова? В детстве я любила читать и перечитывать были и легенды о змее Полозе, Хозяйке медной горы и многих других сказочных персонажах, о жизни горняков. В те моменты меня всегда переполняла гордость за своего земляка – уральца.

Закрепление

Посмотрите сюжет и определите, о каком классе химических соединений в нем идет речь, о каких веществах.

Назовите формулы этих веществ.

Как вы думаете, возможен ли переход кислой соли в среднюю и наоборот.

Итоги урока

Убедила ли я вас в том, что удивительные природные процессы можно рассмотреть и объяснить с точки зрения химии?

Если быть увлеченным, сотрудничать вместе, понимать изучаемый материал, быть единодушным в мнении, что для того чтобы много знать, надо много читать и уметь, то тогда после изучения курса химии к вам обязательно придет УСПЕХ.