Вы не зарегистрированы

Авторизация



Проблематика повести В.Распутина «Прощание с Матёрой»

Фото пользователя Надежда Владимировна Кучмина
Submitted by Надежда Владимировна Кучмина on пн, 19/03/2012 - 09:22
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кучмина Надежда Владимировна
Место работы, должность: 

учитель русского языка и литературы МОУ "СОШ р.п.Духовницкое Духовницкого района Саратовской области"

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p> Работа над повестью В. Распутина Прощание с Матерой; в одиннадцатом классе - это часть процесса рассмотрения темы &quot;Человек и природа, человек и мир, его окружающий&quot;, в русской литературе 70-90 годов, попытка осмыслить и оценить литературную ситуацию в конкретном произведении, возможность определить личную, читательскую, точку зрения на произведение и по возможности сравнить ее с общепринятой в современной литературной критике. Цели урока: побудить интерес учащихся к изучению творчества писателя;помочь учащимся глубже осмыслить нравственную проблематику повести;воспитывать чувство ответственности за землю, семью, детей.</p> <p> Задачи урока:</p> <p> Формирование умений анализа фрагментов художественного произведения. Формирование и расширение знаний об идейном смысле художественного произведения: раскрытие смысла названия произведения и постижение нравственных уроков, заключенных в содержании повести.</p> <p> Побуждение детей к размышлению о сущности природы на основе их сегодняшнего экологического опыта, переосмысление лозунга: Человек царь природы Развитие умения аргументации собственной точки зрения, культуры общения.</p> <p> Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран.</p>

Ход урока

Прости нам, господи, что слабы мы,

                                                            непамятливы и разорены душой.

С камня не спросится, что камень он,

                                              с человека же спросится.

                                                                        В.Распутин. Прощание с Матёрой.

 

I. Вступительное слово учителя.

Литература – это отражение жизни общества и личности, реакция на события в истории человечества.

Ещё одно предназначение литературы –  предугадать, предчувствовать ход развития цивилизации и предупредить нас, читателей, бездумно бегущих  по жизни, порой ничего не замечающих вокруг себя о грозящих непоправимых бедах.

В произведениях В.Распутина постоянно чувствуется тревога за человека и землю, на которой он живёт. Писатель убеждён, что роль литературы не в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы изменить человека.

 

II. Работа с эпиграфом(слайд 2 ).

В качестве эпиграфа к нашему уроку я взяла строки из повести «Прощание с Матёрой». Кому принадлежат эти слова?

- Как вы их понимаете?

В повести “Прощание с Матёрой”  автор видит первопричины разлада человека с миром. Он как бы подводит читателя к краю бездны и показывает: смотри, где ты можешь оказаться, если откажешься от памяти, совести, души. Думай, человек!

 

II. Анализ повести.

 

1. Конфликт

- О чём это произведение?

- Какой вам представляется Матёра? (прекрасный остров надёжно, "утюгом" стоит на Ангаре. «Лучше этой земли не сыскать, - решил тот, кто первым открыл для людей Матеру»… Рядом другой остров - Подмога. На высоком чистом небе хорошо видна церквушка, старая мельница, кладбище за деревней на возвышении, поля, лес,  у дороги, могучий листвень,  царь – дерево).

 

- Перечитаем начало повести. Обратите внимание, какие слова настойчиво повторяет автор. Что он хочет этим сказать? (настойчиво звучит «опять». в пейзаже, кажется, что мир гармонии будет существовать всегда, но постепенно появляется ощущение трагичности и неустойчивости жизни в Матёре : «все посадили огороды - да не все, посеяли хлеба – да не на всех полях, « и, наконец, «многие жили на два дома…та Матера – да не та» – как некий вывод. Почему изменилась Матера, мы понимаем позже. Автор коннотативно отрицает надвигающиеся перемены, так как эти перемены не просто изменяют мир Матеры, а разрушают его. «Не та Матера», потому что «повяла деревня, повяла, как подрубленное дерево…» Подчеркивается безжизненность изменяющейся Матёры : «мёртво застыли окна, гуще и нахальней полезла крапива».)

- В чём  заключается конфликт повести? (старое и новое, прогресс и душа, совесть).

- Кто и что в повести стоит за сохранение Матёры?  (Дарья, старухи, Богодул,; душа, совесть).
- Кому и чему необходимо исчезновение Матёры?  ( государство, прогресс).

 

- Вот и давайте оценим проблему исчезновения острова с двух позиций: со стороны прогресса и со стороны старожилов Матёры.

 

Работа в группах. (слайд 3)
1 группа. Матёра должна исчезнуть.

- Какова необходимость пожертвовать островом?

- Что взамен получат матёринцы? ( ГЭС, посёлок городского типа).

- Позаботилось ли государство о комфорте жителей Матёры?   

 

2 группа.Матёру необходимо уберечь.
- За что так держатся матёринцы? Почему?  (право на родной дом, на родовые святыни, родовые захоронения).

- Жителям Матёры предоставляются благоустроенные квартиры в посёлке городского типа, в городе. Почему же они сопротивляются, не хотят покидать Матёру?

 

Отчёт групп.

 

- Когда строили Саратовскую ГЭС, многие наши деревни тоже ушли под воду: Красная Ивановка, Маховка, Матвеевка, Теликовка… И ничего. Людей переселили, живут теперь на новых местах, вспоминают иногда о прежней жизни, о той, до затопления. Что тут такого страшного? (возможна дискуссия).

                                             

2.Характеристика персонажей. 

- Всякую идею двигают люди. Кто в повести представляет  государственную идею?  - Кто за новое? (Воронцов, Жук, Петруха).

-Как вы их оцените? В чём правы они и в чём не правы?

- Обратимся к сцене разорения кладбища, что происходит на кладбище? (демонстрация эпизода фильма).

 

- Как вы к этому относитесь? Можно так поступать?

- Вспомним строки Пушкина (Слайд 5):

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

 

Действительно, «пища для сердца» - это любовь. Любовь к Родине, к её истории, к предкам, память о них.

 

- Да, ГЭС создается для блага, во имя лучшего, во имя народа. А матёринцы разве не тот же народ?

- Как вы думаете, можно ли кощунствовать над десятками людей ради блага тысяч? Что, все средства хороши?

- Чем страшна позиция таких исполнителей, как Жук и Воронцов?

 

- Теперь давайте поговорим о хранителях Матёры.  Кто это? (Дарья, старухи, Богодул -  те, за кем душа, совесть).
- Почему никто не назвал имени Павла?  Где  он в этом конфликте нового и старого?  (“себя не пойму”).
- Павел с женой уже пользуется всеми благами цивилизации: живёт в благоустроенной квартире, не надо ни скотину кормить, ни корову доить: молоко и в магазине купить можно. Что же его не устраивает в такой жизни? (“не для себя строили”.  “И где правда, почему так широко и далеко ее растянули, что не найти ни начал, ни концов? Ведь должна же быть какая-то одна, коренная правда?! … “А не слишком ли дорогая цена? Не переплатить бы? На смену Матере идет поселок, “ сработанный хоть и богато, красиво, домик к домику, линейка к линейке, да поставленный так не по-людски и несуразно, что хоть руками развести”. Ни хлеба там толком не вырастишь, ни скота не разведешь. Чувствую облегченность городской жизни, а человека это делает легковеснее, “без твердости и надежности”).

 

4. Образ Дарьи.

- Вдумайтесь в ужас предстоящего будущего. Народ другую привычку возьмет: жить для комфорта, полегче, без особого труда, боли и ответственности, не видя дальше сиюминутного довольства, а дальше будь что будет? Вот это-то  ещё больше возмущает и оскорбляет Дарью – бездушие, потеря совести, которую раньше “сильно различали”.  И Дарья упорно держится за родовые устои, за своё право на спокойную жизнь, память, совесть.

- “ Она,  жисть ваша, ишь, какие подати берёт,” – говорит Дарья. О чём это она? Чем приходится жертвовать людям по пути к лучшей, благоустроенной жизни? (потеря души, памяти).

-  Итак, прогресс требует жертв. И Дарья, необразованная деревенская старуха, понимает, что  двигают прогресс люди - обсевки, не помнящие родства,  а жертвы их деятельности - человеческие души, души тех, на ком жизнь держится. Для Дарьи же потеря родовой памяти  – это конец всему, конец самой жизни.

 

Прочтите «плач Дарьи» (гл.20)

- Да, трудно помнить тех, кто жил до тебя, тех, перед чьей памятью ты в ответе.  Так надо ли  человеку помнить прошлое? Для чего? (чтобы не повторять ощибок; чтобы ощущать ответственность перед будущими поколениями…).


5. Отношение к природе.

 

 - Для кого из персонажей повести  значимо прошлое, а для кого оно неважно? (….., одни: за что держаться? людям нужно электричество! провались она ваша Матёра!.. другие: за всё спросится!).
- Почему такие разные позиции?

- Каково отношение людей к природе?

- Чем является природа для сторонников прогресса,  “строителей будущего”? (материал, «не храм, а мастерская»)

- А для матёринцев что есть природа?  (родной дом, дар, данный  “на подержание”).
 

Работа в парах.

- А для вас чем  является природа?  Подумайте, обсудите с соседом по парте.

 

(Выслушиваются  3-4 высказывания).

 

 – Прочтите мысли великих о природе. (слайд 6)

- Какое высказывание о природе для вас наиболее близко? Запишите те, которые особенно понравились.

 

Символы в повести.

- Матёру  сожгли, не смогли  её отстоять 5 старух. Матёринцев переселили,  стали они обживаться на новых местах.  Для чего же автор оставил нам царский листвень, который не смогли сокрушить ни топоры, ни огонь?  Как вы расцениваете этот образ? (жизнь всё перенесёт, везде примется.)
-  Царский листвень – символ жизнеутверждающий. Но Распутин написал эту повесть не только для того, чтобы утвердить нас в этой мысли. Он призывает человека задуматься над жизненными приоритетами. Он предостерегает человека от лёгких и скорых решений там, где сталкиваются НАДО и НЕЛЬЗЯ, т. е. интересы разума и души.
“Природа – мастерская и человек в ней работник” – утверждает Базаров. Строители ГЭС уже не в природе работники, они себя выше Бога ставят: чинят насилие над природой.

- Андрей сказал: “Человек – царь природы”. Как Дарья отвечала на эти слова внука?  ( “Поцарюет, поцарюет, да загорюет” )
 - Как вам кажется, кто здесь прав? Человек – царь природы? Если не царь, то кто? В каких отношениях он должен быть с природой? (дитя, сын, часть)

 

III. Рефлексия (слайд 7)

- Подведите итог нашему уроку. Для чего Распутин написал эту повесть? Что он хотел нам сказать? О чём предупредить?

(Распутин говорит о том, что многие беды наши от безразличия, от равнодушия человека. Отходя от природы, человек теряет свои корни, свою душу. Нельзя быть иванами, не помнящими родства).

 

IV. Домашнее задание:эссе «Уроки Распутина».  Поразмышляйте о том, чему учит повесть Распутина, что поняли вы.

 

Завершая урок, хочу обратиться к строкам современного поэта Юрия Марковцева:

 

Память — совести мститель,
Память — времени страж.
Память — боли обитель,
В ней дней прошлых мираж.

Не забыть — всё напрасно,
Память — честный судья.
Память — судит бесстрастно,
Чувства дав того дня.

Память — ты как проклятье,
Вечно ты надо мной.
Память — всё же ты счастье,
Страж ты совести, мой.
 

Презентация к уроку здесь

 

Список использованных ресурсов:

1. http://festival.1september.ru/articles/417176/

2. http://festival.1september.ru/articles/102405/

3. http://ymoc.my1.ru/publ/literatura

Прикрепленный файлSize
Прощание с Матёрой Урок.docx38.5 KB

»  Tags for document:

Фото пользователя Надежда Владимировна Кучмина

На: Проблематика повести В.Распутина «Прощание с Матёрой»


Спасибо, Александра Николаевна, за отзыв!heart

Здоровья и удачи! С уважением Надежда Кучмина



Фото пользователя Марина Викторовна Агеева

На: Проблематика повести В.Распутина «Прощание с Матёрой»


Надежда Владимировна! Очень понравилось!   Желаю победы!

М.В.Агеева




Фото пользователя Надежда Владимировна Кучмина

На: Проблематика повести В.Распутина «Прощание с Матёрой»


Спасибо, Марина Викторовна!

Здоровья и удачи! С уважением Надежда Кучмина