Вы не зарегистрированы

Авторизация



Матера – современная Атлантида?

Фото пользователя Людмила Петровна Курышева
Submitted by Людмила Петровна Курышева on Tue, 27/03/2012 - 20:23
Данные об авторе
Автор(ы): 
Курышева Людмила Петровна
Место работы, должность: 
МОУ "СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 8"
Регион: 
Вологодская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Формируемые УУД

Личностные: а) когнитивный компонент: ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, формирование социально-критического мышления, Установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями, формирование экологического сознания; б) ценностный и эмоциональный компоненты: воспитание любви к Родине,  к равноправному сотрудничеству, любви   к природе; в) деятельностный: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия, умение конструктивно разрешать конфликты, формирование  устойчивого а и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Регулятивные УУД: сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона, выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения, Оценивают  достигнутый  результат, ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно

Познавательные УУД: умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними, восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной для решения задачи информации, применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров, ориентируются и воспринимают тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей, устанавливают причинно-следственные связи, строят логические цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД: общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией, работают в группе, придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества, проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.

 

Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): 
28
Используемая методическая литература: 

Распутин В.Г. Прощание с Матерой

Письмо Министерства образования об открытых уроках по творчеству В.Г.Распутина

http://www.2rybinsk.ru

http://mamasoldata.mybb.ru/viewtopic.php?id=74мать-Волга

http://www.fermer.ru/files/sale/attach/113540/razvaliny_na_ostrove.jpgзатопленная церковь

http://www.krokhino.ru/gallery5/3.jpgпри низком уровне воды

http://www.kirmuseum.ru/issue/guide/detail.php?ID=5480волог.деревни

http://www.agro39.ru/upload/iblock/cdb/Image011.jpgдеревня

http://lj.konakovo.org/vesegonsk/DSC_7284m.jpgдом

http://content.foto.mail.ru/mail/yu.ra/_blogs/i-2083.jpgдом зима

http://www.skylaser.ee/arrangement/img/image002.jpgкижи

 

Используемое оборудование: 

Интернет-подключение

мультимедиапроектор

Используемые ЦОР: 

фильм, созданный в программе MovieMaker учеником данного класса

Краткое описание: 
Урок - аквариум, предполагает открытое обсуждение проблематики текста

Результаты обучения.

Личностные: формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения

Метапредметные: формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его.

Ход урока.

  1. Творческая мотивация

А. Просмотр фильма, созданного к уроку Курышевым Ильей, на основе своих фотографий, картин, песни «Деревня моя дорогая» А.Дерра в исполнении О.Ивановой.

Б. Задание всему классу – в ходе просмотра фильма сформулировать его идею, цели и задачи урока, наметить пути их достижения. Оформить в виде сочинения-миниатюры.

В. http://www.youtube.com/watch?v=XAE2TPeo2co&feature=youtu.be

Г. Озвучивание работ, формулирование целей и задач урока.

Новослугин Максим.

Автор фильма показывает, как хорошо люди жили в деревнях, их скот, дома. Им нравилась эта тихая жизнь у себя на родине. Но потом пришел приказ о затоплении, именно это показывают карты. Затоплено самое дорогое место – место, где прошло детство, где жило не одно поколение. Как мы можем не допустить подобного? Что может помешать этому? Какова наша роль? Эти вопросы мы должны сегодня обсудить.

Семенова Даша

Фильм начался с показа бегущего теленка, людей, работающих на пасеке, в поле. Затем – затопление, и что после. Люди уезжали из деревень. Только ли из деревни они уезжали? Уходила целая цивилизация вместе с этими стариками. Об этом мы и будем вести речь на уроке. Что из нее мы хотим и должны сохранить?

Прахова Анна

Фильм показал нам изменения, происходившие с деревней с начала затопления  и после него. Происходит распад деревенской культуры – от счастливой, оживленной деревни до опустевшей и разрушенной и последующего Музея в честь ее. Последний слайд показывает грустного пожилого человека, пережившего эти времена, с рюмкой думающего: Вам дальше жить! О последствиях разрушения деревенского уклада говорит и В.Распутин, и мы об этом будем говорить, анализируя повесть «Прощание с Матерой».

Учитель подводит итог. Сегодня мы обсуждаем проблему, поставленную В.Г.Распутиным в его повести. В основе – идея затопления деревень для создания водохранилищ. Эта идея широко разошлась по стране и по времени. В.Распутин пишет о Сибири в 70 – 80 годы, подобное было при создании Рыбинского водохранилища на территории нашей области.

  1. Организационный момент. В центр класса поставлены 11 стульев, 9 заняты учениками, 2 свободных. Вокруг – большой круг, в котором сидят остальные 17 человек. Задача группы в центре – обсуждение вынесенных проблем. Внешний круг фиксирует ход обсуждения, предлагает вопросы. Координирует действия ведущий. Из внешнего круга можно всегда занять свободное место и принять участие в обсуждении.

