Официальный сайт yerka 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"На чужом несчастье счастья не построишь": Проблема счастье в очерке Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда"

Фото пользователя Анна Латухина
Submitted by Анна Латухина on вс, 18/03/2012 - 12:44
Данные об авторе
Автор(ы): 
Латухина А.Л
Место работы, должность: 
МБОУ СОШ №156 учитель русского языка и литературы высшей категории
Регион: 
Нижегородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
Культурология
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Выявить художественное своеобразие произведения;

Рассмотиреть позицию автора на проблему счастья. 

Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Краткое описание: 
урок посвящен нравственной проблематике, имеет высокое воспитательное значение
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

 

План-конспект урока литературы (10 класс)

 

Тема:  «На чужом несчастье счастья не построишь (Преступление и наказание в очерке Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)»

 

 Цели урока:

 Образовательные: исследовать проблематику очерка Н.С. Лескова;

                                 рассмотреть различные интерпретации образа Катерины     

                                 Измайловой.

 Воспитательные: показать антигуманный характер преступлений героини.

 Развивающие: развитие аналитического и ассоциативного мышления.

Оборудование: мультимедийная презентация

 Тип урока: комбинированный

 Форма урока: игра «суд над героем».

 

Ход урока.

 

  1. Организационный момент.
  2. Сегодня мы обратимся к  очерку Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Это второй урок по этому произведению. Речь пойдет о любви, о ценности человеческой жизни, о преступлении и наказании. Запишем тему урока.
  3. Сегодня на уроке мы попытаемся:

 - выявить основные мотивы преступления Катерины Измайловой;

 - определить, что для героини является наказанием;

 -  познакомимся с различными интерпретациями этого образа;

      -  ответим на вопрос: «Можно ли оправдать преступление во имя любви?»

     4. В самом названии заложена реминисценция (Макбет), отсылающая нас 

         к творчеству английского драматурга Уильяма Шекспира.

         На закате эпохи Возрождения стало очевидным, что свобода часто выступает как демоническая сила. Одной из самых мрачных трагедий Шекспира является «Макбет», повествующая о событиях, происходивших в Шотландии в 11 веке: убийство царя Дункана и воцарение его убийцы Макбета. Страшная роковая роль в этом событии – роль леди Макбет. Имя героини становится нарицательным, символом злодейства.

      5. В 1865 году Н.С. Лесков пишет очерк «Леди Макбет Мценского уезда». Так, «кровавая драма» приобретает новые краски – национальный русский колорит.

       6. Вспоминая о своей работе над очерком, он писал : «Мне становилось временами невыносимо жутко, волос поднимался дыбом, я застывал при малейшем шорохе, который производил сам движением ноги или поворотом шеи. Это были тяжелые минуты, которых мне не забыть никогда. С тех пор избегаю описания таких ужасов».

 - Что же происходило в произведении Лескова. Почему именно такие ощущения испытывает Лесков? В этом мы попробуем разобраться на уроке.

Форма урока необычная – это игра. Представьте, что мы находимся в зале суда. Каждый из вас «играет» определенную роль. Класс был разделен на четыре группы, у каждой из которых было свое задание. Это «журналисты», «обвинители», «адвокаты» и «присяжные».

 Слово предоставляется «журналистам».

7. Символом нашего урока будут весы – как символ правосудия. А на чашах весов  - добро и зло. Вашей задачей будет следующая: перерисовать в тетради весы и по ходу «слушания» дела гражданки Измайловой заполнять таблицу.

 8. Выступает «обвинение».

 9. Слово предоставляется «адвокатам».

10. Подводят итог «присяжные».

11.- Что же случилось с Катериной Измайловой по пути на каторгу?

      Журналисты.

12. И вновь мы обращаемся к нашим весам. Давайте посмотрим, как вы заполнили эту таблицу.

  Посмотрите, совершенно естественно, что перевесила та сторона, где находится зло, ибо насилие (убийство) бесчеловечно и оправдать его невозможно, даже во имя любви.

 - Как вы считаете, у какой из групп была самая сложная задача? Почему?

 - Оправдать эти преступления невозможно. Назначение женщины – нести свет, тепло, жизнь. Н.С. Лесков подчеркивает противоестественность происходящего. Когда беременная женщина с невероятной жестокостью убивает другого беззащитного ребенка в праздник «Введение Богородицы во

Храм». Она совершенно бездуховна, вспомним, что когда происходит убийство Федора, все уходят в церковь, а сам мальчик читает житие «своего ангела».

13. Давайте обратим внимание на эпиграф к очерку. Это пословица «Первую песенку зардевшись спеть». Какой смысл несет эта пословица? (От одного к другому преступления становятся все более жестокими). Вспыхнувшая страсть к Сергею заставляет ее жить как бы в соответствии со словами Макбета: «Я смею все, что смеет человек, И только зверь на большее способен».

14.  – Иногда любовь слепа, иногда жестока. Во имя любви человек готов совершить подвиг, и, наоборот, пойти на преступление. Можно ли оправдать преступление во имя любви?

 Критик и литературовед Лев Аннинский, написавший книгу «Лесковское ожерелье», посвятил вторую главу судьбе этого очерка. Интересно, что трактовки образа главной героини разнообразны. Одним из первых обратился к иллюстрированию очерка Б. Кустодиев (1923.) Обращение к купеческой среде было главной темой его творчества. Мы знаем циклы картин, посвященные этой теме. Но на иллюстрациях предстает совершенно иной образ – мрачный, и вместе с тем страдающий.

  Обращается к иллюстрациям очерка и Илья Глазунов.  Как вы считаете, удалось ли художнику передать именно лесковский образ. (Нет, она верующая, раскаявшаяся).

  И еще одна история – опера Шостаковича «Катерина Измайлова». Где композитор не заостряет внимание на злодействах героини, и даже исключает эпизод убийства Феди, изображая трагедию героини, непонятой окружающими.

 15. Но мы видим, что Лесков не прощает свою героиню. Докажите, что это так.

 - Можем ли мы говорить о покаянии героини. (Нет, последняя сцена) Вместо молитвы у нее рождаются слова «Помнишь, как мы с тобою погуливали, моих родственничков с белу свету сживали…»

-  Можем ли мы говорить о том, что суд и каторга для героини явились наказанием?

 - Тогда как же героиня наказана? (Тот, ради которого она была совершить любые безумные поступки предает ее)

16. Как вы думаете, является ли это произведение актуальным в наше время?

  - Какие нравственные уроки вы выносите из этой трагедии? (зло порождает зло, женщина и злодейство несовместны.)

17. А сейчас заключительный этап урока, - рефлексия. Я попрошу вас символически изобразить то, о чем мы говорили весь урок.  Работа в группах.

18. Анализ работ.

19 Подведение итогов. Сюжеты классических произведений, вызвавших в свое время сенсацию, а иногда и равнодушие современников, не умирают, ибо в них есть нечто такое, что тревожит человека другой эпохи. Так происходит и с очерком «Леди Макбет Мценского уезда».

 20. Домашнее задание.

   Написать эссе на тему:

  1. «Для меня леди Макбет – это имя, несущее в себе…»
  2. «Какой вопрос я бы хотел(а) задать леди Макбет?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


»  Tags for document:

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн