Размещено: Елена Анатольевна Фролова - чт, 22/03/2012 - 21:14
Конспект урока
Предмет: Литературное чтение
УМК: « Гармония»
Класс: 3
Тема урока: Прощание с осенью.
Тип урока: Урок – обобщение ( личностно – ориентированный )
Цель: показать красоту русской осени в произведениях русских писателей и поэтов
Задачи:
Обучающие:
1. Обобщение знаний учащихся о литературных приёмах.
2. Формирование умения находить их в произведениях русских писателей и поэтов.
3.Формирование читательского кругозора.
Развивающие:
1.Развитие умения акцентировать, чувствовать и понимать настроения автора, изображающего окружающий мир с помощью образной системы.
2.Развивать чувство прекрасного.
Воспитательные:
1.Воспитывать умение работать в группе.
2.Воспитывать чувство взаимопонимания.
3.Воспитывать уважительное отношение к природе.
4.Воспитывать творческие способности.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Определение темы урока через актуализацию опорных знаний.
-То, о чём мы будем говорить сегодня, вы скажете сами, разгадав кроссворд и узнав ключевое слово.
5.
1.Изящное выражение мысли и чувств в слове. ( поэзия)
2.Имя поэта Бальмонта. ( Константин)
3.Фамилия автора стихотворения «Ласточки пропали». ( Фет)
4.Фамилия автора строк « Унылая пора! Очей очарованье..» ( Пушкин)
5.Как в старину называли месяц ноябрь? (грудень) Почему? ( Земля в ноябре замерзали комьями, грудами)
-Какое ключевое слово получилось? (осень)
-Сегодня наш урок мы посвятим красавице осени.
3.Работа в группах.
-Вам предстоит работа в группах. Вам предлагаются следующие задания..
На доске запись:
Олицетворение.
Сравнение.
Эпитет.
К.Паустовский «Барсучий нос»
Иллюстрации.
-Попрошу выйти всех к доске. Определитесь, пожалуйста, какой вид работы вас заинтересовал. С чем бы вы хотели поработать сегодня на уроке? На партах стоят таблички с номерами групп. Пройдите на свои рабочие места.
-Выберите командира и секретаря.
После того, как все дети разместились на местах, прошу подойти ко мне командира за карточкой с заданием.
На выполнения задания отводится 10 минут.
Командирам выдаются карточки с заданиями:
1 группа
1.Дайте определение понятию «олицетворение»
2.Найдите олицетворения в стихотворении Ф.Тютчева «Листья»
Ф.Тютчев
ЛИСТЬЯ
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.
Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе,
Играли с лучами,
Купались в росе!..
Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!
О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..
2 группа
1.Дайте определение понятию «сравнение»
2.Найдите сравнения в стихотворении Н.А. Некрасова
Н. А. Некрасов
Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор! —
Листья поблёкнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр...
3.Подберите свои сравнения к словам:
Листья как…
Облака как…
Озеро словно…
3 группа
1.Дайте определение понятию «эпитет»
2.Найдите эпитеты в стихотворении А. Майкова «Осень»
Аполлон Майков
ОСЕНЬ
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!
Нет мне здесь прежних утех!
Лес с себя тайну совлек:
Сорван последний орех,
Свянул последний цветок;
Мох не приподнят, не взрыт
Грудой кудрявых груздей;
Около пня не висит
Пурпур брусничных кистей;
Долго на листьях, лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность прозрачных небес...
Листья шумят под ногой;
Смерть стелет жатву свою...
Только я весел душой
И, как безумный, пою!
Знаю, недаром средь мхов
Ранний подснежник я рвал;
Вплоть до осенних цветов
Каждый цветок я встречал.
Что им сказала душа,
Что ей сказали они -
Вспомню я, счастьем дыша,
В зимние ночи и дни!
Листья шумят под ногой...
Смерть стелет жатву свою!
Только я весел душой -
И, как безумный, пою!
4 группа
1.Найдите начало произведения К.Паустовского «Барсучий нос»
Озеро около берегов было засыпано ворохами желтых листьев. Их было так
много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули.
Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, где доцветали
кувшинки и голубая вода казалась черной, как деготь.
Там мы ловили разноцветных окуней. Они бились и сверкали в траве, как
сказочные японские петухи. Мы вытаскивали оловянную плотву и ершей с
глазами, похожими на две маленькие луны. Щуки ляскали на нас мелкими, как
иглы, зубами.
Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны
далекие облака и синий густой воздух. По ночам в зарослях вокруг нас
шевелились и дрожали низкие звезды.
2.Найдите известные вам художественные приёмы, приведите примеры из отрывка
5 группа
1.Соотнесите иллюстрации с отрывками из произведений( Дети рисовали иллюстрации к изучаемым произведениям, посвящённые осени. Учитель отобрал несколько работ.)
2.Подготовьте выразительное чтение этих отрывков.
Во время выполнения задания в группах учитель координирует работу.
По сигналу обсуждения в группах прекращается.
4.Физкультминутка.
Как-то раз с большого клёна
Оторвался лист зелёный.
Ветер листик подхватил,
Завертел и закружил.
По полям и по лесам,
По горам и по лугам,
Он везде бы побывал,
Если б только не завял.
5.Выступление групп.
После ответов каждой группы участники других групп вносят свои дополнения. Работа каждой группы оценивается учащимися.
6.Подведение итогов.
-Скажите, а для чего авторы используют в своём творчестве различные образные средства языка? (Выслушиваются различные ответы уч-ся, но главное, что авторы с помощью художественных средств языка передают своё восхищение природой)
-А я хочу прочитать вам мои любимые строки уже современного поэта Павла Маракулина.(Чтение учителем наизусть)
Вы приезжайте к нам по сентябрю,
У нас опять такая осень ныне,
Я всем своим товарищам дарю
Букеты красной северной рябины.
И родину не так бы я любил,
Когда б не эта красота до боли…
-У нас в классе тоже есть свои начинающие поэты, которые посвятили свои стихотворения осени. Давайте послушаем Гаджиеву Фидан.
Осень.
Осень золотая
К нам вернулась снова.
Знакомые ворота
Распахнула школа.
Листья кружат на ветру,
Словно с ним играя.
Прячут ягоды в лесу
От тех, кто собирает.
Сколько дарит осень их
Ягодок красивых!
Там рябина, здесь брусника,
Ну-ка, собери-ка!
Собирать –то нелегко,
Но потрудись денёк,.
Ягодка по ягодке,
И полный кузовок!
Писатели и поэты выражают свои чувства и эмоции словами.. А как ещё можно показать красоту осени? (красками, музыкой, фотографией)
-Перед вами несколько репродукций и фотографий. Назовите художников, которые писали осенние пейзажи. (И.И. Левитан, М.В. Нестеров, И.И. Шишкин, Г.Г. Мясоедов)
-Как художники передают своё отношение к осени?
-А сейчас давайте послушаем отрывок песни композитора П. Чеснокова на слова Н. Некрасова «Несжатая полоса» Какое настроение у вас вызвала это песня? (грусть, печаль)
Оказывается осень не только может пробуждать восхищение , но и вызывать грусть, тоску.
-Как композитору удалось вызвать такие чувства?
Вот мы и попрощались с осенью На пороге уже зима. Уже выпал первый снег. Давайте его поприветствуем и будем ждать через год возвращения красавицы осени.
Вывод
-Какие художественные приёмы и образы используют авторы для того, чтобы донести для читателя, зрителя, слушателя красоту окружающей нас природы?