Знакомство с правилами ведения дискуссии.

  1. Обсуждение
    1. Почему, на ваш взгляд, В.Распутин написал повесть «Прощание          с Матерой»? Как связано это произведение с реальной жизнью в Сибири?

Сообщение 1. Затопления в Сибири

По планам ученых уже в 1950 году начали строить Иркутскую ГЭС, а 23 сентября 1954 года было создано управление Нижнеангаргэсстрой, которому поручалось строительство Братской ГЭС со всеми ее последствиями, в том числе и затоплением всех деревень Братского района.
Ополовниковы в книге «Земля Иркутская, деревянная...» называют еще одну трагическую дату - дату образования города Братска. «Окончательный смертный приговор всем старинным поселениям Братского района вместе с его центром окончательно был вынесен 12 декабря 1955 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР о преобразовании рабочего поселка Братск в город областного подчинения. С этого момента по всей братской округе юридически признавался приоритет враждебной по отношению к природе индустриально-городской среды над крестьянской жизнью», - пишут они.
Дополним к сказанному, что к моменту затопления коренное население Братского района было сосредоточено, в основном, в сельской местности. После затопления число сельских жителей и жителей поселков стало неуклонно снижаться. Процесс этот идет до сих пор. При строительстве Богучанской ГРЭС уже в 2007 году(!) уйдут под воду десятки деревень, сотни километров пашенной земли, сибирская культура, копившаяся столетиями. Страшное слово «зачистка» теперь знакомо и жителям сибирских деревень. Жительница сожженной деревни Дворец теперь знает, что такое "зачистка". Не чеченские боевики и не террористы попадают под "санитарные зачистки": настоящая война идет с мирными жителями, стариками да старухами
 

Сообщение 2. Затопление Мологи.

13 апреля 1941 года в соответствии с планом "социалистической реконструкции" великой русской реки Волги началось заполнение самого крупного по тем временам Рыбинского водохранилища, названного с легкой руки записных оптимистов "рукотворным морем".

… После наполнения гигантской чащи водохранилища ушла под воду и была изъята из хозяйственного оборота восьмая часть ярославской земли, в том числе 80 тыс. га лучших в Поволжье драгоценных пойменных заливных лугов, травы которых по своему качеству не уступали травам с альпийских лугов, более 70 тыс. га веками возделываемой пашни, более 30 тыс. га высокопродуктивных пастбищ, более 250 тыс. га грибных и ягодных лесов. Сельскохозяйственному производству региона был нанесен тяжелейший удар, поскольку основными районами маслоделия Ярославской губернии были Мологский и Пошехонский уезды, а также северные части Мышкинского и Рыбинского уездов, то есть те территории, которые были затоплены или подтоплены водохранилищем. Здесь, на северо-западе губернии, вырабатывалось до 85 процентов ярославского масла, значительная часть которого до революции экспортировалась в Западную Европу, в частности, в Англию и Данию. Все это свидетельствует о чрезвычайно высоком уровне развития животноводства в Молого-Шекснинском междуречье, которое сопоставимо с современным сельскохозяйственным производством в Голландии и Франции. Однако богатейшая база высокопродуктивного животноводства области была бездумно затоплена.

Но самые тяжелые потери связаны с переселением, а правильнее сказать, выселением десятков тысяч людей. В общей сложности при строительстве Рыбинского и Угличского гидроузлов и заполнении водохранилища разрушены и затоплены около 800 сел и деревень, 6 монастырей и более 50 храмов.

Ушли под воду древняя княжеская столица, культурно-исторический и административно-хозяйственный центр город Молога, в котором проживали более 5 тыс. человек, пятитысячный фабричный поселок Абакумово, находившийся на реке Шексне в нескольких километрах от Рыбинска. Затоплено три четверти территории одного из древних русских городов - Весьегонска (Тверская область), расположенного в 140 км от Рыбинска. Под воду ушла вся его историческая часть с тремя старинными храмами. Перенесено на новое место старинное село Брейтово, стоявшее при впадении легендарной реки Сить в Мологу. Затоплены древние летописно известные села и храмы, расположенные вдоль бывших берегов Мологи, в частности, село Борисоглеб - бывший Холопий Городок, впервые упомянутый в XII веке. Ушли под воду самая благоустроенная в Ярославской епархии Югская Дорофеева пустынь, располагавшаяся на полпути от города Мологи до города Рыбинска; обширный комплекс Мологского Афанасьевского монастыря, основанного в XIV веке. В комплекс входило 4 храма. Затоплен Леушинский Иоанно - Предтеченский женский монастырь, находившийся между Череповцом и Рыбинском близ реки Шексны, с величественным пятиглавым собором.Однако подлинная трагедия социалистической реконструкции Верхней Волги - это изломанные судьбы людей, изгнанных с веками обжитой территории.

