Официальный сайт sosamba138 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



ПРОЩАНИЕ С ОСЕНЬЮ

Фото пользователя Елена Анатольевна Фролова
Размещено: Елена Анатольевна Фролова - чт, 22/03/2012 - 21:14
Данные об авторе
Регион: 
Республика Карелия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Краткое описание: 
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

 

                                                 Конспект урока

 

Предмет: Литературное чтение

УМК: « Гармония»

Класс: 3

Тема урока: Прощание с осенью.

Тип урока: Урок – обобщение ( личностно – ориентированный )

Цель:  показать красоту русской осени  в произведениях русских писателей и поэтов

Задачи:

Обучающие:

1. Обобщение  знаний  учащихся о литературных приёмах.

2. Формирование  умения находить их в произведениях русских писателей и поэтов.

3.Формирование читательского  кругозора.

Развивающие:

1.Развитие  умения акцентировать, чувствовать и понимать настроения автора, изображающего окружающий мир с помощью образной системы.

2.Развивать чувство прекрасного.

Воспитательные:

1.Воспитывать умение работать в группе.

2.Воспитывать чувство взаимопонимания.

3.Воспитывать уважительное отношение к природе.

4.Воспитывать творческие способности.

 

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Определение темы урока через актуализацию  опорных знаний.

-То, о чём мы будем говорить сегодня, вы скажете сами, разгадав кроссворд и узнав ключевое слово.

 

5.

 

1.Изящное выражение мысли и чувств в слове. ( поэзия)

2.Имя поэта Бальмонта. ( Константин)

3.Фамилия автора  стихотворения «Ласточки пропали». ( Фет)

4.Фамилия автора строк « Унылая пора! Очей очарованье..»  ( Пушкин)

5.Как в старину называли месяц  ноябрь? (грудень) Почему? ( Земля в ноябре замерзали комьями, грудами)

-Какое ключевое слово получилось? (осень)

-Сегодня наш урок мы посвятим  красавице  осени.

3.Работа в группах.

-Вам предстоит работа в группах. Вам предлагаются следующие задания..

На доске запись:

  1. Олицетворение.
  2. Сравнение.
  3. Эпитет.
  4. К.Паустовский «Барсучий нос»
  5. Иллюстрации.

-Попрошу выйти всех к доске. Определитесь, пожалуйста, какой вид работы вас заинтересовал.  С чем бы вы хотели поработать сегодня на уроке? На партах стоят таблички с номерами групп. Пройдите на свои рабочие места.

-Выберите командира и секретаря.

После того, как все дети разместились на местах, прошу подойти ко мне командира за карточкой с заданием.

На выполнения задания отводится 10 минут.

Командирам выдаются карточки с заданиями:

1 группа

1.Дайте определение понятию «олицетворение»

2.Найдите олицетворения в стихотворении Ф.Тютчева «Листья»

          Ф.Тютчев

       ЛИСТЬЯ

Пусть сосны и ели

Всю зиму торчат,

В снега и метели

Закутавшись, спят.

Их тощая зелень,

Как иглы ежа,

Хоть ввек не желтеет,

Но ввек не свежа.

 

Мы ж, легкое племя,

Цветем и блестим

И краткое время

На сучьях гостим.

Все красное лето

Мы были в красе,

Играли с лучами,

Купались в росе!..

 

Но птички отпели,

Цветы отцвели,

Лучи побледнели,

Зефиры ушли.

Так что же нам даром

Висеть и желтеть?

Не лучше ль за ними

И нам улететь!

 

О буйные ветры,

Скорее, скорей!

Скорей нас сорвите

С докучных ветвей!

Сорвите, умчите,

Мы ждать не хотим,

Летите, летите!

Мы с вами летим!..

 

2 группа

1.Дайте определение понятию «сравнение»

2.Найдите сравнения в стихотворении Н.А. Некрасова

            Н. А. Некрасов

Славная осень! Здоровый, ядрёный

Воздух усталые силы бодрит;

Лёд неокрепший на речке студёной

Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно — покой и простор! —

Листья поблёкнуть ещё не успели,

Жёлты и свежи лежат, как ковёр...    

   

3.Подберите  свои сравнения к словам:

Листья как…

Облака как…

Озеро словно…

 

3 группа

1.Дайте определение понятию «эпитет»

2.Найдите эпитеты в стихотворении  А. Майкова «Осень»

     Аполлон Майков   

            ОСЕНЬ

Кроет уж лист золотой

      Влажную землю в лесу...

Смело топчу я ногой

      Вешнюю леса красу.

 

С холоду щеки горят;

      Любо в лесу мне бежать,

Слышать, как сучья трещат,

      Листья ногой загребать!

 

Нет мне здесь прежних утех!

      Лес с себя тайну совлек:

Сорван последний орех,

      Свянул последний цветок;

 

Мох не приподнят, не взрыт

      Грудой кудрявых груздей;

Около пня не висит

      Пурпур брусничных кистей;

 

Долго на листьях, лежит

      Ночи мороз, и сквозь лес

Холодно как-то глядит

      Ясность прозрачных небес...

 

Листья шумят под ногой;

      Смерть стелет жатву свою...

Только я весел душой

      И, как безумный, пою!

 

Знаю, недаром средь мхов

      Ранний подснежник я рвал;

Вплоть до осенних цветов

      Каждый цветок я встречал.

 

Что им сказала душа,

      Что ей сказали они -

Вспомню я, счастьем дыша,

      В зимние ночи и дни!

 

Листья шумят под ногой...

      Смерть стелет жатву свою!

Только я весел душой -

      И, как безумный, пою!

 

4 группа

1.Найдите начало  произведения К.Паустовского «Барсучий нос»

        Озеро около  берегов было засыпано ворохами желтых листьев. Их было так

много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули.

     Приходилось выезжать на старом челне на середину  озера, где  доцветали

кувшинки и голубая вода казалась черной, как деготь.

     Там мы ловили разноцветных окуней. Они бились  и сверкали  в траве, как

сказочные  японские  петухи.  Мы  вытаскивали  оловянную  плотву и  ершей  с

глазами, похожими на две маленькие  луны. Щуки  ляскали на нас мелкими,  как

иглы, зубами.

     Стояла  осень в  солнце и туманах. Сквозь  облетевшие  леса были  видны

далекие  облака и синий  густой  воздух.  По  ночам  в  зарослях вокруг  нас

шевелились и дрожали низкие звезды.

 

2.Найдите известные вам художественные приёмы, приведите примеры из отрывка

 

5 группа

1.Соотнесите иллюстрации с отрывками из произведений( Дети рисовали иллюстрации к изучаемым произведениям, посвящённые осени. Учитель отобрал несколько работ.)

2.Подготовьте выразительное чтение этих отрывков.

 

Во время выполнения  задания в группах  учитель координирует  работу.

 

По сигналу обсуждения в группах прекращается.

4.Физкультминутка.

Как-то раз с большого клёна

Оторвался лист зелёный.

Ветер листик подхватил,

Завертел и закружил.

По полям и по лесам,

По горам и по лугам,

Он везде бы побывал,

Если б только не завял.

 

5.Выступление групп.

После ответов каждой группы участники других групп вносят свои дополнения. Работа каждой группы оценивается учащимися.

 

6.Подведение итогов.

-Скажите, а для чего авторы используют в своём творчестве различные образные средства языка? (Выслушиваются различные ответы уч-ся, но главное, что авторы с помощью художественных средств языка передают своё восхищение природой)

-А я хочу прочитать вам мои любимые строки уже современного поэта Павла Маракулина.(Чтение учителем наизусть)

Вы приезжайте к нам по сентябрю,

У нас опять такая осень ныне,

Я всем своим товарищам дарю

Букеты красной северной рябины.

И родину не так бы я любил,

Когда б не эта красота до боли…

 

-У нас в классе тоже есть свои  начинающие поэты, которые посвятили свои стихотворения осени. Давайте послушаем Гаджиеву Фидан.

                   Осень.

 Осень золотая

К нам вернулась снова.

Знакомые ворота

Распахнула школа.

 

Листья кружат на ветру,

Словно  с ним играя.

Прячут ягоды в лесу

От тех, кто собирает.

 

Сколько дарит осень их

Ягодок красивых!

Там рябина, здесь брусника,

Ну-ка, собери-ка!

 

Собирать –то нелегко,

Но потрудись денёк,.

Ягодка по ягодке,

И полный кузовок!

 

Писатели и поэты выражают свои чувства и эмоции словами.. А как ещё можно показать красоту осени? (красками, музыкой, фотографией)

-Перед вами несколько репродукций и фотографий. Назовите художников, которые  писали осенние пейзажи. (И.И. Левитан, М.В. Нестеров, И.И. Шишкин, Г.Г. Мясоедов)

-Как художники передают своё отношение к осени?

-А сейчас давайте послушаем отрывок песни композитора  П. Чеснокова на слова Н. Некрасова «Несжатая полоса» Какое настроение у вас вызвала это песня? (грусть, печаль)

Оказывается осень не только может пробуждать восхищение , но и вызывать грусть, тоску.

-Как композитору  удалось вызвать такие чувства?

Вот мы и попрощались с осенью На пороге уже зима. Уже выпал первый снег. Давайте его поприветствуем и будем ждать через год возвращения красавицы осени.

Вывод

-Какие художественные приёмы и образы используют авторы для того, чтобы донести для читателя, зрителя, слушателя красоту окружающей нас природы?

7.Рефлексия.

-Кто доволен своей работой на уроке?

-Что было особенно интересным?

-Что бы хотелось взять на следующий урок?


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн