Официальный сайт ruskorinfo 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Алфавитный подход к измерению информации

Данные об авторе
Автор(ы): 
Фёдорова Светлана Юрьевна
Место работы, должность: 

МАОУ СОШ № 153, учитель информатики

Регион: 
Челябинская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Информатика и ИКТ
Цель урока: 
  • познакомить учащихся с понятиями алфавит, мощность алфавита, информационная емкость знака, информационный объем сообщения;
  • научить решать задачи на определение информационного объёма сообщения;
  • воспитание аккуратности и умение вести записи в тетради, воспитание культуры поведения на уроке, умение слушать;
  • развитие познавательных интересов, умения конспектировать.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 
14
Используемые учебники и учебные пособия: 

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ 8 класс (БИНОМ. Лаборатория знаний)

Используемое оборудование: 

Доска, интерактивная доска, компьютер, проектор, рабочие места учеников (ПК)

Используемые ЦОР: 

http://files.school-collection.edu.ru

Краткое описание: 
<p> <span style="color: rgb(0, 0, 0); font-family: Arial, Tahoma; text-align: left; ">Конспект урока показывает использование единой коллекции цифровых образовательных ресурсов на уроке информатики. Изучение нового материала происходит с использованием возможностей интерактивной доски, закрепление материала - интерактивного теста на ПК, что позволяет повысить интерес к уроку, разнообразить формы работы.</span></p>

Цели урока:

  • познакомить учащихся с понятиями алфавит, мощность алфавита, информационная емкость знака, информационный объем сообщения;
  • научить решать задачи на определение информационного объёма сообщения;
  • воспитание аккуратности и умение вести записи в тетради, воспитание культуры поведения на уроке, умение слушать;
  • развитие познавательных интересов, умения конспектировать.

Задачи урока:

  • Образовательная:
    - Познакомить учащихся с алфавитным подходом к измерению информации: 
    - Научить вычислять количество информации в тексте, составленном из символов определенного алфавита; 
    - Отработать навыки решения задач.
  • Развивающая:
    развить операционное мышление и коммуникативную компетентность при обработке информации.
  • Воспитательная:
    Воспитать восприятие компьютера как инструмента информационной деятельности человека и бережного отношения к компьютеру.

Тип урока: Изучение нового материала и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники: Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ 8 класс (БИНОМ. Лаборатория знаний)

Оборудование:

Доска, интерактивная доска, компьютер, проектор, рабочие места учеников (ПК).

 

Ход урока

1.      Организационный момент.

2.      Постановка цели

3.      Актуализация и систематизация знаний.

(в скобках ответ на вопрос)

Фронтальный опрос учащихся.

·         Какая формула связывает между собой количество возможных информационных сообщений и количество информации, которое несет полученное сообщение? (N=2i , где N количество возможных информационных сообщений, i– количество информации, которое несет полученное сообщение)

·         Каковы единицы измерения информации? (бит, байт, килобайт и т.д.)

·         Что такое бит? (бит – это количество информации, содержащееся в информационном сообщении, уменьшающем неопределенность знания в два раза)

·         Чему равен 1 байт? (1 байт = 8 битов = 23 битов);

·         Переведите:
2 Мбайта = _______ Кбайт (2048 Кбайт)
16 бит = __________ байт (2 байта)
4 байта = _________ бит (32 бита)

4.      Изучение нового материала

 Существует несколько подходов к измерению информации. На этом уроке мы рассмотрим, только один, который называется алфавитным подходом к определению количества информации. Внимание на экран:

При объяснении материала используется ЭОР, Фрагмент 1 (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6a493343-35e0-4574-a2b5-82bc452a7d36/%5BINF_026%5D_%5BAM_14%5D.swf)

(Остановка после первой ключевого кадра)

·         А что вы привыкли называть алфавитом?

·         Множество символов, используемых при записи текста, называется алфавитом.

·         Полное количество символов в алфавите называется мощностью (размером) алфавита.

Продолжение  презентации, фрагмент 2 (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6a493343-35e0-4574-a2b5-82bc452a7d36/%5BINF_026%5D_%5BAM_14%5D.swf)

(Остановка после второго ключевого кадра)

Записать формулу:

N=2i

где N -  мощность алфавита,

i– информационный вес одного символа.

Продолжение  презентации, фрагмент 3

(Остановка после третьего ключевого кадра)

Записать решение задачи

Продолжение  презентации, фрагмент 4

Записать формулу

I=K*i,

где K- количество символов в тексте,

I- информационный объем текста.

В компьютере также используется свой алфавит, который можно назвать компьютерным. Количество символов, которое в него входит, равно 256 символов (строчные и прописные латинские и русские буквы, цифры, знаки арифметических операций, всевозможные скобки, знаки препинания и другие символы)

Один символ из алфавита мощностью 256 (28) несет в тексте 8 бит информации. Алфавит из 256 символов используется для представления текстов в компьютере.
Вывод. Значит, каждый символ алфавита используемого в компьютере для печати документов весит 8 бит.

 

5.      Закрепление изученного материала.

Выполнить следующие задания:

Пример 1. Статья набранного на компьютере текста содержит 30 страниц, на каждой странице - 40 строк, в каждой строке 50 символов. Какой объём информации содержит статья?

Пример 2.Найти объем текста, записанного на языке, алфавит которого содержит 128 символов и 2000 символов в сообщении.

Пример 3.Сколько символов в тексте, если мощность алфавита – 64 символа, а объем информации, содержащийся в нем – 1,5 Кбайта.

Пример 4.Сообщение занимает 3 страницы по 25 строк. В каждой строке записано по 60 символов. Сколько символов в использованном алфавите, если все сообщение содержит 1125 байт?

                                                                                                                 

6.      Контроль знаний

Тест (учащиеся выполняют на компьютере, проходят по ссылке https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?formkey=dGxFY3pCdE1YZjEwUXVxSmJrOWx1ZHc6MQ)

 

7.      Подведение итога урока. Ответить на вопросы учителя (в скобках ответ на вопрос).

  1. Что называется алфавитным подходом? (это способ измерения информационного объема текста, не связанного с его содержанием)
  2. Что такое мощность алфавита? (полное число символов алфавита)
  3. Как определяется информационный объем текста при использовании алфавитного подхода? (I=K*i, I– количество информации в сообщении, i– количество информации которое несет один знак, К – количество знаков в сообщении)

8.      Домашнее задание

·         Выучить формулы

·         Решить задачу:

Определи количество информации в книге, набранной на компьютере. Книга содержит 1500 страниц. На каждой странице – 40 строк, в каждой строке – 60 символов. Запиши ответ в наиболее подходящих единицах.

9.  Выставление оценок за урок.

 


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн