Официальный сайт 4stupeni 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Конференция по пьесе А. Вампилова " Старший сын"

Submitted by Галина Викторовна Ионова on Sat, 17/03/2012 - 01:12
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ионова Галина Викторовна
Место работы, должность: 
МОУ Лотошинская средняя общеобразовательная школа №1 учитель русского языка и литературы
Регион: 
Московская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Знакомство с личностью А.В. Вампилова, анализ пьесы "Старший сын", воспитание у учащихся таких нравственных качеств, как: доброта, благородство, нравственность

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

Текст пьесы Вампилова "Старший сын"

Используемая методическая литература: 

 

  1. Хрестоматия по литературе для средней школы. Учебн. пособие для 10 – 11 кл./ Сост.: Аламдарова Э. Н., Безрук Ю.Л., Евдокимова Л.В. и др. – СПб.: Корвус; Астрахань: Изд – во Астраханского педагогич. Ин – та, 1994.
  2. Вампилов А.В. Записные книжки. – Иркутск: Изд – во Иркутского университета. 1996.
  3. Венок Вампилову. : Сб. / Сост. Л. В. Иоффе. Иркутск: Изд –во Иркутского ун – та 1997.
  4. Мир Александра Вампилова. : Жизнь. Творчество. Судьба.: Материалы к путеводителю. – Иркутск. Издание ГП. « Иркутская областная типография № 1» 2000.

 

Используемое оборудование: 

презентация

Краткое описание: 
Открытый урок, посвященный жизни и творчеству Александра Валентиновича Вампилова, раскрывает духовный мир писателя, выявляет разносторонний круг его интересов, увлечений. Подробный анализ текста комедии «Старший сын» позволяет воспитывать у учеников важнейшие нравственные понятия: доброту, искренность, порядочность, благородство, чувство собственного достоинства.

 

Чтение стихотворения Петра Реутского:


Вспоминайте меня весело,

Словом, так, каким я был.

Что ты, ива, ветви свесила,

Или я недолюбил?

Не хочу, чтоб грустным помнила.

Я уйду под ветра гик.

Только песни, грусти  полные,

Мне дороже всех других.

По земле ходил я в радости.

Я любил её, как бог,

И никто мне в этой малости

Отказать уже не мог…

Всё моё со мной останется,

И со мной, и на земле

У кого – то сердце ранится

На моём родном селе.

Будут вёсны, будут зимы ли,

Запевайте песнь мою.

Только я, мои любимые,

С вами больше не спою.

Что ты, ива, ветви свесила,

Или я недолюбил?

Вспоминайте меня весело,

Словом, так, каким я был.

 


 

-  Прозвучало стихотворение Петра Реутского. Оно посвящено  человеку, который вошел в литературу молодым, молодым в ней и остался. Он прожил всего 35 лет. Александр Валентинович Вампилов (слайды 1,2). Валентин Распутин сказал о нем: « Он был талантлив вдвойне – и как человек, и как писатель».

            Александр  Вампилов  ни одного дня не мог прожить без музыки. В его доме хранилась гитара, старинная, оставшаяся еще от деда, поэтому особенно притягательная. В тесном дружеском кругу под аккомпанемент гитары звучали и щемяще трогали за сердце романсы на стихи А.С. Пушкина, А. Дельвига, М. Ю. Лермонтова и других авторов. (слайд 3, прослушивание романса на стихи А. Пушкина).

            - Нам предстоит познакомиться с жизнью А. Вампилова, окунуться в творческий мир писателя. Подумайте, какие строки из тех, что прозвучат сегодня, можно поставить эпиграфом к уроку? В каких из них выражается сущность этого человека?

            Близкие друзья называли Вампилова просто и ласково: «Саня». От этого имени образован псевдоним  Александр Санин, которым молодой драматург подписал свою первую книгу, она называлась «Стечение обстоятельств».

Сообщение ученика о А.В. Вампилове

            Александр Валентинович Вампилов родился в 1937 году в посёлке Кутулик Иркутской области в учительской семье. Волею обстоятельств вынужден был расти без отца. Валентина Никитича по ложному доносу арестовали и расстреляли в 1938 году. Накануне рождения сына он писал жене Анастасии Прокопьевне : « Вероятно, будет разбойник – сын, и боюсь, как бы он не стал писателем, так как я во сне вижу писателей».

Вещий отцовский сон оправдался, родился будущий писатель, драматург, принесший на сцену «удивительное, всесильное чувство правды». ( слайд 4 родители)

            В юностиВампилов зачитывался произведениями Н.В. Гоголя и В. Белинского, все вспоминают, что Александр прекрасно пел, у него был небольшой, но очень приятный голос, удивительная по простоте и искренности манера исполнения, но пел он не часто, только среди своих, близких друзей, в хорошую минуту. Любил старинные романсы, песни на стихи С. Есенина и Н. Рубцова, с которым подружился  позже, во время учебы в литературном институте. Рыбная ловля и охота также входят в круг его интересов.

            После окончания школы Александр Вампилов учился на историко – филологическом факультете Иркутского университета, с  1960 года работал в редакции областной газеты « Советская молодежь», увлекся драматургией, стал писать пьесы.

             Иркутяне по праву гордятся своим  талантливым земляком.  В городе есть театр, носящий его имя, на центральной площади Иркутска стоит памятник Александру Вампилову, в залах старейшего  музея  Сибири  проходят вечера, посвященные памяти драматурга. ( слайды5, 6, 7)

            В 1965 году А. Вампилов привёз в Москву в театр «Современник» и предложил О.Н. Ефремову пьесу « Нравоучение с гитарой», которая затем была названа «Предместье», а в 1970 году – « Старший сын». При жизни писателя были поставлены всего две пьесы: «Прощание в июне»  и «Старший сын». Шли годы так называемого застоя, не обо всём можно было писать прямо и открыто. Молодого драматурга глубоко волновали проблемы нравственности. Его произведения написаны на жизненном материале того времени. Пробуждение совести, воспитание чувства справедливости, добра, милосердия - вот основные мотивы его пьес.(слайд8)

« Утиная охота», «Провинциальные анекдоты», «Прошлым летом в Чулимске» увидели свет и были поставлены на сцене уже после гибели писателя.

Вампилов утонул в Байкале летом 1972 года. «Было пасмурно, но сухо и тихо, когда мы несли его на руках до здания театра, где ждали машины, - вспоминал Вячеслав Шугаев.- От оркестра мы отказались, помня Сашину печальную усмешку, с которой он писал Сарафанова, музыканта из  «Старшего сына», играющего на похоронах. Похоронен А. Вампилов в Иркутске.

 

- Жизнь оборвалась на самом её взлете, жизнь, которой, казалось, не будет конца, которой он сам привык диктовать условия, ведь Саня даже не позволял себе утонуть. В лодке, перевернувшейся от удара о топляк, их было двое. Один уцепился за днище, надеясь, что лодку заметят скорее, чем его самого. А Вампилов поплыл к берегу. И он  доплыл, и уже почувствовал дно под ногами, но сердце не выдержало.

На берегу в это время стояла машина. Люди, приехавшие на машине, курили, равнодушно наблюдая за происходящим, за борющимся со смертью человеком. Вдруг кто – то истошным голосом закричал: « Люди, люди, киньте запасное колесо от машины, киньте хоть палку, протяните навстречу руку, но сделайте что – нибудь». Люди, оставив кинутую реплику без внимания, поглазели еще раз на утопающего, сели спокойно в машину и уехали. Так печально и трагично оборвалась жизнь человека. (слайд 9)

Смерть А. Вампилова потрясла его друзей. 20 августа 1972 года в газете «Советская молодежь» был опубликован некролог, написал его иркутский поэт Марк Сергеев. (слайд 10)

Сообщение ученика

« Не стало нашего Саши. Не верится в это, не верится. Мы гордились, когда узнали, что пьесами  Саши заинтересовались Георгий Товстоногов, Олег Ефремов, Юрий Любимов. В сентябре он вновь собирался в Москву. Одному из нас обещал привезти модный галстук и пластинку вальсов Шопена, а другой советовался с Сашей о своём отпуске, и они вместе составляли «план».

А потом он уехал в гости к Байкалу, и старик его обратно не отпустил…

Теперь о тебе, Саша, нужно говорить «был». Ты бы рассмеялся, старик, если бы услышал об этом неделю назад. И глаза твои, острый восточный разрез которых всегда говорил, что ты умеешь понимать и ценить шутку, улыбнулись бы вместе с тобой. Но мы не скажем, Саша, что ты был, потому что ты останешься с нами среди своих героев, среди дел и поступков своих друзей. Они будут жить как же любя жизнь и людей, как ты. Мы сбережем память о твоей прямоте и честности, о твоём уважении к творчеству.

А ещё мы будем добрее и внимательнее друг к другу, потому что потом бывает поздно».

 

 

-Подумайте, какие строки выражают сущность личности Александра Вампилова и могут стать эпиграфом к нашему уроку? («Будем добрее и внимательнее друг к другу, потому что потом бывает поздно» Марк Сергеев – запись эпиграфа в тетрадях)

Чтение учеником стихотворения Александра Вампилова (слайд 11)


Что неприветливо, широкий дол, шумишь?

Не можешь мне простить разлуки?

Что не хранят, чего не помнят люди,

То, вечный, ты и помнишь, и хранишь.

 

Я навсегда в твоих лугах бескрайних,

Я навсегда в твоих лугах густых.

И после всех дорог судьбы –

Случайных,

 

Извилистых, запутанных, крутых –

Последняя дорога мне

Прямая –

Сюда, чтобы спокойно умереть…


(слайд 12)

 

- Если так переживали безвременную гибель Вампилова его друзья, можно представить, каково матери, пережившей своего сына.

Сообщение ученика

Анастасия Прокопьевна Копылова – Вампилова была учителем математики в сельской школе. Именно ей посвятил свой шедевр – рассказ « Уроки французского» - Валентин Распутин. Хорошо знавшие её люди вспоминают, что мать драматурга была человеком величайшего такта  и благородства.

Из воспоминаний Анастасии Прокопьевны Копыловой – Вампиловой: « С первых курсов университета Саня стал писать рассказы, читал их мне, и когда сказал, что хочет писать пьесы, я выразила большое сомнение, по силам ли ему? А Саша сказал: « Ты, мама, не веришь в меня». На что я ответила: « Матери всегда должны быть строги к своим детям и их способностям». И незадолго до гибели Саша сказал мне: « А ведь ты, мама, не верила в меня». Подарив мне пьесу «Старший сын», изданную в Москве, Саша написал на ней: « Дорогой маме от младшего сына».

(слайд 13, перечень книг А. Вампилова)

 

Запись в тетрадях важнейших дат жизни и творчества А. Вампилова (слайды 14,15)

1937г. – родился А.В. Вампилов. Поселок Кутулик. Иркутская область. Родился драматург, принесший на сцену «удивительное, всесильное чувство правды».

1960г. - закончил историко – филологический факультет Иркутского университета. Работа в       газете «Советская молодежь».  Увлечение драматургией.

1965г. – приезд в Москву в театр «Современник»

1966г. – «Прощание в июне»      

1970г. – « Старший сын», «Утиная охота»

1972г. – «Прошлым летом в Чулимске». Август 1972г. – трагическая гибель писателя

 

- Александр Вампилов любил повторять: «Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматичными в жизни человека». Переходим к обсуждению пьесы «Старший сын». В конце 60-х первой половине 70-х годов пьеса была поставлена более чем в 50 городах нашей страны, а также за рубежом (в Болгарии, Венгрии, Германии, Польше). В 1976 году режиссер Виталий Мельников снял фильм по этому произведению, пригласил замечательных актеров , которые сумели мастерски воплотить характеры главных героев, передать замысел автора – драматурга Александра Вампилова.

 

 

Вопросы для анализа

  • -Вспомните, какое стечение обстоятельств  привело главного героя и его попутчика в дом семьи Сарафановых? ( слайд 16)
  • - Что можно рассказать о членах этой семьи? Почему Андрей Григорьевич поверил, признал в Володе Бусыгине старшего сына? Можно ли его назвать неудачником? (слайд 17)
  • Что вам нравится в Нине? За что её осуждаете? Как и почему меняется Нина в конце пьесы? (слайд 18)
  • Как можно объяснить поступки Васеньки? Как ласковое обращение к нему автора помогает разобраться в характере героя? Изменился ли Васенька в конце пьесы? (слайд  19)
  • Расскажите о Володе Бусыгине. Каковы главные черты его характера? Как характеризует Володю его отношение к семье Сарафановых? Изменила ли его встреча с этой семьей? ( слайды 20, 21)
  • Докажите, что Сильва по сути тоже сирота при живых  родителях. Где проявляется цинизм и практичность Сильвы? (слайд 22)
  • Ваше мнение о женихе Нины – Михаиле Кудимове? Что настораживает в нем? Какова, на ваш взгляд, главная черта его характера? (слайд 23)

 

 

  - Александр Вампилов использовал несколько названий для своего произведения –        «Предместье», «Нравоучения с гитарой», «Семья Сарафановых».

  • Почему «Старший сын» - наиболее удачное? Что утверждает Александр Вампилов в человеке? (слайд 24)

Главное не то, где происходят события, а кто участвует в них. Уметь слушать, понимать другого, поддерживать в трудную минуту – вот главная идея пьесы. Быть по духу родным – это важнее

кровного родства.

Подводя итоги, обратимся к высказыванию В. Распутина о творчестве Вампилова: « Кажется, главный вопрос, который постоянно задаёт Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь всё то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно стали различимы и противоположности – любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение»  ( слайд 25)

       Я надеюсь, что творчество А. Вампилова оставило глубокий след в ваших душах, заставило о   многом задуматься, многое переосмыслить, расставить жизненные приоритеты. Сегодня мы            только лишь приоткрыли дверцу в мир талантливого большого писателя. Этот мир надо постигать             через его произведения.

 

Д/З: подготовить отзыв о прочитанной книге по следующему плану:

  1. Какова тема и основная мысль произведения?
  2. Где и когда происходят события?
  3. Какие места в книге произвели на вас наиболее сильное  впечатление?
  4. Кто из героев особенно понравился? Почему?
  5. Кто из героев, по – вашему, заслуживает осуждения?
  6. Чем обогатила вас книга? Над какими вопросами заставила задуматься?

 

Отзыв о прочитанной книге (ученическая работа)

 

            «Давайте будем добрее и внимательнее друг к другу, потому что потом бывает поздно», - эти слова своему другу Александру Вампилову посвятил сибирский поэт Марк Сергеев. Они стали по сути жизненным правилом, которому следовал драматург. Такие черты характера, как: доброта, отзывчивость – Вампилов хотел видеть в героях своих пьес. Не стал исключением и Володя Бусыгин из комедии «Старший сын».

            О чем эта книга? Сюжет прост: два молодых человека весенним вечером провожают девушек домой, надеются, что их пригласят, знакомство продолжится, а в итоге на  всю ночь вынуждены остаться на улице. Недоверчивые жильцы не спешат помочь ночным гостям. Продрогшие, уже отчаявшиеся  Володя и Сильва стучатся в одну из квартир, где Сильва представляет Бусыгина как старшего сына семьи. Эта встреча «отца» и мнимого сына станет важной и для Володи, и для  всех Сарафановых.  Ведь главное заключается не в том, сколько у тебя родственников, а в том, есть ли хоть кто – нибудь, на кого ты мог бы опереться, кому довериться, важно не родство по крови, а родство душ.

            Володя Бусыгин притворяется сыном Андрея Григорьевича, но притворяется только в самом начале. Возможно, молодой человек чувствует, что нуждается в Сарафанове так же, как Андрей Григорьевич нуждается в нем. Старший Сарафанов – человек умный, добрый, доверчивый, одинокий, его не всегда понимают окружающие, даже собственные дети, жена, оставившая его, называла мужа «блаженным». Когда появился новый член семьи – «старший» сын, он схватился за него, как утопающий за соломинку. Отец семейства говорит: « Для меня то, что ты появился, - это настоящее счастье, сынок».

            Дети Андрея Григорьевича и не заметили, что забыли об отце, перестали нуждаться в нем.

Нина выходит замуж, на днях уезжает с женихом на Сахалин; Васенька – в тайгу на стройку, убегая от неразделенной любви. Кто же из героев мне понравился? Это Володя Бусыгин. Есть в нем что – то такое, что привлекает с первых минут знакомства с ним. Он студент мединститута, нелегко складывалась его судьба. Сирота, он никогда не знал отца, но не утратил доброты, любви, отзывчивости к людям. Володя готов остаться с совершенно незнакомым ему человеком, чтобы помочь, поддержать. Нина и Васенька тоже многим ему обязаны. Бусыгин помог младшим Сарафановым понять, что такое настоящее чувство, любовь, привязанность, забота о близких.

            Пьеса Вампилова учит нас быть добрее, любить, уважать своих родителей. Как бы не сложилась твоя жизнь, несмотря ни на что постарайся остаться человеком.

            Вспомним слова Андрея Григорьевича Сарафанова: « Каждый человек родится творцом, каждый в своём деле, и каждый по мере своих сил и возможностей должен творить, чтобы самое лучшее, что было в нем, осталось после него».

            Я думаю, так считал и Александр Вампилов, который внес значительный вклад в российскую литературу. Его комедия, написанная в 1970 году, не утратила своей современности, значимости и в наши дни: во все времена обществу будут необходимы добрые, честные, порядочные, отзывчивые люди.

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Хрестоматия по литературе для средней школы. Учебн. пособие для 10 – 11 кл./ Сост.: Аламдарова Э. Н., Безрук Ю.Л., Евдокимова Л.В. и др. – СПб.: Корвус; Астрахань: Изд – во Астраханского педагогич. Ин – та, 1994.
  2. Вампилов А.В. Записные книжки. – Иркутск: Изд – во Иркутского университета. 1996.
  3. Венок Вампилову. : Сб. / Сост. Л. В. Иоффе. Иркутск: Изд –во Иркутского ун – та 1997.
  4. Мир Александра Вампилова. : Жизнь. Творчество. Судьба.: Материалы к путеводителю. – Иркутск. Издание ГП. « Иркутская областная типография № 1» 2000.

 

 

Прикрепленный файл Size
урок - конференция по пьесе Вампилова.rar 3.12 MB

»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн