Официальный сайт nokia 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Внеклассное мероприятие "Хотели ли немцы войны"

Submitted by Елена Анатольевна Петренко on чт, 22/03/2012 - 15:21
Данные об авторе
Автор(ы): 
Петренко Елена Анатольевна
Место работы, должность: 

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" п. Ханымей, учитель иностранных языков

Регион: 
Ямало-Ненецкий автономный округ
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Немецкий язык
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
сценарий мероприятия
Краткое описание ресурса: 
<p> &nbsp;</p> <p> Данное мероприятие посвящено памяти о войне с фашизмом.</p> <p> &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Цель мероприятия:&nbsp; познакомить учащихся с&nbsp; антифашистской деятельностью немецких граждан;</p> <p style="margin-left:.5pt;"> развивать положительное отношение учащихся к духовно-нравственным ценностям, нормам морали;&nbsp; содействовать формированию гражданско-патриотического сознания, толерантности и интернационализма.</p> <p> &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Форма проведения: конференция.&nbsp;Основной акцент &nbsp;поставлен на то, что понятие фашизм и Германия не&nbsp; идентичны, так как многие&nbsp; немцы вели антифашистскую борьбу.</p> <p> &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp;Рассказывая о пути фашистов к власти, участники конференции&nbsp; раскрывают суть&nbsp; вопроса, почему &nbsp;многострадальная Германия &ndash; страна великих людей, родина Баха, Гете, Гейне, Цеткин, Люксембург, Маркса, Энгельса, борцов за мир и свободу позволила захватить власть такому человеку как Гитлер.&nbsp;</p>

 

Цели:

-  познакомить учащихся с  антифашистской деятельностью немецких граждан;

- развивать положительное отношение учащихся к духовно-нравственным ценностям, нормам морали;

- содействовать формированию гражданско-патриотического сознания, толерантности и интернационализма.

 

Форма проведения: конференция

Материальное обеспечение

-  Презентация к  сценарию мероприятия;

- Запись песни «dasEinheitsfront-Lied» в исполнении Эрнста Буша

- выставка литературы 

Технические средства:

- компьютер;

- проектор.

 

План мероприятия

1.  Вступительное слово о победе советского народа в Великой отечественной войне.

2.  Путь фашистов к власти

3.  Гитлер и его окружение. Как все начиналось

4. Эрнст Тельман - один из главных политических оппонентов Гитлера.

5. Немецкие писатели  в борьбе против фашизма.

6. Деятель искусства Бертольт Брехт и его борьба против фашизма.

7. Вклад революционного поэта и певца  Э. Буша в антифашистскую деятельность.

8.  Антифашистские организации.

9. Заключение

 

Ход мероприятия

 

Ведущий. 

  День Победы советского народа в Великой отечественной войне -  самый большой и волнующий праздник. –. (1 слайд)

Весной сорок пятого отгремели последние орудийные залпы, и фашистская Германия, принесшая неисчислимые беды советским людям, народам многих стран, капитулировала. Люди отдают дань любви и уважения воинам – освободителям, помнят тех, кто погиб, защищая мир от фашизма. (2 слайд)

Danke sagt auch jedes Kind

euch sowjetischen Soldaten,

denn durch eure Heldentaten ist es,

dass wir heute glücklich sind!

Сегодняшнюю встречу, мы посвящаем Великой памяти о войне с фашизмом, именно с фашизмом, но не с Германией. (3 слайд).

       Германия – страна великих людей, родина Баха, Гете, Гейне, Цеткин, Люксембург, Маркса, Энгельса, борцов за мир и свободу. Почему же многострадальная Германия позволила захватить власть такому человеку как Гитлер?

Ученик 1. Путь фашистов к власти

Мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 г., приобрел особую остроту в Германии. Кризис поразил все сферы экономической жизни страны. Промышленное производство сократилось почти вдвое. Число безработных достигло 7,5 млн. человек. Резко ухудшилось положение всех слоев населения.

В условиях экономического кризиса и усиливавшейся классовой борьбы господствующие классы Германии склонялись к мнению, что буржуазно-демократические методы управления страной становятся непригодными. Ставка была сделана на фашистскую партию, которая официально называлось Национал-социалистической рабочей партией Германии. Эта партия была создана еще в 1919 г. Вскоре ее возглавил крайний реакционер Адольф Гитлер. (4 слайд)

  Политическая программа гитлеровской партии отвечала интересам монополий.  Гитлеровцы обещали защищать интересы страны и народа.   Учитывая тяжелое положение рабочих, они обещали им повышения заработной платы, ликвидации безработицы. Крестьянам фашисты обещали раздел помещичьих земель, мелкой буржуазии - уничтожение конкурентов в лице универсальных магазинов, расширение торговли и рост благосостояния, бывшим кайзеровским солдатам и офицерам - создание армии, в которой они могли бы сделать карьеру. Спекулируя на бедственно положении трудящихся и разжигая шовинистические настроения, гитлеровцы сумели создать себе массовую социальную базу.

(5 слайд)  После закрепления своих позиций гитлеровцы объявили немцев высшей расой, которая должна расширить свое жизненное пространство за счет низших рас.Убийства, насилие, издевательства не считались преступлениями по отношению к низшим расам. «Я делаю ставку на негодяя… У меня нет совести… мою совесть зовут Адольф Гитлер… Я не собираюсь соблюдать справедливость, я должен лишь уничтожить и истребить, и ничего более!» — говорил рейхсмаршал авиации Генрих Геринг.

В государственные структуры принимались только те лица, которые не имели «неарийских примесей» не менее чем в пяти поколениях. Вскоре после прихода к власти Гитлера 13 марта 1933 г. создается министерство пропаганды и народного просвещения. В его задачу входило искоренение всего, что противоречило или просто не поддерживало фашистские идеи, а также изменение мировоззрения немцев.

(6 слайд) Каждая семья обязана была иметь дома флаг со свастикой, многие книги было запрещено читать и держать дома, и кроме всего этого, проводилось «военизирование» гражданского населения всех возрастов и рангов, особенно молодежи: были созданы молодежные организации «Гитлерюгенд».

  Беспощадность, жестокость, слепая вера в фюрера, культ которого должен был заменить Бога, готовность в любой момент выполнить любой приказ, вплоть до убийства своих близких, внушались всем немцам, и особенно молодежи. «Каждое слово, даже сказанное дома, должно быть известно фюреру», — под таким лозунгом воспитывали людей соглядатаями друг за другом: в результате сосед доносил на соседа, сослуживец на сослуживца, домохозяйка на домохозяйку и т. д. Культ силы, вера в небывалые возможности человеческого разума, завоевывали сердца молодых людей.

            Активизировалась деятельность штурмовых отрядов гитлеровской партии (СА), которые вместе с охранными отрядами (СС) представляли собой аппарат насилия и устранения инакомыслящих. Повсеместно возникали ячейки фашисткой молодежной организации Гитлерюгенд. На выборах в рейхстаг летом 1932 г. гитлеровцы получили 13,8 млн. голосов избирателей.  

Единственной партией, решительно и последовательно боровшейся против фашизма, была КПГ. КПГ организовывали антифашистские митинги, демонстрации и забастовки, давала отпор гитлеровским штурмовикам и срывала фашистские сборища.

(7 слайд) В обстановке кризиса и резкого обострения классовой борьбы в Веймарской

республике крупнейшие немецкие монополии и значительная часть генералитета окончательно перешли на сторону Гитлера.   Чтобы ускорить передачу власти фашистам, президент Гинденбург 30 января 1933 г. назначил Гитлера рейхсканцлером (главой правительства).  

Чтобы оправдать террор и не допустить успеха КПГ на выборах в рейхстаг, назначенных на 5 марта, гитлеровские главари пошли на провокацию. По их приказу 27 февраля группа фашистов проникла в здание рейхстага и подожгла его. Виновной в поджоге рейхстага правительство объявило КПГ, которая якобы готовила коммунистическое восстание. Под этим лживым предлогом вскоре были отменены все пункты Веймарской конституции, гарантировавшие свободу личности, слова, печати, собраний и союзов.

В начале марта 1933 г. Гитлеровцы арестовали Э. Тельмана.  КПГ была объявлена вне закона. Тысячи коммунистов были убиты без суда и следствия, десятки тысяч заключены в тюрьмы и концентрационные лагеря.

В марте был принят закон о предоставлении правительству чрезвычайных полномочий. Это было равносильно уничтожению рейхстага и остатков Веймарской конституции.

Гитлеровцы разогнали нефашистские профсоюзы и другие массовые организации трудящихся. В июне была запрещена СДПГ, многие социал-демократы погибли в концлагерях.

Вскоре все буржуазные партии объявили о самороспуске, а затем были изданы законы, по которым в стране могла существовать одна Национал- социалистическая партия, объявленная правительственной организацией. После смерти Гинденбурга в 1934 г. Гитлер объединил посты президента и рейх канцлера, сосредоточив в своих руках всю полноту власти. С помощью всех этих мер, гитлеровцы окончательно ликвидировали буржуазные свободы.

(8 слайд) Из воспоминаний Гитлера: «Как-то один человек мне сказал: “Послушайте, если вы не остановитесь, то тогда через шесть недель Германия погибнет” . Я говорю: “Что вы имеете в виду?” — “Тогда Германия развалится” . Я говорю: “Что вы имеете в виду?” — “Тогда Германии конец”. Я ответил: “Немецкий народ в былые времена выдержал войны с римлянами. Немецкий народ выдержал переселение народов. После немецкий народ выдержал большие войны раннего и позднего Средневековья. Немецкий народ выдержал затем религиозные войны Нового времени. Немецкий народ выдержал потом Тридцатилетнюю войну. После немецкий народ выдержал наполеоновские войны, освободительные войны, он выдержал даже мировую войну, даже революцию — и меня он тоже выдержит!”

                                                                                                                       Адольф Гитлер, 1938 год

Ведущий. Массовый террор сопровождался гонениями против прогрессивной интеллигенции. Ее лучшие представители вынуждены были эмигрировать из страны. Тот, кто не успел это сделать, оказался в застенках Гестапо. Города Германии были озарены кострами из книг великих писателей и ученых. Страну захлестывали волны кровавых еврейских разгромов. Зверство и варварские преступления фашисткой диктатуры ужасали весь мир. Не все немцы были на стороне Гитлера, немало было и тех, кто боролся с ним. Среди них известные поэты, писатели и просто обычные немецкие граждане.

     (9 слайд) Ученик 2. Тельман   Эрнст (16.4.1886, Гамбург, - 18.8.1944, концлагерь Бухенвальд), деятель германского и международного рабочего движения, лидер немецких коммунистов, один из главных политических оппонентов Гитлера.   В 1903 вступил в Социал-демократическую партию Германии (СДПГ), в 1904 - в профсоюз транспортных рабочих. В 1915 году  он был  мобилизован в армию и отправлен на Западный фронт. В 1918 Тельман участвовал в Ноябрьской революции в Германии в составе левого крыла Независимой социал-демократической партии Германии (НСДПГ). В 1920 вступил в Коммунистическую партию Германии (КПГ). С декабря 1920 председатель гамбургской организации КПГ и член городского совета. Летом 1923, как делегат 3-го конгресса Коминтерна, посетил Сов. Россию.  С начала 1925 возглавлял Союз красных фронтовиков.

(10 слайд) В конце 1925 Тельман был избран председателем Центрального комитета КПГ, полностью подчинив немецкое коммунистическое движение указаниям Москвы. Дважды, в 1925 и в 1932 Тельман баллотировался на пост президента Германии.   Идеи Тельмана, прежде всего призыв к решительной борьбе против национализма, этого основного идеологического оружия фашизма, вошли в программное заявление КПГ (август 1930) о национальном и социальном освобождении немецкого народа. По его инициативе КПГ организовала в мае 1932 движение антифашистского действия, направленное на достижение единства рабочего класса и объединение всех антифашистских демократических сил против установления фашистской диктатуры. Вместе со своими ближайшими соратниками В.Пиком и И.Шером Т. вёл переговоры с социал-демократами о создании антифашистского единого фронта. В 1933, после установления фашисткой диктатуры, Тельман ушел в подполье, где продолжил борьбу.

(11 слайд) 3 марта 1933  через несколько дней после поджога рейхстага, он был арестован и посажен в берлинскую тюрьму Моабит (1933-37), затем содержался в тюрьмах Ганновера (1937-43) и Бауцена (1943-44). В августе 1944 Тельман был переведен в концлагерь Бухенвальд, где и был расстрелян 18 августа 1944 по прямому указанию Гитлера и Гиммлера. 

Ведущий. Сразу же после гитлеровского переворота - отчасти и до него - в прогрессивной немецкой литературе стала интенсивно развиваться антифашистская, антигитлеровская тематика. Подтвердились тревожные предостережения, которые высказывали в своих книгах, написанных задолго до 1933 года, крупнейшие мастера немецкого критического реализма - Генрих и Томас Манны, Арнольд Цвейг, Лион Фейхтвангер, Анна Зегерс: германская империалистическая реакция приняла уродливые, зловещие очертания, возродила в стране Шиллера и Гете средневековое варварство и зверство. В это трагическое и страшное время лучшие люди Германии вынуждены были скрываться в подполье либо уходить в изгнание, покидать родину, оставляя на произвол судьбы и на потребу гитлеровским громилам своё имущество, библиотеки, накопленные десятилетиями художественные ценности, рукописи ещё не законченных книг, симфоний, научных трудов. На протяжении нескольких лет Германия лишилась тысяч и тысяч деятелей культуры, в числе которых были люди с мировыми именами в области науки, литературы и искусства. Те, которые не успели убежать из Германии, были вынуждены замолчать на долгие годы. Многим писателям, артистам, музыкантам пришлось по нескольку раз менять страну проживания по мере того, как фашистские орды захватывали одно за другим государства Западной Европы. Писатели, покинувшие страну, постарались рассказать миру правду о злодеяниях фашизма. В середине 30-х годов появился ряд книг, авторы которых в форме публицистического эссе ("Ненависть" Г. Манна), в форме художественного повествования ("Семья Опперман" Л. Фейхтвангера) или документальной прозы ("Болотные солдаты" В. Лангхоффа) воссоздавали по свежим следам картины гитлеровских преступлений.

          Ученик 3. (12 слайд)Лучшие произведения передовых писателей, в том числе и книги Анны Зегерс, обрели в ту пору в Германии особое значение. Они стали боевым оружием в руках антифашистов.

       В этот  год для Анны началась тяжелая пора скитаний. Она вынуждена была покинуть Германию. Сначала в Париже, а потом в Мексике она нашла временное пристанище. В изгнании Анна Зегерс вместе с другими передовыми деятелями немецкой культуры основала "Новую немецкую газету", издававшуюся в Праге. На страницах газеты она разоблачала гитлеровцев и призывала к непримиримой борьбе с режимом.

         Ни на секунду не теряла она связи с родиной, помогала переправлять в Германию литературу для подпольных организаций. На 1-м Международном конгрессе писателей в защиту культуры в 1935 году в Париже она выступила с речью, в которой говорила о справедливости освободительной борьбы народов и клеймила позором преступления фашистских агрессоров.

     (13 слайд)   Истинный патриотизм Анна Зегерс сочетала с горячей любовью к своей родине. Она постоянно призывала немецкий народ к сопротивлению гитлеризму. Вести о подвигах немецких подпольщиков-антифашистов проникали за границу и укрепляли веру Анны Зегерс в лучшее будущее Германии, достойнейшие представители которой не переставали бороться за мир и свободу.

         В годы эмиграции Анна Зегерс активно участвовала во всеобщей мобилизации сил Народного фронта для решительной борьбы с фашистскими поджигателями войны.

       (14 слайд) Одним из самых лучших романов Зегерс признан роман "Седьмой крест".

Он переведен на многие языки. Главы из него печатались в 1941 году в советском журнале "Октябрь". История семи заключенных, которые бежали из гитлеровского концлагеря Вестгофен, и из которых только один сумел спастись, волновала читателей разных стран задолго до того, как книга смогла увидеть свет в послевоенной Германии.

(15 слайд)  "Седьмой крест" - это не просто история семи беглецов или одного беглеца. Тут ставятся вопросы большого исторического масштаба - о степени прочности фашистской диктатуры, о резервах антифашистского сопротивления, в конечном счете - о судьбе Германии.

       Анна Зегерс подошла к проблемам германской жизни по-иному, по-своему. Книги, написанные ей в эмиграции, - не только свидетельства, но и исследования; в них представлены не только оба полюса немецкого общества, но и то, что между ними. Писательница старалась выяснить: почему немалая часть народа Германии пошла за Гитлером? Как удалось нацистам парализовать волю трудящихся к сопротивлению, запугать одних, обмануть других? Именно эти вопросы ставятся в двух книгах, которые она выпустила еще до второй мировой войны, - в повести "Оцененная голова" (1934) и романе "Спасение" (1935). С безжалостной трезвостью, Зегерс исследовала - какими способами, благодаря каким социальным, историческим, психологическим факторам нацисты сумели создать себе массовую базу.

 Если среди  немцев, запуганных или завороженных нацизмом, находится все же немало людей, готовых помочь беглецу-антифашисту, то это значит, - говорила Анна Зегерс своим романом, - что есть в гитлеровском рейхе  силы, способные при благоприятных исторических условиях принять участие в демократическом обновлении страны.

         В рассказе "Саботажники" (1946)   Франц Марнет, Герман Шульце, инженер Кресс  пытаются организовать саботаж на военном заводе. Им не удается вовлечь в свои действия мало-мальски значительную группу рабочих.    Герман Шульце, арестованный гестаповцами уже после Сталинградской битвы, чувствует моральное удовлетворение, когда узнает, что гранаты, прошедшие через его руки, не взорвались на поле боя: значит, он жил недаром, умрет недаром.

          В рассказе «Конец» самая тяжелая кара постигает  главного героя  фашиста Циллиха - того, кто был одним из самых яростных истязателей в концлагере Вестгофен уже посмертно. И здесь снова Анна Зегерс создает своего рода контрастную параллель к образам прежних своих произведений. Не раз в ее рассказах и романах возникали эпизодические фигуры детей революционеров, антифашистов, - тех, кому суждено продолжить дело отцов. И после Циллиха остается сын подросток; он откровенно радуется известию о смерти отца, воспринимает эту смерть как избавление. Финал рассказа "Конец" заключает в себе поучительное обобщение: разрыв преемственности с поколением отцов для юного Циллиха, как и для многих его сверстников, - начало новой жизни, свободной от позорного наследия прошлого.

    Каждый человек несет долю ответственности за судьбы своего народа, своей страны: эта мысль отозвалась во многих произведениях Зегерс, написанных за годы эмиграции, - и в "Седьмом кресте", и в законченном уже после краха фашизма большом романе "Мертвые остаются молодыми" (1948), и в рассказах, и в статьях.

Монументальный роман "Мертвые остаются молодыми" отображает историю Германии с 1918 по 1945 год.      

(16 слайд)  Писательница стремится осмыслить прошлое ради настоящего и будущего. Повествуя о трагедии народа, вовлеченного фашистами в войну, Анна Зегерс своей книгой воспитывает в читателях решимость бороться за мир.

Ученик 4. (17 слайд) Эрих Мария Ремарк родился в 1898 г. в Оснабрюке. В 1928 г. вышел его первый роман о первой мировой войне “На западном фронте без перемен”.

(18 слайд) В этой книге с большой полнотой и художественной проникновенностью воплотилось непосредственное восприятие страшных будней войны, таких, какими их испытали люди “потерянного поколения”. Она принесла Ремарку мировую известность.  

            После захвата власти гитлеровцами, в 1933 году, Ремарку пришлось покинуть родину. Некоторое время он жил в Швейцарии, затем во Франции, потом переехал в США, где и остался жить. Нацистские пропагандисты бешено травили его, обвиняя прежде всего в “подрыве воинского духа”, в дискредитации немецкой солдатчины.

      (19 слайд)    Уже в эмиграции был издан роман “Три товарища”.       “На западном фронте без перемен”, “Возвращение” и “Три товарища” - первые книги Ремарка - явились своеобразным художественными документами эпохи, поэтическими летописями и манифестами поколения.

 В романах “Люби своего ближнего” и “Флоттзам”  рассказывается о жизни эмигрантов-антифашистов. Той же теме посвящен роман “Триумфальная арка”.   В книгах “Время жить и время умирать”   - о второй мировой войне и “Черный обелиск” (1956 г.) - о годах инфляции - все внятней и отчетливей ощущается целеустремленная, непримиримая ненависть писателя к фашизму и милитаризму.

        (20 слайд) В “Черном обелиске”   автор   обличает  те зловещие силы, которые определили всю трагедию “потерянного поколения”. И поэтому явственней звучит мелодия надежды, которая воспринимается как призыв к сопротивлению, к борьбе против шовинизма и военщины.

Книги Ремарка стали оружием в борьбе прогрессивного человечества против сил реакции. Поэтому писателю пришлось покинуть родину, чтобы избежать расправы гитлеровцев. Поэтому его романы выбрасывали из библиотек и сжигали на городских площадях гогочущие коричневорубашечники. А в СССР книга “На западном фронте без перемен” выдержала несколько массовых изданий.

 (21 слайд) Ученик 5. ЦВЕЙГ Арнольд (1887, Грос-Глогау, – 1968, Берлин), немецкий писатель.  В 1933 г., после прихода к власти нацистов Цвейг покинул Германию.   Он жил в Хайфе, где в 1942–43 гг. был соредактором еженедельника «Ориент». Здесь же был издан     его антифашистский роман «Вандсбекский топор. В годы войны Цвейг стал одним из основателей, а затем и президентом Лиги помощи Советской России.

В 1948 г. Цвейг покинул Израиль и поселился вначале в Праге, но в том же году переехал в Восточный Берлин. В 1950 г. он был избран президентом Германской академии искусств (в 1950–53 гг. — президент, затем до конца жизни — почетный президент). В 1958 г. Цвейгу, который был членом Всемирного совета мира, была присуждена Ленинская премия «За укрепление мира между народами».

О трагедии евреев в нацистской Германии он писал в романе «Оскорбленные и изгнанные». Размышления Цвейга о еврейском вопросе нашли также отражение в его эссе «Калибан», «Евреи на немецкой сцене», «Баланс немецкого еврейства за 1933 год» , и др.

              (22 слайд)  Манн   Томас (6.6. 1875, Любек, - 12.8.1955, Цюрих), немецкий писатель. Во 2-й половине 20-х годов Манн активно выступает как критик и публицист. Преодолев консервативные взгляды, выраженные в книге «Размышления аполитичного»,    он борется против возрастающей опасности гитлеризма. Антифашистскими идеями проникнута новелла «Марио и волшебник», а также историческая тетралогия на библейскую тему - «Иосиф и его братья».   С 1933, после прихода к власти нацистов, Манн жил в эмиграции в Швейцарии, с 1938 в США. Гуманистические заветы классической немецкой литературы, противопоставленные фашистскому варварству, утверждаются в романе об И. В. Гёте «Лотта в Веймаре» (1939). В 1943 Манн начал работу над романом «Доктор Фаустус»  - самым значительным произведением последнего периода. Это роман о духовных истоках всего отсталого и реакционного, что привело к возникновению германского фашизма, - вообще о глубоком кризисе капиталистического мира и его культуры. В романе ощущается сильное влияние Ф. М. Достоевского.

Ведущий. (23 слайд) Лион Фейхтвангер— немецкий писатель, уроженец Мюнхена.

Фейхтвангер происходил из еврейской семьи. С момента наступления духовной зрелости и до самой смерти Фейхтвангера волновал и занимал один-единственный вопрос — о путях, перспективах и движущих силах социальных изменений, свидетелем которых он был.

В годы Второй мировой войны Фейхтвангер создал лучшие свои произведения, в которых фашизм, его идеология подвергались беспощадному и гневному разоблачению.  В послевоенные годы писатель пришёл к пониманию того, что творцами истории являются народные массы. Эта мысль, ставшая для него итоговой, проходит через все его поздние произведения, углубляя их реализм и сообщая им оптимистичность, не свойственную его раннему творчеству.

(24 слайд) Ученик 6. Бертольт БрехтОйген Бертольд Фридрих Брехт;  (1898-1956) — немецкий поэт, прозаик, драматург, реформатор театра, основатель театра «Берлинский ансамбль», коммунист. Лауреат Международной Сталинской премии "За укрепление мира между народами" (1954).

(25 слайд) Бертольт Брехт родился 10 февраля1898 г. в баварском городе Аугсбурге. Уже в школьные годы в сочинениях критически высказывался о войне.   Брехт был призван в армию, но по состоянию здоровья, он был отправлен не на фронт, а в госпиталь в Аугсбурге, где он проходил службу в качестве санитара. Здесь он столкнулся с реальной жизнью, ужасами боли и смерти, все это было так далеко от слов о «величии Германии». В его творчестве все больше проявлялись ненависть и отвращение не только к военщине, но и ко всему социальному строю, основанному на неравенстве и эксплуатации человека человеком. Возможно, его убеждения способствовали тому, что в ноябре 1918 года Брехт был избран членом солдатского совета в Аугсбурге. С этого времени Брехт часто ездит в Берлин, где знакомится с миром театра. С 1924 г. он практически постоянно живёт в Берлине. Здесь он сближается со многими деятелями искусства: певцом и актером Эрнстом Бушем, режиссером Эрвином Пискатором, композиторами Хансом Эйслером и Паулем Хиндемитом, писателями Альфредом Дёблином, Арнольтом Бронненом и Фридрихом Вольфом, художником Джоном Хартфилдом, театральным критиком Гербертом Иерингом и другими. Друзья поддерживали творческие искания Брехта.  (26 слайд) Он пишет пьесы и создает теорию «эпического театра».  Затем Бертольт Брехт сближается с Коммунистической партией Германии, пишет «Песнь единого фронта» и «Песнь солидарности».

 Ученик 7   Известный не­мецкий поэт-антифашист Б. Брем написал стихотворение «Старая школа», в котором явно показывает, что война принесла много горя  в семьи немецкого народа. Послушайте это стихотворение.

Die alte Schule

Es steht ein altes Gymnasium

im alteren Köln am Rhein,

da ging gestern früh in die Prima

 ein neuer Lehrer hinein.

Er grüβte - und sah voll Entsetzen

auf die Tafel an der Wand,

weil, da unter Hakenkreuzen

„Deutschland, erwache!" stand.

Der Lehrer las und wusste:

 zu strafen hat wenig Zweck.

So nahm er den Schwamm und wischte

von den Kreuzen die Haken weg.

Dann fragte er: „Wessen Vater verlor im Krieg das Leben?"

Und sah acht zögernde Jungen

 sich von den Platzen erheben.

Der Lehrer fragte nun weiter:

„Wem ist der Bruder gefallen?

Und wem der Onkel? Der Schwager?

Da stand schon die Hälfte von allen.

„Wessen Vater ist Kriegsversehrter?

Bei wem ist die Wohnung verbrannt?

 Er brauchte nicht weiter zu fragen,

 weil die ganze Klasse schon stand.

 Drum sagte der Lehrer nur noch:

„Faschismus bedeutet den Krieg."

Das hat schon Ernst Thälmann gerufen

Die Klasse stand da und schwieg.

Endlich entschloss sich ein Junge

Er trat aus der Bank heraus

Und ging nach vorne und wischte

Die schrecklichen Zeichen aus.

Ученик 8. (27 слайд) Вольфганг Борхерт родился в 1921 году в Гамбурге. Его литературная деятельность началась после второй мировой. В возрасте 20 лет он был отправлен на войну, но он был против войны. В1945 он вернулся  тяжело больной в свой родной город. Там работал в театре. В1946 написал свою первую пьесу«За дверью». В этой пьесе он отражает всю несправедливость войны. Борхерт умер в 1947 в возрасте 27 лет, но его написанные произведения известны всему миру.

(28 слайд) В одном из них Борхерт писал:

Dann gibt es nur eins!

 Du. Mann an der Maschine und Mann  in der Werkstatt. Wenn sie dir morgen befehlen, du sollst Stahlhelme und Maschinengewehre machen, dann gibt es nur eins:

Sag Nein!

Du. Mädchen im Büro. Wenn sie dir morgen befehlen, du sollst Granaten fallen, da: gibt es nur eins:

Sag Nein!

Du. Forscher im Laboratorium. Wenn dir morgen befehlen, du sollst einen neuen Tod gegen das alte Leben erfinden, dann gibt es nur eins:

Sag Nein!

Du. Pilot auf dem Flugfeld. Wenn sie dir morgen befehlen, du sollst Bomben und Phosphor über die Städte tragen, dann gibt es nur eins:

Sag Nein!

Ведущий: Война оставила свой след не только в душе поэтов и писателей, она не оставила равнодушных и певцов. "Поющее сердце рабочего класса", так называли Эрнста Буша, всемирно известного певца.

Ученик 8. (29 слайд) Эрнст Буш – выдающийся человек нашего времени. Это – знаменитый немецкий певец и актер. Но, прежде всего, – он известен как активный борец против фашизма и за освобождение рабочего класса.  Буш боролся каждой песней, противостоял каждым словом на сцене. Эрнст Буш  еще ребенком принимал он участие в кружках революционной рабочей молодежи. В семнадцать лет он стал руководителем комитета социалистической рабочей молодежи. Во время ноябрьской революции в Германии в 1918 году Эрнст Буш проводил большую политическую работу, особенно среди молодежи, участвовал в восстании матросов г. Киля и всю свою жизнь посвятил борьбе за свободу народа.

 В 1927 году он переехал в Берлин и начал петь в политическом театре. Его оружием были его песни. Вскоре он стал выступать со своими песнями в разных городах и странах. Он был в Советском Союзе, Испании, Бельгии, Голландии, Франции.  Его актерская судьба тесно связана с театром Бертольда Брехта и, как и судьба самого театра, рассечена надвое годами власти нацистов.

Когда Гитлер пришел к власти в 1933 году, он был вынужден покинуть свою Родину. Эрнст Буш эмигрировал в Голландию, чтобы продолжить свою политическую борьбу.  

Die Thälmann-Kolonne

E. Busch

Spaniens Himmel breitet seine Sterne

über unsre Schutzengraben aus.

Und der Morgen grüβt schon aus der Ferne,

bald geht es zum neuen Kampf hinaus.

Refrain:

Die Heimat ist weit, doch wir sind bereit.

Wir kämpfen und siegen fur dich: Freiheit!

Dem Faschisten werden wir nicht weichen,

schickt er auch die Kugeln hageldicht.

Mit uns stehen Kameraden ohnegleichen,

und ein Ruckwarts gibt es für uns nicht.

Refrain Rührt die Trommel! Fallt die Bajonette!

Vorwarts, marsch! Der Sieg ist unser Lohn!

Mit der Freiheitsfahne brecht die Kette!

Auf zum Kampf, das Thälmann-Bataillon!

 

         Радиопередачи антифашистских песен в исполнении Буша, вызывавшие бессильную злобу нацистов, привели к тому, что артист специальным приказом гитлеровского правительства был лишён германского гражданства и зачислен в чёрный список “ещё не повешенных”. Широкий резонанс вызвали концерты Буша в Париже, где его слушателями были не только французы, но и многочисленные представители немецкой политической эмиграции. Ещё в Берлине, общаясь с передовыми немецкими писателями, композиторами, актёрами, Эрнст Буш с интересом слушал рассказы о нашей стране. Он давно мечтал побывать в Москве.

В1935  его мечта сбылась: Буш приехал в Москву. Он дал много концертов, пел революционные песни и сатирические куплеты, осуждающие фашистский режим. Одну из этих песен  das „Einheitsfront-Lied"  мы сейчас прослушаем. (звучит запись песни)

(30 слайд) В1936 в Испании началась гражданская война.  Эрнст Буш не мог находиться в стороне и в 1937 году прибыл в Испанию. Два года он сражался в рядах интербригады против испанских фашистов. После поражения восстания и установления диктатуры Буш был вынужден эмигрировать в Бельгию. Но вскоре Бельгия была оккупирована фашистами. Буш вылетел во Францию. Стараясь выслужиться перед своими новыми хозяевами, министры французского правительства жестоко расправляются со всеми антифашистами, с подлинными патриотами Франции, для которых спешно создаются концентрационные лагеря по образцу гитлеровских лагерей смерти. Среди заключённых одного из таких лагерей оказался Эрнст Буш.   Но он   решается на побег и после долгих злоключений добирается, наконец, до границы Швейцарии. Однако при попытке перехода через границу беглецов задерживает пограничный пост. Арестованными заинтересовываются представители гестапо, которые быстро узнают в одном из нарушителей границы Эрнста Буша. Это случилось 15 января 1943 года. Так измученный более чем трёхлетним пребыванием в концлагере певец попадает в лапы гестапо. Его отправляют в Берлин и заключают в одиночную камеру зловещей политической тюрьмы Моабит. На 29 октября 1943 года был назначен процесс, который должен был вынести смертный приговор Бушу. Однако в связи со всё учащавшимися воздушными налётами суд был отложен. Тем временем - это было 22 ноября 1943 года - в судьбу Буша вмешалась американская бомба, разрушившая до основания крыло тюрьмы, в которой помещалась одиночка Буша. Когда приступили к раскопкам завалов, среди груды обломков в луже крови было найдено тело Буша, казалось, без признаков жизни. Его стащили в мертвецкую и бросили на нары вместе с десятком трупов других погибших во время налёта. Однако один из заключённых, врач по профессии, перетаскивавший трупы погибших, внезапно услышал стон. Подойдя поближе, он узнал Буша. Пульс слабо бился. Сердце певца работало. Буша поместили в тюремный госпиталь. Тяжёлое ранение головы вызвало большую потерю крови. Обрушившаяся железная балка перебила ему лицевой нерв. Только через 10 дней Буш пришёл в сознание. Когда через несколько месяцев Буш встал с больничной койки, тюремщики направили его в Бранденбургскую каторжную тюрьму, где он пробыл до 1945 года, пока не был освобожден советскими солдатами.

                (31 слайд) В 1946 он снова начал петь. В середине декабря 1948 года по приглашению Союза писателей Эрнст Буш приехал в Москву. Среди встречавших его на Белорусском вокзале были поэты, артисты, музыканты. Прямо с вокзала он отправился в Институт нейрохирургии, где ему была приготовлена отдельная небольшая палата.

За время пребывания Буша в Москве состоялось шесть его выступлений по радио. Кроме того, была записана серия песен на плёнку и грампластинки.

        (32 слайд)      В один из январских вечеров Союз писателей организовал в своём Доме на улице Воровского вечер Эрнста Буша. Председательствовал Константин Симонов. Буш спел большую программу из старых и новых песен. Он пел с прежней силой, с неугасимым темпераментом бойца. Прежде чем закончить вечер, К.Симонов прочёл своё стихотворение, посвящённое Эрнсту Бушу: Немец  

 
В Берлине, на холодной сцене,
Пел немец, раненный в Испании,
По обвинению в измене
Казненный за глаза заранее,
Пять раз друзьями похороненный,
Пять раз гестапо провороненный,
То гримированный, то в тюрьмах ломанный,
То вновь иголкой в стог оброненный.

 

Воскресший, бледный, как видение,
Стоял он, шрамом изуродованный,
Как документ Сопротивления,
Вдруг в этом зале обнародованный.
Он пел в разрушенном Берлине
Все, что когда-то пел в Испании,
Все, что внутри, как в карантине,
Сидело в нем семь лет молчания.

 

Менялись оболочки тела,
Походки, паспорта и платья.
Но, молча душу сжав в объятья,
В нем песня еле слышно пела,
Она охрипла и болела,
Она в жару на досках билась,
Она в застенках огрубела
И в одиночках простудилась.

 

Она явилась в этом зале,
Где так давно ее не пели.
Одни, узнав ее, рыдали,
Другие глаз поднять не смели.
Над тем, кто предал ее на муки,
Она в молчанье постояла
И тихо положила руки
На плечи тех, кого узнала.

 

Все видели, она одета -
Из-под Мадрида, прямо с фронта -
В плащ и кожанку, с пистолетом,
И тельманку с значком Рот Фронта.
А тот, кто пел ее, казалось,
Не пел ее, а шел в сраженье,
И пересохших губ движенье,
Как ветер боя, лиц касалось.
......................................................
Мы шли с концерта с ним, усталым,
Обнявшись, как солдат с солдатом,
По тем разрушенным кварталам,
Где я шел в мае в сорок пятом.
Я с этим немцем шел, как с братом,
Шел длинным каменным кладбищем,
Недавно - взятым и проклятым,
Сегодня - просто пепелищем.

И я скорбел с ним, с немцем этим,
Что, в тюрьмы загнан и поборот,
Давно когда-то, в тридцать третьем,
Он не сумел спасти свой город.

Ведущий:(33 слайд)  В Германии было много людей, которые поднимались на борьбу против фашизма. Но действовали также целые организации. Одна из самых больших организаций была группа „WeißeRose"(«Белая роза»). Она была образована в 1942 году и состояла из студентов Университета имени Людвига Максимилиана (dieLudwig- Maximilians-Universität.) Члены этой группы DieMitgliederder „WeißeRose" сочиняли, печатали и распространяли под угрозой жизни листовки, в которых призывали к борьбе против фашистов.

Ученик 9. Студенческая антифашистская организация «Белая роза» в Мюнхене объединила круг единомышленников. Начиная с июня 1942-го по февраль 1943 года тысячи жителей немецких и австрийских городов находили в своих почтовых ящиках листовки «Белой розы», призывающие к сопротивлению гитлеровскому режиму. Подпольная организация начала свою работу до событий под Сталинградом, когда третий рейх был опьянен "успехами" своих головорезов, когда фашистская армада продвигалась к Волге и Северному Кавказу! Поражение 6-й армии под Сталинградом «Белая роза» рассматривала как шаг к победе над нацизмом. Листовки были написаны пятью студентами: русским немцем из Оренбурга Александром Шморелем, Гансом и Софи Шоль, Кристофом Пробстом, Вилли Графом и профессором Мюнхенского университета Куртом Хубером. Особенно усилилась антифашистское участие Ганса Шолля, студента Мюнхенского мединститута, после летней "практики" 1942 г. в госпиталях в Польше, когда он ужаснулся от того, что увидел! На листовках был отличительный знак «Белая роза». Тысячи экземпляров распространялись среди молодежи Мюнхена, Франкфурта на Майне, Штутгарта, Линца, Зальцбурга и Вены. Они отправляли письма по почте, оставляли их в телефонных будках, в кафе, возле припаркованных машин, передавали студентам в Гамбург, Берлин, Фрайбург. Листовки в военное время подрывали доверие к Гитлеру, пробуждали у немецких граждан сознание своей вины в происходящем и призывали к пассивному сопротивлению. В конце 1943 года члены группы «Белая Роза» были арестованы и расстреляны.

               Призыв организации «Белая роза» к пассивному сопротивлению в годы второй мировой войны не получил широкой поддержки немецких граждан, однако сегодня «Белая роза» стала во многих странах  символом свободомыслия и отваги.

             По случаю 66-й годовщины со дня казни мюнхенских студентов Ганса и Софи Шоль, а также Кристофа Пробста — участников антифашистской организации «Белая роза», католическая и протестантская Церкви Германии с 22 по 24 февраля поминали на мессе имена погибших и почтили их память проведением мероприятий и концертов. Сотни верующих возложили венки и белые розы на их могилах в Мюнхене.

(34 слайд) Второй огромной организацией был комитет «Свободная Германия».

После прихода к власти в 1933 году в  Германии нацистской партии, Коммунистическая партия Германии была объявлена вне закона. Начавшиеся преследования её членов, вынудили многих из них эмигрировать в Советский Союз.

После нападения Германии на СССР были предприняты попытки создания из немецких военнопленных антифашистской организации. Однако они не увенчались успехом, так как у солдат и офицеров Вермахта была сильна вера в победу Германии. Поражение немецких войск в  Сталинградской битве привело к перевороту в мышлении и сознании многих военнопленных, их вера в непобедимость войск Вермахта была серьёзно подорвана. Эти обстоятельства благоприятствовали созданию антифашистской организации.

(35 слайд) Национальный комитет «Свободная Германия» -  политический и организационный центр немецких  антифашистов во время Второй мировой войны.  Он  был создан на учредительной конференции, проходившей 12 — 13 июля 1943 года в подмосковном Красногорске по инициативе КП Германии. В него  вошли ведущие германские коммунисты, а также ряд немецких солдат и офицеров из числа захваченных в плен под Сталинградом.. Его президентом был избран немецкий поэт-эмигрант Эрих Вайнерт. В руководство комитета входило 38 человек, в том числе, Антон Акерманн, Вильгельм Флорин, Вильгельм Пик и  Вальтер Ульбрихт.     

«Союз германских офицеров» (36 слайд)

После нескольких неудачных попыток завербовать на работу в комитет пленных немецких офицеров, было предложено создать специальную организацию для офицерского состава. 11 — 12 декабря 1943 года был учреждён «Союз германских офицеров», который возглавил генерал артиллерии Вальтер фон Зейдлиц-Курцбах. Главной целью СГО была антифашистская пропаганда в германских вооруженных силах. Многие высокопоставленные офицеры Вермахта присоединились к СГО, самым видным из них был генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс.

(37 слайд) Позднее в своем заявлении «Союз германских офицеров» признал программу комитета «Свободная Германия» и присоединился к нему.

            Цели и задачи Национального комитета Свободная Германия были сформулированы в манифесте, с которым он обратился к германским войскам и к германскому народу. Задачи, поставленные в манифесте, заключались в следующем:

* мобилизации на борьбу против Гитлера и его военных преступлений всех слоёв населения, в том числе офицеров, сознающих ответственность за судьбу нации;

* полная ликвидация всех законов, основанных на расовой дискриминации и ненависти к другим народам, а также всех учреждений гитлеровского режима;

* отмена всех законов гитлеровского режима, основанных на принуждении и направленных против свободы и человеческого достоинства;

* восстановление и дальнейшее расширение политических прав тружеников, свободы слова, печати, союзов, а также свободы совести и вероисповедания;

* свобода хозяйственного развития, торговли и ремёсел;

* обеспечение права на труд и охрана собственности, приобретённой законным путём;
* возврат всего награбленного национал-социалистскими правителями имущества его законным владельцам;
* конфискация имущества военных преступников, конфискация военных прибылей;

* развёртывание торговли с другими странами;

* немедленное освобождение всех жертв гитлеровского режима и выплата им соответствующей компенсации;
* суд над военными преступниками;

* создание нового немецкого правительства.

Цель заключалась в создании свободной Германии. В манифесте также был дан анализ обстановки и перспектив дальнейшего развития событий на советско-германском фронте и в самой Германии и обещана амнистия тем сторонникам Гитлера, «которые своевременно отрекутся от гитлеризма и подтвердят это делом».

Деятельность НКСГ и СГО заключалась в пропаганде и разъяснительной работе, которую комитет и союз вели на фронтах и среди всё увеличивающихся масс военнопленных. Комитет издавал еженедельную газету «Freies Deutschland», рассылал многочисленные листовки немецким солдатам на фронте и военнопленным в советских лагерях. У комитета была своя радиостанция «Свободная Германия». На фронтах также использовали звуковые передвижки с речами генерала Вальтера фон Зейдлиц-Курцбаха, Вальтера Ульбрихта, Антона Акерманна, а также Эриха Вайнерта.

Одни члены комитета действовали на линии фронта, призывая германских солдат и офицеров к добровольной сдаче в плен. Другие — в глубоком немецком тылу совместно с советскими партизанами. Комитет «Свободная Германия» послужил стимулом, для развёртывания антифашистской работы среди немецких солдат во многих оккупированных Германией странах. На основе программы, содержавшейся в манифесте, а также на основе «25 пунктов к окончанию войны», опубликованных позднее Национальным комитетом, в различных странах создавались союзы немецких эмигрантов.

После поражения Германии члены комитета вернулись на родину в советскую зону оккупации, заменяя нацистских чиновников. Они сыграли ведущую роль в создании  Германской демократической республики, а члены «Союза офицеров» — в организации Национальной Народной Армии.

В 1985 году по инициативе руководства ГДР в Красногорске был создан Мемориальный музей немецких антифашистов. Экспозиция была развернута в бывшем здании Центральной антифашистской школы военнопленных.

Ведущий. Нужна ли была война немецкому народу или они мечтали жить в мире? На этот вопрос в своем эссе отвечает Макс Фриш.

Ученик10.Wie stellen wir uns den Frieden vor? 1946 in Frankfurt am Main verstand ich unter Frieden ganz einfach: Keine Bomben mehr, keine Siege mehr. Die Antwort schien auch einfach: Friede als Ende der Angst.

Unsere Ablehnung des Krieges als Mittel der Politik besagt noch nicht, dass wir friedensfähig sind.

Eine friedensfähige Gesellschaft wäre eine Gesellschaft, die ohne Feindbilder auskommt.

Was meint Freiheit, ein so missbrauchbares Wort, im Grunde anderes? Freiheit nicht als Faustrecht für den Starken, Freiheit nicht durch Macht über andere. Selbstverwirklichung, sagen wir: wenn es möglich ist, kreativ zu leben. Wie viele Menschen haben aber die Möglichkeit, kreativ zu leben?

Wir hoffen. Wir glauben an eine Möglichkeit des Friedens.

       Ведущий: (38 слайд)   История – непростая тема для немцев.Никто не хочет, чтобы повторилось нечто подобное Второй мировой войне. Людские потери Германии — по разным оценкам от 4,3 млн. военнослужащих погибшими (включая 442,1 тыс. погибших в плену), ещё 910,4 тыс. вернулись из плена после войны до 5,2 млн. военнослужащих погибшими, умершими от ран, пропавшими без вести.

(39 слайд) Общие демографические потери Германии и её сателлитов (включающие погибшее мирное население) — 11,8 млн. человек;  

(40 слайд) До сих пор немцы, даже рожденные после войны, испытывают чувство исторической вины за ужасы, которые происходили в Германии при нацизме, и должны пройти еще годы, пока общество не выработает адекватный ответ на эти тревожащие вопросы.

(сайт Гете.де)

 Заключение. Gebet für Kinder

Manche Kinder sind gelb und manche schwarz,

doch ich bin weiß.

Manche Kinder sind braun und manche rot,

doch ich bin weiß.

Aber ich bin nicht besser als sie,

und sie sind nicht besser als ich,

wir sind alle Kinder von dir , lieber Gott.

Hilf uns, daß wir uns nicht hassen!

Hilf uns, daß wir uns verstehen!

Hilf uns, daß wir uns lieben!                                               

                             Ilse Kleberger

 

 

Прикрепленный файл Size
хотели ли немцы войны.ppt 1.19 MB
Lied_von_der_Einheitsfront.mp3 718 KB


Фото пользователя Sergej Schischkin

На: Внеклассное мероприятие "Хотели ли немцы войны"


Ist die Frage, ob die Deutschen einen Krieg wollten, korrekt?




На: Внеклассное мероприятие "Хотели ли немцы войны"


Vielen Dank für Ihren Kommentar!

Комментарий был изменен с момента создания (Petrenko.70, Fri, 23/03/2012 - 21:28).



Фото пользователя Sergej Schischkin

На: Внеклассное мероприятие "Хотели ли немцы войны"


Wollens-nollens haben die Deutschen die Sowjetunion überfallen!

 




На: Внеклассное мероприятие "Хотели ли немцы войны"


Die Deutschen oder Faschisten? Das war mein Ziel. 

E. Busch 

Die Heimat ist weit, doch wir sind bereit.

Wir kämpfen und siegen fur dich: Freiheit!

Dem Faschisten werden wir nicht weichen,

schickt er auch die Kugeln hageldicht.

Mit uns stehen Kameraden ohnegleichen,

und ein Ruckwarts gibt es für uns nicht.




Фото пользователя Sergej Schischkin

На: Внеклассное мероприятие "Хотели ли немцы войны"


Niemand hat sich gewünscht, in dem Krieg gefallen zu sein!



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн