Официальный сайт toppromotion 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Развитие умений самоконтроля при обучении маиематике на средней ступени общеобразовательной школы

Размещено: Наталья Ивановна Расторгуева - вт, 06/03/2012 - 10:58

 

В стандарте основного общего образования по математике отмечается, что одной из главных его целей является интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, способность к преодолению трудностей. Основой для развития этих качеств служит самоконтроль, посредством которого человек всякий раз осознает правильность своих действий.

Вопросы, связанные с проблемами формирования самоконтроля в учебной деятельности, исследовались педагогами и психологами С. Г. Манвеловым, В. А. Русаковым и другими и привели их к выводу о том, что в практике обучения следует учитывать наличие прямой зависимости между уровнем самостоятельности учащихся при выполнении учебных заданий и степенью владения ими умениями самоконтроля. При этом слабое развитие контрольных действий уже у подростков надо относить к бессистемной работе по формированию самоконтроля.

Возможности решения этой проблемы авторы видят в разработке эффективных методик развития самоконтроля обучающихся. Однако ни в действующих учебниках математики для 5 класса, ни в имеющихся средствах их методического обеспечения данная проблема в должной мере все ещё не получила своего решения.

Таким образом, выявлено противоречие между неотложной потребностью развития самоконтроля обучающихся с целью формирования качеств личности, требуемых человеку для полноценной жизни в современном обществе, и отсутствием действенных механизмов её реализации при обучении математике учащихся общеобразовательных учреждений.

Выше сказанное обусловило актуальностьи выбортемы исследования: «Развитие умений самоконтроля при обучении математике на средней ступени общеобразовательной школы».

Объект исследования – процесс обучения математике в средней школе.

Предмет исследования – условия развития умений самоконтроля учащихся при обучении математике в 5 классе.

Цель работы: разработать и апробировать методику развития умений самоконтроля при обучении теме «Обыкновенные дроби» в 5 классе.

Гипотеза: если в образовательный процесс будет внедрена разработанная методика, то у учащихся 5 классов будут целенаправленно и осознанно развиваться умения самоконтроля, что в конечном итоге приведет к росту качества математической подготовки.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие самоконтроля в педагогике: определение, структурные элементы и функции самоконтроля, пути формирования и характеристика уровней его сформированности;

2. Разработать и внедрить методику развития умений самоконтроля при обучении в 5 классе темы «Обыкновенные дроби».

3. Описать результаты опытно-поисковой работы.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней дано развернутое обоснование подхода к организации процесса обучения математике в 5 классе с ориентацией на развитие умений самоконтроля в учебной деятельности школьников.

Практическая значимость. В работе представлены задания, которые позволяют развить умения самоконтроля школьников и могут быть использованы педагогами-практиками в общеобразовательной школе.

 

Интересные источники по данной теме

 

1. Манвелов, Н. С. Проектирование системы заданий по математике на развитие самоконтроля у учащихся V–VI классов: дисс. ... к. п. н.: 13.00.02/ Н. С. Манвелов. –Армавир, 2005. –190 с.

2. Лында, А. С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся / А. С Лында – М.: Высшая школа, 1979. – 160 с.

3. Манвелов, С. Г. Конструирование современного урока математики / С. Г. Манвелов – М.: Просвещение, 2002. – 175 с.

 

4. Рыжик, В. И. 25 000 уроков математики.кн. для учителя. / В. И. Рыжик – М.: Просвещение, 2003. – 240 с.

5. Гальперин, П. Я. Экспериментальное формирование внимания / П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая – М.:Издательство Московского университета, 1974. – 248 с.

6. Епишева, О. Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Кн. для учителя. / О. Б. Епишева. – М.: Просвещение, 2003. – 223 с.

7. Камышева, Н. Н. Пособие для самоконтроля на уроках математики / Н. Н. Камышева // Начальная школа – 1982. – № 9.


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн