Официальный сайт terra-z 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



План-конспект урока литературы «И грянул бой, Полтавский бой!» Мастерство А. С. Пушкина в изображении Полтавской битвы. Образ Петра I.

Фото пользователя Лариса Михайловна Стефанова
Submitted by Лариса Михайловна Стефанова on Tue, 27/03/2012 - 00:27
Данные об авторе
Автор(ы): 
Стефанова Лариса Михайловна
Место работы, должность: 
ГВ(с)ОУ «Республиканский центр образования» Республики Коми г. Сыктывкара, учитель русского языка и литературы
Регион: 
Республика Коми
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

в процессе работы над отрывком из поэмы «Полтава» показать мастерство А. С. Пушкина в изображении Полтавской битвы, раскрыть отношение автора к образу Петра I.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

В. Я. Коровина. Литература, 7 класс. М.:Изд. "Просвещение", 2010 г.

Используемая методическая литература: 

Ж. Н. Критарова. Конспекты уроков для учителя литературы. 7 класс. Москва, Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2001 г.

 

 

Используемое оборудование: 

компьютер, колонки, экран.

Используемые ЦОР: 

электронный учебный модуль «А. С. Пушкин «Полтава: http://fcior.edu.ru/card/15822/a-s-pushkin-poltava-chast-2-bazovoe-izuchenie.html

Краткое описание: 
Задачи урока: образовательная: выяснить роль Петра I в Полтавском сражении и отношении автора к нему; провести анализ фрагмента; вспомнить художественно-изобразительные средства языка, определить их роль в отрывке поэмы; развивающая: развивать навыки анализа текста произведения с целью выделения основных признаков, построения логической цепи доказательств, формировать умение составлять цитатный план, умение определять понятия, устанавливать аналогии и делать выводы; воспитательная: (воспитание у учащихся чувства гордости и уважения к деятельности великих людей и героическому историческому наследию своей страны.

Ход урока:

1.   Организационный момент. Постановка цели урока.

2.   Повторение предыдущей темы урока. Ребята! На прошлом уроке мы с вами познакомились с поэмой А. С. Пушкина «Медный всадник». Во вступлении к поэме поэт создаёт величественный образ ПетраI-преобразователя. Расскажите об интересе А. С. Пушкина к истории России и эпохе царствования Петра I.

Примерный ответ учащихся:

Пушкин интересовался историей России. Особый интерес был у поэта к петровским временам. С начала XVIII  века  Русь превращается в империю. Петр Iвводит много новшеств: развивается промышленность, торговля, армия и флот, культура государства. Начинает расцветать просвещение,  создаются школы, издаются книги. И во всём этом была огромная заслуга Петра.

Учитель дополняет ответ учащихся.

Демонстрируется портрет Петра I.

Сегодня мы с вами будем говорить о поэме «Полтава». Как и «Медный всадник», эта поэма связана с образом Петра I.

3.  Актуализация знаний. Историческая основа поэмы А. С. Пушкина «Полтава».

- Какое историческое событие взял А. С. Пушкин за основу поэмы «Полтава»?

(Сражение под городом Полтава в 1709 году.)

Работа по таблице «Полтавская битва».

- В чём заключается значение Полтавской битвы?

(В  1709 году русские войска разгромили шведов под Полтавой. Эта победа укрепляет авторитет и мощь России в числе других государств. В. Г. Белинский так определил роль этой победы: «Полтавская битва была не просто сражение, замечательное по огромности военных сил… нет, это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства».)

- А. С. Пушкин тоже Полтавскую битву считал важным событием в царствовании Петра I. В поэме «Полтава» Пушкин  выступает  не только как поэт, но и как историк. Он задумывается над судьбой Родины. И Полтавскую битву поэт называет «счастливым происшествием, которое избавило страну от опасного врага». Этому историческому событию поэт посвятил поэму «Полтава».

4. Работа с текстом художественного произведения.

Чтение отрывка «Полтавский бой», составление цитатного плана фрагмента.

Цитатный план:

1. «И битвы поле роковое

    Гремит, пылает здесь и там».

2. «Толпой любимцев окружённый,

    Выходит Пётр».

3. «Полки увидели Петра».

4. «Вдруг слабым манием руки

    На русских двинул он полки».

5. «И грянул бой, Полтавский бой!»

6. «Ура! мы ломим; гнутся шведы».

7. «Пирует Пётр».

Беседа по тексту:

-Проследите по тексту поэмы последовательность событий  Полтавского боя. Какое  из  них выделяет Пушкин? Почему?

- Сопоставьте строки, посвящённые Петру Iи Карлу XII. Обратите внимание на внешний облик, поступки и настроение полководцев. Заполните таблицу:

 

Петр I

Карл XII

 

 

 

 

 

 

 

 

- Какой приём использует А. С. Пушкин?

Антитеза (от греч. antithesis — «противоположение») - стилистическая фигура, сопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления.

Работа над изобразительно-выразительными средствами языка.

-Соотнесите  термины и их  определения.

 

ЭПИТЕТ -

форма  поэтической речи, основанная на сопоставлении двух  предметов  или  явлений.    

СРАВНЕНИЕ -

повторение однородных согласных звуков в стихе, фразе, строфе.

МЕТАФОРА -

 

переносное  значение слова, основанное на употреблении одного слова или явления другому по сходству или по контрасту.

АЛЛИТЕРАЦИЯ-

 

художественное определение, подчёркивающее какое-либо свойство предмета или  явления. 

 

- Найдите в описании облика Петра Iи боя метафоры, сравнения, эпитеты. Какую роль они играют в художественном описании боя и облика Петра I?

Метафоры:  _____________________________________________________

Сравнения: _____________________________________________________

Эпитеты: _______________________________________________________

Аллитерация:

ВЫВОД:изобразительно-выразительные средства языка помогают представить описываемую картину, «услышать» бой, понять отношение автора к изображаемым событиям.

5. Проверка уровня усвоения изученного материала. Работа с ЭОР «А. С. Пушкин. «Полтава»:

http://fcior.edu.ru/card/15822/a-s-pushkin-poltava-chast-2-bazovoe-izuchenie.html

6. Подведение итогов урока. Рефлексия. Выставление оценок.

      7. Домашнее задание: выучить наизусть отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Полтава» (описание боя).

 

Прикрепленный файл Size
А. С. Пушкин. Полтава..doc 2.71 MB

»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Евгения Николаевна Нефёдова

На: План-конспект урока литературы «И грянул бой, Полтавский бой


Удачно  вписывается  в канву  урока  работа с ЭОР «А. С. Пушкин. «Полтава»  (проверка уровня усвоения изученного материала).Спасибо  Вам, Лариса  Михайловна,  за  интересную  методическую  разработку!  С  наилучшими  пожеланиями  Евгения Николаевна.




Фото пользователя Лариса Михайловна Стефанова

На: План-конспект урока литературы «И грянул бой, Полтавский бой


Спасибо за комментарий, Евгения Николаевна! Рада, что Вам понравился представленный материал. С уважением, Лариса Михайловна.

С уважением, Лариса Михайловна.



Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн