Вы не зарегистрированы

Авторизация



Игра как средство повышения грамотности учащихся

Submitted by Валентина Мухина on Tue, 27/03/2012 - 12:01
Данные об авторе
Автор(ы): 
Мухина Валентина Викторовна
Место работы, должность: 

Учитель-дефектолог, логопед НОУ СОШ "Росинка"

Регион: 
Город Москва
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Уровни образования: 
специальное (коррекционное) образование
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Логопедия
Предмет(ы): 
Педагогика
Предмет(ы): 
Психология
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p> <span style="display: none;">&nbsp;</span></p> <p> Взяв за основу известную всем игру Морской бой &nbsp;и Вышивание крестиком (автор неизвестен), я добавила&nbsp; речевой материал и усовершенствовала правила. Данная игра предназначена для детей школьного&nbsp; и&nbsp;&nbsp; старшего&nbsp; дошкольного возраста (для читающих детей &nbsp;возможно дифференцированное&nbsp; использование &nbsp;игры с речевым материалом, для нечитающих &ndash; без речевого материала).</p> <p> &nbsp;</p> <p> <strong>Задачи игры: </strong></p> <ul> <li> <p> Повышение грамотности путем совершенствования языкового&nbsp; анализа и синтеза;</p> </li> <li> <p> Формирование зрительного образа слова;</p> </li> <li> <p> Развитие фонематического слуха;</p> </li> <li> <p> Развитие зрительного восприятия и пространственных представлений;</p> </li> <li> <p> Развитие&nbsp; слухового и&nbsp; зрительного внимания;</p> </li> <li> <p> Развитие слухоречевой и&nbsp; зрительной памяти;</p> </li> </ul> <p> <strong>Материал: </strong>Игровое буквенное поле № 1 &nbsp;на каждого ребёнка, цветные карандаши. У ведущего буквенное поле № 1&nbsp; и № 2&nbsp; (готовый вариант), таблица со словами.</p> <p> &nbsp;</p>

 

Играя, развиваем …

Игра как средство повышения грамотности учащихся

Письмо и     чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми невозможно или затруднено обучение. К сожалению, учителя и  родители чаще считают причиной трудностей  неспособность, плохую подготовленность  или нежелание ребёнка учиться хорошо читать и писать.

В чем же причина этих трудностей? Как привить интерес к письму и чтению? Как быть успешным в школе?

По данным ИВФ РАО у значительной части детей, поступающих в школу,  возрастная несформированность речи  отмечена у  60% учащихся, моторики  - у 30-35 % учащихся, зрительного и зрительно-пространственного восприятия – у  50%,  зрительно-моторных и слухо-моторных координаций – у 35%.  Поскольку это школьно-значимые функции, обеспечивающие формирование навыков письма и   чтения,   то  недостаточное их  развитие      может  являться причиной трудностей в обучении. И лишь совместная комплексная коррекционно-развивающая работа учителя, логопеда и психолога  могут устранить или в значительной мере скомпенсировать многие трудности.

Несмотря на огромное количество литературы с играми и игровыми упражнениями, возникла необходимость создание игр, имеющих комплексную  направленность  на развитие как  вербальных, так  и невербальных функций, которые могут использовать не только специалисты, но и учителя,  и родители. Именно «в игре непонятное становится частично понятным путем особых действий, ориентирующих ребёнка в этом непонятном». (Эльконин, 1978)

Взяв за основу известную всем игру «Морской бой» и «Вышивание крестиком» (автор неизвестен), я добавила  речевой материал и усовершенствовала правила. Данная игра предназначена для детей школьного  и   старшего  дошкольного возраста (для читающих детей  возможно дифференцированное  использование  игры с речевым материалом, для нечитающих – без речевого материала).

 

Задачи игры:

  • Повышение грамотности путем совершенствования языкового  анализа и синтеза;
  • Формирование зрительного образа слова;
  • Развитие фонематического слуха;
  • Развитие зрительного восприятия и пространственных представлений;
  • Развитие  слухового и  зрительного внимания;
  • Развитие слухоречевой и  зрительной памяти;

Материал: Игровое буквенное поле № 1  на каждого ребёнка, цветные карандаши. У ведущего буквенное поле № 1  и № 2  (готовый вариант), таблица со словами.

 

Количество играющих:  от 1 до 25

Возраст играющих:от 6 до  11 лет  (в зависимости от сложности материала)

 

 

  Литература

  1. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: учебное пособие/под общ. ред. Канд. Пел. Наук, доцента О. Б. Иншаковой – М.: московский психолого-социальный институт; Воронеж;
  2. Безруких, М. М. Проблемные дети. – М.: Изд-во УРАО, 2000. – 312 с.
  3. Безруких, М. М. Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь. – М.: Эксмо,  2009. – 464 с.
  4. Голубь, В.Т. Графические диктанты: пособие для занятий с детьми 5-7 лет. - М.: ВАКО, 2004.-144 с. – (Мастерская учителя)
  5. Эдигей, В.Б. Увлечение чтением: уроки развития мышления и техники чтения. – М.: УЦ «Перспектива», 1997.- 112 с.
Прикрепленный файлSize
Игра.doc183 KB