Беседа в малом кругу

2. Как описываются в повести остров Матера и его жители? Кто более запомнился и почему? Дайте характеристику членам семьи Пинигиных, подругам Дарьи, Богодулу, Петрухе и другим жителям Матеры.

3. Кому противостоят жители Матеры в своем стремлении достойно проститься с родиной? Охарактеризуйте действия и образ жизни «пожогщиков» и «обсевков». Каково отношение к ним автора?

4. Прочитайте фрагменты текста, в которых говорится о подготовке Дарьей своей избы к уничтожению. Каковы мотивы поведения Дарьи? Чье поведение по отношению к родному дому противопоставляется поведению Дарьи? Как оценивает автор разные типы отношения к дому? В чем это выражается?

5. Как вы понимаете финал произведения? Как в финале выявляется авторская позиция по отношению к изображаемому?

6. Найдите описание Хозяина. Почему его не видели много лет и теперь он появился?

7. Зачитайте эпизод «Вырубка царского лиственя». Как вы его поняли?

 Подведение итогов дискуссии

Ведущий предлагает каждому во внутреннем кругу решить, враг ли прогресса В. Распутин? Вывод о том, что технический прогресс невозможен без нравственного, а нравственность не отделима от памяти, родной земли.

  1. Обсуждение хода дискуссии. Выступления внешнего круга.
    1. Интересно наблюдать за происходящим в классе. Выделились несколько мнений: те, кто считают, что прогресс идет, его не остановить, не стоит сожалеть об ушедшем, надо идти вперед, но помнить о предках; те, кто считают, что с затоплением, утратой деревень мы теряем себя; те, кто равнодушен, считая, что можно жить в городе и быть счастливым, поедая синтетическую пищу.
    2. Интереснее участвовать в дискуссии. Хочется сохранить деревню, хочется знать, что всегда есть место, где можно пробежаться босиком по росе, посидеть в тишине на реке.
    3. Наверное, каждый человек болезненно перенесет переезд с родного, насиженного места. Человек чувствует разрыв с предками. Он думает, как ему будет на новом месте. Люди, выросшие на острове Матера, не хотели уезжать. Они готовы умереть на родине, сохраняя ее и ее традиции. Чтобы развиваться, человек должен изменить свою душу (Корякова Маша)
    4. Отрыв от земли убивает человека и физически, и морально. Он сразу теряет свои корни, своих родных, свои воспоминания. Разрыв с многовековым укладом – потеря всех хороших качеств в человеке. Обсуждение было интересным, все обсуждавшие хорошо знают текст, подобрали верные цитаты об острове, о героях, дали их характеристику. С одной стороны, нельзя не согласиться с Дарьей, а с другой – почему она судит? Ведь у каждого своя правда…(Никитин Марк)
    5. В повести «Прощание с Матерой» В.Распутин пишет о малой родине, без которой не может быть настоящего человека. На мой взгляд, повесть – это крик души о разоренных, затопленных деревнях, людях, насильно выселенных с родных мест. Поставленная в тексте проблема касается и настоящего времени. Старики и старухи, прожившие в деревнях всю свою жизнь, выселяются предпринимателями, арендаторами. Я считаю такие поступки аморальными, и совершившие это должны быть наказаны. (Яна Буркова)
    6. Рефлексия. Завершите высказывание.

А. На уроке мы обсуждали проблему… . Она актуальна, потому что…

Б. Мы использовали форму аквариума, что помогло разобраться…

В. Такая форма мне (не) понравилась, потому что…Мы научились вести дискуссию:

Курышев Илья. На уроке мы обсуждали проблему совести и ее отсутствия у современного человека. Она актуальна, потому что и в наше время подобное происходит. Б. Мы использовали форму аквариума, что помогло разобраться в своих чувствах, в отношении к проблеме, увидеть точку зрения других.

В. Такая форма мне  понравилась, потому что название прикольное, ты как будто наблюдаешь со стороны и хочешь поспорить, а не всегда можешь. Это заставляет еще раз обдумать, что хотел сказать. Мы научились вести дискуссию:  не перебивать друг друга, аргументировать свои суждения, учимся строить высказывание по типу ЕГЭ.

7. Итог (учитель).

Чем стала повесть «Прощание с Матерой» для каждого из вас лично? «Я не мог не написать «Матеру», как сыновья, какие бы они ни были, не могут не проститься со своей умирающей матерью. Эта повесть               в определенном смысле рубеж в писательской работе».

(«Литературная газета», 16 марта 1977 г., интервью «Не мог не проститься с Матерой»)

 

Прикрепленный файлSize
Урок по Распутину.docx28.58 KB

»  Tags for document: