Официальный сайт ysaa 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Облака вишневых цветов…» Художественное своеобразие японской поэзии хокку

Фото пользователя Анна Латухина
Размещено: Анна Латухина - вс, 18/03/2012 - 13:20
Данные об авторе
Автор(ы): 
Латухина А.Л.
Регион: 
Нижегородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
Культурология
Предмет(ы): 
Литература
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Краткое описание: 
урок посвящен японской поэзии хокку, символике растений

 

Тема: «Облака вишневых цветов…»

Художественное своеобразие японской поэзии хокку

Цели урока:

Образовательные: сформировать представление о японской культуре; показать отличительные особенности жанра хокку; познакомить с творчеством М. Басё и К. Исса.

Развивающие: развитие аналитического и ассоциативного мышления; развитие творческих способностей.

Воспитательные: воспитание чувства прекрасного.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: групповая

Оборудование: мультимедийная презентация.

Ход урока.

1.                  Организационный момент.

2.                  Сегодня мы с вами совершим путешествие в загадочный мир японской поэзии. Давайте запишем тему урока. Эпиграфом к уроку будут слова из сборника «Одинокий сверчок» «Всматривайтесь в привычное – и увидите неожиданное, всматривайтесь в некрасивое – и увидите красивое, всматривайтесь в простое – и увидите сложное, всматривайтесь в частицы – и увидите целое, всматривайтесь в малое – и увидите великое.»

Мы с вами сегодня на уроке познакомимся с культурными и литературными традициями Японии; изучим каноны сложения хокку; проанализируем стихотворения с точки зрения формы и содержания.

      Но прежде чем говорить о поэзии, нам необходимо познакомиться с историей страны. Когда боги Идзанаки и Идзанами по радуге спускались с небес, чтобы отделить земную твердь от хляби, Идзанаки ударил своим богатырским копьём по зыбко колыхавшейся внизу пучине. И тогда с его копья скатилась вереница капель, образовав изогнутую цепь островов. Древняя легенда о сотворении Японии приходит на память, когда смотришь на эту страну с самолёта. Изогнутая гряда гористых островов и впрямь похожа на окаменевшие капли. Или, может быть, это караван гор, прокладывающий себе путь через бескрайнюю пустыню океана? “Путь гор” — таково одно из толкований древнего имени этой страны — Ямато.

        Гидом по современной Японии будет ученица 10 «А» класса, которая занимается изучением японской поэзии. Послушаем (рассказ о религии, обрядах ханами и икебане).

3. Выступление старшеклассницы с докладом о Японии.

4.Как мы услышали, японская религия синто (“путь богов”) утверждает, что всё в мире одушевлено, свято: огнедышащая гора, лотос, радуга после грозы. Религия синто — это обожествление природы, рождённое восхищением ею. Японцы поклонялись предметам и явлениям не из страха перед грозными силами природы, а из чувства благодарности. Ведь чаще всего природа бывает ласковой и щедрой.

5.Каково же понятие японцев о красоте? Его формируют четыре понятия:

 Мерилами красоты у японцев служат четыре понятия: саби, ваби, сибуй и югэн.

Саби — это красота и естественность. Всё, что неестественно, не может быть красивым. Саби — это прелесть старины.

Ваби — это отсутствие вычурного, броского, вульгарного. Ваби — это прелесть обычного, красота простоты.

Если спросишь японца, что такое сибуй, он ответит: то, что человек с хорошим вкусом назовёт красивым.

Тайна искусства состоит в том, чтобы любоваться невидимым. Югэн — это прелесть недоговорённости, намёка.

Японцы увидели в недолговечности источник красоты, не случайно своим национальным цветком они избрали именно вишню — сакуру.

6.Заполнение кластера «Япония». Давайте мы с вами заполним таблицу, отражающую те черты, о которых мы говорили.

Япония 

                                         Религия                                     природа

       

     Синтоизм                              буддизм

                                      

                                                                                        ханами       икебана

 Саби                     Сибуй

                 Ваби                                     Юген

                                     

7.                  Самым популярным стихотворным жанром в Японии является хокку. До сих пор считается, что любой уважающий себя человек должен уметь сочинять хокку. Давайте же познакомимся с этим жанром.

8.                  Слово предоставляется группе «литературоведов». (Перечисляют основные черты хокку).

9.                  А теперь на основе услышанного давайте составим самостоятельно схему «Хокку». (Составление схемы).

     

З строки

                      17 слогов (5:7:5 )                                             отсутствие рифмы

 

                      настроение                         хокку                    простота

       
   
 

                                   природа и человек                        минимум

                                                                                     изобразительных средств

 

10.  Мы разобрались с основными чертами хокку, а теперь давайте перейдем к анализу стихотворений.

Чужих меж нами нет!

Мы все друг другу братья

Под вишнями в цвету

                    К. Исса

- Каково настроение этого стихотворения?

- Определите лирический сюжет.

- Выделите основные образы.

- Определите основную тему стихотворения.

- По каким признакам вы догадались, что это хокку.

11.  Наиболее известными создателями хокку являются Мацуо Басе и Кобаиса Исса, именно их стихотворения мы и рассматриваем на уроке.

12.  Давайте познакомимся с этими поэтами. Выступают группы с краткой информацией о поэтах.

13.   У каждой из групп на столах лежат тексты хокку. Ваша задача внимательно их прочитать и определить, какой темой они объединены (по временам года) (см. Приложение 1).

 Действительно, время года становится ключевым понятием хокку.

14.   Сейчас вы должны будете проанализировать тексты по плану:

1. Определить настроение стихотворения.
    2. Выявить основные образы – «сезонные слова».

15. Работа в группах, зачитывание ответов.                   

 Таким образом, мы видим значимость «сезонных слов»  в хокку. Иногда даже в стихотворении не говорится о том или ином времени года, но по определенным образам мы понимаем, о чем оно.

16. Последняя группа у нас работала с символикой растений  (см. Приложение 2).

17. «Японское трехстишие требует от читателя работы воображения.   Все растолковать до конца – значит не только погрешить против японской поэзии, но и лишить читателя большой радости самому вырастить цветы из горсти семян, щедро рассыпанных японскими поэтами». Девочки проиллюстрировали понравившиеся хокку  и сейчас расскажут нам о своих работах. (См. Приложение 3)

18. Подведение итогов. Итак, мы сегодня познакомились с хокку, узнали много нового о японской культуре и даже сами сочиняли хокку.

19. Домашнее задание:

1.      Выучить наизусть наиболее понравившиеся хокку М. Басе и К. Исса.

2.      Сочинить хокку и оформить их в виде книжечки, проиллюстрировав стихотворения.

20. И в заключении я хотела бы попрощаться с вами в жанре хокку:              

Закончился урок.

Спасибо за работу!

До новых встреч, друзья!

                                                                                     Приложение 1 .

Тексты стихотворений.

1 группа

Поник головой до земли,-

Словно весь мир опрокинут вверх дном,-

Придавленный снегом бамбук.

                                 М. Басе.

Послышался вдруг «шорх-шорх».

В душе тоска шевельнулась…

Бамбук в морозную ночь.

                                     М. Басе.

Первый снег под утро.

Он едва-едва пригнул

Листики нарцисса.

                           М. Басе.

Молись о счастливых днях!

На зимнее дерево сливы

Будь сердцем своим похож.

                                  М. Басе.

2 группа.

Осень уже пришла!» -

Шепнул мне на ухо ветер,

Подкравшись к подушке моей.

                                М. Басе

Бабочкой никогда

Он уж не станет… Напрасно дрожит

Червяк на осеннем ветру.

                                     М. Басе.

Как стонет от ветра банан,

Как падают капли в кадку,

Я слышу всю ночь напролет.

                                   М. Басе.

Цветы увяли.

Сыплются, падают семена,

Как будто слезы.

                           М. Басе.

3 группа.

Сад и гора вдали

Дрогнули, движутся, входят

В летний раскрытый дом.

                       М. Басе.

Тишина кругом.

Проникает в сердце скал

Легкий звон цикад.

                       М. Басе.

Летние травы

Там, где исчезли герои,

Как сновиденье.

                       М. Басе.

Голос летнего соловья!

В роще молодого бамбука

Он о старости плачет своей.

                              М. Басе.

4 группа.

Вишен цветы

Будто с небес упали –

Так хороши!

                      К. Исса

В гостях у вишневых цветов

Я пробыл ни много ни мало –

Двадцать счастливых дней.

                                 М. Басе.

Ворон-скиталец, взгляни!

Где гнездо твое старое?

Всюду сливы в цвету.

                   М. Басе.

Как вишни расцвели!

Они с коня согнали

И князя-гордеца.

              К. Исса.

                     

  Приложение 2.

Символика японских растений

 

Бамбук

Саса – низкорослый бамбук.

 

Является одним из атрибутов новогоднего, брачного и похоронного обрядов. Так же символ мучений и смерти  (одна из древних пыток: стебли бамбука впивались в привязанные к нему тела людей).

Дуб

 Хисаги - дерево семейства дубовых, растет в горных долинах.

священное дерево, небесные врата, через которые божество может появиться  перед людьми, жилище бога или богов, связано происхождение человечества.

Ива

Имеет различные, часто противоположные, символические значения. Она может выступать в функции мирового дерева или дерева жизни и символизировать долголетие и обилие жизни. С ивой связано представление о женской красоте, мягкости, податливости, о весне; существует поверье о способности ивовых ветвей, вывешенных на воротах, отгонять злых духов, что связано с общим представлением об иве как средстве связи с духовным миром. Комплекс отрицательной семантики образа ивы включает такие символы, как несчастье и невежество, печаль, грусть, смерть, похороны (плакучая ива).

Померанец –мандарин.

Запах цветов померанца в японской поэзии навевает воспоминания о прошлом. Лепестками цветов наполняли карманы широких рукавов. В памяти встает прекрасный образ любимого человека. Вечнозеленое цитрусовое дерево с горькими плодами. Прошедшая любовь.

Сакура

японская вишня. Один из центральных образов японской поэзии, символ весны. Любование цветущей вишней - старинный японский обычай. Красоту японской женщины часто сравнивают с цветущей вишней.

Слива

Символ весны, торжествующей над зимой, добродетель и мужество, преодолевающие трудности, брак и счастье.
По народным приметам, снег способствует цветению сливы. Слива и снег - обычные парные образы. Символизирует добродетель. Цветет обычно в конце февраля.

Хризантема

Означает долголетие, счастье.

Сосна

Символ долголетия и счастья. Все садовые ворота сделаны из сосны, на новый год входные двери украшают сосновыми ветками. Прообраз «вечного союза». Символ дружбы и любви супругов, верность, хранимая до самой старости.

Хаги

Цветы хаги лилового и розоватого цвета, являются традиционным символом осени.

Глициния

Лозы глицинии, чьи цветы напоминают крупные лиловые или белые грозди, могут оплетать большие деревья, подобно лианам, добираясь до самой вершины. Глициния цветет в марте.

 

 

 

 

 

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн