Вы не зарегистрированы

Авторизация



Подготовка к сочинению - рассуждению на основе исходного текста по рассказу А.П.Чехова "Баран и барышня"

Размещено: Галина Викторовна Ионова - пт, 16/03/2012 - 23:53
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ионова Галина Викторовна
Место работы, должность: 
МОУ Лотошинская средняя общеобразовательная школа №1 учитель русского языка и литературы
Регион: 
Город Москва
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

 

а) повторить особенности построения сочинения – рассуждения ;

б) обобщить приёмы анализа исходного текста; 

в) провести практическую работу по тексту. 

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
23
Используемые учебники и учебные пособия: 

текст рассказа А.П. ЧеХова "Баран и барышня"

Используемое оборудование: 

презентация

Краткое описание: 
Индивидуальное сообщение об особенностях построения текста-рассуждения, интересные факты биографии А.П.Чехова, комплексный анализ текста: определение темы, идеи, проблемы,авторской позиции.
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

 

Задачи:

а) повторить особенности построения сочинения – рассуждения ;

б) обобщить приёмы анализа исходного текста; 

в) провести практическую работу по тексту.

Оборудование к уроку:

1) текст А.П. Чехова;

2) памятки по работе с текстом;

3) мультимедийный  проектор для проекции текста на экран;    

 4)литературоведческий словарь и толковый словарь С.И.Ожегова;

5) портрет А.П.Чехова проецируется на экран через мультимедийный проектор

 

- Сегодня у нас обобщающее занятие по написанию сочинения – рассуждения на основе исходного текста. Вы знаете, что именно в таком варианте формулируется задание варианта «С» на экзамене по русскому языку в 11 классе. Обратите внимание на слова С.И. Ожегова, которые можно поставить эпиграфом к нашему уроку.

«Рассуждать – это последовательно излагать свои суждения о чем – нибудь, обсуждать что – нибудь, вести беседу» (слайд2)

                             С. И.Ожегов

1.Запись в тетрадях темы и эпиграфа.

2.Обобщение ученицы по схеме построения сочинения в форме рассуждения:

1) Вступление.

2)Тезис (основная мысль, которая будет доказываться).

3)Аргументы (доказательства):

а) доводы;

б) примеры, случаи, факты, цифры;

в) мнения авторитетных людей, цитаты.

4) Выводы.

 

- Перед вами портрет замечательного русского писателя А.П.Чехова.

3.Индивидуальное задание: сообщение ученицы об интересных фактах биографии А.П.Чехова.

Великий писатель, мастер короткого рассказа, драматург А.П.Чехов в молодости подписывал свои произведения не настоящим именем, а озорными псевдонимами: « Прозаический поэт», «Человек без селезенки», «Антоша Чехонте».

Середина 80-х годов 19 столетия - тяжелые годы в жизни России. Эпоха жестокой, грубой реакции. «Боятся громко говорить, высылать письма, знакомиться, читать книги, боятся  помогать бедным, учить грамоте,»- так описывал Чехов 80-е годы в рассказе «Человек в футляре».

Цензура свирепствовала. Лучший из тогдашних журналов «Отечественные записки» был закрыт. Зато плодились пустые юмористические журналы, которые отличались друг ото друга только своими названиями: «Осколки», «Зритель», «Будильник», «Стрекоза». Все обходили серьезные темы. Вереницей шествовали по тстраницам журналов жадные тещи, глупые модницы, картежники-мужья. Но со страниц этих журналов в литературу пришел новый большой талант. Его работоспособность была поразительной. Он печатался в десятках журналов и газет. Только за 1883 год создал более ста рассказов. В среднем рассказ за три с половиной дня. И это на четвертом курсе сложнейшего медицинского факультета! По признанию Чехова, он писал рассказы за один присест.

Как он находил сюжеты? Он был убежден, что достаточно присмотреться внимательно к тому, что происходит вокруг, и откроются целые россыпи драгоценного жизненного материала.

Однажды знаменитый дрессировщик Дуров рассказал ему о своей собаке Каштанке, как нашел её на улице, стал с нею выступать в цирке. Рассказал и забыл. А Чехов написал талантливый и трогательный рассказ.

Литературный заработок не был легким для Чехова. Редакции ставили жесткие условия: размер рассказов должен быть очень мал, всего две – три страницы. Чтобы уложиться, приходилось многое вычеркивать, выбрасывать, сокращать. Поначалу это доставляло молодому писателю страдания. Но со временем он овладел искусством короткого рассказа, достиг в этом жанре совершенства.

Рассказы Чехова современны и по сей день, заставляют о многом задуматься. Молодой писатель с веселым псевдонимом «Антоша Чехонте» ставил вопросы большой общественной важности.

-  « Чехов – странный писатель, бросает слова как будто некстати, а между тем всё у него живет  и сколько ума! Никогда у него нет лишних подробностей, всякая или нужна, или прекрасна.»

 - Эти слова Л.Н. Толстого прекрасно характеризуют А.П.Чехова как писателя, как большого мастера. Мастерство Чехова – рассказчика мы видим во всех его произведениях. Отдавая дань уважения великому русскому писателю, я предлагаю вам прослушать его рассказ « Баран и барышня».

4.Текст А.П.Чехова проецируется на экран и прочитывается учителем

Эпизодик из  жизни «милостивых государей»

Баран и барышня

 (1)На сытой, лоснящейся физиономии милостивого государя была написана смертельнейшая скука. (2)Он только что вышел из объятий послеобеденного Морфея и не знал, что ему делать.

            (3) Не хотелось ни думать, ни зевать… (4)Читать надоело ещё в незапамятные времена, в театр еще рано, кататься лень ехать…

(5)Что делать? (6)Чем бы развлечься?

- (7)Барышня какая – то пришла! – доложил Егор. – (8)Вас спрашивает!

- (9)Барышня? Гм… (10) Кто же это?

(11)В кабинет тихо вошла хорошенькая брюнетка, одетая просто… даже очень просто. (12) Она вошла и поклонилась.

- (13)Извините,- начала она дрожащим дискантом. – (14) Я, знаете ли… (15)Мне сказали, что вас… вас можно застать только в шесть часов… (16)Я… я… дочь надворного советника Пальцева…

- (17) Очень приятно! (18) Садитесь! (19) Чем могу быть полезен? (20) Садитесь, не стесняйтесь!

- (21)Я пришла к вам с просьбой… - продолжала барышня, неловко садясь и теребя дрожащими руками свои пуговки. – (22) Я пришла… попросить у вас билет для бесплатного проезда на родину. (23) Вы, я слышала, даете…(24) Я хочу ехать, а у меня… я небогата… (25)Мне от Петербурга до Курска…

- Гм… Так-с… (26)А для чего вам в Курск ехать? (27) Здесь нешто не нравится?

- (28) Нет, здесь нравится, но знаете ли… родители. (29) Я к родителям. (30) Давно уж у них не была. (31) Мама, пишут, больна…

- Гм…(32) вы здесь служите или учитесь? (33) Барышня рассказала, где и у кого она служила, сколько получала жалованья, много ли было работы…

- Тэк…(34) Служили… (35) Да-с, нельзя сказать, чтоб ваше жалованье было велико… (36) Негуманно было бы не давать вам бесплатного билета… Гм… (37) К родителям едете, значит…(39) Ну, а небось в Курске и амурчик есть, а ? (40) Амурашка…(41) Женишок?

(42) Покраснели? (43) Ну, что ж ! (44) Дело хорошее… (45) Езжайте себе. (46) Вам уж пора замуж… (47) А кто он?

            - (48) В чиновниках…

            - (49) Дело хорошее… (50) Езжайте в Курск… (51) Говорят, что в ста верстах от Курска пахнет щами и ползают тараканы…(52) Небось, скука в этом Курске? (53) Да вы скидайте шляпу! (54) Вот так, не стесняйтесь! (55) Егор, дай нам чаю!(56) Небось, скучно в этом…ммм…как его…Курске?

            (57) Барыня, не ожидавшая такого ласкового приёма, просияла и описала милостивому государю все курские развлечения…(58) Она рассказала, что у нее есть брат – чиновник, дядя – .учитель, кузены – гимназисты… (59) Егор подал чай…Барышня робко потянулась за стаканом и ,боясь чамкать, начала бесшумно глотать…(60) Милостивый государь глядел на нее и ухмылялся…(61) Он уже не чувствовал скуки…

            - (62)Ваш жених хорош собой? – спросил он. – (63) А как вы с ним сошлись?

            (64) Барышня конфузливо отвечала на оба вопроса. (65) Она доверчиво подвинулась к милостивому государю и, улыбаясь, рассказала, как здесь, в  Питере, сватались к ней женихи и как она им отказала…(66) Говорила она долго. (67) Кончила тем, что вынула из кармана письмо от родителей и прочла его милостивому государю (68) Пробило восемь часов.

            - (69) А у вашего отца неплохой почерк…(70) С какими он закорючками пишет! (71) Но, однако, мне пора…(72) В театре уж началось… (73) Прощайте, Марья Ефимовна!

            - (74) Так я могу надеяться? – спросила барышня, поднимаясь.

             - (75) На что – с?

             - (76) На то, что вы мне дадите бесплатный билет…

          - (77) Билет? Гм…(78) У меня нет билетов! (79) (80) Вы ,должно быть, ошиблись, сударыня… (81) Вы не туда попали, не на тот подъезд…(82) Рядом со мной подлинно живет какой – то железнодорожник, а я в банке служу – с! (83) Егор, вели заложить! (84) Прощайте, machereМарья Семеновна! (85) Очень рад… рад очень…

          (86) Барышня оделась и вышла… (87)У другого подъезда ей сказали, что он уехал  в половине восьмого в Москву

 

 

5 Беседа по тексту:

А) Какова тема текста? Основная идея текста

Б) Как построен текст?

 В) Соответствует ли композиция текста схеме рассуждения?

 Г) Каков стиль?

 Д) Какие типы речи использует автор?  

Е) Какие слова требуют пояснения по словарю? (слайд3)

«Баран» :                 

  • Кто главный герой рассказа?
  • Какова его задача как представителя власти?
  • Как должен был отреагировать герой рассказа?
  • Мог ли он помочь нуждающейся девушке?
  • Как к нему относится автор? Как его называет автор? Почему? Какого человека можно назвать бараном?
  • Как языковые средства помогают увидеть авторскую позицию?
  • О чем говорят глаголы, что подчеркивают в характере чиновника?
  • Какие вопросы он задает бедной девушке? Как это его характеризует?
  • О чем говорит довольная ухмылка на его лице?
  • Какая деталь в конце рассказа подтверждает, что петербургский чиновник – действительно  бездушный «баран»? (слайд 4)

Барышня:

  • На что обращает Чехов наше внимание, описывая девушку?
  • Как подчеркивает её скромность?
  • Какие детали говорят о её страданиях, неловкости?
  • Что выдаёт волнение девушки?
  • Как реагирует она на бестактные вопросы петербургского чиновника?
  • Почему девушка согласилась прочитать письмо от родителей? (слайд 5)

 

Детали, помогающие увидеть моральное убожество «барана»

Детали, помогающие понять душевное состояние барышни

-На сытой, лоснящейсяфизиономии… написана смертельнейшая скука.

- Он не знал, что ему делать. Не хотелось ни думать, ни зевать…

-Читать надоело…, в театр ещё рано, кататься лень ехать

- Чем бы развлечься?

-А для чего вам в Курск ехать?

-Здесь нешто не нравится?

-Вы здесь служите или учитесь?

-Небось в Курске и амурчик есть?

-Женишок?

- А кто он?

-Ваш жених хорош собой?

- А как вы с ним сошлись?

-Милостивый государь глядел на нее и ухмылялся… Он уже не чувствовал скуки.

-Прощайте, Марья Ефимовна!

-Билет? У меня нет билетов

-Прощайте,…Марья Семеновна!

- Очень рад…рад очень

Тиховошла хорошенькая брюнетка, одетая просто,…даже очень просто.

…вошла и поклонилась

…неловкосадясь, теребя дрожащими пальцами свои пуговки

… начала она дрожащим дискантом.

Барышня робко потянулась за стаканом и, боясь чамкать, начала бесшумно глотать…

Конфузливоответила на оба вопроса…

Она доверчиво подвинулась…

Вынула из кармана письмо от родителей и прочла его

(слайд 6)

6 Формулировка проблемы, поднятой автором текста. Актуальность данной проблемы. (слайд 7)

7.Итог урока.

- Итак, работая сегодня с рассказом А.П. Чехова, мы постарались определить авторскую позицию, увидеть моральное убожество «барана» и душевное состояние барышни. Антон Павлович избежал нравоучительно – скучной проповеди о том, как отвратительно человеческое равнодушие, бессердечие, и позволил нам, читателям, почувствовать то, что чувствовал сам.

   

8.Д/З: написать сочинение – рассуждение по исходному тексту А.П. Чехова в соответствии с требованиями к выполнению задания части «С»

Пример ученической работы (слайд 8) 

      Перед нами рассказ замечательного русского писателя А.П.Чехова. В небольшом по объему произведении писатель сумел поднять очень важную проблему, которая никогда не утратит своей значимости и актуальности, а именно : бездушие, безразличие сильных мира сего к бедам и страданиям окружающих.

      Главный герой в рассказе – петербургский чиновник. Автор относится к нему с явным осуждением, пренебрежением, едкой иронией. Об этом говорят умело использованные эпитеты: « милостивый государь», «с сытой, лоснящейся физиономией».

      Я полностью разделяю позицию автора. Вряд ли способен этот довольный жизнью господин проявить заботу, участие к проблемам бедной девушки. Им движет лишь желание поразвлечься, убить время до вечера, когда можно будет отправиться в театр.

      Сытый голодного не разумеет. Он не видит, через какие страдания, унижения должна пройти плохо одетая девушка, чтобы получить бесплатный билет и поехать навестить больную мать. Ей неловко, дрожащие пальцы выдают волнение героини.

      Петербургский чиновник – всего лишь бездушный «баран», невежественный, бестактный человек. Он совершает грех перед Богом и людьми, нарушая одну из заповедей: « Возлюби ближнего своего как самого себя».

      Я думаю, что  автор сумел донести до нас значимость затронутой проблемы. Прочитав данный текст, я задумалась над своими поступками и отношением к другим людям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поиск

Loading

Оценка материала

...
Глобальная школьная лаборатория